Рабочие программы по биологии на 2022-2023г
рабочая программа по биологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Принята Педагогическим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Протокол от «29» августа 2022г. № 1 | Утверждаю Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» __________ И.Н.Ерохина Приказ от «___» августа 2022г. № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БИОЛОГИЯ
10 -11 класс
2022-2023 учебный год
Аннотация
к рабочим программам по биологии в 10 – 11-ом классах
Рабочая программа разработана учителем биологии Морозовой Ириной Викторовной.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613.
Данная рабочая программа по биологии составлена на основе:
• фундаментального ядра содержания общего образования;
• Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
• письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» , ст. 2, п. 9;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
• программы развития и формирования универсальных учебных действий;
• примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
• Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы. / Сост. Д. И. Трайтак, Н. Д. Андреева, М: «Мнемозина» 2012. – 128 с.);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 года №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
• приказ Минобразования РФ от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2020 г. N 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 4 2018 г. N 345»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 03 сентября 2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
• Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 года, регистрационный № 48226);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 декабря 2019 года № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»;
• Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
• Календарный учебный график МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» на 2022-2023 учебный год;
• Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» на 2022-2023 учебный год.
В рабочей программе соблюдается преемственность с программами ООО, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Также рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы среднего полного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа учебного курса биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии, Программы курса биологии для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Государственного общеобразовательного стандарта и рассчитана на: 68 часов – 10 класс/ 2 часа в неделю; 68 часов – 11 класс/ 2 часа в неделю.
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной программы для общеобразовательных учреждений А. Е. Андреевой и другими, под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей био-логической грамотности и научного мировоззрения обучающихся. Курс «Общая био-логия» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания био-логических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.
Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем пол-ностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта образования по биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.
Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия образо-вания потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его форми-рования.
В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззре-ния и экологической культуры учащихся. Именно поэтому, наряду с освоением общебио-логических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание возмож-ности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеоб-разовательной школе, предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология.10-11 классы, для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Н.Д. Андреева. Издательство – М.: Мнемозина, 2021-22г.
Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой/ авторы-составители: А.Е. Андреева, Н.Д. Андреева, Т.М. Ефимова, В.С. Рохлов, С.В. Суматохин, Д.И. Трайтак, С.Б. Трофимов, Р.Н. Хрыпова/ Издательство – М.: Мнемозина, 2008г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего (полного) общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Воспитательные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Воспитательные результаты обучения
Обучение химии в средней школе на базовом уровне по данному курсу способствует достижению обучающимися следующих личностных результатов:
1) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской гражданской идентичности — в ценностно-ориентационной сфере;
2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять ею, готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; понимание важности непрерывного образования как фактору успешной профессиональной и общественной деятельности; — в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
3) готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или сферы профессиональной деятельности — в трудовой сфере;
4) неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ — в сфере здоровьесбережения и безопасного образа жизни;
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10 – 11-х классах являются следующие:
- осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора
- жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта;
- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего углублённого (профильного) образования;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
- Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
- риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
- поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития). Также важную роль в становлении качеств исследователя играют специальные исследовательские задачи и задания в конце глав.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернете);
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология
- проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
- самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
- сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
- представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
- понимать систему взглядов и интересов человека;
- владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.
- Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1, 2, 3 и 4-ю линии развития:
- осознание роли жизни (1-я линия развития);
- рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
- использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
- объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
- Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
- понимать систему взглядов и интересов человека;
- толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.
- Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.
характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
2-я линия развития – формирование представления о природе как развивающейся системе.
объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия эволюционной теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова);
приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их биологический смысл;
характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения человека;
характеризовать основные этапы происхождения человека.
3-я линия развития – освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.
пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.);
использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды обитания человечества.
4-я линия развития – овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни.
объяснять специфику биологии как науки;
находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
характеризовать основные уровни организации живого;
объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы;
характеризовать основные положения клеточной теории;
перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств живых организмов;
характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза, энергетического обмена и биосинтеза белка;
характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное значение;
объяснять причины многообразия живых организмов;
объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
5-я линия развития – оценка биологического риска взаимоотношений
человека и природы.
характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
6-я линия развития – оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.
применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности;
применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности (профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений окружающей среды).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС
(68 часа, 2 час в неделю)
Введение (2 ч)
Характерные черты культуры и науки. Методы биологической науки. Становление и развитие биологии. Место биологии в системе наук о природе. Связь биологии с химией, физикой, географией, математикой. Биология теоретическая основа медицины, агрономии, животноводства, растениеводства и других отраслей народного хозяйства, связанных с живыми организмами. Значение биологии в жизни общества и каждого человека.
Учащиеся должны знать:
- методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования; этапы познания;
- отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция;
- свойства живого.
Учащиеся должны уметь:
- называть естественные науки, составляющие биологию;
- называть вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления;
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира;
- давать определение понятию «жизнь»;
- перечислять уровни организации живой материи, основные свойства живого;
- характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- аргументации своей точки зрения на существование множества определений понятия «жизнь».
Раздел 1 УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ (66 ч)
Основные свойства живой природы (2 ч)
Основные свойства живой материи: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, саморегуляция, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, целостность и дискретность.
Молекулярный уровень (8 ч)
Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клетки, их роль в клетке. Органические вещества клетки: углеводы, липиды, белки; их значение в жизни клетки. Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), их свойства и биологическое значение. Репликация ДНК. АТФ, ее свойства и биологическое значение. Молекулярная биология, ее становление и развитие. Значение молекулярной биологии.
Практическая работа №1 «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листьев растений».
Учащиеся должны знать:
- химический состав клетки, строение и роль неорганических и органических веществ клетки, наследственный аппарат клетки, механизм передачи наследственности следующему поколению;
- обмен веществ и превращение энергии, этапы энергетического обмена, сущность реакций пластического обмена.
Учащиеся должны уметь:
- давать определения ключевым понятиям;
- сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;
- объяснять единство живой и неживой природы;
- характеризовать биологическое значение химических элементов, неорганических и органических веществ клетки;
- находить информацию в различных источниках о веществах клетки и критически оценивать ее;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;
- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей;
- прогнозирования последствий для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот.
Клеточный уровень (26 ч)
Цитология как наука, ее становление и развитие. Клеточная теория. Методы современной цитологии.
Клетка структурная и функциональная единица жизни. Поверхностный аппарат клетки, его значение. Цитоплазматическая мембрана, ее строение и основные функции. Цитоплазма (клеточный матрикс, органоиды, включения). Синтетический аппарат клетки: рибосомы, эндоплазматическая сеть (ЭПС), комплекс Гольджи, пластиды (хлоропласты). Энергетический аппарат клетки: митохондрии, пластиды. Аппарат внутриклеточного переваривания: лизосомы. Опорно-сократительный аппарат клетки: микротрубочки, микрофиламенты. Жгутики. Клеточный центр. Включения цитоплазмы. Ядерный аппарат клетки. Ядерная оболочка и ее значение. Ядерный матрикс. Хроматин и хромосомы. Строение хромосом. Ядрышко. Значение ядерного аппарата в жизнедеятельности клетки.
Прокариоты и эукариоты. Бактерии, особенности их строения и жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.
Неклеточная форма жизни - вирусы. Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика.
Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен и его значение. Фотосинтез, его значение. Хемосинтез.
Понятие ген. Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Транскрипция и трансляция. Понятие о реакциях матричного синтеза.
Клеточный цикл, его периоды. Митоз и его фазы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его фазы. Биологическое значение мейоза.
Практическая работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках».
Практическая работа №3 «Клеточные включения растительной клетки».
Практическая работа №4 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».
Учащиеся должны знать:
- этапы становления клеточной теории, основные положения клеточной теории; наследственный аппарат клетки, механизм передачи наследственности следующему поколению; строение клетки, основные части и органоиды клетки, их функции; механизмы проникновения веществ в клетку;
- основные отличия клеток прокариот и эукариот; строение вирусов и их значение в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать определения ключевым понятиям;
- сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;
- объяснять единство живой и неживой природы;
- характеризовать биологическое значение химических элементов, неорганических и органических веществ клетки;
- находить информацию в различных источниках о веществах клетки и критически оценивать ее;
- называть мембранные и немембранные органоиды клетки;
- раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки;
- сравнивать строение растительной, животной и грибной клетки;
- выделять различия клеток прокариот и эукариот;
- приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов;
- называть этапы энергетического и пластического обмена, характеризовать их сущность;
- доказывать, что организм – открытая энергетическая система;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;
- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей;
- прогнозирования последствий для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот;
- профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами.
