Программа курса "Лес и человек"
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
Программа рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 5 классов, которые будут продолжать изучение экологии как самостоятельного предмета в 6-11 классах. В основу курса положена программа факультатива «Лес и человек» (Источник: Симонов Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000.) При разработке таких тем как «Лес – многоэтажный дом», «Лес – дом лесных животных», «Лес и человек» использовался материал альтернативных программ «Окружающий мир» и «Человек и окружающий мир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_les_i_chelovek_5_klass.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»
Рассмотрено кафедра естественных наук Протокол № 1 от «30» 08 2022г. Руководитель кафедры ________И.А.Скоробогатова | Согласовано «30» 08 2022г Зам. директора по НМР ____________Т.Г,Маслова | Утверждаю Приказ № 180 от «30» 08 2022г. директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева» ________Н.В.Сиреньщикова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий внеурочной деятельностью
«Лес и человек»
для обучающихся 5-х классов
Направление: естественно научное
Разработала:
Коновалова Ольга Николаевна,
учитель географии ,биологии
высшей квалификационной категории.
2022 г.
Пояснительная записка
Актуальность.
Сегодня как никогда остро стоит вопрос о сохранении нашей природы последующим поколениям. С каждым годом становится все тяжелее объяснить ученикам о том, как важно беречь природу, ведь задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, показать антропогенное влияния на нее.
Программа рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 5 классов, которые будут продолжать изучение экологии как самостоятельного предмета в 6-11 классах. В основу курса положена программа факультатива «Лес и человек» (Источник: Симонов Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000.) При разработке таких тем как «Лес – многоэтажный дом», «Лес – дом лесных животных», «Лес и человек» использовался материал альтернативных программ «Окружающий мир» и «Человек и окружающий мир».
Структура программы представлена введением, заключением и семью главами. Во введении дети получают представление об экологии как науки и обобщают знания о лесе как об экологической системе. Стержневая идея тем 1 и 2 – показывает неразрывную связь организмов с жизнью «зеленого дома»; постепенно вводятся некоторые основные экологические понятия. Тема 3 развивает у школьников эстетические эмоции, способность чувственно воспринимать природу, что является неотъемлемой частью экологического воспитания и образования школьников. Темы 5,6,7 затрагивают разные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой (на примере лесного сообщества). Данные темы помогут реализовать валеологический подход в изучении курса.
В заключении подводятся итоги курса, структурируются знания учащихся по элементарным основам экологической науки, даются понятия о глобальных экологических нарушениях на планете Земля.
Рекомендуем проводить занятия в форме дидактических игр, экскурсий, семинаров. Курс предусматривает выполнение творческих работ, как в рамках практических занятий, так и на уроках изучения нового материала.
При реализации данной программы следует опираться на знания учащихся, полученные на уроках природоведения.
Следует отметить, что в рамках данной программы учащиеся знакомятся с представлениями о следующих науках: биоэтика, бионика, этология. Материал по данным вопросам учитель дает учащимся, но не спрашивает. Следует особое внимании уделить мировоззренческой и воспитательной функциям программы.
Цель данного курса:
- Становление экологической культуры личности каждого ребенка как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
Задачи курса:
- Познакомить детей с назначением и задачами экологии.
- Изучить лес как природное сообщество.
- Дать знания о взаимосвязях между живой, неживой природой и человеком на примере леса.
- Рассмотреть причины, источники загрязнения лесного сообщества.
- Рассмотреть влияние экосистемы леса на здоровье человека.
- Начать изучение глобальных экологических проблем.
По окончании обучения по программе курса обучающиеся должны сформировать важнейшие экологические компетенции:
- Наука экология и что она изучает.
- Экологическое сообщество (на примере широколиственного леса).
- Ярусы леса.
- Экологические факторы. Взаимодействие живых организмов в сообществе. Этология.
- Экологическая ниша.
- Сезонные изменения в природе (на примере лесного сообщества).
- Что такое биоэтика или наука о поведении в живой природе.
- Что изучает бионика?
- Охрана лесных сообществ. Как мы можем помочь лесным обитателям?
- Глобальные экологические проблемы (леса Амазонки – легкие планеты).
- Взаимодействие человека с природными сообществами.
Обучающиеся должны уметь:
- Распознавать по картинкам и фотографиям лесные растения.
- Распознавать по картинкам и фотографиям лесных животных.
- Применять полученные экологические знания для природоохранной деятельности.
