Урок-исследование «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»
учебно-методический материал по физике (7 класс)
Урок-исследование
Тема: «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie._opredelenie_plotnosti_tverdyh_tel_i_zhidkostey._7_klass.docx | 374.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 184
Калининский район
7класс
Урок-исследование
«Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»
Разработка учителя физики
Логинова Михаила Анатольевича
г. Санкт-Петербург
2020
Урок-исследование
Тема: «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»
Цель урока:
Цели урока:
Педагогические:
- изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося;
- формирование творческого, интеллектуального потенциала учащегося;
- совершенствование у учащихся навыков самостоятельной работы.
Учебные:
- ликвидация пробелов по основным темам курса физики;
- отработка физических навыков в соответствии с требованием стандартов образования;
- формирование навыка оформления экзаменационных работ;
- выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена.
Методические:
- Усовершенствовать средства диагностики усвоения учащимися составляющих учебно-познавательной компетенции по физике.
- Экспериментально проверить эффективность разработанной методики урока в реальном учебном процессе.
- Воспитывать чувство ответственности.
- Учить обучаемых работать в коллективе.
- Продолжить формирование вычислительных навыков, формировать умение планировать, прогнозировать эксперимент.
- Научить учащихся определять необходимые результаты опытным путем.
- Научить пользоваться справочной литературой, работать с таблицами.
- Развитие чувство ответственности.
- Совершенствование навыков коллективной работы.
- Продолжить формирование вычислительных навыков, формировать умение планировать, прогнозировать эксперимент.
- Научить учащихся определять плотность твердых тел и жидкостей опытным путем: с помощью весов, мензурки или линейки.
- Научить пользоваться справочной литературой, работать с таблицами.
Тип урока: Занятие – исследование, ролевая игра, информационно-развивающий.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, весы, мензурка, линейка, твердые тела и жидкости разной массы и объема.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого спроектирован урок:
Учащиеся владеют:
регулятивными УУД – преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями
познавательными УУД:
–знания совместными групповыми усилиями
коммуникативными УУД:
– участвовать в коллективном определять способы решения проблем под руководством учителя
– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска .
– формулировать новые обсуждении проблем
личностными УУД:
– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Планируемые результаты:
Знать понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Вычисление плотности твердых тел, жидкостей и газов. Прямые и косвенные измерения | овладение навыками работы с физическим оборудованием самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; | формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности |
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учащиеся - экипажи звездолетов, распределяют роли:
Капитан звездолета,
первый помощник,
инженер - физик,
инженер по оборудованию,
разведчики недр,
руководитель исследовательской группы
лаборанты.
Мотивировка учащихся к самостоятельной постановке цели урока.
Для того чтобы мы могли приступить к исследованию планеты, нам необходимо сформулировать цель нашей экспедиции и поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их? Пожалуйста…
-все вещества состоят из различных веществ;
-различные вещества имеют разную плотность;
-по известной плотности веществ, и используя таблицы плотностей, можно определить, из какого вещества изготовлено физическое тело.
-следовательно, в исследовательских работах необходимо определить плотность вещества твёрдых тел и сделать выводы.
Учащиеся определяют тему урока: «Определение плотность твёрдого тела»
Теперь необходимо повторить ранее изученный материал;
II. Проверка домашнего задания.
Работа с формулой плотности, единицы измерения физических величин, входящих в формулу ρ = m/V .
Учащиеся заполняют таблицу и проводят взаимопроверку.
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | ρ | кг/м3 | ρ = m/V |
Масса | m | кг | m = ρV |
Объём | V | м 3 | V= m/ρ |
III. Актуализация знаний.
Работа с таблицами плотностей веществ учебнике, по вопросам:
А) Плотность редкого металла осмия, равна22600 кг/м3 .Что это означает?
В) Из какого вещества изготовлен браслет, плотность которого 10,5 г/см3?
С) Плотность меди 8900 кг/м3 . Выразите её в г/см3 .
D) Какие измерительные приборы необходимо выбрать, чтобы определить плотность твёрдого тела?
IV. Проведение лабораторных работ.
Межзвездная экспедиция состоит из двух звездолетов :
-Звездолет « »
-Звездолет « »
- Капитаны звездолетов получают задания №1…
(см. образцы), определяют цель работы.
2. Руководитель исследовательской группы
планирует ход проведения эксперимента.
3. Инженер по оборудованию и инженер-физик проверяют готовность к работе, получают исследуемые образцы.
4. На местах выполнение работы и оформление результатов.
5. Подведение итогов работы и отчет руководителей исследовательской группы
6.Сдают бланки своей группы для проверки.
7.Лаборанты сдают приборы.
V.Рефлексия
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я научился ….
Теперь я могу …
Мне понравилось…
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…
Д/з повт § №21,15,16. Физика 7 класс.
