Контрольно – измерительные материалы для оценки естественнонаучной грамотности школьников
методическая разработка по биологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Виноградова Светлана Васильевна

Вам предложены задания для оценки функциональной естественнонаучной грамотности школьников на уроках биологии в 7-11 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Разработка контрольно – измерительных материалов для оценки естественно – научной грамотности и экспериментальных умений школьников»

Оформление и составление заданий: учитель биологии высшей категории Виноградова Светлана Васильевна

Оцениваемые компетенции:

К1 – научно объяснять явления

К2 – применять естественно-научные методы исследования

К3 – интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

С указанием рекомендуемой параллели, например, 5_К1 или 6_К2

Код

Вопрос 1

Критерии для оценивания

7_К1

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

Животных подразделяют на пойкилотермных или холоднокровных и гомойотермных или теплокровных. У холоднокровных животных температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды. У теплокровных животных температура тела постоянная. Благодаря этому даже в холодную погоду теплокровные птицы и млекопитающие остаются активными и подвижными.

Вопрос

Каким животным нужно больше кислорода – холоднокровным или теплокровным? Ответ аргументируйте.

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

1) у теплокровных;

2) на поддержание внутреннего тепла требуется больше энергии, а значит больше кислорода и пищи.

(2 балла)

Код

Вопрос 2

Критерии для оценивания

7_К1

ТЕПЛОХОДЫ И ПТИЦЫ

Находясь в круизе, можно наблюдать, как некоторые крупные морские птицы могут подолгу «сопровождать» теплоходы.

Вопрос

Какие ресурсы используют птицы? Ответ аргументируйте.https://static.orgpage.ru/socialnewsphotos/fc/fc8febbd917e476fa58d5bf2df4c33e5.jpg

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

1) от теплохода поднимается теплый воздух, в нём-то и парит птица, сама при этом почти не тратя энергии;

2) кроме того, съедобный «мусор», который тянется за кораблём, тоже привлекает птиц

(2 балла).

Код

Вопрос 3

Критерии для оценивания

8_К1

СЕРДЕЧНЫЙ ЦИКЛ

Сердечный цикл у человека включает три фазы: систола (сокращение) предсердий, систола желудочков и диастола (расслабление).

В течение сердечного цикла давление крови в левом желудочке изменяется от 120 мм рт.ст. при систоле до 0 мм рт.ст. при диастоле. https://cf.ppt-online.org/files/slide/i/ibeMSClDjG6XnWIwEyd3Lpqzxf4skQ79uhFKHU/slide-9.jpg

А вот давление крови в аорте изменяется не так значительно: от 120 мм рт.ст. при систоле до 80 мм рт.ст. при диастоле.

Вопросы

С чем связано «сглаживание» колебаний давления крови в аорте? Почему у пожилых людей пульсовое давление обычно выше?

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

1)сглаживание колебаний давления в аорте происходит вследствие её растяжимости и эластичности стенок, при систоле желудочков кровь поступает в аорту и крупные артерии, при диастоле – кровь перетекает в мелкие сосуды;

2) у пожилых людей пульсовое давление крови обычно выше, что связано с уменьшением растяжимости аортальной стенки

(2 балла).

Код

Вопрос 4

Критерии для оценивания

8_К3

СИНДРОМ БЕЛЫХ ХАЛАТОВ

У значительной части пациентов с повышенным артериальным давлением такое состояние организма обусловлено измерением давления на приёме у врача. Оно даже получило специальное название – «синдром белых халатов». Повышение давления в данном случае связывают со стрессом от посещения больницы, тогда как измерение в домашних условиях или с помощью периодического контроля размещаемым на теле автоматическим устройством показывает, что давление в норме. Подверженность связанным заболеваниям у таких пациентов меньше, чем у постоянных гипертоников, но больше, чем у обычных людей. Стоит добавить, что существует и обратный феномен, так называемая маскированная гипертензия, когда у человека давление постоянно повышено, но при больничном измерении приходит в норму.

Вопросы

1. Что такое маскированная гипертензия?

1) Постоянно повышенное артериальное давление

2) Повышенное давление, но при измерении оно приходит в норму.

3) Нормальное артериальное давление, а при виде врача оно повышается.

4) Постоянно пониженное артериальное давление.

2. Какие характеристики относят к гипертонии?

1) Повышение кровяного давления.

2) Понижение кровяного давления.

3) Увеличивается просвет кровеносных сосудов.

4) Сужается просвет кровеносных сосудов.

Ответ полный - 2 балла; частичный (1 или 2 правильно) – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

1. 2

2. 1,4.