Организменный уровень (13 ч)
Организм как биологическая система.
Питание организмов. Автотрофное и гетеротрофное питание. Минеральное питание растений и животных.
Дыхание организмов. Понятия «дыхание» и «газообмен». Экскреция и её значение. Экскреция у животных и растений.
Размножение организмов. Бесполое размножение и его способы: деление клеток, размножение спорообразованием, почкованием, фрагментами тела; вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметогенез.
Оплодотворение у животных и растений. Онтогенез и его периоды: эмбриональный, постэмбриональный, период взрослого организма, старение.
Организм и среда. Факторы среды. Среды жизни: водная, наземновоздушная, почвенная, организм как среда обитания. Влияние живых организмов на среду.
Учащиеся должны знать:
- размножение как основное свойство живых организмов, способы деления клетки;
- биологическое значение оплодотворения, сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития.
Учащиеся должны уметь:
- давать определение ключевым понятиям;
- описывать процесс удвоения ДНК, последовательность фаз митоза и мейоза;
- объяснять сущность и биологическое значение митоза и мейоза; выделять отличия митоза и мейоза;
- сравнивать бесполое и половое размножение;
- характеризовать сущность и значение оплодотворения, выделять отличия между типами оплодотворения;
- сравнивать зародыши человека и млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения;
- объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
- профилактики заболеваний.
Популяционно-видовой уровень (4 ч)
Развитие представлений о виде. Понятие «вид». Критерии вида.
Популяция - структурная единица вида. Основные характеристики популяции. Динамика численности популяций. Человек и природные популяции.
Разнообразие биологических видов. Понятие «биоразнообразие». Значение разнообразия биологических видов. Угроза сокращения разнообразия видов.
Сохранение разнообразия видов растений и животных.
Практическая работа №5 «Критерии биологического вида».
Учащиеся должны знать:
- строение биологических объектов: вида и экосистем;
- географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять: необходимость сохранения многообразия видов;
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования результатов экологических нарушений;
- организации рационального природопользования.
Биогеоценотический уровень (7ч)
Понятия «биоценоз», «биотоп», «биогеоценоз», «экосистема».
Биогеоценоз и его состав: абиотические компоненты и биотические компоненты (продуценты, консументы, редуценты). Структура биогеоценоза.
Цепи питания. Трофические уровни.
Закономерности функционирования биогеоценозов, Поток энергии в биогеоценозе. Биологический круговорот веществ Гомеостаз биогеоценоза. Развитие биогеоценозов.
Антропогенные экосистемы: агроценозы, урбоценозы.
Охрана биогеоценозов как путь сохранения биоразнообразия.
Учащиеся должны знать:
- трофическую структуру биоценоза, механизм передачи вещества и энергии по трофическим уровням;
- закономерности экологической пирамиды;
- причины смены экосистем в природе;
- отличия естественных и искусственных сообществ.
Учащиеся должны уметь:
- называть виды взаимоотношений между организмами, характеризовать основные типы взаимоотношений организмов;
- описывать структуру экосистемы, называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы;
- характеризовать трофическую структуру биоценоза, роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;
- составлять схемы передачи вещества и энергии; решать простейшие экологические задачи;
- объяснять причину устойчивости экосистем, причины смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;
- характеризовать влияние человека на экосистемы;
- сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- наблюдений за естественными и искусственными экосистемами своей местности;
- прогнозирования результатов экологических нарушений;
- организации рационального природопользования.
Биосферный уровень (6ч)
Понятие «биосфера». Биосфера как уровень организации: живой природы. Границы биосферы. Расселение организмов в биосфере. Вещественный состав биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биосферные функции живого вещества. Гомеостаз биосферы.
Особенности биологического круговорота. Круговороты углерода, азота, фосфора, серы.
Учащиеся должны знать:
- антропогенные факторы воздействия на биосферу, факторы, вызывающие экологический кризис;
- пути решения экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу;
- находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей на биосферу в целом;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализировать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу;
- характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем;
- обосновывать необходимость принципов рационального природопользования;
- предлагать пути решения региональных и глобальных экологических проблем на основе интеграции наук: физики, химии, математики, кибернетики.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 КЛАСС
(68 часа, 2 час в неделю)
Раздел II НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (34 часа)
Закономерности наследственности (17 часов)
Генетика как наука. Предмет изучения генетики. Основные этапы развития генетики. Методы, применяемые в генетических исследованиях. Основные понятия генетики. Основные закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления признаков. Гипотеза чистоты гамет.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования). Доминирование. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Половые хромосомы и определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов: комплементарное, эпистаз, полимерия.
