Сценарий урока биологии в 5 классе " Строение клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Сценарий урока биологии " Строние клетки" (5 класс) соответствует требованиям обновленного ФГОС. Деятельность учащихся на уроке направлена на формирование умения самостоятельного поиска информации по заданному алгоритму, навыка выполнения лабораторной работы, освоение методов наблюдения, сравнения и анализа собранной информации. Выполнения заданий предполагает индивидуальную, групповую формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_stroenie_kletki_5_klass.docx | 173.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- Обучающая: познакомиться со строением клеток, выяснить черты сходства и различия между клетками организмов разных царств
- Развивающая: создать условие для формирования у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение; логическое мышление, речь учащегося.
- Воспитывающая: продолжить формировать умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, работать в пара и группе.
Оборудование: таблица « Строение растительной клетки», проектор, презентация
Метапредметные:
• освоение УУД (формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками); овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения
Предметные:
• формирование понятия о строении клетки и ее частей, навыка работы с микроскопом
Личностные:
• формирование представления о единстве всего живого, целостного мировоззрения
• воспитание культуры поведения на уроке, развивать познавательный интерес к биологии; формирование навыка самоконтроля и самооценки
Регулятивные УУД:
• целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;
• умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);
Коммуникативные УУД:
• умение работать в паре, группе,
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
• определение цели своего обучения;
• устанавливание причинно-следственных связей строения организмов и единства их происхождения
анализировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую:
читать текст, выполнять задания, отвечать на вопросы, выполнять лабораторную работу.
Ход работы
1.Организационный этап (1 мин)
Привествие , проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний учащихся (2 мин)
Кто является объектом биологических наблюдений и исследований?
Какие царства живых организмов вы знаете?
Что общего в строении названных вами царств?
На какие группы делятся организмы по количеству клеток?
А как ученые узнали о клеточном строении живых организмов?
3. Проверка изученного материала (7 мин) На прошлом уроке мы познакомились со строением микроскопа и правилами работы с ним. Давайте проверим насколько вам был понятен материал. Задание выполняете индивидуально. Проверяете результаты в группе, обсуждаете неточности. Затем сверяем с эталоном ответов На работу с карточками 5 минут
Карточка №1
Дать критерии ответов для проверки.
Какое задание или вопрос вызвал наибольшее затруднение.?
Поднимите руки , кто выполнил работу без ошибок или допустил 1-2 ошибки. Молодцы. Значит можно продолжать наше движение по микромиру
- Формулирование темы и цели урока (2 мин).
Я предлагаю вашему вниманию отрывок из стихотворения Георгия Лернера.
Попробуйте догадаться о чем будет наша новая тема.
Мой друг! Проникнись тайной жизни
Запомни раз и навсегда
Что все живые организмы
Из клеток состоят. Вода,
Органика и соли-
Вот их химический состав.
Ядро, мембрана, вакуоли
Основа клетки. Будешь прав
Когда ее под микроскопом
Рассмотришь тщательно с умом.
Там цитоплазму зорким оком
Увидишь. С клеточным ядром
Сведи знакомство. В этом чуде
Сокрыты тайны жизни все.
О чем мы продолжим узнавать сегодня на уроке?
Что бы вы хотели узнать о клетке?
Пишем тему урока « Строение и разнообразие клеток»
Формулируем цель:
Слайд.Цель нашего урока: познакомиться со строением клеток, выяснить черты сходства и различия между клетками разных организмов
7. Изучение новой темы (7 мин).
Клетка –основная единица строения и развития живых организмов.. Каждая клетка имеет главные части и органоиды.
Чтобы узнать больше о строении клетки вам предстоит выполнить задания, Для этого на столах есть задания и информация для ответов на вопросы. Так же возможно использование материала учебника
Какое строение имеет и какие функции выполняет в клетке
1- группа –клеточная мембрана
2- группа -цитоплазма
3-группа- ядро
4 группа- органоиды клетки
Обсуждение. Представитель группы выходит к таблице, показывает часть клетки и рассказывает полученную информацию
Вывод.Клетка строительная и функциональная единица. Клетка состоит из главных частей и органоидов, которые выполняют важные функции.