- Вести наблюдения и описания явлений в природе (на экскурсии, на практическом занятии).
Предполагается практически-игровая форма проведения занятий. На теоретическую часть отводится…, на практическую часть 7 часов. Курс заканчивается семинаром «Мысли глобально – действуй локально». На весь курс отводится 34 часа ( 1 час в неделю).
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны определять основные экологические понятия на примере лесного сообщества, уметь определять типы взаимоотношений между живыми и неживыми объектами лесной экосистемы, научиться составлять цепи питания, применять полученные знания по сохранению леса и своего здоровья в жизни.
Формы контроля:
- Текущий контроль – тестирование
- Экологические игры.
- Практические работы.
- Семинар.
Тематическое планирование
№ п/п | Ссылки на цели | Тема | Количество часов | Форма проведения | Результат деятельности | ||
Всего часов | Лекция | Практическая работа | |||||
Введение. | 3 | 2 | 1 | ||||
1 | 1 | Что изучает наука экология. Связь экологии с другими естественными науками. | 1 | 1 | Конспект | ||
2 | 1,2 | Понятие о природном сообществе. | 1 | 1 | Лекция. Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни путешественников». | Конспект | |
3 | 1,2 | Лес как пример экологической системы. | 1 | 1 | Практическая работа. Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса» Экскурсия «Ты входишь в лес». Дидактическая игра «С какого дерева лист» | Коллекция осенних листьев, гербариев. | |
Тема 1. Лес – многоэтажный дом. | 5 | 4,5 | 0,5 | ||||
4 | 2 | Понятие о ярусах леса. Почему лес многоэтажный. | 1 | 1 | Экскурсия «Лесные этажи». Лекция. | Конспект. | |
5 | 2 | Законы леса. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция. Практическаяработа. «Рассказать об особенностях каждого лесного яруса» | Практическая работа |
№ п/п | Ссылки на цели | Тема | Количество часов | Форма проведения | Результат деятельности | ||
Всего часов | Лекция | Практическая работа | |||||
6 | 2 | Береза, дуб, ель, сосна, клен, осина. Плоды и семена. Кустарники леса. | 1 | 1 | Экскурсия «Мое любимое дерево». Лекция. | Рисунок. Конспект. | |
7 | 2 | Лесная подстилка. Осенний листопад: причины и следствия. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
8 | 2,3 | Понятие об экологических факторах. Что же такое симбиоз? Зачем он нужен? | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
Тема 2. Лес – дом лесных животных | 6 | 5,5 | 0,5 | ||||
9 | 3 | Лесные животные. Этажи и квартиры лесных животных: норы, дупла, домики-пирамидки, логовища, берлоги. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…» Лекция. | Конспект. Сочиненная детьми сказка. |
10 | 3 | Пищевые связи в лесу. Понятие о пищевой цепочке. Понятие об экологической нише. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
11 | 3 | Лес – раздолье для вегетарианцев. Лесные вегетарианцы и лесные хищники. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
12 | 3 | Язык лесных обитателей. Сигналы SOS. | 1 | 1 | Экскурсия В мире лесных звуков. Лекция. | Конспект. | |
№ п/п | Ссылки на цели | Тема | Количество часов | Форма проведения | Результат деятельности | ||
Всего часов | Лекция | Практическая работа | |||||
13 | 3 | Профессии лесных животных – лесные мастера. Садовники леса, санитары и врачеватели леса. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
14 | 3 | Этология – наука о поведении животных. | 1 | 1 | Игры.Лесныеобитатели – герои народных сказок. Сказка ложь, да в ней намек… Лекция. | Конспект. | |
Тема 3. Эстетика леса | 2 | 1,5 | 0,5 | ||||
15 | 3,5 | В мире лесных форм, красок, звуков и ароматов. Сезонные калейдоскопы красок леса. Лес в поэзии, музыке. Изобразительном искусстве. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
16 | 3,5 | Наука бионика – какие интересные идеи могут подсказать нам лесные обитатели. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа. Создание классной художественной галереи «Изобретения леса» Лекция. | Конспект. Творческая работа. |
Тема 4. Снежная книга леса | 5 | 4 | 1 | ||||
17 | 3 | Сезонные изменения в живой природе (на примере леса). | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
№ п/п | Ссылки на цели | Тема | Количество часов | Форма проведения | Результат деятельности | ||
Всего часов | Лекция | Практическая работа | |||||