Код

Вопрос 5

Критерии для оценивания

8_К3

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ

Голосовой аппарат человека является своего рода духовым музыкальным инструментом, но не имеет себе равных по своей многогранности и возможности передачи малейших звуковых оттенков. Если рассматривать структуру голосообразующего аппарата как духового музыкального инструмента, то он состоит из трёх основных частей:

1) генератора – дыхательной системы, состоящей из воздушного резервуара (лёгких), где запасается энергия избыточного давления, мускульной системы и выводного канала (трахеи) со специальным аппаратом (гортанью);

2) вибратора – голосовых связок (частота колебаний связок определяет высоту голоса, амплитуда определяет его громкость);

3) резонатора – разветвлённой системы резонансных полостей (глотки, ротовой и носовой полости), называемой артикуляционной системой.

Вопрос

Установите соответствие между функциями и элементами голосового аппарата, которые выполняют эти функции в процессе звукоизвлечения: для каждой позиции, обозначенной буквой, укажите позицию, обозначенную цифрой.

ФУНКЦИИ                                                    

А) усиление извлекаемого звука

Б) запас воздуха с избыточным давлением

В) получение звуковой волны

ЭЛЕМЕНТЫ

1) гортань

2) трахея

3) голосовые связки

4) лёгкие

5) артикуляционная система

Ответ полный - 2 балла; с одной ошибкой – 1 балл, 2 или 3 ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.

543

Код

Вопрос 6

Критерии для оценивания

8_К2

АТЕРОСКЛЕРОЗ

 Атеросклероз – хроническое заболевание артерий, сопровождающееся отложением холестерина в просвете сосудов. Отложения формируются в виде склеротических бляшек, в состав которых входят соли кальция.

Вопрос

В чём опасность отложений холестерина для человека и к чему это может привести?

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

В чём опасность: потеря эластичности сосудов.

К чему может привести: к нарушению их целостности. ИЛИ

В чём опасность: снижение пропускной способности сосуда. К чему может привести: нехватка кислорода и питательных веществ клеток и тканей.

ИЛИ

В чём опасность: отрыв атеросклеротической бляшки.

К чему может привести: полная закупорка более мелкого сосуда

2 балла: верный ответ + пояснение

1 балл: верный ответ без пояснения

0 баллов: неверный ответ или отсутствует

Код

Вопрос 7

Критерии для оценивания

7_9_11_К1

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

Правило Бергмана гласит, что с удалением от экватора к полюсам размеры особей одного и того же вида или близкородственных видов теплокровных животных увеличиваются.

Вопрос

Чем это можно объяснить?

 

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

- с увеличением размеров уменьшается относительная теплоотдача поверхностью тела

(1 балл)

Код

Вопрос 8

Критерии для оценивания

9_11_К3

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

На выходах известняка в степи живет популяция саранчи, в которой преобладают особи белого цвета. Рядом построили дорогу для грузовиков с интенсивным движением.

Вопрос

Какие изменения и почему могут происходить в популяции?

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

1) Движущая форма естественного отбора. Цвет будет меняться на более тёмный.

2) Если условия внешней среды начинают меняться, преимущество могут получить те особи, чье проявление признака отклоняется от средней величины. Давление отбора будет приводить к сдвигу среднего значения признака или свойства в популяции и появлению новой оптимальной средней величины, соответствующей изменившимся условиям.

(2 балла).

Код

Вопрос 9

Критерии для оценивания

9_11_К1

КАРЛ ЛИННЕЙ – ОТЕЦ СИСТЕМАТИКИ

К. Линней предложил классификацию растений, основанную на разделении их на 24 класса по числу и характеру расположения тычинок и пестиков в цветках. В последний, 24 класс были включены папоротники и мхи, которых Линней предложил назвать «Тайнобрачные растения».

Вопрос

Объясните, почему было выбрано столь нетривиальное название. В чем главная ошибка классификации Линнея?

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

1. Растения не имели цветков.

2. Ошибка: произвольность в выборе признаков для классификации: использовался только один признак (система искусственная).

(2 балла).

Код

Вопрос 10

Критерии для оценивания

7_11_К1

ЛЕТУЧИЕ МЫШИ И ПЕЩЕРЫ

Популяция летучих мышей живет в горных пещерах и тропиках при постоянной температуре +20 С. В среднем у каждой пары мышей за их жизнь рождается 2 детеныша (и выживают). https://zookakadu.ru/wp-content/uploads/f/a/7/fa7520e1943b205b1ad6ee4bf8524176.jpeg

Вопрос

Каковы последствия разрушения пещеры и понижения t воздуха до +15 С для данной популяции? Ответ обоснуйте.

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

1) Возникает  риск для выживания потомства, так как за счет снижения температуры  возможно уменьшение кормовой базы, и риск переохлаждения детенышей.

2) Что в конечном итоге может привести  к снижению численности популяции.

(2 балла).

Код

Вопрос 11

Критерии для оценивания

7_10_К3

«Я НА СОЛНЫШКЕ ЛЕЖУ»

Червь конволюта обитает в Средиземном море. Под кожей у него живут одноклеточные водоросли. У конволюты нет ни желудка, ни кишечника. Как начинается отлив, миллионы червей выползают из нор и принимают солнечные ванны. А когда волны прилива заливают пляж, черви снова зарываются в песок.