Предлагаю немного отдохнуть, но активно. Раз- поблагодарите участников группы за сотрудничество. Два- встаньте с рабочих мест, посмотрите направо, налево. Три- встряхните ручки, поднимитесь на пальчики. Четыре- возьмите тетради, ручки и карандаши. займите рабочие места в нашей лаборатории. Пять – поднимите руки, если вы готовы работать дальше.
Слайд.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Вам необходимо, соблюдая правила работы с микроскопом, подготовить микропрепарат к работе. Используя методы наблюдения описания и сравнения получить цитологическую информацию. Зарисовать увиденные объекты в тетради с обозначением. При выполнении рисунка соблюдаем правила оформления биологического рисунка. Прочитайте название микропрепаратаов Представителей какого царства клетки вам предстоит рассмотреть?
Слайд. Работу выполняете спокойно. Вы работаете парами. У вас два микропрепарата Каждый имеет возможность почувствовать себя ученым или лаборантом.
Какой вывод вы сделаете по результатом работы? В клетке есть главные части. Клетки разные по форме.
Для дальнейшей работы прошу привести лабораторные места и вернуться за парты.
Как вы думаете, а клетки животных грибов и бактерий имеют такое же строение как клетки растений?
Чтобы подтвердить или опровергнуть ваше предположение давайте поиграем в игру
Найди сходство и различие!» У вас есть карточки №3 с заданиями. Для их выполнения есть рисунки клеток организмов разных царств. Приготовьте материал к раблте.
Ваша задача найти сходства и различия в строении клеток и отметить в таблице знаком + или-. Задание выполняете работая в группе, помогая, исправляя, дополняя друг друга.
В каких клетках могут быть пластиды?, клеточная оболочка? Ядро?
В чем ососбенность строения клетки бактерий?
Вывод: Клетки организмов разных царств имеют сходные и отличительные признаки.
7. Закрепление знаний (10 мин)
Какие утверждения верны?
Если вы согласны с предложением поднимаете обе руки, если предложение имеет неточность – руки лежат на парте.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Мембрана, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
3. Пластиды – есть во всех клетках.
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
5. У клеток растений, грибов и бактерий есть клеточная оболочка
6. Организм человека, как и других животных, состоит из клеток.
7.В клетках бактерий нет ядра.
8. Мембрана обладает избирательной проницаемостью
Слайд. Пришло время сделать вывод . Какую цель мы поставили в начале урока? Мы можем сказать, что достигли поставленной цели?
8.Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что наиболее интересным было на уроке?
Оцените свою работу на уроке от2до 5? Оценку поставте себе в тетрадь .
( выставление оценок)
9. Домашнее задание
Карточка №1
Проверьте себя. Микроскоп. Правила работы.
1.Вспомни историю изобретения микроскопа и закончи предложение. Ответ запиши в карточку.
А, В XVII веке усовершенствовал микроскоп и открыл клетку____________
Б. Микроскоп, дающий увеличесние в 270 раз сконструировал ______________
В. В XX веке был сконструирован ____________________
2.Заполните таблицу « Строение микроскопа», записав в таблицу напротив цифр буквы.
3.Повторите правила работы с микроскопом, выполнив задание.
Закончите предложение. Результат обсудите в группе
- Перед началом работы нужно ____________и настроить_______
- Положив предметное стекло с микропрепаратом на ___________, тубус необходимо с помощью макровинтов _____
- Глядя в окуляр необходимо медленно_________ тубус до появления _______ изображения объекта.