18 | 3 | Портреты зимних деревьев. | 1 | 1 | Игра-драматизация «Сказка зимнего леса». Лекция. | Конспект. | |
19 | 3 | Белая тропа следопыта: зимние следы птиц и зверей. | 1 | 1 | Экскурсия «Тропою следопыта». Лекция. | Конспект. | |
20 | 3 | Следы деятельности животных – кузница дятла, белкина кладовка, синицыныкладовочки. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
21 | 3 | Жалобная книга леса: как помочь животным в зимнем лесу? | 1 | 1 | Практическая работа.Разработка плана проекта «Спасем птиц зимой» | Разработка проекта. | |
Тема 5. Лес и человек. | 3 | 3 | |||||
22 | 4,5 | Экологические связи человека с окружающей средой на примере лесного сообщества. Сокровища лесов. Лесная скатерть самобранка. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
23 | 4,5 | Ягодознание, (советы любителям собирать ягоды), полезные рецепты. | 1 | 1 | Дидактическая игра «Ягодное лото». Лекция. | Конспект. | |
24 | 4,5 | Грибознание, грибные адреса. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Грибы и деревья: польза и вред. | 1 | 1 | Дидактические игры «Грибное лукошко», «Грибное лото», Лекция. | Конспект. | |
№ п/п | Ссылки на цели | Тема | Количество часов | Форма проведения | Результат деятельности | ||
Всего часов | Лекция | Практическая работа | |||||
Тема 6. Лес и здоровье. | 3 | 2,5 | 0,5 | ||||
25 | 4,5 | Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Что такое аромотерапия? Лесная аптека. Лесные витамины: хвоя сосны, плоды шиповника, ягоды смородины. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция. Практическая работа. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями) | Конспект. Практическая работа. |
26 | 4,5 | Опасности в лесу. Меры предосторожности. | 1 | 1 | Лекция. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболита» | Конспект. | |
27 | 4,5 | Жалобная книга леса – акция «Спасем лесные цветы!» | 1 | 1 | Конспект. Плакат. | ||
Тема 7. В гостях у леса. | 3 | 2,5 | 0,5 | ||||
28 | 4,5 | Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы. | 1 | 1 | Лекция. Игра «Тайны лесной тропинки». | Конспект. | |
29 | 4,5 | Лес просит помощи. Экологические проблемы, связанные с лесным сообществом. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
30 | 4,5 | Помощь лесу (выполнение правил поведения, защита леса, посадки и выращивание деревьев в питомниках). Заповеди юных защитников природы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция. Практическая работа. Посадка саженцев и уход за ними. | Конспект. Практическая работа. |
№ п/п | Ссылки на цели | Тема | Количество часов | Форма проведения | Результат деятельности | ||
Всего часов | Лекция | Практическая работа | |||||
Заключение. | 6 | 6 | Лекция. | Конспект. | |||
31 | 6 | Глобальные экологические проблемы современности. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
32 | 6 | Кислотные дожди. Озоновые дыры. | 1 | 1 | Лекция. | Конспект. | |
33 | 6 | Состояние мирового океана. Парниковый эффект. | 1 | 1 | Лекция.Семинар «Каким экологическим закономерностям учит нас лесное сообщество». | Конспект. | |
34 | 6 | Спасение лесов Амазонки – легких планеты. | 1 | 1 | Лекция. Семинар «Мысли глобально – действуй локально» | Конспект. |
Содержание программы
Введение (3 ч)
Что изучает наука экология. Связь экологии с другими естественными науками. Понятие о природном сообществе. Лес как пример экологической системы.
Экскурсия и прогулка. «Ты входишь в лес»
Практическая работа. Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса»
Игры. Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни путешественников». Дидактическая игра «С какого дерева лист»
Тема 1. Лес – многоэтажный дом (5 ч)
Понятие о ярусах леса. Почему лес многоэтажный. Законы леса. Береза, дуб, ель, сосна, клен, осина. Плоды и семена. Кустарники леса. Лесная подстилка. Осенний листопад: причины и следствия. Понятие об экологических факторах. Что же такое симбиоз? Зачем он нужен?
Экскурсия и прогулка. «Лесные этажи», «Мое любимое дерево»
Практическая работа. «Рассказать об особенностях каждого лесного яруса»
Тема 2. Лес – дом лесных животных (6 ч)
Лесные животные. Этажи и квартиры лесных животных: норы, дупла, домики-пирамидки, логовища, берлоги. Пищевые связи в лесу. Понятие о пищевой цепочке. Понятие об экологической нише.
