Программа курса "Лес и человек"
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Коновалова Ольга Николаевна

Программа рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 5 классов, которые будут продолжать изучение экологии как самостоятельного предмета в 6-11 классах. В основу курса положена программа факультатива «Лес и человек» (Источник: Симонов Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000.) При разработке таких тем как «Лес – многоэтажный дом», «Лес – дом лесных животных», «Лес и человек» использовался материал альтернативных программ «Окружающий мир» и «Человек и окружающий мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_les_i_chelovek_5_klass.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»

Рассмотрено

кафедра

естественных наук

Протокол № 1

от «30» 08 2022г.

Руководитель кафедры

________И.А.Скоробогатова

Согласовано

«30» 08 2022г

Зам. директора по НМР

____________Т.Г,Маслова

Утверждаю

Приказ № 180

от «30» 08 2022г.

директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»

________Н.В.Сиреньщикова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий внеурочной деятельностью

«Лес и человек»

                                         для обучающихся 5-х классов

Направление: естественно научное

                          Разработала:

Коновалова Ольга Николаевна,

учитель географии ,биологии

высшей квалификационной категории.

2022 г.

Пояснительная записка

Актуальность.

 Сегодня как никогда остро стоит вопрос о сохранении нашей природы последующим поколениям. С каждым годом становится все тяжелее объяснить ученикам о том, как важно беречь природу, ведь задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, показать антропогенное влияния на нее.

Программа рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 5 классов, которые будут продолжать изучение экологии как самостоятельного предмета в 6-11 классах. В основу курса положена программа факультатива «Лес и человек» (Источник: Симонов Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000.) При разработке таких тем как «Лес – многоэтажный дом», «Лес – дом лесных животных», «Лес и человек» использовался материал альтернативных программ «Окружающий мир» и «Человек и окружающий мир».

Структура программы представлена введением, заключением и семью главами. Во введении дети получают представление об экологии как науки и обобщают знания о лесе как об экологической системе. Стержневая идея тем 1 и 2 – показывает неразрывную связь организмов с жизнью «зеленого дома»; постепенно вводятся некоторые основные экологические понятия. Тема 3 развивает у школьников эстетические эмоции, способность чувственно воспринимать природу, что является неотъемлемой частью экологического воспитания и образования школьников. Темы 5,6,7 затрагивают разные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой (на примере лесного сообщества). Данные темы помогут реализовать валеологический подход в изучении курса.

В заключении подводятся итоги курса, структурируются знания учащихся по элементарным основам экологической науки, даются понятия о глобальных экологических нарушениях на планете Земля.

Рекомендуем проводить занятия в форме дидактических игр, экскурсий, семинаров. Курс предусматривает выполнение творческих работ, как в рамках практических занятий, так и на уроках изучения нового материала.

При реализации данной программы следует опираться на знания учащихся, полученные на уроках природоведения.

Следует отметить, что в рамках данной программы учащиеся знакомятся с представлениями о следующих науках: биоэтика, бионика, этология. Материал по данным вопросам учитель дает учащимся, но не спрашивает. Следует особое внимании уделить мировоззренческой и воспитательной функциям программы.

Цель данного курса:

  • Становление экологической культуры личности каждого ребенка как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Задачи курса:

  1. Познакомить детей с назначением и задачами экологии.
  2. Изучить лес как природное сообщество.
  3. Дать знания о взаимосвязях между живой, неживой природой и человеком на примере леса.
  4. Рассмотреть причины, источники загрязнения лесного сообщества.
  5. Рассмотреть влияние экосистемы леса на здоровье человека.
  6. Начать изучение глобальных экологических проблем.

По окончании обучения по программе курса обучающиеся должны сформировать важнейшие экологические компетенции:

  1. Наука экология и что она изучает.
  2. Экологическое сообщество (на примере широколиственного леса).
  3. Ярусы леса.
  4. Экологические факторы. Взаимодействие живых организмов в сообществе. Этология.
  5. Экологическая ниша.
  6. Сезонные изменения в природе (на примере лесного сообщества).
  7.  Что такое биоэтика или наука о поведении в живой природе.
  8.  Что изучает бионика?
  9.  Охрана лесных сообществ. Как мы можем помочь лесным обитателям?
  10.  Глобальные экологические проблемы (леса Амазонки – легкие планеты).
  11.  Взаимодействие человека с природными сообществами.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Распознавать  по картинкам и фотографиям лесные растения.
  2.  Распознавать  по картинкам и фотографиям лесных животных.
  3.  Применять полученные экологические знания для природоохранной деятельности.
  4.  Вести наблюдения и описания явлений в природе (на экскурсии, на практическом занятии).

