Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kimy_po_russkomu_yazyku_5_kl.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Контрольно-измерительные материалы
для оценки метапредметных планируемых результатов
по русскому языку учащихся 5 классов
по разделу
«Морфология. Имя существительное»
с использованием краеведческого материалы.
Концепция проекта.
Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным для достижения новых образовательных результатов уровнем.
Суть новых образовательных задач (результатов) состоит в поэтапном становлении обучающегося в качестве субъекта учебной деятельности на основе реализации концепции системно-деятельностного подхода. При этом
достижение обучающимися метапредметных результатов становится условием их успешности в достижении предметных результатов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных действий, то есть таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
- Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
- Преобразование практической задачи в познавательную.
- Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, действовать в соответствии с планом.
- Умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.
- Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.
- Умение практически использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения, аналогия.
- Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметным результатом уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
Учитель сталкивается с проблемой разработки контрольно-измерительного материала для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку в условиях ФГОС в связи с недостаточностью материала. Данная тема поможет реализовать на уроках русского языка в 5 классе контрольно-измерительный материал для оценки УУД по теме «Морфемика. Орфография».
Проблема приобщения школьников к национальным традициям культуре, литературе народностей, проживающих в регионе, имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности. Включение национально-регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным. Отобранные тексты и составленные задания к ним по теме «Имя существительное» для оценки метапредметных результатов на отрывках из художественных произведений бурятских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника.
Участники проекта:
Козлова Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы;
Учащиеся 5 класса.
Партнеры – учителя русского языка и литературы школы
Место реализации проекта:
Общеобразовательная школа №3
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный (октябрь): разработка комплекта контрольно-измерительного материала для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».
2.Основной (ноябрь-апрель): реализация комплекта контрольно-измерительного материала для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».
3.Заключительный ( май): оценка комплекта контрольно-измерительного материала по русскому языку для учащихся 5 классов по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Ресурсное обеспечение проекта
- Федеральные образовательные стандарты
- Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. 5 класс. – М.: Просвещение, 2015.
- Учебно-методический комплект: Русский язык. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская и др.; под редакцией М.М. Разумовской, П. А. Леканта.-М.: Дрофа, 2012.
- ТСО, ноутбуки, сайты, научно- методические информационные буклеты, СМИ, радио.
Тема.
Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материала.
Цель проекта.
Разработка и реализация комплекта контрольно-измерительного материала для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку для учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное».
Задачи проекта.
- Изучить требования ФГОС для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку.
- Определить планируемые познавательные, регулятивные, коммуникативные результаты основной образовательной программы по русскому языку по разделу «Морфология. Имя существительное».
- Разработать систему контрольно-измерительных заданий для оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное».
- Апробировать комплект контрольно-измерительных материалов в условиях основной общеобразовательной школы.
Целевая группа проекта:
Учащиеся 5-го классов МБОУ ТСОШ №3.
Срок реализации проекта:
С 18 ноября 2015 по 15 ноября 2016 года
План мероприятий по реализации проекта.
1.Изучение литературы.
2. Подбор текстов.
2.Разработка контрольно-измерительных материалов.
3.Реализация контрольно-измерительных материалов в условиях общеобразовательной школы.
4.Оценка эффективности материала.
Литература
- Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
- Малюнина В.А. Олимпиады по русскому языку. 5-6 классы.- М.: ВАКО, 2010
- Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс» /М. М. Разумовская и др.-М.: Дрофа, 2012.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.-М.: АЗЪ, 1995.
- Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах: учебное пособие. – Ростов на Дону: Легион, 2012
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. –М.: Просвещение, 2010.
- Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /
Т. А. Ладыженская и др.-М.: Просвещение, 2012.
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1991.
- Электронный учебник «Литературное наследие Муйского района».
- Сборник «Бурятские народные сказки», Улан-Удэ.
Структура проекта
- Концепция проекта.
- Контрольно-измерительные материалы по разделу программы «Морфология. Имя существительное»:
- Познавательные планируемые результаты. Задания.
- Объясните значение слов.
- Найдите орфограммы.
- Составьте слова из морфем.
- Докажите, что в корне -лож- есть чередующаяся гласная.
- Сделайте вывод о вариантах морфем.
- Заполните таблицу «Орфограммы в морфемах».
- Найдите слова по морфемным схемам.
- Найдите лишнее слово по теме «Орфография».
- Составьте рассказ по схемам о морфемах.
- Задание в паре «Научи товарища».
- Докажите истинность лингвистического высказывания.
- Регулятивные планируемые результаты. Задания.
