Рабочие программы по химии за 2022-2023г
рабочая программа по химии
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Принято педагогическим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Протокол от «29» августа 2022 г. № 1 | Утверждаю: Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ___________И.Н.Ерохина Приказ от «___» августа 2022г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ХИМИЯ
2022 – 2023 учебный год
Аннотация к рабочей программе по химии.
Рабочая программа разработана учителем химии Морозовой Ириной Викторовной.
Рабочая программа учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования составлена на основе:
1. Программы среднего общего (полного) образования по химии;
2.Требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего (полного), предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);
3. Основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы;
4. Требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по химии.
5.Авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2012г.);
- Программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна, 2016г.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по химии:
- примерной основной образовательной программы основного общего и среднего общего (полного) образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15) http://www.fgosreestr.ru/reestr;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 года №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минобразования РФ от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2020 г. N 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03 сентября 2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
- Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 года, регистрационный № 48226);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 декабря 2019 года № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»;
- Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
- Календарный учебный график МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» на 2022-2023 учебный год;
- Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа учебного курса химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, Программы курса химии для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна, 2016 г., Государственного общеобразовательного стандарта и рассчитана на: 68 часов – 10 класс, 68 часов – 11 класс.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и общих компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета химия в старшей школе на базовом уровне являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Данная рабочая программа может быть реализована также при использовании элементов современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
В связи с опасностью некоторых опытов, неполного обеспечения реактивами и в целях безопасности для здоровья обучающихся в кабинете химии, часть демонстрационных экспериментов предусмотрены в виде видео-опытов, а часть лабораторных работ проводится с использованием цифровых образовательных ресурсов (виртуальной лаборатории).
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных (как указывалось выше, иногда с использованием ИКТ технологий в виртуальной лаборатории), практических работ, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
1. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений / Габриелян О.С.- М.: Дрофа, 2015-2022 г.
2. Химия 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений / Габриелян О.С.- М.: Дрофа, 2015-2022 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения химии на базовом уровне ученик научится:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Получит возможность научится:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования выпускник 11 класса научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
- раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
- понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
- характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
- прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
- приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
- проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
- владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
- устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
- приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
- приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
Воспитательные результаты обучения
Обучение химии в средней школе на базовом уровне по данному курсу способствует достижению обучающимися следующих личностных результатов:
1) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской гражданской идентичности — в ценностно-ориентационной сфере;
2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять ею, готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; понимание важности непрерывного образования как фактору успешной профессиональной и общественной деятельности; — в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
3) готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или сферы профессиональной деятельности — в трудовой сфере;
4) неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ — в сфере здоровьесбережения и безопасного образа жизни;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
2) самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
3) использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
4) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
5) сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
6) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям.
Коммуникативные УУД
1) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
3) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Познавательные УУД
1) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
2) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
3) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
4) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
5) сформированность основ целостной научной картины мира;
6) формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
7) сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
8) создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
9) сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
10) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
11) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
12) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
13) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
14) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
15) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья овладение основными доступными методами научного познания;
16) уметь пользоваться обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I—IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Химия. 10 КЛАСС
Введение (4 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность.
Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Раздел 1. Строение и классификация органических соединений (7 ч)
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические, (циклоалканы и арены) и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты.
Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.
Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.
Раздел 2. Химические реакции в органической химии (2 ч)
Типы химических реакций в органической химии. Понятие о реакциях замещения: галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения: гидратация, гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования): дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризация полимеров. Реакция изомеризации.
Раздел 3. Углеводороды (19 ч)
Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения, горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств
Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и тримеризация алкинов. Окисление. Применение алкинов.
Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства, взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.
Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.
Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Изомерия циклоалканов («по скелету», цис -, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Способы получения. Применение бензола и его гомологов.
Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям и по продуктам сгорания.
Демонстрации. Горение этилена. Отношение веществ к растворам перманганата калия и бромной воде. Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения.
Лабораторные опыты. 1.Изготовление моделей углеводородов и их галогенпроизводных.2.Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки. 3.Обнаружение в керосине непредельных соединений. 4. Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.
Практическая работа №1. Качественный анализ органических веществ.
Практическая работа № 2. Углеводороды.
Раздел 4. Кислородсодержащие соединения (16 ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.
Демонстрации. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III), Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из Фенолята натрия угольной кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II). Взаимодействие фенола с бромной водой и с раствором щёлочи.
Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов.