Предполагается практически-игровая форма проведения занятий. На теоретическую часть отводится…, на практическую часть 7 часов. Курс заканчивается семинаром «Мысли глобально – действуй локально». На весь курс отводится 34 часа ( 1 час в неделю).

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся должны определять основные экологические понятия на примере лесного сообщества, уметь определять типы взаимоотношений между живыми и неживыми объектами лесной экосистемы, научиться составлять цепи питания, применять полученные знания по сохранению леса и своего здоровья в жизни.

Формы контроля:

  1. Текущий контроль – тестирование
  2. Экологические игры.
  3. Практические работы.
  4. Семинар.

Тематическое планирование

№ п/п

Ссылки на цели

Тема

Количество часов

Форма проведения

Результат деятельности

Всего часов

Лекция

Практическая работа

Введение.

3

2

1

1

1

Что изучает наука экология. Связь экологии с другими естественными науками.

1

1

Конспект

2

1,2

Понятие о природном сообществе.

1

1

Лекция.

Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни путешественников».

Конспект

3

1,2

Лес как пример экологической системы.

1

1

Практическая работа. Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса»

Экскурсия «Ты входишь в лес».

Дидактическая игра «С какого дерева лист»

Коллекция осенних листьев, гербариев.

Тема 1. Лес – многоэтажный дом.

5

4,5

0,5

4

2

Понятие о ярусах леса. Почему лес многоэтажный.

1

1

Экскурсия «Лесные этажи». Лекция.

Конспект.

5

2

Законы леса.

1

0,5

0,5

Лекция.

Практическаяработа. «Рассказать об особенностях каждого лесного яруса»

Практическая работа

№ п/п

Ссылки на цели

Тема

Количество часов

Форма проведения

Результат деятельности

Всего часов

Лекция

Практическая работа

6

2

Береза, дуб, ель, сосна, клен, осина. Плоды и семена. Кустарники леса.

1

1

Экскурсия «Мое любимое дерево».

Лекция.

Рисунок.

Конспект.

7

2

Лесная подстилка. Осенний листопад: причины и следствия.

1

1

Лекция.

Конспект.

8

2,3

Понятие об экологических факторах. Что же такое симбиоз? Зачем он нужен?

1

1

Лекция.

Конспект.

Тема 2. Лес – дом лесных животных

6

5,5

0,5

9

3

Лесные животные. Этажи и квартиры лесных животных: норы, дупла, домики-пирамидки, логовища, берлоги.

1

0,5

0,5

Практическая работа. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…»

Лекция.

Конспект.

Сочиненная детьми сказка.

10

3

Пищевые связи в лесу. Понятие о пищевой цепочке. Понятие об экологической нише.

1

1

Лекция.

Конспект.

11

3

Лес – раздолье для вегетарианцев. Лесные вегетарианцы и лесные хищники.

1

1

Лекция.

Конспект.

12

3

Язык лесных обитателей. Сигналы SOS.

1

1

Экскурсия В мире лесных звуков.

Лекция.

Конспект.

№ п/п

Ссылки на цели

Тема

Количество часов

Форма проведения

Результат деятельности

Всего часов

Лекция

Практическая работа

13

3

Профессии лесных животных – лесные мастера. Садовники леса, санитары и врачеватели леса.

1

1

Лекция.

Конспект.

14

3

Этология – наука о поведении животных.

1

1

Игры.Лесныеобитатели – герои народных сказок. Сказка ложь, да в ней намек…

Лекция.

Конспект.

Тема 3. Эстетика леса

2

1,5

0,5

15

3,5

В мире лесных форм, красок, звуков и ароматов. Сезонные калейдоскопы красок леса. Лес в поэзии, музыке. Изобразительном искусстве.

1

1

Лекция.

Конспект.

16

3,5

Наука бионика – какие интересные идеи могут подсказать нам лесные обитатели.

1

0,5

0,5

Практическая работа. Создание классной художественной галереи «Изобретения леса»

Лекция.

Конспект.

Творческая работа.

Тема 4. Снежная книга леса

5

4

1

17

3

Сезонные изменения в живой природе (на примере леса).

1

1

Лекция.

Конспект.

