Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение» в 6 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение» в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kont-diagn.materialy_mestoimenie.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение»
в 6 классе
Познавательные УУД
Задания
- Прочитайте стихотворение.. Как вы думаете, какое это стихотворение (шуточное, лирическое, торжественное) ?
Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это ничего
И сказать – то нечего!
Найдите местоимения, определите их разряд. Какие из местоименных слов являются формами одного местоимения? Правописание каких местоимений можно повторить на материале данного стихотворения?
- Попробуйте создать рекламу личным местоимением в 2-3 предложениях. Можно начать так: «Изучайте личные местоимения! Они . . . .»
- Закончи предложения о роли личных местоимений.
«Я буду использовать в речи личные местоимения, потому …»
4. В данных предложениях найдите фразеологизмы, в состав которых входит местоимение себя, определите их значение.
Вася вбил себе в голову мысль, что упорством он может наверстать отсутствие таланта. (В.Липатов)
Пугачев привел меня в себя своим вопросом. (А.Пушкин)
Я ловил себя на зависти ко всему этому. (И.Бунин)
Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. (И.Гончаров)
Да ведь сам собою дошел, собственным умом. (Н.Гоголь)
– С некоторыми из этих фразеологизмов придумайте свои предложения.
5. Устраните двусмысленность или нелепость следующих предложений.
1) Вася спешил навстречу Вове: он был сильно взволнован.
2) Ночью в саду заливался соловей. Он был пуст и тих.
3) Таня уже давно шла по дороге и напевала песню. Она казалась ей бесконечной.
4) Темнело, когда мы добрались до знакомых, оказавшихся в развалинах старинного имения. Они были в ужасном состоянии.
5) Собака издалека заметила хозяйку. Она от радости завиляла хвостом.
6. Напишите доклад о правилах употребления ты, вы в царской России. Воспользуйся словарями, интернет-ресурсами.
7. Составь кроссворд по теме «Местоимение» для своих одноклассников.
8. "Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
9. Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например: Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)
10. Вылови местоимение – рыбку, определи лицо и число, положи в нужное ведерко.
1 группа- 1 лицо
2 группа- 2 лицо
3 группа- 3 лицо
11. В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.
1. Какие два местоимения мешают движению по дорогам?
2. Сколько личных местоимений в слове семья?
3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.
Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.
12. Укажи по какому принципу сгруппированы местоимения
он моего того
его твой этому
я нашим таков
вас его столько
к нему их о тех
с нами своим та
Почему местоимения его, их встречаются в 2 группах?
Регулятивные УУД
Задания
1. Найдите лишнее слово:
А) я, мы, мой;
Б) ваш, ты, твой;
В) наш, свой, он;
Обоснуйте своё решение. Почему?
2. Прочитай текст, вставляя неопределенные местоимения. Соотнеси полученный результат с эталоном, находя и исправляя ошибки.
Ребятам не хотелось убирать участок, но должен же был . . . сделать эту работу. Я поговорил с . . . из своего класса, и мы решили убрать весь мусор.
3. Составь и запиши фразу-конструкт:
Местоимение – это ____________ , которая _________________, изменяется ____________. В предложении бывают ____________. Выделяют 9 разрядов местоимения: ____________________________.
- «Ищу ошибку»
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.
Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.
5.Прочитайте диалоги. (Работа в парах)
А). - Это чей такой хорошенький котёнок?
- Еёшний. А вот щенок, он егошний.
Б). – Кому ещё дать листок?
- Мене! Мене!
В). – Накого собака лает?
- На ихнюю кошку.
В чем были ошибки детей? Исправьте.
6. Составь текст поздравительной открытки учителю и одноклассникам, используя личные местоимения.
7. Послушайте предложение из рассказа М.Зощенко "Аристократка". Найдите ошибку в употреблении одного из местоимений.
Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
- В чём заключается ошибка? Исправьте её.
- Объясните прибавление согласной Н к местоимению.
- Выпишите все местоимения из предложений.
- Определите их падеж.
- Сделайте вывод о постоянных и непостоянных признаках местоимений, опираясь на запись.
8. Цифровой диктант. Вычленить отрицательные местоимения и поставить е\и напротив соответствующего номера предложения.
1.Никакого письма я не получал.
2. Этот человек не ищет ничьей дружбы.
3. Вернуть книгу было некому.
4. Нечем было написать записку.
5. В саду ничего не росло.
6. В огороде нечего было поливать.
7. Ничто не ранит так, как ранит стыд.
8. Даже лучший сокол никого не поймает, если не дать взлететь ему.
Ответ
1 2 3 4 5 6 7 8
и и е е и е и и
9. Рассмотрите примеры. Какая особенность есть в склонении местоимения он?
Ждать его Ждать у него
Послать ему Послать к нему
Жить им Жить с ним
10. Некто шёл по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?