Закономерности изменчивости (5 часов)
Модификационная изменчивость. Качественные и количественные признаки. Статические закономерности модификационной изменчивости. Наследственная изменчивость. Виды генетической изменчивости: мутационная и комбинативная. Мутации: геномные, хромосомные, генные. Мутагенез и мутагены. Гомологические ряды в наследственной изменчивости (закон Н. И. Вавилова).
Генетика человека (5 часов)
Генетика человека как наука. Актуальность проблем генетики человека. Геном человека. Методы генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, молекулярно-генетический, биохимический. Наследственные болезни человека: генные, хромосомные. Тератогенные заболевания. Болезни с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование.
Генетика и селекция (6 часов)
История развития селекции. Селекция как наука. Задачи селекции. Основные понятия селекции. Учение об исходном материале. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Современные направления развития селекции. Биотехнология. Микробиологический синтез. Клеточная, хромосомная и генная инженерия. Проблемы биотехнологии.
Лабораторная работа №1 «Описание фенотипов местных сортов культурных растений».
Раздел III ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ (34 часа)
Представления о возникновении жизни на Земле. Эволюция органического мира (3 часа)
Мировоззренческое значение взглядов на возникновение жизни на Земле. Идеи биогенеза и абиогенеза. Гипотеза биохимической эволюции. Современные научные представления о возникновении жизни. Условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. Этапы возникновения первичных организмов. Эволюция органического мира. Понятие о биологической эволюции. История развития эволюционных идей. Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Основные положения учения Ч. Дарвина. Определение движущих сил эволюции главная заслуга Ч. Дарвина. Формирование классического дарвинизма и его кризис.
Синтетическая теория эволюции (6 часов)
Формирование синтетической теории эволюции. Популяция элементарная единица эволюции. Генофонд популяции. Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс. Популяционные волны (волны жизни). Дрейф генов. Изоляция. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора. Понятие «адаптация». Возникновение адаптации как результат действия естественного отбора.
Лабораторная работа №2 «Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер».
Микро - и макроэволюция (7 часов)
Микроэволюция. Видообразование и его типы. Макроэволюция. Направления макроэволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Доказательства макроэволюции.
Происхождение человека – антропогенез (5 часов)
Происхождение человека с эволюционной точки зрения. Сходство человека с приматами. Отличия человека от животных. Место человека в системе царства животных. Этапы антропогенеза. Палеонтологические данные о происхождении человека. Движущие силы антропогенеза. Особенности и единство современных человеческих рас.
Человек и природа (3 часа)
Понятия «экологическая проблема», «экологический кризис», «экологическая катастрофа». Современный экологический кризис. Роль человека в возникновении экологических кризисов. Изменение климата. Ресурсный кризис. Проблемы загрязнения окружающей среды. Проблема отходов. Проблема резкого ухудшения здоровья населения. Пути преодоления современного экологического кризиса. Экологические запреты. Ценностные переориентации общества.
Лабораторная работа №3 «Определение признаков негативного антропогенного воздействия на почвы».
Повторение (10 часов) основных тем за курс «Биология.10-11 класс».
