Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Зайцеобразные"
план-конспект урока (8 класс)
Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_biologii_8kl_.docx | 1008.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Батаминская средняя общеобразовательная школа
( МОУ Батаминская СОШ)
СЦЕНАРИЙ УРОКА БИОЛОГИИ
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)
на тему: "Зайцеобразные"
класс:8
Разработала: Степаненко Ирина Владимировна,
учитель МОУ Батаминская СОШ
2023г.
Класс: 8
Тема: «Зайцеобразные»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование знаний об общих признаках, образе жизни и питании зайцеобразных.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с внешними признаками, повадками, образом жизни зайцеобразных;
-формировать умения находить сходства и различие зайцеобразных и грызунов.
Коррекционно-развивающие:
-развивать аналитические способности при сравнении животных.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
Оборудование: учебник, презентация, фрагмент научного фильма
Ход урока
I.Организационный момент
-Здравствуйте! Выполним упражнение на внимание.
-Когда я произнесу слово «земля», вы должны опуститьруки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово«воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» -вращать руками в лучезапястных и локтевых суставах. (Выполняют)
-Теперь тихонечко садитесь.
1. Подготовка к восприятию нового материала
1). Отгадывание загадки и определение темы урока
-Отгадайте загадку
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – одета,
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц) (Слайд)
-Как вы думаете о ком сегодня мы будем говорить? (О зайцах)
-Верно! Как вы думаете к какому классу они относятся? (Млекопитающие)
-Зайцы относятся к классу млекопитающих, отряду зайцеобразных
-Откройте тетради и запишите тему урока.
2). Составление плана
-Прежде чем говорить о зайцеобразных, составим план урока.
(дети предлагают, учитель помогает грамотно сформулировать пункты плана и записывает на доске)
-Каким будет первый пункт плана? (Внешнее строение зайцеобразных)
-Второй пункт плана? (Способ передвижения)
-Третий пункт плана? (Среда обитания)
-Четвертый план? (Рацион питания)
2. Изучение нового материала
1). Работа с учебником
-Откройте учебник на стр. 151. Рассмотрите рисунок 125.
- Кто изображен на рисунке? (русак, беляк, дикий кролик)
-Сравните их между собой. (дети сравнивают и делают выводы)
- Прочитайте первый абзац. (Ученик читает)
-Каких животных относят к зайцеобразным? (Заяц-беляк, заяц русак, дикий европейский и домашний кролики)
2). Определение сходства и отличия с грызунами
- Глядя на слайд, назовите сходства зайцеобразных с грызунами. (Слайд) (Растительноядные, острые и постоянно растущие резцы, коренные зубы и пустые промежутки между резцами и коренными зубами,длинный кишечник)
-Назовите отличия зайцеобразных от грызунов (У зайцеобразных в верхней челюсти не два резца как у грызунов, а четыре: позади двух крупных резцов верхней челюсти находятся два небольших резца)
3). Рассмотрение внешнего строения зайца (чучело)
-Строение зайцеобразных мы рассмотрим на примере зайца беляка.
(учитель открывает платок и дети видят чучело на столе )
-Какой пункт плана первый? (Внешнее строение зайца-беляка)
-Прочитаем второй абзац.
-Опишите внешнее строение зайца-беляка. (У зайца-беляка снежно белый цвет шерсти, но таким он бывает зимой. Весной он линяет и становится серым.)
(учитель вызывает к доске 2-3 и дети описывают показывая на строение чучела).
4). Аналитическая беседа на основе слайда
-Почему зайца назвали беляком? (Потому что он снежно-белого цвета)
-Как вы думаете, зачем ему белая шубка? И почему она у него становится серой летом? (предположение ребят)
(слайд6 белый заяц на фоне снега и серенький на фоне листиков и травы)
-Для чего нужна зайцу окраска шерсти? (Она помогает ему спасаться от хищников-волков, лиц, хищных птиц)
-Да, зимой зайца трудно заметить на фоне снега, а летом на фоне почвы и травы.
-А как вы думаете, почему зайца русака назвали русаком? (у него постоянно шубка серая)
-Различается ли внешнее строение зайца русака от зайца беляка? (нет, но русак чуть больше размером)
-Найдите в учебнике на странице 152 последний абзац. Прочитайте о диких кроликах. Отличаются ли они по строению от беляка и русака. (дети находят абзац, зачитывают и делают вывод, что внешнее строение у диких кроликов такое же )
-Какой пункт плана мы разобрали? (Внешнее строение )
-Какой следующий пункт? (Способ передвижения)
(свой рассказ учитель сопровождает показом на чучеле.)
-Лапы у зайцеобразных довольно широкие, что позволяет им без труда передвигаться по снегу как на лыжах. На ступнях густая щётка волос.
5). Объяснительная беседа сопровождающаяся показом научного фильма.
Задние ноги очень длинные, что и обуславливает метод передвижения зайца – длинные прыжки. Из-за разницы в длине задних и передних зайцеобразных можно узнать по характерным следам на снегу.
-Какой метод передвижения у зайцеобразных? (Длинные прыжки)
-На какой пункт плана мы сейчас ответили? (способ передвижения)
-Какой пункт плана следующий? (Среда обитания)
6). Объяснительная беседа сопровождающаяся показом карты животного мира.
-Зайца-беляка преимущественно можно встретить в районах тундры, лесов и лесостепи северной части Европейского континента северной части Америки. В том числе на островах Скандинавии, Польши, Монголии, Казахстане, Японии и Мексики.