- Составьте памятку «Как найти орфограмму».
- Составьте алгоритм по орфограммам.
- Восстановите слово по описанию морфем.
- Составьте сказку по рисунку «Правописание приставок на з-с».
- Составьте тест.
- Найдите закономерность.
- Выберите слова с беглыми гласными.
- Допишите вывод о значении морфем.
- Сгруппируйте слова.
- Составьте морфологическую характеристику слова.
- Коммуникативные планируемые результаты. Задания.
- Докажите, что текст – сказка.
- Объясните название сказки.
- Пересказ сказки по ролям.
- Рассказ по рисункам.
- Ловушка.
- Угадайте слово.
- Напишите сочинение.
- Кто больше знает слов.
- Продолжите сказку.
- Сочините сказку.
- Культура речи.
3. Заключение.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Создание комплекта контрольно-измерительных материалов для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное».
- Достижение предметных и метапредметных результатов через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных действий, направленных на анализ своей деятельности и управление ею.
- Сформированность общепользовательской ИКТ – компетентности обучающихся.
- Приобретение учащимися опыта проектно – исследовательской деятельности.
- Реализация современной цели урока ( «Умение учиться») и методических принципов инновационного урока ( субъективизация, метапредметность, деятельный подход, коммуникативность, рефлексия ).
- Повышение качества образования в условиях введения ФГОС ОО.
- Повышение профессиональной компетенции учителя по вопросам ФГОС ОО.
- Формирование культурологической компетенции учащихся.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку в 5 классе.
Раздел программы | Тематическое планирование | Планируемые результаты ООП |
Морфология. Имя существительное . | 1. Повторение изученного в начального в начальных классах. | Искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, фиксировать информацию разными способами, понимать информацию, представленную в разных формах, пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике, находить в них нужные сведения. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану и планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, участвовать в диалоге, в общей беседе, строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая средства языка. Осознавать имя существительное как значимую единицу языка, отличать от других частей речи. Знать морфологические признаки имени существительного. Уметь употреблять имена существительные в речи. Использовать толковый, орфографический словари. Знать основные типы речи, их структуру и разновидности. Воспитание культуры речи (развивать и доводить до навыка правильное произношение, знакомство с основными орфоэпическими нормами языка). |
2. Словообразование имен существительных. | ||
3. Употребление суффиксов существительных ЕК-ИК, ЧИК,ЩИК. | ||
4 .Постоянные признаки существительного: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. | ||
5.. .Род и склонение имён существительных Существительные общего рода | ||
6. Морфологический разбор имени существительного | ||
7. Правописание падежных окончаний имён существительных | ||
8. Употребление имён существительных в речи | ||
9. Комплексный анализ текста. | ||
| ||
11.Р/р Сочинение на свободную тему |
Контрольно-диагностический лист по разделу программы
«Морфология. Имя существительное».
Регулятивные планируемые результаты.
Отрывок из сказки Владимира Митыпова «Мамонтенок Фуф»
Фуф, как всякий малыш его возраста, не мог обойтись без шалостей. И ему самому вовсе не казались шалостями. Беды в этом, может, и не было бы, но Фуф был у матери один, а потому рос безобразно капризным. Он страшно любил делать то, что запрещала ему мама. А это никогда к добру не приводит.
Фуф был наказан, когда хотел потянуть за хвост своего дядю – носорога Рума. И он проделал–таки это. Однажды, когда разморенный полуденным солнцем Рум дремал, уткнув голову в кусты, Фуф подкрался и дернул его за хвост. Носорог со сна взревел так, что на другом конце рощи шлепнулась с дерева росомаха Чива, подстерегавшая идущих на водопад оленей. Олени, увидев Чиву, кинулись назад, по пути переполошили дремавших в грязи свиней, и те, визжа и вопя вздорными голосами, вынеслись в степь. Их увидели антилопы и тоже дернулись с места, внеся сумятицу даже в стадо невозмутимых бизонов.
Вот что наделал один–единственный шалун..
Задание №1
1.Докажите, что это текст.
2.Назовите главных героев текста.
3. Составьте алгоритм определения склонения имен существительных. Приведите примеры из текста.
4.Выпишите из текста словарные слова .
5.Заполните таблицу.
Именительный падеж | Родительный падеж |
Хвост | Бизонов |
Сформулируйте правила, продолжите своими примерами.
6 . Найдите в тексте одушевленные имена существительные.
7 .Составьте морфологическую характеристику любых двух имен существительных из текста.
Познавательные планируемые результаты.