Строение клеток прокариот и эукариот. Митоз и мейоз. Закономерности наследственности и изменчивости. Генетика пола. Решение задач по изученным темам.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
Раздел 1 УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ (66 ч) | ||
2 | Основные свойства живой природы | 2 |
3 | Молекулярный уровень | 8 |
4 | Клеточный уровень | 27 |
5 | Организменный уровень | 13 |
6 | Популяционно-видовой уровень | 5 |
7 | Биогеоценотический уровень | 6 |
8 | Биосферный уровень | 5 |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование. 10 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||
Введение (2 часов) | |||||
1 | 1. Вводный инструктаж ТБ на рабочем месте. Биология как часть культуры. | Предметные. Научиться объяснять значения понятий: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика»,«биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология»; характеризовать биологию как науку о живой природе; раскрывать значение биологических знаний в современной жизни; приводить примеры профессий, связанных с биологией. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | |||
2 | 2. Биология как наука. | Предметные. Оценивают вклад биологических теорий в формирование современной. Оценивать роль биологической науки в жизни общества и формировании. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | |||
Раздел 1. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ (66 часов) | |||||
Основные свойства живой природы (2 час) | |||||
3 | 1. Основные свойства живой природы. | Предметные. Оценивают вклад биологических теорий в формирование современной. Оценивать роль биологической науки в жизни общества и формировании. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | |||
4 | 2. Стартовая контрольная работа. | Познавательные. Освоение приемов исследовательской деятельности. Регулятивные. Составление плана решения задач, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам решения. Коммуникативные. Умения давать определения понятиям, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать. | |||
Молекулярный уровень (8 часов) | |||||
5 | 1. Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клеток. | Предметные. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы и делают выводы на основе сравнения. Приводят доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы, самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение с другими участниками образовательного процесса аргументировать свою точку зрения. | |||
6 | 2. Органические вещества клеток: углеводы. | ||||
7 | 3. Органические вещества клеток: липиды. | ||||
8 | 4. Органические вещества клеток: белки. | ||||
9 | 5. Практическая работа №1 «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листьев растений». | ||||
10 | 6. Органические вещества клеток: ДНК. | ||||
11 | 7. Органические вещества клеток: РНК и АТФ. | ||||
12 | 8. К.р. по теме «Молекулярный уровень». | Познавательные. Освоение приемов исследовательской деятельности. Регулятивные. Составление плана решения задач, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам решения. Коммуникативные. Умения давать определения понятиям, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать. | |||
Клеточный уровень (27 ч) | |||||
13 | 1. Клеточная теория. | Предметные. Характеризуют основные понятия темы: цитология, методы изучения клетки, клеточная теория. Приводят доказательства (аргументацию) родства живых организмов с использованием положений клеточной теории. Объясняют вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира; вклад ученых - исследователей клетки - в развитие биологической науки. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы. Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | |||
14 | 2. Методы современной цитологии. | Предметные. Научиться характеризовать основные методы научного познания, этапы научного исследования; формулировать проблемы исследования; составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, её критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | |||
15 | 3. Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат. | Предметные. Научиться характеризовать основные понятия: клеточная стенка, гликокаликс, хромосомы, хроматин, сравнивать растительную, животную и клетку грибов. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы, самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение с другими участниками образовательного процесса аргументировать свою точку зрения. | |||
16 | 4. Функции поверхностного аппарата. | ||||
17 | 5. Практическая работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках». | ||||
18 | 6. Цитоплазма: синтетический аппарат. | ||||
19 | 7. Аппарат внутриклеточного переваривания. | ||||
20 | 8. Практическая работа №3 «Клеточные включения растительной клетки». | ||||
21 | 9. Цитоплазма: энергетический аппарат. | ||||
22 | 10. Опорно-сократительный аппарат. | ||||
23 | 11. Строение клетки: ядерный аппарат. | ||||
24 | 12. Практическая работа №4 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом». | ||||
25 | 13. Прокариоты – доядерные организмы. | ||||
26 | 14. Вирусы – неклеточная форма жизни. | Предметные. Научиться характеризовать основные понятия: капсид, вирус; обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы. Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | |||
27 | 15. Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика. | ||||
28 | 16. К.р. по теме «Клетка – структурная единица живого». | Познавательные. Освоение приемов исследовательской деятельности. Регулятивные. Составление плана решения задач, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам решения. Коммуникативные. Умения давать определения понятиям, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать. | |||
29 | 17. Обмен веществ и энергии в клетке. | Предметные. Научиться характеризовать основные понятия: метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, клеточное дыхание, гликолиз, цикл Кребса, окислительное фосфорилирование, брожение. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы. Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | |||