№ п/п

Ссылки на цели

Тема

Количество часов

Форма проведения

Результат деятельности

Всего часов

Лекция

Практическая работа

18

3

Портреты зимних деревьев.

1

1

Игра-драматизация «Сказка зимнего леса».

Лекция.

Конспект.

19

3

Белая тропа следопыта: зимние следы птиц и зверей.

1

1

Экскурсия «Тропою следопыта».

Лекция.

Конспект.

20

3

Следы деятельности животных – кузница дятла, белкина кладовка, синицыныкладовочки.

1

1

Лекция.

Конспект.

21

3

Жалобная книга леса: как помочь животным в зимнем лесу?

1

1

Практическая работа.Разработка плана проекта «Спасем птиц зимой»

Разработка проекта.

Тема 5. Лес и человек.

3

3

22

4,5

Экологические связи человека с окружающей средой на примере лесного сообщества. Сокровища лесов. Лесная скатерть самобранка.

1

1

Лекция.

Конспект.

23

4,5

Ягодознание, (советы любителям собирать ягоды), полезные рецепты.

1

1

Дидактическая игра «Ягодное лото».

Лекция.

Конспект.

24

4,5

Грибознание, грибные адреса. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Грибы и деревья: польза и вред.

1

1

Дидактические игры «Грибное лукошко», «Грибное лото»,

Лекция.

Конспект.

№ п/п

Ссылки на цели

Тема

Количество часов

Форма проведения

Результат деятельности

Всего часов

Лекция

Практическая работа

Тема 6. Лес и здоровье.

3

2,5

0,5

25

4,5

Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Что такое аромотерапия?  Лесная аптека. Лесные витамины: хвоя сосны, плоды шиповника, ягоды смородины.

1

0,5

0,5

Лекция.

Практическая работа. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями)

Конспект.

Практическая работа.

26

4,5

Опасности в лесу. Меры предосторожности.

1

1

Лекция.

Сюжетно-ролевая игра  «В гостях у Айболита»

Конспект.

27

4,5

Жалобная книга леса – акция «Спасем лесные цветы!»

1

1

Конспект.

Плакат.

Тема 7. В гостях у леса.

3

2,5

0,5

28

4,5

Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы.

1

1

Лекция.

Игра «Тайны лесной тропинки».

Конспект.

29

4,5

Лес просит помощи. Экологические проблемы, связанные с лесным сообществом.

1

1

Лекция.

Конспект.

30

4,5

Помощь лесу (выполнение правил поведения, защита леса, посадки и выращивание деревьев в питомниках). Заповеди юных защитников природы.

1

0,5

0,5

Лекция.

Практическая работа. Посадка саженцев и уход за ними.

Конспект. Практическая работа.

№ п/п

Ссылки на цели

Тема

Количество часов

Форма проведения

Результат деятельности

Всего часов

Лекция

Практическая работа

Заключение.

6

6

Лекция.

Конспект.

31

6

Глобальные экологические проблемы современности.

1

1

Лекция.

Конспект.

32

6

Кислотные дожди. Озоновые дыры.

1

1

Лекция.

Конспект.

33

6

Состояние мирового океана. Парниковый эффект.

1

1

Лекция.Семинар «Каким экологическим закономерностям учит нас лесное сообщество».

Конспект.

34

6

Спасение лесов Амазонки – легких планеты.

1

1

Лекция. Семинар «Мысли глобально – действуй локально»

Конспект.

Содержание программы

Введение (3 ч)

Что изучает наука экология. Связь экологии с другими естественными науками. Понятие о природном сообществе. Лес как пример экологической системы.

Экскурсия и прогулка. «Ты входишь в лес»

Практическая работа. Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса»

Игры. Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни путешественников». Дидактическая игра «С какого дерева лист»

Тема 1. Лес – многоэтажный дом (5 ч)

Понятие о ярусах леса. Почему лес многоэтажный. Законы леса. Береза, дуб, ель, сосна, клен, осина. Плоды и семена. Кустарники леса. Лесная подстилка. Осенний листопад: причины и следствия. Понятие об экологических факторах. Что же такое симбиоз? Зачем он нужен?

Экскурсия и прогулка. «Лесные этажи», «Мое любимое дерево»

Практическая работа. «Рассказать об особенностях каждого лесного яруса»

Тема 2. Лес – дом лесных животных (6 ч)

Лесные животные. Этажи и квартиры лесных животных: норы, дупла, домики-пирамидки, логовища, берлоги. Пищевые связи в лесу. Понятие о пищевой цепочке. Понятие об экологической нише.