1.Определите тип речи.
2.Выпишите из словаря значения слов шалун, шалость
3.Напишите небольшую сказку о животных
4.Составьте простой план текста.
5.Выпишите имена существительные, обозначающие животных.
Коммуникативные планируемые результаты.
1. Объясните название текста. Как бы вы озаглавили текст?
2. Перескажите содержание сказки.
3.Совершенствуйте повествовательный текст, вводя где требуется фрагмент описания.
4.Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного текста с соседом по парте.
5.Как вы думаете, почему мамонтенка назвали шалуном? Порассуждайте на эту тему.
6. Инсценируйте понравившийся вам эпизод.
7. Дайте отзыв на инсценировку.
8.Придумайте свое продолжение сказки .
(отрывок из сказки С.Аниной «СКАЗКА ПРО ОГОНЁК»)
Где-то на самом краю земли растёт сказочно красивый лес. И чего только нет в этом лесу!
Высокие раскидистые деревья с резными листьями переплелись изумрудными ветками, приютив на пушистой кроне множество крохотных разношерстных и разнопёрых зверюшек и птиц. Шерсть зверюшек, похожих на лемуров и белок, кошек и обезьян, переливаются на солнце, соперничая разнообразием красок с разноцветьем оперения звонкоголосых птиц.
А какие там бабочки! Большие и маленькие, похожие на анютины глазки, васильки и совсем никому не известные чудесные цветы, которые растут здесь же, то в тени зелёной кроны деревьев, то – вперемешку с сочными травами - на открытых полянах. Издали и цветы, и бабочки похожи на яркие радужные пятна: красные, синие, фиолетовые, зелёные, жёлтые.
Какие волшебные сладкие ароматы витают в воздухе! А сколько разных вкусных сочных ягод и плодов!
Может быть, потому, что в этом волшебном лесу так красиво, тепло и сытно, а, может, потому, что и сами звери были волшебными – неизвестно, но только были они очень добрыми, никто ни на кого не охотился, и умирали здесь только от старости.
Вот среди этой благодати и жил маленький, но жаркий Огонёк. Днём слегка затухал, уступая место солнечному свету, и дремал до самых сумерек.
Но, как только солнце уходило на покой, Огонёк открывал глазки и, перемигиваясь со звёздами и дразня светлячков своими искорками, набирал силу и яркость, вступая в соперничество с Луной, гордо глядящей на него с неба.
Огонёк собирал вокруг себя полуночников-зверей и, тихо потрескивая сухими хворостинками, рассказывал лесным обитателям разные волшебные сказки и легенды, вселяя в зверей покой и рассеивая их страхи.
Регулятивные планируемые результаты.
- Докажите, что это текст.
- Составьте алгоритм написания приставок , оканчивающихся на З,С. Дополните своими примерами.
3.Назовите главного героя текста. Как автор к нему относится?
4.Работа со словарем.
Благодать –
Лемур –
Соперничество-
5.Выполните морфологический разбор слов на краю, с неба.
6.Определить род имен существительных:
Воздух, лес, тень, солнце, крона. Составьте с ними словосочетания существительное + прилагательное.
7.Подберите к схемам слова.
8.Определите, какими членами предложения являются слова: в тени, на глазки, звери. На какие вопросы отвечают? Какими членами предложения являются?
9.Объяснить написание гласной в корне слова зверюшек и подберите однокоренные слова.
10.Составьте алгоритм правила правописания суффиксов ЧК, ЧН.
светлячков.
Познавательные планируемые результаты.
1.Определите тип речи.
2.Определите значение слова кроны и подберите синоним к этому слову.
3.Разделите текст на части.
Зарисуйте иллюстрации.
4.Ответьте на вопрос : Как автор относится к Огоньку?
5.Напишите отзыв о прочитанном тексте.
6.Прочитайте предложение и объясните смысл : «Днём слегка затухал, уступая место солнечному свету, и дремал до самых сумерек..»
7. Подберите синоним к слову «затухал».
8.Придумайте свою концовку текста, чтобы она была радостной.
9.Выучите отрывок, который вам понравился больше.
Коммуникативные планируемые результаты.
1.Прочитайте текст. Почему автор так назвал сказку? Можно ли подобрать другое название?
2. «Если бы цветы и птицы умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними
3. Инсценируйте понравившийся эпизод.
4.Порассуждайте на тему : «Если бы собачка осталась одна………….?»
5.Сочинить четверостишье про Огонька по сказке.
О. Серова, Э. Пильман. «Лесные тайны». ( Улан-Удэ: 1989. С. 27).