30 | 18. Энергетический обмен. | ||||
31 | 19. Фотосинтез – процесс пластического и энергетического обменов. | Предметные. Научиться характеризовать понятия: типы клеточного питания. Автотрофы и гетеротрофы. Хемосинтез. Фотосинтез. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, её критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. | |||
32 | 20. Хемосинтез. | Предметные. Научиться характеризовать понятия: типы клеточного питания. Автотрофы и гетеротрофы. Хемосинтез. Фотосинтез. Фотолиз воды. Цикл Кальвина Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
33 | 21. Ген и генетический код. | Предметные. Объясняют роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни на Земле. Приводят доказательства (аргументацию) родства живых организмов, используя знания о геноме. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
34 | 22. Решение биологических задач по таблице генетического кода. | ||||
35 | 23. Биосинтез белков. | Предметные. Определение основополагающих понятий: генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, сплайсинг, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома. Научиться решать биологические задачи по теме «Пластический и энергетический обмен». Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
36 | 24. Решение биологических задач по молекулярной генетике. | ||||
37 | 25. Клеточный цикл, его периоды. | Предметные. Объясняют сущность жизненного цикла; основные термины и понятия темы. Объясняют последовательность протекания процесса деления клетки по фазам, роль клеточного центра в делении клетки; значение митоза. Выделять особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов. Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
38 | 26. Мейоз. | ||||
39 | 27. К.р. знаний по теме «Обмен веществ и энергии в клетке». | Познавательные. Освоение приемов исследовательской деятельности. Регулятивные. Составление плана решения задач, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам решения. Коммуникативные. Умения давать определения понятиям, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать. | |||
Организменный уровень (13 ч) | |||||
40 | 1. Организм как биологическая система. | Предметные. Определение основополагающих понятий: газообмен, экспреция, гетеротроф, автотроф, хемотроф. Научиться решать биологические задачи по теме «Пластический и энергетический обмен». Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
41 | 2. Типы питания организмов. Минеральное питание. | ||||
42 | 3. Дыхание организмов. Газообмен. | ||||
43 | 4. Экскреция как процесс саморегуляции организмов. | ||||
44 | 5. Размножение организмов. Бесполое размножение и его способы. | Предметные. Сравнивать особенности разных способов размножения организмов. Изображать циклы развития организмов в виде схем. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
45 | 6. Половое размножение. | ||||
46 | 7. Гаметогенез. | Предметные. Определение основополагающих понятий: гаметогенез, сперматогенез, оогенез, фазы гаметогенеза: размножения, роста, созревания, фаза формирования, направительные тельца. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
47 | 8. Оплодотворение. | Предметные. Характеризовать типы оплодотворения растений и животных. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
48 | 9. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. | Предметные. Характеризовать основные этапы онтогенеза. Оценивать влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Объяснять особенности индивидуального развития животных (онтогенеза). Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
49 | 10.Эмбриональный период. | ||||
50 | 11.Онтогенез – от рождения до старости. | ||||
51 | 12. Организм и среда. Факторы среды. | ||||
52 | 13. Среды жизни. Влияние живых организмов на среду. | ||||
53 | 14. К.р. по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | Познавательные. Освоение приемов исследовательской деятельности. Регулятивные. Составление плана решения задач, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам решения. Коммуникативные. Умения давать определения понятиям, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать. | |||
Популяционно-видовой уровень (5 часа) | |||||
54 | 1. Вид и его критерии. | Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, в дискуссии умеют выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные: умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Познавательные: Умеют систематизировать знания о биологии, показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека, представлять методы биологических исследований, обладают современными научными представлениями о сущности жизни и свойствах живого; имеют представление об уровнях организации живой природы, особенностях функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи. | |||
55 | 2. Практическая работа №5 «Критерии биологического вида». | ||||
56 | 3. Популяция – элементарная единица вида. | ||||
57 | 4. Разнообразие биологических видов. | ||||
Биогеоценотический уровень (6 часов) | |||||
58 | 1. Биогеоценоз, его состав. | Коммуникативные. Учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, в дискуссии умеют выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные. Умеют развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Познавательные. Умеют систематизировать знания о биологии, показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека, представлять методы биологических исследований, обладают современными научными представлениями о сущности жизни и свойствах живого ; имеют представление об уровнях организации живой природы, особенностях функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи. | |||
59 | 2. Структура биогеоценоза. Функционирование биогеоценозов. | ||||
60 | 3. Развитие биогеоценозов. | ||||
61 | 4. Антропогенные экосистемы. | ||||