Карточка №1. Критерии ответов
- А. Р.Гук, Б. А. Левенгук В. электронный микрорскоп
- 1- В, 2- А, 3-Б, 4 –Ж, 5 –Г, 6 – Д, 7 – Е , 8 – К
- Перед началом работы нужно установить микроскоп на 5-10 см, и настроить зеркало
- Положив предметное стекло с микропрепаратом на предметный столик_, тубус необходимо с помощью макровинтов опустить
- Глядя в окуляр необходимо медленно_поднимать тубус до появления четкого_ изображения объекта.
Карточка №2
- Информация для работы: клеточная мембрана
Клеточная мембрана есть у всех клеток. Это очень тонкое образование( пленка, которая отделяет внутреннее содержимое клетки от межклеточного вещества.
Клеточная мембрана выполняет важные функции в клетке. Она обеспечивает сохранение формы клетки, защищает клетку опасных воздействий.
Клеточная мембрана обладает особым свойством – избирательной проницаемостью. Эта особенность обеспечивает поступление в клетку только нужных веществ и выход из клетки не нужных. Таким образом, осуществляется обмен веществ.
Это что….
Выполняет функции……..
Клеточная мембрана
Обладает свойством…….
Карточка №2
- Информация для работы: Цитоплазма
Цитоплазма – полужидкое вещество (состоит из воды и растворенных ) , которое является внутренним содержимым всех клеток. В цитоплазме расположены все части клетки, она объединяет и обеспечивает их взаимодействие. В цитоплазме растворены вещества, необходимые для жизнедеятельности клетки.
Она какая?
Из чего состоит?
Цитоплазма
Какую функцию выполняет в клетке?
Карточка №2
- Информация для работы: Ядро
В клетках растений, животных, грибов есть оформленное ядро- тельце, имеющее свою ядерную мембрану. Внутри ядра находятся жидкое вещество – кариоплазма и хромосомы. В хромосомах хранится и передается во время размножения наследственная информация о признаках строения, процессах жизнедеятельности. Именно ядро контролирует все процессы , происходящие в клетке. Ядро – главная часть клетки.
Ядро образовано………
Ядро
Ядро выполняет функции………
Карточка № 2
- Информация для работы: органоиды клетки
Органоиды – это части клетки, которые имеют особенности строение и выполняют разные функции. В растительных клетках есть пластиды. Они определяют цвет органов растений. К ним относятся хлоропласты – зеленые пластиды, в которых проходит фотосинтез.
Рибосомы участвуют в синтезе белков. В вакуолях растений накапливается клеточный сок и питательные вещества.
Это………
Органоиды
Например………
Карточка №3
Наличие обозначайте +, отсуствие -
Название органоида | Растения | Животные | Грибы | Бактерии |
Ядро | ||||
Мембрана | ||||
Цитоплазма | ||||
Клеточная оболочка(стенка) | ||||
Пластиды (хлоропласты) | ||||
Рибосомы | ||||
Вакуоли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по биологии 6 класс. строение клетки
Тема: Строение клетки.Задачи: расширить представление учащихся о клеточном строении организмов; отработать навыки выполнения учебного рисунка; развивать умение составлять план изученного материала, ра...
Урок биологии по теме "Строение клетки" 9 класс
Данный урок сделан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок разбит на этапы. Перед каждым этапом ставится цель. Для проведения урока используется сайт ФЦИОР. Проводится исследовательская работа по изу...
Урок биологии 6 класс "Строение клетки". Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход на уроках биологии...
Урок биологии по теме "Строение клетки" в 10 классе
Разработка урока по биологии (10 класс)...
Обобщающий урок по биологии 10 класс "Строение клетки"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Строение клетки" в10 классе по биологии .Урок был проведен в классе с профильным обучением.Используемое оборудование: учебник В.Б.Захарова,Н.И.Сонина "Б...
Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"
Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....
2015-2016 уч.год. Урок биологии 5 класс "Строение клетки"
Урок биологии «Строение клетки» 5 классПодготовил и провел:учитель биологии Воротнева Наталья Андреевна19.10.2015 Технологическая карта урока ПредметбиологияКласс5Автор учебникаПасечник В.В....