Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Папоротники"
план-конспект урока (7 класс)
Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_biologii_7kl_.docx | 592.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Батаминская средняя общеобразовательная школа
( МОУ Батаминская СОШ)
СЦЕНАРИЙ УРОКА БИОЛОГИИ
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)
на тему: "Папоротники"
класс:7
Разработала: Степаненко Ирина Владимировна,
учитель МОУ Батаминская СОШ
2022г
Класс: 7
Тема: "Папоротники"
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить обучающихся с бесцветковыми растениями – папоротниками, их строением и местами произрастания, значением в природе.
Задачи:
Образовательная: формировать у детей представление о папоротниках, раскрыть особенности строения папоротников.
Коррекционно - развивающая: развивать речь на основе формирования природоведческих знаний и обобщений.
Воспитательная: воспитывать любовь к окружающей природе, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: презентация, Красная книга, фрагмент научного фильма, карточки с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент
-Здравствуйте! Садятся сначала девочки потом мальчики.
- Подготовка к восприятию нового материала
1. Отгадывание загадки и определение темы урока.
-Сегодня на уроке мы будем знакомиться с еще одним из отделов высших споровых растений. А каким вы должны определить сами:
Спит улитка, круто завита,
Дождем умыта, травой укрыта.
А проснется – листом обернется. (папоротник)
(если дети не могут отгадать ,показываем слайд)
Учащиеся предлагают варианты ответов: папоротник
-Верно! Итак тема нашего урока (Папоротники)
учитель записывает темы урока на доску
2.Составление плана
-Ребята, помните, что все новое и неизвестное мы изучаем по плану, чтобы ничего не упустить.
- И прежде чем начать говорить о папоротниках давайте составим план .
-Как думаете какой будет первый пункт плана? (Строение папоротника)
-.... выйди к доске и запиши первый пункт плана.
-Второй пункт? (Размножение и развитие папоротников)
-... выйди и запиши на доске второй пункт плана .
-Третий пункт? (Места обитания папоротников)
-... выйди и запиши на доске третий пункт плана .
-Четвертый пункт? (Значение папоротников)
-... выйди и запиши на доске четвертый пункт плана .
3. Изучение нового материала
1. Знакомство с легендой сопровождается показом презентации
-Кто знает на какой праздник используют папоротник? (Варианты детей)
-Ребята, сейчас я вам расскажу одну очень струю легенду
-С древних времен наш народ хранит память о древнем языческом празднике славян – Дне Ивана Купалы.(Слайд )
-На Ивана Купалу девушки плетут венки, втыкают в них свечи, пускают по воде и гадают. Если венок не утонет, а поплывет – значит, ждет скорое замужество. Самой счастливой станет та, чей венок дольше продержится на воде, а у кого дольше всех прогорит свеча – тот проживет самую долгую жизнь.
В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника откроются любые клады, где бы они не были спрятаны. (Слайд №)
-Кто хотел бы посмотреть как цветет папоротник? К сожалению ребята- это только легенда. Но растение это растет в наших лесах, а значит мы будем его изучать.
2. Просмотр научного фильма "Строение папоротника"
-Итак, на какой пункт плана сначала мы ответим? (Строение папоротника)
(учащиеся просматривают фильм)
На доске плакат "Строение папоротника"
3.По итогу просмотренного фрагмента проводится беседа
-Как называется подземный стебель у папоротника? (Корневище)
-Покажи его на плакате.
-Что отрастает от корневища? (Придаточные корни)
-Покажите их на плакате.
-Чем отличаются папоротники от мхов? (У папоротников есть корень)
-Что расположено на корневище? (Почки)
-Какие у папоротника листья? (Сложные, зеленые широкие перистые)
-Покажите на плакате листья.
-Чего нет у папоротника? (Цветов)
-Какой пункт рассмотрели? (Строение папоротников)
-К какому пункту плана мы переходим? (Размножение и развитие папоротников)
4.Работа с книгой
-Откройте учебник на странице 89 и прочитайте второй абзац.
(дети находят и хорошо читающий ученик прочитывает вслух)
-Что находится на обратной стороне листьев папоротника? (Споры)
-Покажите на плакате споры.