Демонстрации. Реакция «серебряного зеркала».
Лабораторные опыты. Качественные реакции на альдегиды (с аммиачными растворами оксида серебра и гидроксидом меди (II). Окисление спирта в альдегид. Получение и свойства карбоновых кислот.
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации и гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.
Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и ВМС.
Демонстрации. Химические свойства уксусной и муравьиной кислот. Получение сложного эфира. Коллекция масел.
Лабораторные опыты. Растворимость жиров. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Омыление жиров. Сравнение свойств мыла и СМС.
Практическая работа № 3. Свойства спиртов.
Практическая работа № 4. Альдегиды и кетоны.
Практическая работа № 5. Карбоновые кислоты.
Раздел 5. Углеводы (6 ч)
Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.
Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала. Коллекция волокон.
Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие крахмала с йодом. Образцы природных и искусственных волокон.
Практическая работа № 6. Углеводы.
Раздел 6. Азотосодержащие соединения (9 ч)
Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.
Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.
Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
Демонстрации. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Коллекция «Волокна».
Лабораторные опыты. 1.Образцы синтетических волокон. 2. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом. 3. Цветные реакции белков. 4.Обнаружение белка в молоке.
Практическая работа № 7. Амины. Аминокислоты. Белки.
Практическая работа № 8. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
Раздел 7 . Биологически активные вещества (5 ч)
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.
Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Химия. 11 КЛАСС
Строение вещества (24 ч)
Атом. Эволюция представлений о строении атома. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Электронное строение атомов малых и больших периодов. s-, p-, d , f- электронные семейства химических элементов. Валентные возможности атома.
Открытие периодического закона. Периодический закон и строение атома. Три формулировки периодического закона.
Причины изменения свойств химических элементов: металлических, неметаллических, радиуса атома, энергии ионизации, энергии сродства к электрону в пределах одного периода, одной подгруппы.
Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки.
Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования, по электроотрицательности, по способу перекрывания орбиталей, по кратности. Кристаллические решетки: атомные и молекулярные.
Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.
Водородная связь внутримолекулярная и межмолекулярная.
Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Значение дисперсных систем в жизни человека. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Полимеры. Основные понятия ВМС: мономер, полимер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации. Способы получения полимеров: полимеризация и поликонденсация. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи. Модели молекул различной геометрической конфигурации. Коллекции пластмасс и волокон. Модели молекул белков и ДНК.
Практическая работа.
Решение расчетных задач
Лабораторные опыты:
Описание свойств некоторых веществ на основе типа кристаллической решетки
Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них
Получение, собирание и распознавание газов
Жесткость воды. Устранение жесткости воды. Ознакомление с минеральными водами
Ознакомление с дисперсным системами
Химические реакции (19ч)
Понятие о химической реакции. Классификация химических реакций: Без изменения состава вещества (аллотропизация и изомеризация), с изменением состава вещества (по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ, по изменению степени окисления, по тепловому эффекту, по направлению, по использованию катализатора, по фазе).
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура, концентрация, катализаторы, поверхность соприкосновения реагирующих частиц. Закон действующих масс. Кинетическое уравнение.
Понятие о химическом равновесии. Принцип Ле Шателье. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия: концентрация, давление, температура.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Опорные понятия теории ОВР. Методы составления уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций.
Электролиз расплавов солей. Электролиз растворов солей. Правила на катоде и на аноде, при проведении электролиза раствора. Практическое значение электролиза.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Катионы и анионы. Кислоты, соли и щелочи как электролиты. Степень ЭД. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Свойства растворов электролитов.
Диссоциация воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Влияние рН на химические и биологические процессы.
Гидролиз солей и органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ). Практическое применение гидролиза.
Практические работы:
Окислительно-восстановительные реакции.
Гидролиз
Лабораторные опыты
Испытание растворов кислот, оснований, солей индикаторами
Различные случаи гидролиза солей.
Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов
Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV).
Получение водорода
Вещества и их свойства (23 ч)
Простые и сложные вещества. Классификация сложных веществ.
Оксиды и их классификация.
Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация, соли средние, кислые, основные.
Классификация органических веществ.
Углеводороды. Гомологический ряд.
Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины и аминокислоты.
Металлы. Положение в ПСХЭ и строение их атомов.
Простые вещества – металлы: металлическая кристаллическая решетка и металлическая связь Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, растворами кислот, солей, органическими веществами. Значение металлов в природе и жизни организмов.
Соединения металлов: основные и амфотерные оксиды и гидроксиды. Зависимость их свойств от степени окисления металлов.
