АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ, ВНЕДРЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья по биологии
Дистанционное образование набирает популярность в нашей стране и во всем мире. Дистанционное образование - это способ получения образования на расстоянии. Дистанционное образование может помочь обучающемуся студенту и его педагогу вести взаимодействие на расстоянии, когда индивидуальный контакт затруднен или неосуществим. Константиновский техникум агроветтехнологий и управления не стал исключением из правил и в марте 2020 года перешел, как и все образовательные учреждения на дистанционную форму обучения. Преподаватели техникума считают, что у дистанционной формы обучения есть преимущества и недостатки. Основным преимуществом такого вида образования является то, что это очень гибкая и удобная форма обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dyachenko_e.a.multimedia.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дьяченко Елена Анатольевна,
преподаватель естественнонаучных дисциплин
Химия и Биология
ГБПОУ РО «Константиновский
техникум агроветтехнологий и управления(КСХТ)»
г. Константиновск
АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ,
ВНЕДРЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кто владеет информацией, тот владеет миром.
У. Черчилль
Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать назад. ХХI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль на современном этапе играет образовательное учреждение, и каким оно должно быть в ХХI веке, чтобы подготовить обучающегося к полноценной жизни и труду? Современный выпускник должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности, быть компетентной личностью. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования обще учебных и общекультурных навыков работы с информацией. Поэтому на этапе перехода на дистанционное обучение возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Дистанционное образование набирает популярность в нашей стране и во всем мире. Дистанционное образование - это способ получения образования на расстоянии. Дистанционное образование может помочь обучающемуся студенту и его педагогу вести взаимодействие на расстоянии, когда индивидуальный контакт затруднен или неосуществим. Константиновский техникум агроветтехнологий и управления не стал исключением из правил и в марте 2020 года перешел, как и все образовательные учреждения на дистанционную форму обучения. Преподаватели техникума считают, что у дистанционной формы обучения есть преимущества и недостатки. Основным преимуществом такого вида образования является то, что это очень гибкая и удобная форма обучения. Оно позволяет обеспечить:
- экономию времени (не требуется тратить время на поездку к месту учебы);
- снижению затрат на проведение обучения (не нужно тратить деньги на аренду помещения);
- возможность одновременного обучения большого количества обучающихся;
- повышение качества образования за счет применения современных средств обучения и технологий;
- мгновенный доступ к объемным электронным библиотекам и базам знаний;
Очевидными недостатками дистанционного обучения является отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем, исключение влияния индивидуального подхода, нехватка детально разработанных учебных программ и курсов, отсутствие постоянного контроля над обучающимся, удалённый формат обучения не обеспечивает качественное взаимодействие преподавателя с обучающимся при проверке пройденного материала, технические трудности.
Педагогический коллектив Константиновского техникума в процессе дистанционного образования не только предоставляет программу лекций, но и организует процесс обучения таким образом, чтобы студентам было доступно и интересно. Только обеспечив интерес к предмету, азарт, желание получать знания, можно добиться от обучающихся хорошей успеваемости. Поэтому программа дистанционного образования в техникуме нацелена именно на полное вовлечение и погружение обучающихся в образовательный процесс и дальнейшее самообразование. Уважаемые коллеги, в статье сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по формированию мобильной среды обучения, используя, современные формы дистанционного образования. Дистанционное обучение естественнонаучным дисциплинам химия и биология заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. Для реализации дистанционного обучения в своей педагогической деятельности мной использовались различные компьютерные программы. Это и Skype, и Zoom – платформа для занятий и конференций, электронная почта, чат – занятие, веб – занятие, портал «Моя школа в online», образовательный портал «Я-класс» и наконец, виртуальная лаборатория. Остановлюсь подробнее на некоторых направлениях своей работы. Образовательный портал «Я-Класс позволяет использовать теоретический материал на уроках при изучении новых тем, проводить проверочные, контрольные работы, тестирование знаний, обучающихся по дисциплинам химия и биология, задавать домашние задания в электронном виде. Появляется возможность задать работу индивидуально обучающемуся или для всей группы. Также, можно самостоятельно корректировать параметры работы: указывать время проведения, количество попыток выполнения работы (что дает возможность студенту выполнить работу на «хорошо» и «отлично»). Кроме того, преподаватель не проверяет самостоятельно выполненную обучающимися работу, а получает отчет о ее выполнении и выставляет студенту оценку в соответствии с предложенными критериями оценивания. На портале есть возможность преподавателю самому создавать собственные задания и публиковать их студентам. Создание собственных заданий – это увлекательное, творческое мероприятие, безусловно, требующее определенного количества затраченного времени, но, увлеченный, творческий преподаватель не считается со временем. Студентам 1курса специальностей Ветеринария, Кинология нравиться обучаться на образовательном портале «ЯКласс», потому что обучающийся имеет возможность выполнить работу не только со стационарного компьютера, но и с планшета, с телефона и т.д., т.е. находясь не только в помещении, дома. Выполнив задание, студент имеет возможность сразу увидеть свой результат, и, если это необходимо, выполнить работу над ошибками, введя новый ответ. Таким образом, выполняя то или иное задание повторно, обучающийся систематизирует знания, осознавая свои ошибки. А это в свою очередь исключает списывание, т.к. уникальная особенность заданий сайта «ЯКласс» заключается в том, что каждое задание или тест имеет множество вариантов с разными условиями (50 и более вариантов каждого задания). Ответы на такие задания невозможно списать ни в Интернете, ни у одногруппника. Для обучающихся на портале «Якласс» существует соревновательный элемент. Он положительно сказывается на успеваемости студентов. Они сами начинают просить задания и набирать баллы на сайте. Результаты выполнения заданий можно отслеживать в разделе «Топы». Здесь соревнуются студенты между собой в группе, отражается рейтинг всей группы в рамках образовательного учреждения, а также существует рейтинг образовательных учреждений в регионе, стране. Система «Якласс» самостоятельно проанализирует работу обучающегося на сайте и отобразит результаты в виде графического рисунка. Это позволяет не только преподавателю, но и родителям осуществлять контроль за выполнением студентом домашних заданий, отслеживать рейтинг успешности их ребенка в группе. На мой взгляд, образовательный портал «ЯКласс» развивает навыки работы с информационными технологиями как у преподавателя, так и у студента и позволяет им общаться на одном языке.