-В чем участвуют споры? (В размножении)
-В чем сходство папоротника с мхом? (Из спор вырастают новые растения)
-Какой следующий пункт плана? (Место обитания папоротников)
-Какой пункт плана изучили? (Размножение и развитие папоротников)
-Читаем дальше. Прочитайте следующий абзац.
-Какие условия благоприятны для папоротников? (Теплый влажный климат)
5.Объяснительная беседа сопровождающаяся показом слайдов.
-Древовидные папоротники главным образом произрастают в горах во влажных тропиках, а также в Чили, Новой Зеландии и Южной Африке. Некоторые новозеландские виды растут у ледника Франца-Иосифа на Южном острове и проникают даже на субантарктические Оклендские острова.(слайд)
В умеренных зонах распространены только травянистые виды; они чаще встречаются во влажных лесах, по сырым оврагам, некоторые растут на заболоченных местах и в водоемах. (слайд)
В лесах нашей области встречаются орляк обыкновенный, щитовник мужской, кочедыжник женский, страусник обыкновенный и некоторые другие виды. (Слайд)
-Ребята, как вы считаете, а почему все эти растения относятся к Папоротниковидным? (Имеют общее строение)
6. Демонстрация красной книги (объяснительная беседа)
-Многие виды папоротников занесены в Красную книгу, например такие как папоротник- орляк, папоротник - страусник. (Демонстрация Красной книги)
-Какой пункт плана следующий? (Значение папоротников)
-Щитовник мужской, папоротник – орляк, папоротник –страусник являются лекарственным растением. Используются как ранозаживляющее средство, при ожогах, обморожениях и других повреждениях кожи, как противоглистное средство. Однако не стоит забывать о том, что эти растения являются ядовитыми и его применение внутрь возможно только под наблюдением доктора и очень осторожно.
Некоторые виды папоротников используют в пищу.
4.Закрепление
1. Самостоятельная работа с картинкой
-Отметьте части папоротников на листках.
Дети 1 и 2 группы выполняют самостоятельно, дети 3 и 4 группы выполняют задание выбирая из слов для справок.
Проверка по слайду.
2.Самостоятельная работа с таблицей
-Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.
(Ответ: 121221)
-Проверка по слайду.
-Подведем итог по строению папоротника. (Папоротники имеют стебель, листья, корни. В стебле есть сосудистые пучки. Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями из почвы вода по сосудам стебля передвигается в листья. Это результат приспособленности папоротников к наземному образу жизни)
Работа с учебником
-Итак, мы познакомились с многообразием и строением современных папоротников. А теперь я вам предлагаю поработать с учебником. Работать будете в парах. Прочитайте 3 абзац параграфа на стр.89 и ответьте на вопросы. (Слайд 13)
- Что вы знаете о каменном угле? (Это полезное ископаемое)
- Где его добывают? (Его добывают в шахтах)
- Как его используют? (Используют каменный уголь как топливо. Из него получают краски, лекарства, пластмассы, горючий газ)
5.Домашнее задание
I.II группа Написать доклад на тему «Использование папоротника в лечебных целях»
III группа .Найти рецепт блюда из папоротника. Записать рецепт.
IV группа Выполнить в карточках.
Прочитайте 3 абзац параграфа на стр.89 и ответьте на вопросы.
|
6.Итог урока
-О чем мы сегодня говорили? (О папоротниках)
-По какому плану изучили папоротники? (Строение, размножение и развитие, места обитания, значения)
-О чем еще говорили? (Обычаи о папоротнике на день Ивана Купала)
Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Организм растения как единое целое" с прменением зарубежных технологий.
Материалы урока биологии в 6 классе "Организм растения как единое целое" будут полезны учителям, которые в свой практике применяют зарубежные технологии групповой работы (Сигапурские образовательные с...
Сценарий урока биологии в 5 классе. "Биология- наука о живом мире" ФГОС
"Использование инструктивной карты на обобщающем...
Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления
Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...
Сценарий урока биологии в 5 классе " Строение клетки"
Сценарий урока биологии " Строние клетки" (5 класс) соответствует требованиям обновленного ФГОС. Деятельность учащихся на уроке направлена на формирование умения само...
Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Горючие полезные ископаемые"
Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)...
Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Зайцеобразные"
Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)...
Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Витамины"
Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)...