Коррозия металлов. Виды коррозии: химическая и электрохимическая. Способы защиты от коррозии.
Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро- и электрометаллургия.
Неметаллы. Положение в ПСХЭ, строение их атомов. Двойственное положение водорода в ПСХЭ.
Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов: взаимодействие с металлами, водородом, кислородом, сложными веществами-окислителями. Водородные соединения неметаллов. Оксиды: несолеобразующие и кислотные. Кислородсодержащие кислоты.
Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями, образование сложных эфиров.
Основания органические и неорганические. Классификация и химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства аминов.
Амфотерные органические и неорганические соединения. Взаимодействие их с кислотами и щелочами. Амфотерность аминокислот: взаимодействие с кислотами, со щелочами, спиртами, друг с другом.
Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Единство мира веществ.
Демонстрации. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью. Растворение аммиака в воде (аммиачный фонтан). Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Взаимодействие металлов с водой. Горение магния на воздухе и под водой. Окрашивание пламени солями щелочных и щелочноземельных металлов.
Демонстрации. Образцы моющих и чистящих средств. Образцы органических растворителей. Образцы бытовых аэрозолей. Образцы минеральных удобрений.
Лабораторные опыты
Ознакомление с коллекцией металлов
Ознакомление с коллекцией неметаллов
Ознакомление с коллекцией кислот. Химические свойства кислот
Ознакомление с коллекцией оснований
Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли
Распознавание веществ
Химия и жизнь (2ч)
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Раздел 1. Строение и классификация органических соединений | 7 |
3 | Раздел 2. Химические реакции в органической химии | 2 |
4 | Раздел 3. Углеводороды | 19 |
5 | Раздел 4. Кислородсодержащие соединения | 16 |
6 | Раздел 5. Углеводы | 6 |
7 | Раздел 6. Азотосодержащие соединения | 9 |
8 | Раздел 7 . Биологически активные вещества | 5 |
9 | ИТОГО | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||||
Введение. Теория строения органических соединений | 4 | ||||
1 | 1. Вводный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Валентность. | Познавательные УУД: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера основных понятий. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
2 | 2. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М, Бутлерова. | ||||
3 | 3. Стартовая контрольная работа. | ||||
4 | 4. Строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода. | Познавательные УУД: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера основных понятий. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
Раздел 1. Строение и классификация органических соединений | 7 | ||||
5 | 1. Классификация органических соединений. Часть 1 | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||
6 | 2. Классификация органических соединений. Часть 2 | ||||
7 | 3. Основы номенклатуры органических соединений. | ||||
8 | 4. Изомерия и ее виды. Часть 1 | ||||
9 | 5. Изомерия и ее виды. Часть 2 | ||||
10 | 6. Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Строение и классификация органических соединений». | Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат. Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
11 | 7. Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических соединений». | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: формулирует собственное мнение и позицию. | |||
Раздел 2. Реакции органических соединений | 2 | ||||
12 | 1. Типы химических реакций в органической химии. | Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритм действий при решении проблем различного характера. Коммуникативные: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе и столкновению интересов. | |||
13 | 2. Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакций в органической химии. | ||||
Раздел 3. Углеводороды и их природные источники | 19 | ||||
14 | 1. Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||
15 | 2. Алканы: строение, номенклатура, получение, физические свойства. | ||||
16 | 3. Алканы: химические свойства, применение. | ||||
17 | 4. Практическая работа №1. Качественный анализ органических веществ. | Познавательные УУД: формирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Коммуникативные УУД: планирование практической работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера. | |||
18 | 5. Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура, получение. | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||
19 | 6. Алкены: химические свойства, применение. | ||||
20 | 7. Повторение, обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены». | ||||
21 | 8. Алкины: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение. | ||||
22 | 9. Алкины: свойства, применение. | ||||
23 | 10. Алкадиены. | ||||
24 | 11. Циклоалканы. | ||||
25 | 12. Полугодовая административная контрольная работа. | ||||
26 | 13. Арены. Бензол. | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||
27 | 14. Гомологи бензола. | ||||
28 | 15. Практическая работа № 2. Углеводороды. | Познавательные УУД: формирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Коммуникативные УУД: планирование практической работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера. | |||
29 | 16. Решение задач на вывод формул органических веществ по содержанию элементов. | Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат. Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. | |||
30 | 17. Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания. | ||||
31 | 18. Повторный инструктаж по ТБ. Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды». | Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат. Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
32 | 19. Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды». | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: формулирует собственное мнение и позицию. | |||