Ясно ли из этой загадки, кто шёл, по какой дороге, что он нашел и что отдал?
Сделайте вывод.
11. Прочитайте рассказ, исправьте ошибки. Работа в парах.
(Тексты напечатаны на листочках разного цвета).
1 вариант.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед им сидела большая лягушка. Ана только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ей лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так ани добрались до лужи.
2 вариант.
Однажды я шёл по лугу. Комне пристала ласточка. Ана кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у её птенца, и ана просила отдать него обратно. Я не понимал, что ней нужно. Я рассказал об этом деду, а он посмеялся надо мной и всё объяснил.
3 вариант.
Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.
4 вариант.
Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Неё зовут Надя. У её не было красок. Ани дали девочке краски. Ребята стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.
5 вариант.
Живёт в хвойном лесу птица с большим носом. Пёрышки у её тёмные с пестринками. Зовут неё кедровка. С осени ана прячет шишки. Зимой достаёт изних орехи. Запасы кедровка делает в разных местах и легко них находит.
Проверка в группах. Соберитесь в группы и сверьте свою работу с образцом. Если вы допустили ошибки, исправьте их.
Коммуникативные УУД
Задания
1. Объясните значение следующих пословиц. Найдите местоимение, определите их разряд. Напишите по содержанию одной из них сочинение-миниатюру.
1. Из ничего ничего и не выходит.
2. Кто ничего не имеет, тот ничего не боится.
3. Кто чего сильно хочет, тот того и добьётся.
4. В ком добра нет, в том и правды мало.
5. Все любят добро, да не всех любит оно.
6. Чего много, то и дёшево, а чего мало, то и дорого.
7. Всякий человек у дела познается.
- Составьте синквейн по теме «Местоимение»
1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного;
2 строка - два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
3.Составьте вопросы по теме урока «Местоимение». Расскажите о семье, используя местоимения.
4. «Некто». Задание: прочитайте и обсудите в группах отрывок из сказки «Золотой ключик». Ответьте, какую ошибку совершил Буратино. (неопределённые местоимения «некто» и «нечто» не склоняются)
-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, -- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока... Буратино хитро подмигнул: -- Врете, ни одного... -- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? -- Два. -- Подумайте хорошенько. Буратино сморщился, -- так здорово подумал. -- Два... -- Почему? -- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! -- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.
6.Приходилось ли вам слышать споры о том, как правильнее сказать: «Я скучаю по Вам», «Я скучаю по Вас»? А вы как считаете? Составьте предложения, используя правильную форму местоимения. 7. Согласны ли вы с мнением, что в настоящее время люди пишут гораздо меньше писем, чем прежде? Составьте связное высказывание, используя местоимение. 8. Прочитайте стихотворение выразительно, с юмором, как бы посмеиваясь. Что вызывает улыбку при его чтении? Перескажите стихотворение соседу по парте, заменяя местоимения подходящими по смыслу словами. Когда-то и Где-то Какой-то там Кто-то На Что-то задумал залезть. Но есть у Чего-то Не то чтобы Что-то, Но Что-то такое, Что есть. Поэтому Кто-то Свалился с Чего-то, Как только… Залез на него. (В. Лунин) 9. Составьте рассказ «Наш класс» из 5-7 предложений, используя местоимения. 10. Составьте карточку-опросник по теме «Местоимение». (Работа в парах) |
Список литературы
- Ашурова С.Д. Русский язык:6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Никольская Г.Н., Сукунов Х.Х., Хасанов Н.М. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013, с.256
- Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание: 6 класс. Москва «ВАКО», 2015, с. 52
- Каськова И.А. Русский язык. Тематические тесты. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Москва, издательство «Просвещение», 2014, с. 73-90
- Крамаренко Н.О.: поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой.- Волгоград, издательство «Учитель», 2007.с.- 277, 265
- Ладыженская Т.А. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю., Ладыженская Т. Москва, издательство «Просвещение»,2012, с. 115-117
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс
Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....
Планируемые результаты освоения программы.Русский язык. Литература. 5-9 класс. По ФГОС.
Планируемые результаты освоения программы.Русский язык. Литература. 5-9 класс. По ФГОС. Занимаемся по учебнику Ладыженской ( русский язык) и Коровиной ( литература)....
Изменение подходов к оценке результатов обученности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС
Каков характер подходов к оценке результатов обученности в соответствии с ФГОС на уроках русского языка и литературы? Представлены формы работы, способствующие достижению планируемых результатов....
Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).
Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет повысить профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...
Критерии оценивания результатов обучения по русскому языку
laquo;Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:...
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных результатовучащихся по русскому языку...
Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов по русскому языку учащихся 6 классов по разделу «Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор. Словообразование наречий. Правописание нар
Учитель сможет здесь найти готовый материал для диктантов, тестов, самостоятельных и творческих работ по теме "Наречие". ...