62 | 5. Контрольная работа. | Познавательные. Освоение приемов исследовательской деятельности. Регулятивные. Составление плана решения задач, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам решения. Коммуникативные. Умения давать определения понятиям, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать. | |||
63 | 6. Охрана биогеоценозов как путь сохранения биоразнообразия. Охраняемые природные территории. | Коммуникативные. Учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, в дискуссии умеют выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные. Умеют развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Познавательные. Умеют систематизировать знания о биологии, показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека, представлять методы биологических исследований, обладают современными научными представлениями о сущности жизни и свойствах живого ; имеют представление об уровнях организации живой природы, особенностях функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи. | |||
Биосферный уровень (5 часов) | |||||
64 | 1. Биосфера как глобальная экосистема. | Коммуникативные. Учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, в дискуссии умеют выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные. Умеют развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Познавательные. Умеют систематизировать знания о биологии, показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека, представлять методы биологических исследований, обладают современными научными представлениями о сущности жизни и свойствах живого ; имеют представление об уровнях организации живой природы, особенностях функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи. | |||
65 | 2.Учение В.И. Вернадского о биосфере. | ||||
66 | 3. Биосферные функции живого вещества. | ||||
67 | 4. Гомеостаз биосферы. | ||||
68 | 5. Заключительный урок. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 КЛАСС
(68 часа, 2 час в неделю)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс
№ п/п | Темы | Количество часов |
Раздел II. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ | 34 | |
1 | Закономерности наследственности | 17 |
2 | Закономерности изменчивости | 5 |
3 | Генетика человека | 5 |
4 | Генетика и селекция | 6 |
Раздел III. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ | 34 | |
5 | Представления о возникновении жизни | 3 |
6 | Синтетическая теория эволюции | 6 |
7 | Микро- и макроэволюция | 7 |
8 | Происхождение человека - антропогенез | 5 |
9 | Человек и природа | 3 |
10 | Повторение | 10 |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование. 11 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||
Раздел II. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (34 часов) | |||||
1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (17 часов) | |||||
1 | Генетика как наука. | Предметные. Понимать, при каких условиях выполняются законы Менделя. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой. Составлять схемы скрещивания. Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать биологические (генетические) задачи. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
2 | Основные генетические понятия. | ||||
3 | Закономерности наследования при моногибридном скрещивании. | ||||
4 | Цитологические основы закона расщепления. Закон чистоты гамет. | ||||
5 | Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание». | ||||
6 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. | Предметные. Понимать, при каких условиях выполняются законы Менделя. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой. Составлять схемы скрещивания. Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать биологические (генетические) задачи. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
7 | Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание». | ||||
8 | Доминирование. Анализирующее скрещивание. | ||||
9 | Решение задач по теме «Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание». | ||||
10 | Сцепленное наследование. | Предметные. Перечислять основные причины сцепленного наследования генов. Объяснять закономерности наследования заболеваний, сцепленных с полом. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
11 | Хромосомная теория наследственности. | ||||
12 | Генетика пола. | Предметные. Объяснять причины и закономерности наследования такого заболевания, как гемофилия. Решать генетические задачи на дигибридное скрещивание и сцепленное наследование. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
13 | Наследование, сцепленное с полом. | ||||
14 | Решение задач по теме «Наследование, сцепленное с полом». | ||||
15 | Генотип - целостная система. Взаимодействие аллельных генов. | ||||
16 | Генотип - целостная система. Взаимодействие неаллельных генов. | ||||
17 | Решение задач по теме «Взаимодействие аллельных и неаллельных генов». | ||||
2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (5 часов) | |||||
18 | Модификационная изменчивость. | Предметные. Объяснять отличительные особенности внеядерной и ядерной наследственности. Определять основные формы изменчивости организмов. Приводить примеры модификационной и комбинативной изменчивости. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
19 | Наследственная генетическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. | ||||
20 | Мутационная изменчивость. | Предметные. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). Уметь давать определения терминам. Объяснять возможные причины возникновения мутаций. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
21 | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | ||||
22 | Контрольная работа №1 по теме «Закономерности наследственности и изменчивости». | ||||
3. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (5 часов) | |||||
23 | Генетика человека. | Предметные. Называть методы классической генетики. Объяснять важнейшие различия наследственной и ненаследственной изменчивости. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности | |||