Раздел 4. Кислородсодержащие соединения | 16 | ||||
33 | 1. Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура. | Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: выбирают основания и критерии для классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории. | |||
34 | 2. Свойства, получение, применение одноатомных спиртов. Многоатомные спирты. | ||||
35 | 3. Практическая работа № 3. Свойства спиртов. | Познавательные УУД: формирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Коммуникативные УУД: планирование практической работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера. | |||
36 | 4. Фенолы: строение, физические и химические свойства. | Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: выбирают основания и критерии для классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории. | |||
37 | 5. Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура, получение. | ||||
38 | 6. Химические свойства альдегидов и кетонов, применение. | ||||
39 | 7. Практическая работа № 4. Альдегиды и кетоны. | Познавательные УУД: формирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Коммуникативные УУД: планирование практической работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера. | |||
40 | 8. Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Карбонилсодержащие вещества». | Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат. Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
41 | 9. Контрольная работа № 3 по теме «Карбонилсодержащие соединения». | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: формулирует собственное мнение и позицию. | |||
42 | 10. Карбоновые кислоты: классификация, номенклатура, изомерия. | Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: выбирают основания и критерии для классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории. | |||
43 | 11. Одноосновные кислоты: свойства, получение, применение. | ||||
44 | 12. Практическая работа № 5. Карбоновые кислоты. | Познавательные УУД: формирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Коммуникативные УУД: планирование практической работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера. | |||
45 | 13. Сложные эфиры. | Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: выбирают основания и критерии для классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории. | |||
46 | 14. Жиры. Понятие о СМС. | ||||
47 | 15. Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие соединения». | Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат. Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
48 | 16. Контрольная работа № 4 по теме «Кислородсодержащие соединения». | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: формулирует собственное мнение и позицию. | |||
Раздел 5. Углеводы | 6 | ||||
49 | 1. Понятие об углеводах, их состав и классификация. | Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: выбирают основания и критерии для классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории. | |||
50 | 2. Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза. | ||||
51 | 3. Дисахариды. | ||||
52 | 4. Полисахариды. | ||||
53 | 5. Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы». | Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат. Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
54 | 6. Практическая работа № 6. Углеводы. | Познавательные УУД: формирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Коммуникативные УУД: планирование практической работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера. | |||
Раздел 6. Азотсодержащие соединения | 9 | ||||
55 | 1. Амины. | Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: выбирают основания и критерии для классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории. | |||
56 | 2. Годовая административная контрольная работа. | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: формулирует собственное мнение и позицию. | |||
57 | 3. Анилин. | Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: выбирают основания и критерии для классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории. | |||
58 | 4. Аминокислоты. | ||||
59 | 5. Белки. | ||||
60 | 6. Нуклеиновые кислоты. | ||||
61 | 7. Практическая работа № 7. Амины. Аминокислоты. Белки. | Познавательные УУД: формирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Коммуникативные УУД: планирование практической работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера. | |||
62 | 8. Практическая работа № 8. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. | Познавательные УУД: формирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Коммуникативные УУД: планирование практической работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера. | |||
63 | 9. Контрольная работа. | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: формулирует собственное мнение и позицию. | |||
Раздел 7. Биологически активные соединения | 5 | ||||
64 | 1. Витамины. | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | |||
65 | 2. Ферменты. | Регулятивные УУД: ставить учебные цели. | |||
66 | 3. Гормоны. | Коммуникативные УУД: формулирует собственное | |||
67 | 4. Лекарства. | мнение и позицию. | |||
68 | 5. Генетические связи органических веществ. Решение расчётных задач. | Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат. Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Строение вещества | 24 |
2 | Химические реакции | 19 |
3 | Вещества и их свойства | 23 |
4 | Химия и жизнь | 2 |
6 | ИТОГО | 68 |
11 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||||
Строение вещества | 24 | ||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Строение атома. Атом – сложная частица. | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | |||
2 | Состояние электронов в атоме. | ||||
3 | Электронная конфигурация атомов химических элементов. | ||||
4 | Валентные возможности атомов химических элементов. | ||||
5 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атом. | ||||
6 | Периодический закон и строение атома. | ||||
7 | ПСХЭ и строение атома. | ||||
8 | Ионная связь. Ионная кристаллическая решетка. | ||||