Оборудование:
1.Весы –5
2.Разновесы-5
3.Линейки –5
4.Мензурки –5
5.Образцы для определения плотности твердого тела –5.
6.Конверты с заданиями –5
7. Справочники по физике.
Интернет-ресурсы использованные для подготовки к уроку:
- http://5terka.com/node/6977
- http://www.metod-kopilka.ru/laboratornaya_rabota_7_klass-52102.htm
- http://physics-lab.ucoz.ru/publ/laboratory_work/laboratory_work_10/laboratornaja_rabota_3_zhestkosti_pruzhiny/17-1-0-70
- https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-opredelenie-zhestkosti-pruzhini-850138.html
- http://www.obereg29.ru/learn/catalog/detail.php?ELEMENT_ID=7352
- http://www.himlabo.ru/gia-po-fizike
- http://5terka.com/node/1138
- http://kab2.id1945.com/gia_lab.html
Задание№1
Исследовательская группа________________________
Определение плотности твердого тела или жидкости.
Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.
Оборудование : весы с разновесами , кусочек моркови, плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел, мензурка.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность моркови.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина (см) | Ширина ( см) | Высота (см) | Объём (см3 ) | Плотность | |
(г/см3 ) | (кг/м3 ) | |||||
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Руководитель исследовательской группы________________________________
Инженер по оборудованию ________________________________________
Инженер - физик ______________________________________________________
Лаборант __________________________________
Задание№2
Исследовательская группа ________________________
Определение плотности твердого тела или жидкости.
Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.
Оборудование : весы с разновесами , кусочек моркови, плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел, мензурка.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность моркови.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина (см) | Ширина ( см) | Высота (см) | Объём (см3 ) | Плотность | |
(г/см3 ) | (кг/м3 ) | |||||
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Руководитель исследовательской группы________________________________
Инженер по оборудованию ________________________________________
Инженер - физик ______________________________________________________
Лаборант __________________________________
Задание №3
Исследовательская группа ________________________
Определение плотности твердого тела или жидкости.
Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.
Оборудование : весы с разновесами , кусочек моркови, плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел, мензурка.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность моркови.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина (см) | Ширина ( см) | Высота (см) | Объём (см3 ) | Плотность | |
(г/см3 ) | (кг/м3 ) | |||||
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Руководитель исследовательской группы________________________________
Инженер по оборудованию ________________________________________
Инженер - физик ______________________________________________________
Лаборант __________________________________
Задание№4
Исследовательская группа ________________________
Определение плотности твердого тела или жидкости.
Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.
Оборудование : весы с разновесами , кусочек моркови, плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел, мензурка.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность моркови.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина (см) | Ширина ( см) | Высота (см) | Объём (см3 ) | Плотность | |
(г/см3 ) | (кг/м3 ) | |||||
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Руководитель исследовательской группы________________________________
Инженер по оборудованию ________________________________________
Инженер - физик ______________________________________________________
Лаборант __________________________________
Задание№5
Исследовательская группа ________________________
Определение плотности твердого тела или жидкости.
Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.
Оборудование : весы с разновесами , кусочек моркови, плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел, мензурка.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность моркови.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина (см) | Ширина ( см) | Высота (см) | Объём (см3 ) | Плотность | |
(г/см3 ) | (кг/м3 ) | |||||
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Руководитель исследовательской группы________________________________
Инженер по оборудованию ________________________________________
Инженер - физик ______________________________________________________
Лаборант __________________________________
Учащиеся заполняют таблицу и проводят взаимопроверку.
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | |||
Масса | |||
Объём |
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | |||
Масса | |||
Объём | |||
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | |||
Масса | |||
Объём |
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | |||
Масса | |||
Объём |
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | |||
Масса | |||
Объём |
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | |||
Масса | |||
Объём |
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | |||
Масса | |||
Объём |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
определение плотности вещества
приведен конспект урока и презентация для проведения лабораторной работы в 5 классе по курсу "Физика и химия"...
Определение плотности вещества
Лабораторная работа в 7 классе "Определение плотности вещества"...
Урок естествознания в 5 классе по теме "Способы определения плотности вещества"
Урок-практикум по курсу "Введение в естественные науки. Физика. Химия .5-6 классы" по теме " Плотность вещества" проведен в 5 классе с использованием технологии проектно-исследовательской деятельности...
Урок физики по теме "Определение плотности вещества". 7 класс.
Проектирование урока физики по теме "Определение плотности вещества" в соответствии с ФГОС....
Определение плотности вещества
Урок исследовательского типа....
Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела» 7 класс
Конспект урока для проведения лабораторной работы по физике в 7 классе....
Практическая работа «Определение плотности вещества проволоки»
Данная разработка представляет собой описание выполнения практической работы по физике в 7 классе, в которой предлагается совместить две темы: "Измерение размеров малых тел с помощью рядов" ...