24 | Методы генетики человека. | ||||
25 | Геном и геномика человека. | ||||
26 | Наследственные болезни человека. | Предметные. Сформировать представление о наследственных заболеваниях человека, причинах их возникновения, предупреждении и лечении. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
27 | Болезни, связанные с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование. | ||||
4. ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ (6 часов) | |||||
28 | Основы селекции как науки. | Познавательные: уметь работать с различными источниками информации. Коммуникативные: делать выводы и заключения, уметь работать в группах. | |||
29 | Методы селекции растений. Л.Р.1 «Описание фенотипов местных сортов культурных растений». | ||||
30 | Контрольная работа за I полугодие | ||||
31 | Методы селекции животных. | ||||
32 | Методы селекции микроорганизмов. | ||||
33 | Биотехнология как наука. Генная инженерия. | ||||
34 | Контрольная работа №2 по теме «Наследственность и изменчивость» | Познавательные: освоение приемов решения задач. Регулятивные: составление плана задач решения, фиксирование результатов, формулировка выводов. Коммуникативные: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. | |||
III. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ (34 часа) | |||||
5. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ (3 часа) | |||||
35 | Становление и развитие представлений о происхождении жизни. | Познавательные: построение сообщений – рассуждений. Регулятивные: самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве. | |||
36 | История развития эволюционных идей. | ||||
37 | Эволюционное учение Чарльза Дарвина. | ||||
6. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ (6 ЧАСОВ) | |||||
38 | Кризис дарвинизма. Формирование синтетической теории эволюции. | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль. | |||
39 | Популяция – элементарная единица эволюции. | ||||
40 | Движущие силы эволюции. | ||||
41 | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. | ||||
42 | Формы естественного отбора. | ||||
43 | Адаптации как результат действия естественного отбора. Л.Р.2 «Приспособленность организмов к условиям среды обитания и её относительный характер". | ||||
7. МИКРО- И МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (7 часов) | |||||
44 | Видообразование как результат эволюции. | Познавательные: владение понятийным аппаратом. Регулятивные: уметь воспринимать информацию в разных формах. Коммуникативные: выделять и видеть причины, уметь отстаивать свою точку зрения и обсуждать проблему. | |||
45 | Формы видообразования. | ||||
46 | Макроэволюция как процесс формирования надвидовых таксонов. | ||||
47 | Основные направления эволюции. | ||||
48 | Пути достижения биологического прогресса. | ||||
49 | Доказательства макроэволюции. | ||||
50 | Контрольная работа №3 по теме «Теория эволюции. Микро-и макроэволюция». | ||||
8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – АНТРОПОГЕНЕЗ (5 часов) | |||||
51 | Антропогенез с точки зрения эволюции. | Предметные. Объяснять этапы эволюции и место человека в природе. Метапредметные. Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, в дискуссии умеют выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные: умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Познавательные: Умеют систематизировать знания о биологии, показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека, представлять методы биологических исследований, обладают современными научными представлениями о сущности жизни и свойствах живого; имеют представление об уровнях организации живой природы, особенностях функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи. | |||
52 | Место человека в системе органического мира. | ||||
53 | Этапы антропогенеза. | ||||
54 | Человеческие расы. | ||||
55 | Движущие силы антропогенеза. | ||||
9. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (3 часа) | |||||
56 | Современный экологический кризис. Л.Р.3 «Определение признаков негативного антропогенного воздействия на почву». | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Регулятивные: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль. | |||
57 | Пути преодоления современного экологического кризиса. | ||||
58 | Тест | ||||
10. ПОВТОРЕНИЕ (10 часов) | |||||
59 | Строение клеток прокариот и эукариот. | Предметные. Применять теоретические знания в практической деятельности. Метапредметные. Познавательные: строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать знания. Регулятивные: самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, ее критическая оценка и интерпретация. Коммуникативные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. | |||
60 | Митоз. | ||||
61 | Мейоз. | ||||
62 | Закономерности наследственности. | ||||
63 | Закономерности изменчивости. | ||||
64 | Решение задач на моногибридное скрещивание. | ||||
65 | Решение задач на дигибридное скрещивание. | ||||
66 | Решение задач по теме «Наследование, сцепленное с полом». | ||||
67 | Решение задач по теме «Взаимодействие аллельных и неаллельных генов». | ||||
68 | Пути достижения биологического прогресса. |
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Система оценки достижений учащихся
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания:
9 – 10 правильных ответов – «5»
7 – 8 правильных ответов – «4»
5 – 6 правильных ответов – «3»
4 –0 правильных ответов – «2»
При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.
Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.
При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
рабочая программа для 4 класса 2022-2023г
рабочая программа для 4 класса 2022-2023г...
Программа педагога-библиотекаря на 2022-2023г.
Рабочая программа педагога-библиотекаря МАОУ СОШ № 9 г.Холмска составляется ежегодно....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Рабочие программы по химии за 2022-2023г
УМК Габриелян О.С....