9 | Ковалентная химическая связь. Атомная и молекулярная кристаллические решетки. | ||||
10 | Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. | ||||
11 | Закон постоянства состава вещества. Расчеты, связанные с понятием «массовая доля элемента в веществе». | ||||
12 | Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. | ||||
13 | Водородная связь. Единая природа химических связей. | ||||
14 | Полимеры органические и неорганические. Часть 1 | ||||
15 | Полимеры органические и неорганические. Часть 2 | ||||
16 | Газообразное состояние вещества. Природные газообразные смеси: воздух и природный газ. | ||||
17 | Представители газов, изучение их свойств. | ||||
18 | П. р. 1. «Получение и распознавание газов (водород, углекислый газ). | Познавательные УУД: формирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Коммуникативные УУД: планирование практической работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера. | |||
19 | Жидкое состояние вещества. Вода. Жидкие кристаллы. | Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Познавательные: выбирают основания и критерии для классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории. | |||
20 | Решение задач по теме «Массовая доля растворенного вещества». | ||||
21 | Твердое состояние вещества. Аморфные вещества. Состав вещества и смесей. | ||||
22 | Дисперсные системы. | ||||
23 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества». | Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат. Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
24 | Административная контрольная работа. | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: формулирует собственное мнение и позицию. | |||
Химические реакции | 19 | ||||
25 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Часть 1 | Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему. Познавательные: выявляют причины и следствия явлений. Рассуждают логически, устанавливают причинно – следственные связи. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | |||
26 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Часть 2 | ||||
27 | Скорость химической реакции. | ||||
28 | Обратимость химических реакций. | ||||
29 | Химическое равновесие. | ||||
30 | Роль воды в химических реакциях. | ||||
31 | Электролитическая диссоциация. | ||||
32 | Реакции ионного обмена. | ||||
33 | Решение задач на избыток или недостаток реагентов. | ||||
34 | Гидролиз органических и неорганических соединений. Часть 1 | ||||
35 | Гидролиз органических и неорганических соединений. Часть 2 | ||||
36 | П.р.2. «Гидролиз». | Познавательные УУД: формирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Коммуникативные УУД: планирование практической работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера. | |||
37 | Окислительно-восстановительные реакции. | Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат. Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
38 | Составление уравнений ОВР. | ||||
39 | Электролиз. | ||||
40 | Решение задач по теме «Электролиз». | ||||
41 | Составление уравнений реакций, протекающих при электролизе. | ||||
42 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции». | ||||
43 | К.р. по теме «Химические реакции». | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: формулирует собственное мнение и позицию. | |||
Вещества и их свойства | 23 | ||||
44 | Классификация неорганических соединений. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: используют знаково-символические средства. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве. | |||
45 | Классификация органических соединений. | ||||
46 | Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. | ||||
47 | Физические и химические свойства металлов. | ||||
48 | Способы получения металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов. | ||||
49 | Коррозия металлов. | ||||
50 | Положение неметаллов в периодической системе и строение их атомов. | ||||
51 | Общие свойства неорганических кислот. | ||||
52 | Химические свойства азотной кислоты. | ||||
53 | Химические свойства серной кислоты. | ||||
54 | Общие свойства органических кислот. | ||||
55 | Свойства неорганических оснований. | ||||
56 | Контрольная работа | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: формулирует собственное мнение и позицию. | |||
57 | Свойства органических оснований. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: используют знаково-символические средства. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве. | |||
58 | Соли. | ||||
59 | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. | ||||
60 | П.р. 3. «Идентификация неорганических веществ». | Познавательные УУД: формирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. Коммуникативные УУД: планирование практической работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера. | |||
61 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства». | Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат. Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
62 | Контрольная работа по теме «Вещества и их свойства». | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: формулирует собственное мнение и позицию. | |||
63 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: используют знаково-символические средства. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве. | |||
64 | Генетическая связь между классами органических веществ. | ||||
65 | Решение комбинированных задач. Часть 1 | ||||
66 | Решение комбинированных задач. Часть 2 | ||||
Химия и жизнь | 2 | ||||
67 | Химия и производство. | Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные УУД: ставить учебные цели. Коммуникативные УУД: формулирует собственное мнение и позицию. | |||
68 | Химия и экология. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
рабочая программа для 4 класса 2022-2023г
рабочая программа для 4 класса 2022-2023г...
Программа педагога-библиотекаря на 2022-2023г.
Рабочая программа педагога-библиотекаря МАОУ СОШ № 9 г.Холмска составляется ежегодно....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Рабочие программы по биологии на 2022-2023г
УМК Трайтак Д.И....