Вопрос

Объясните особенности строения и поведения червя.

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

1) водоросли, обитающие под кожей червя, путём фотосинтеза образуют органические вещества для червя;

2) этими веществами червь питается, а его органы пищеварения атрофировались.

(2 балла).

Код

Вопрос 12

Критерии для оценивания

11_К1

РАЦИОНАЛЬНЫЙ АППЕТИТhttps://million-wallpapers.ru/wallpapers/5/20/544524578555494/v-safari-parke-mozhno-nablyudat-antilop.jpg

В кустарниковой саванне можно разместить в 15 раз больше диких травоядных животных, чем домашних. Годовой прирост массы у диких животных тоже значительно выше: 13,7-17,5 т против 2,1-8,7 т у домашних на 1 квадратный километр.

Вопрос

Дайте объяснение данным фактам, используя знания  экологических взаимосвязей в сообществе.

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

1) дикие животные занимают различные экологические ниши, в то время как домашние – одну;

2) дикие животные разных видов питаются разными растениями (жираф – листьями деревьев, гну и зебры – злаками, носорог – листьями и ветками кустарников).

(2 балла).

Код

Вопрос 13

Критерии для оценивания

11_К1

«КРЫЛАТЫЕ ЗВУКИ»

Композитор Н.А.Римский-Корсаков работал летом 1898 года над «Сказкой о царе Салтане». В его записной книжке обнаружена такая запись: «Мошкара гудит на «фа-диез», пчёлы на «си», жуки на «ре», шмели на «до» или «до-диез».https://2sotki.ru/wp-content/uploads/4/e/6/4e62af200062b2a641d1a8dbdb1989ee.jpeg

Вопрос

Какое значение имеют различия в звуках разных насекомых?

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

1) разные насекомые издают разные звуки – это язык общения между особями в разных популяциях;

2) различия в частоте звука позволяют не спутать «своё» сообщение с «чужим».

(2 балла).

Код

Вопрос 14

Критерии для оценивания

10_К3

ЖИВОТНЫЙ ХЛОРОФИЛЛ

В середине 19 века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание учёного мира на одно странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных – губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интереснейшее открытие. И открытие было сделано. Правда, оказалось, что «животный хлорофилл» создан тоже растениями.

Вопрос

Назовите это открытие. Дайте определение данному обстоятельству.

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

1) микроскопические водоросли переселились под кожу более или менее прозрачных животных и стали обеспечивать органическими веществами себя и приютивших их животных, используя при этом углекислый газ, выделяемый организмом животного;

2)явление, когда организмы извлекают пользу из совместного существования, называют симбиозом.

(2 балла).

Код

Вопрос 15

Критерии для оценивания

7_10_К1

«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ»https://stop-klopu.com/wp-content/uploads/3/c/2/3c26738125ac6665996f776364b7e132.jpg

Небольшие водяные жуки из рода полоскунов живут в маленьких прудах, но не утратили способности летать. С наступлением темноты они вылезают из воды и, прежде чем подняться в воздух, производят низкие звуки частотой до 140 Гц.

Вопрос

Почему они так гудят? Объясните данное явление.

Ответ принимается полностью, если есть объяснение, в котором утверждается или подразумевается, что:

1) во время гудения вырабатывается большое количество энергии;

2) работа мышц позволяет жуку согреться.

(2 балла).

В помощь в составлении были использованы источники:

1) Буслаков В.В., Пынеев А.В.  Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста» (Методическое пособие). – Москва, 2021.

1) Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. – СПб: Акцидент, 1998.

2) Интернет-источники (фото)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления» - 2014 г.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ по программе ВБ «Проектирование учебного занятия на основе современных  информационных технологий» на тему: «Создание контрольно-измерительн...

Использование системы контрольно-измерительных материалов для оценки уровня подготовки учащихся на уроках истории

Тестирование пользуется широкой популярностью в образовательном процессе. Тесты ценятся за возможное использование на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контр...

Особенности новых контрольно-измерительных материалов по оценке предметных результатов

П Л А Н   Р А Б О Т Ы   творческой группы по проблеме«Особенности новых КИМ по оценке предметных результатов»в составе РМО по английскому языку Высокогорского района на...

Контрольно-измерительные материалы для оценки достижения метапредметных результатов по математике в 5 классе

КИМ в 2-х вариантах для проведения итоговой диагностической работы в конце 5 класса...

Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение» в 6 классе.

Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение» в 6 классе....

«Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления»

Это интерактивное электронное пособие для проверки уровня знаний по теме "Системы счисления", а также для самостоятельного изучения этой темы. Задания типа кроссворд, установи соответствие, восстанови...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...