Лес – раздолье для вегетарианцев. Лесные вегетарианцы и лесные хищники. Язык лесных обитателей. Сигналы SOS. Профессии лесных животных – лесные мастера. Садовники леса, санитары и врачеватели леса. Этология – наука о поведении животных.

Экскурсия. В мире лесных звуков

Практическая работа. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…»

Игры. Лесные обитатели – герои народных сказок. Сказка ложь, да в ней намек…

Тема 3. Эстетика леса (2 ч)

В мире лесных форм, красок, звуков и ароматов. Сезонные калейдоскопы красок леса. Лес в поэзии, музыке. Изобразительном искусстве. Наука бионика – какие интересные идеи могут подсказать нам лесные обитатели.

Практическая работа. Создание классной художественной галереи «Изобретения леса»

Тема 4. Снежная книга леса (5 ч)

Сезонные изменения в живой природе (на примере леса). Портреты зимних деревьев. Белая тропа следопыта: зимние следы птиц и зверей. Следы деятельности животных – кузница дятла, белкина кладовка, синицыны кладовочки. Жалобная книга леса: как помочь животным в зимнем лесу?

Экскурсия и прогулка. «Тропою следопыта»

Практическое занятие. Разработка плана проекта «Спасем птиц зимой»

Игра. Игра-драматизация «Сказка зимнего леса»

Тема 5. Лес и человек (3 ч)

Лес в нашей жизни. Экологические связи человека с окружающей средой на примере лесного сообщества. Сокровища лесов. Лесная скатерть самобранка.

Ягодознание, (советы любителям собирать ягоды), полезные рецепты. Грибознание, грибные адреса. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Грибы и деревья: польза и вред.

Игры. Дидактические игры «Грибное лукошко», «Грибное лото», «Ягодное лото».

Тема 6. Лес и здоровье (3 ч)

Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Что такое аромотерапия?  Лесная аптека. Лесные витамины: хвоя сосны, плоды шиповника, ягоды смородины. Опасности в лесу. Меры предосторожности. Жалобная книга леса – акция «Спасем лесные цветы!»

Экскурсия и прогулка. «Если посмотреть на природу взглядом врача…»

Практическая работа. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями)

Игры. Сюжетно-ролевая игра  «В гостях у Айболита»

Тема 7. В гостях у леса (3 ч)

Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы. Лес просит помощи. Экологические проблемы, связанные с лесным сообществом. Помощь лесу (выполнение правил поведения, защита леса, посадки и выращивание деревьев в питомниках). Заповеди юных защитников природы.

Экскурсия. Посещение охраняемых памятников природы родного края.

Практическая работа. Посадка саженцев и уход за ними.

Игра. Сюжетно-ролевая игра «Тайны лесной тропинки».

Заключение (3 ч)

Глобальные экологические проблемы современности. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Состояние мирового океана. Парниковый эффект. Спасение лесов Амазонки – легких планеты.

Семинары.  «Каким экологическим закономерностям учит нас лесное сообщество», «Мысли глобально – действуй локально»

Список литературы для учителя:

  1. И.М.Культиасов. Экология растений: Учебник. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.
  2. Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996.     Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.
  3. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы:    Учебн. Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977.
  4. Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1995.

Список литературы для обучающихся:

  1. Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов –на-Дону: Феникс; М.:Зевс,1997.
  2. Красная книга Саратовской области. Растения, животные. Саратов: Регион.Приволж.изд-во «Детская книга»,1996.
  3. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособ. Для учащихся. М.: Мнемозина, 1995.
  4. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл.М.: Дрофа,1997.
  5. Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд-во АСТ,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Человек. Природа. Мировозрение."

Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...

Программа "МИР ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА"

Учебный курс профильной подготовки для учащихся 10-11 классов...

Программа элективного курса «Человек и профессия»

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...

Программа элективного курса «Человек и его права»

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса  обществознания.        Проблемы, которые включ...

Программа по курсу " Человек и его здоровье" 8 класс

Данный материал  содержит рабочую программу учителя по курсу "Человек и его здоровье", изучаемого учащимися в 8 классе...

Авторская программа "МИР И ЧЕЛОВЕК"

Авторская программа по предмету "Мир и человек", введенному в учебный план СКОШ 486. Степень влияния среды, быта, диапазона общения, систематического потока информации, которые значительно расширяют д...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....