- Где встречается заяц-беляк? Назовите и покажите на карте. (В тундре, в лесах европейской части России, в Сибири) (учитель вызывает 2-3 обучающихся)
-Заяц-русак населяет степи и лесостепи. (учитель показывает на карте)
-Какой пункт разобрали? (Среда обитания)
-Какой пункт следующий? (Рацион питания)
7). Просмотр научного фильма
-Находясь в прямой зависимости от ареала проживания и времени года зайцы-беляки питаются различными кормами. С наступлением весны зайцы сбиваются в небольшие стайки и вместе поедают молодую траву на полях и лужайках. После зимы зверькам не хватает витаминов и солей минералов. Из-за этого они могут есть почву, глотать маленькие камни. Зайцы охотно грызут кости умерших зверей и рога, сброшенные лосями.Летом их рацион преимущественно состоит из сочных трав. Местами заяц питается грибами и ягодами. По мере наступления осени трава начинает высыхает. Зайцам приходится перебиваться более грубой пищей, как ветки кустарников, сухие листья и грибы.
Зимой основой рациона зайца становится кора разных кустов и деревьев. Конкретная порода дерева зависит от региона проживания. Наиболее охотно зайцы поедают коры осины и ивы. Менее охотно они едят берёзу и лиственницу, однако они более доступны и распространены. Если есть возможность заяц может раскопать из-под снега траву, ягоды и шишки.
В поисках корма заяц может пробежать не один десяток километров. Не редко бывает, что эти поиски приводят беляка к месту проживанию людей. Там он может питаться остатками сена, зерна и другого корма.
-Чем питаются заяцы-беляки осенью, зимой? (Сухие ветки, листья, грибы, кора кустов и деревьев, ягоды и шишки под снегом)
-Чем питаются летом? (траву, кости зверей, камушки, грибы, ягоды)
- В теплое время года зайцы-русаки активно потребляет злаковые: тимофеевку, овес, просо, пырей. Также любит и бобовые: люцерну, сераделлу, горох, клевер, люпин. Лакомыми растениями для зайцев также являются молочай, подорожник, одуванчики, лебеда и гречиха.
С наступлением августа русаки переходят на поедание семян злаковых и особенно бобовых. В связи с этим, зайцы, как и птицы, способствуют распространению растений, так как не все семена перевариваются и тем самым снова попадают в окружающую среду.
Во многих сельскохозяйственных районах русаков считают вредителями и настоящим бедствием. Так как в осенне-зимний период они питаются корой и побегами деревьев: яблонь, груш, ив, тополей и орешника. За одну ночь представители этого вида могут существенно подпортить сад.
Помимо коры русаки продолжают питаться семенами, остатками жухлой травы и даже огородных культур, которые они раскапывают из-под снега. Часто эти разрытые места посещают серые куропатки, которые сами не могут копать снег, чтобы полакомиться объедками.
-Чем питаются летом? (Злаковые, травы, бобовые)
-Чем питаются зимой? (Корой и побегами деревьев, семенами, остатками травы)
- Летом кролики едят траву и листву. Зимой их рацион состоит из ветвей и кореньев. Дикие кролики, которые обитают возле фермерских полей, лакомятся морковью, листовыми салатами, капустой, бобовыми и зерновыми культурами.
-Какой пункт плана рассмотрели? (Рацион питания)
3. Первичное закрепление
1). Работа с учебником и таблицей.
-Посмотрите на слайд.
-Чем отличие и сходство зайца-беляка и зайца- русака?
-Задание для 1 и 2 группы. Пользуясь учебником, заполните таблицу. Если не успеете на уроке, доделаете дома.
Признаки | Заяц-беляк | Заяц-русак |
Шерстяной покров зимой и летом | ||
Размеры | ||
Строение лап | ||
Места обитания | ||
Питание летом и зимой | ||
Количество зайчат в одном помете |
(для 3 и 4 группы эта же таблица , но под таблицей слова для сравок.их необходимо просто разместить по калонкам)
(Общее: Длинные ушные раковины, большие глаза, задние ноги крупнее передних, короткий хвост.
Различие: заяц-беляк зимой белый, летом серый. Заяц-русак зимой и летом серый)
4.Задание на дом
-Откройте дневники и запишите домашнее задание. 1 и 2 группа учебник стр. 151-153
прочитать и ответить на вопросы на стр 153; 3и 4 группа сделать сообщение о диких кроликах.
5. Подведение итогов урока
-Какая тема урока была? (Зайцеобразные)
-Каких животных рассмотрели? (Заяц-беляк, заяц-русак, дикие кролики)
-Назовите общие признаки зайцеобразных. (Длинные ушные раковины, большие глаза, задние ноги крупнее передних, короткий хвост)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»
Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...
Сценарий урока биологии в 5 классе. "Биология- наука о живом мире" ФГОС
"Использование инструктивной карты на обобщающем...
Применение кейс-технологий на уроках биологии для обучающихся с ОВЗ ( из опыта работы
Использование электронных средств обучения на уроках биологии способствует реализации принципа наглядности в обучении и значительно увеличивает доступность объяснений, что будет достигнуто обеспечение...
Урок Биологии для обучающихся с нарушением интеллектуального развития и РАС адаптированной образовательной программы 7 класса по теме "Мхи"
Растения, бактерии, грибы, животные, человек - это все живые организмы. Живые организмы населяют нашу планету. Каждый живой организм имеет свое уникальное строение и особое значение в окружающем мире....
Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Горючие полезные ископаемые"
Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)...
Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Папоротники"
Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)...
Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Витамины"
Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)...