Лес – раздолье для вегетарианцев. Лесные вегетарианцы и лесные хищники. Язык лесных обитателей. Сигналы SOS. Профессии лесных животных – лесные мастера. Садовники леса, санитары и врачеватели леса. Этология – наука о поведении животных.
Экскурсия. В мире лесных звуков
Практическая работа. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…»
Игры. Лесные обитатели – герои народных сказок. Сказка ложь, да в ней намек…
Тема 3. Эстетика леса (2 ч)
В мире лесных форм, красок, звуков и ароматов. Сезонные калейдоскопы красок леса. Лес в поэзии, музыке. Изобразительном искусстве. Наука бионика – какие интересные идеи могут подсказать нам лесные обитатели.
Практическая работа. Создание классной художественной галереи «Изобретения леса»
Тема 4. Снежная книга леса (5 ч)
Сезонные изменения в живой природе (на примере леса). Портреты зимних деревьев. Белая тропа следопыта: зимние следы птиц и зверей. Следы деятельности животных – кузница дятла, белкина кладовка, синицыны кладовочки. Жалобная книга леса: как помочь животным в зимнем лесу?
Экскурсия и прогулка. «Тропою следопыта»
Практическое занятие. Разработка плана проекта «Спасем птиц зимой»
Игра. Игра-драматизация «Сказка зимнего леса»
Тема 5. Лес и человек (3 ч)
Лес в нашей жизни. Экологические связи человека с окружающей средой на примере лесного сообщества. Сокровища лесов. Лесная скатерть самобранка.
Ягодознание, (советы любителям собирать ягоды), полезные рецепты. Грибознание, грибные адреса. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Грибы и деревья: польза и вред.
Игры. Дидактические игры «Грибное лукошко», «Грибное лото», «Ягодное лото».
Тема 6. Лес и здоровье (3 ч)
Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Что такое аромотерапия? Лесная аптека. Лесные витамины: хвоя сосны, плоды шиповника, ягоды смородины. Опасности в лесу. Меры предосторожности. Жалобная книга леса – акция «Спасем лесные цветы!»
Экскурсия и прогулка. «Если посмотреть на природу взглядом врача…»
Практическая работа. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями)
Игры. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболита»
Тема 7. В гостях у леса (3 ч)
Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы. Лес просит помощи. Экологические проблемы, связанные с лесным сообществом. Помощь лесу (выполнение правил поведения, защита леса, посадки и выращивание деревьев в питомниках). Заповеди юных защитников природы.
Экскурсия. Посещение охраняемых памятников природы родного края.
Практическая работа. Посадка саженцев и уход за ними.
Игра. Сюжетно-ролевая игра «Тайны лесной тропинки».
Заключение (3 ч)
Глобальные экологические проблемы современности. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Состояние мирового океана. Парниковый эффект. Спасение лесов Амазонки – легких планеты.
Семинары. «Каким экологическим закономерностям учит нас лесное сообщество», «Мысли глобально – действуй локально»
Список литературы для учителя:
- И.М.Культиасов. Экология растений: Учебник. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.
- Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996. Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.
- Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебн. Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977.
- Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1995.
Список литературы для обучающихся:
- Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов –на-Дону: Феникс; М.:Зевс,1997.
- Красная книга Саратовской области. Растения, животные. Саратов: Регион.Приволж.изд-во «Детская книга»,1996.
- Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособ. Для учащихся. М.: Мнемозина, 1995.
- Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл.М.: Дрофа,1997.
- Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд-во АСТ,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Человек. Природа. Мировозрение."
Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...
Программа "МИР ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА"
Учебный курс профильной подготовки для учащихся 10-11 классов...
Программа элективного курса «Человек и профессия»
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...
Программа элективного курса «Человек и его права»
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса обществознания. Проблемы, которые включ...
Программа по курсу " Человек и его здоровье" 8 класс
Данный материал содержит рабочую программу учителя по курсу "Человек и его здоровье", изучаемого учащимися в 8 классе...
Авторская программа "МИР И ЧЕЛОВЕК"
Авторская программа по предмету "Мир и человек", введенному в учебный план СКОШ 486. Степень влияния среды, быта, диапазона общения, систематического потока информации, которые значительно расширяют д...
Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.
Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....