Удивительное растение - забайкальский багульник! Зимой принесешь его из лесу и поставишь в воду. И вот неделю, а иногда и другую, стоит он метелкой, даже неловко перед тем, кто не знает, что это за цветы, но постепенно набухнут бутончики, прикрытые шоколадной корочкой, и однажды утром вдруг раскроются розовато - малиновые лепестки, напоминающие яблоневый цвет, с тоненькими прозрачными тычинками, и непонятно, как у этого грубого кустарника с плотными глянцевитыми листочками, похожими на брусничные, могут быть такие нежные цветы, что зависть возьмет и садовых кокеток, выросших в заботе и неге.
Регулятивные планируемые результаты.
- Докажите, что это текст.
- Составьте алгоритм правописания суффиксов имен существительных.
- Какие значения имеют эти суффиксы?
- Выпишите два имени существительного, вспомните морфологические признаки.
- Выпишите нарицательные имена существительные, составьте с ними словосочетания.
- Прочитайте пары слов .
Бутон-бутончик, цветы - цвет.
Сформулируйте правило.
- Составьте алгоритм правила правописания суффиксов -ЕК-, -ИК-.
- Заполните таблицу . Сформулируйте правило.
Женский род | Мужской род | Средний род |
Вода | Цвет | Растение |
Приведите свои примеры.
Познавательные планируемые результаты.
- Прочитайте текст. Дайте ему свое название.
- Используя толковый словарь определите значение слов: забота, нега.
- При помощи какого художественного приема автор оживляет цветы?
Задание № 4
Где в слове могут находиться орфограммы? Обоснуйте свой ответ, приведя примеры из текста. Заполните таблицу примерами.
Ответ
Поставишь | Удивительные | Забайкальский | Принесешь |
Раскроются | Лепестки | Раскроются | Прозрачными |
Задание №5
В тексте найдите слова, соответствующие схемам.
Схема 1 Схема 2
Схема 3 Схема 4
Задание №6
Найдите лишнее слово. Обоснуйте свое решение. Проговорите новые для вас правила.
- Ш…пот, ш…рох, ж…лудь, пч…лка
- Прил…жение, изл…жение, сл…жить, прил…гать
- И…менить, и…расходовать, и…тёк, и…бежать
Задание №7
Изучите информацию.
Морфемы – значимые единицы слова. Это корень, приставка, суффикс и окончание.
Без корня слова не существует, в нем заключено основное лексическое значение.
Приставка и суффикс образуют новые слова. Это словообразовательные морфемы.
Окончание образует форму слова.
В основу не входят формообразующие суффиксы: -ть- (образует неопределенную форму глагола), -л- (образует форму прошедшего времени) и окончание.
У-див-итель-н-ый
У-дивл-я-ть однокоренные слова
У-див-и -л
Удивительн ый, удивительн ая - формы слова;
удивил , удивил а – формы слова.
Используя информацию, составьте рассказ о морфемах по схемам. Приведите свои примеры (3-5 слов).
Морфемы
Заключение.
Главное для учителя – помнить, что все учащиеся – звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. И наша задача – помочь ученикам в этом.
На уроке важно создать такие условия, в которых ребёнок осознавал бы себя субъектом учебной деятельности, был заинтересован в самоизменении и был способен самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих перед ним задач интеллектуального, эстетического, нравственного, социального характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительный материал за курс 8 класса по русскому языку.
Тест (18 заданий) в виде заданий с выбором ответа или краткой записью ответов по русскому языку за курс 8 класса....
Контрольно-измерительный материал за курс 8 класса по русскому языку.
Тест(18 заданий) за курс 8 класса...
Контрольно-измерительный материал за курс 8 класса по русскому языку.
тест (18заданий)...
Рубежная контрольная работа по русскому языку. Первый курс. Раздел "Морфология и орфография"
Тестовые задания для рубежной контрольной работы по русскому языку предназначены для студентов первого курса среднеспециальных учебных заведений....
Дидактический материал по разделам :"Морфология. Орфография. Имя существительное. Имя прилагательное". Русский язык 5 кл.
Разработанный дидактический материал используется для формирования умений и навыков по темам "Имя существительное", "Имя прилагательное", а также для оценки универсальных учебных действий на уроках ру...
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"...
Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов по русскому языку учащихся 6 классов по разделу «Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор. Словообразование наречий. Правописание нар
Учитель сможет здесь найти готовый материал для диктантов, тестов, самостоятельных и творческих работ по теме "Наречие". ...