Для проведения онлайн-занятий и конференций, я использовала в своей работе ZOOM-платформу. Zoom позволяет вести лекцию с включенной камерой, аудио связью, демонстрацией своего экрана (или отдельного окна, части экрана и т.п.) и использовать встроенную интерактивную доску. К лекции может подключиться любой слушатель, имеющий ее идентификатор или ссылку на нее. Можно запланировать занятие заранее и сделать повторяющуюся конференцию, чтобы занятия постоянно начинались в определенное время. Кроме того, преподаватель контролирует подключение и отключение микрофонов и экранов слушателей, использует демонстрацию экрана для показа слайдов презентаций и видео, а также для написания различной информации. Zoom позволяет всем комфортно общаться в режиме реального времени, т.к. платформа обеспечивает отличную связь. В настоящее время установлено, что современный образовательный процесс становится более эффективным при использовании интерактивных, мультимедиа насыщенных образовательных ресурсов, обеспечивающих активные методы обучения. Наилучшим образом этим требованиям соответствуют образовательные ресурсы и системы виртуальной реальности. Примером таких электронных ресурсов являются виртуальные лаборатории, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают обучающимся овладевать новыми знаниями и умениями в естественнонаучных дисциплинах, таких как химия и биология. При обучении химии важен эксперимент, где на лабораторных занятиях применяются и теория, и, кроме того, формируются практические умения и навыки в проведении, в обработке и представлении результатов. Тогда на помощь для наших обучающихся приходит виртуальная лаборатория. В процессе химического эксперимента обучающиеся учатся не только наблюдать, сравнивать, анализировать, но и правильно пользоваться лабораторным оборудованием, знакомятся с химической посудой и приборами, приобретают навыки и умения. Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент, обращаться с веществами и оборудованием является одним из самых важных компонентов химической грамотности. Основные виртуальные лаборатории, которые можно использовать в своей работе при дистанционном обучении: 1. Бесплатный on-line ресурс Virtulab.Net - один из порталов, посвященных виртуальным образовательным лабораториям. На сайте предложены образовательные интерактивные работы, позволяющие обучающимся проводить виртуальные эксперименты по химии, биологии, и другим дисциплинам.
2. Бесплатный ресурс Единая коллекция ЦОР – интерактивные лабораторные работы по химии и другим предметам. Данным образовательным ресурсом можно пользоваться как on-line, так и off-line.
3. Серия дисков, выпущенная издательством «Дрофа»: Лабораторные работы по химии для 8-11 классов.
Виртуальные лаборатории, можно использовать как на уроке, так и при самостоятельной подготовке к занятиям, они позволяют глубже понять законы химии, а также способствуют развитию исследовательских и экспериментаторских навыков. Применение химических знаний и умений необходимо каждому человеку для решения практических задач повседневной жизни.
Подведя итог всему вышесказанному можно сказать, что электронная образовательная среда даёт возможность самореализации личности обучающихся, создаёт высокий уровень качества обучения и воспитания, облегчает работу преподавателя, действительно повышает уровень мотивации студентов и эффективность обучения. Использование Интернет-ресурсов в работе преподавателя позволяет:
• знакомиться с нормативно- правовыми документами, новостями науки и образования;
• находить в Интернете электронные учебники, книги, статьи по необходимой тематике;
• обмениваться с коллегами информацией;
• участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций, семинаров;
• участвовать в конкурсах, олимпиадах, мастер-классах;
• обучаться на дистанционных курсах повышения квалификации
Только саморазвитие может позволить каждому преподавателю оставаться актуальным в современных условиях.
Список литературы
- Белохвостов А.А., Аршанский Е. Я. Электронные средства обучения химии; разработка и методика использования. -Минск, Аверсов, 2012
- Гавронская Ю. Ю., Оксенчук В. В. Методика создания виртуальных работ по химии: Современные проблемы науки и образования, http://www.science-education.ru/ru 2015
- Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.
- Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.
Ресурсы сети Интернет:
1. https://sovetclub.ru
2. https://www.yaklass.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН.
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХТЕХНОЛОГИЙ, ДИСТАНЦИОННОГООБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕШКОЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНГиллер О.М., учитель математикиОГОУ\'АЛГ.Современный период развития общества характеризуется сильным влиян...
Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин
О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы связано прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...
На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.
Методическая тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на фо...
статья "Мультимедийные технологии в преподавании химии, как средство развития общей и профессиональной компетенции специалистов"
статья о том как применяются мультимедийные технологии в преподавании химии в СПО...
Статья"Внедрение мультимедийных технологии в обучение иностранным языкам"
Эффективность использования Мультимедийных технологий...
Совершенствование методики преподавания иностранных языков за счёт внедрения инновационных технологий. Перспективный план работы на 2021 – 2026 гг
Реализуемая цель (и):Совершенствование педагогического и методического мастерства через знакомство с современными образовательными технологиями с целью повышения качества образования.Внедр...
Использование инновационных технологий при изучении дисциплин химия и биология.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, вместо усвоения знаний, усилия направляются на формирование компетентностей. Реорганизация системы профессионального обра...