Рабочие программы по химии за 2022-2023г
рабочая программа по химии

Морозова Ирина Викторовна

УМК Габриелян О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_po_himii._22-23g.zip926.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Принято

педагогическим советом

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Протокол от «29»  августа 2022 г.  № 1

Утверждаю:

Директор  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

___________И.Н.Ерохина

Приказ от «___» августа 2022г. № ___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ХИМИЯ

2022 – 2023 учебный год

Аннотация к рабочей программе по химии.

Рабочая программа разработана учителем химии Морозовой Ириной Викторовной.

Рабочая программа учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования составлена на основе: 

1. Программы среднего общего (полного) образования по химии;

2.Требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего (полного), предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);

3. Основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы;

4. Требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по химии.

5.Авторской  программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному  Государственному образовательному стандарту основного  общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.  – М.: Дрофа, 2012г.);

-  Программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений  О.С.Габриеляна, 2016г.

Нормативно-правовая основа рабочей программы по химии:

  • примерной основной образовательной программы основного общего и среднего общего (полного) образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года  № 1/15) http://www.fgosreestr.ru/reestr;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 года №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Минобразования РФ от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2020 г. N 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря  2018 г. N 345»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 03 сентября 2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
  • Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 года, регистрационный № 48226);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 декабря 2019 года № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»;
  • Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
  • Календарный учебный график МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» на 2022-2023 учебный год;
  • Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» на 2022-2023 учебный год.                                                                                              

Рабочая программа учебного курса химии  составлена  на основе  Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии,  Программы курса химии для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений  О.С.Габриеляна, 2016 г., Государственного общеобразовательного стандарта и  рассчитана на:  68 часов – 10 класс,  68 часов – 11 класс.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.

Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.

В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и общих компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета химия в старшей школе на базовом уровне являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Данная рабочая программа может быть реализована также при использовании элементов современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

В связи с опасностью некоторых опытов, неполного обеспечения реактивами и в целях безопасности для здоровья обучающихся в кабинете химии, часть демонстрационных экспериментов предусмотрены в виде видео-опытов, а часть лабораторных работ проводится с использованием цифровых образовательных ресурсов (виртуальной лаборатории).

      Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных (как указывалось выше, иногда с использованием ИКТ технологий в виртуальной лаборатории), практических работ, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

1. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений / Габриелян О.С.- М.: Дрофа, 2015-2022 г.

2. Химия 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений / Габриелян О.С.- М.: Дрофа, 2015-2022 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

В результате изучения химии на базовом уровне ученик научится:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Получит возможность научится:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования выпускник 11 класса научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
  • понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
  • приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

Воспитательные результаты обучения

Обучение химии в средней школе на базовом уровне по данному курсу способствует достижению обучающимися следующих личностных результатов:

1) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской гражданской идентичности — в ценностно-ориентационной сфере;

2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять ею, готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; понимание важности непрерывного образования как фактору успешной профессиональной и общественной деятельности; — в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере

3) готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или сферы профессиональной деятельности — в трудовой сфере;

4) неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ — в сфере здоровьесбережения и безопасного образа жизни;

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

2) самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

3) использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

4) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

5) сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

6) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям.

Коммуникативные УУД

1) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

3) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Познавательные УУД

1) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

2) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

3) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

4) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

5) сформированность основ целостной научной картины мира;

6) формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

7) сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

8) создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

9) сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

10) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

11) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

12) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

13) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

14) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;

15) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья овладение основными доступными методами научного познания;

16) уметь пользоваться обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I—IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Химия. 10 КЛАСС

Введение (4 ч)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук  в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

 Основные положения теории  строения А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и  электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь,  ее полярность и кратность.

Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Раздел 1. Строение и классификация органических соединений  (7 ч)

Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические, (циклоалканы и арены)  и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты.

Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.

Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной  изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.

Раздел 2. Химические реакции в органической химии (2 ч)

Типы химических реакций в органической химии. Понятие о реакциях замещения: галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения: гидратация, гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования): дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризация полимеров. Реакция изомеризации.

Раздел 3. Углеводороды  (19 ч)

 Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения, горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов.  Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств

 Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.

Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена  и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и  тримеризация  алкинов. Окисление.  Применение алкинов.

  Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства,  взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.

Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.

Циклоалканы. Гомологический ряд и общая  формула циклоалканов. Изомерия циклоалканов («по скелету», цис -, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Способы получения.  Применение бензола и его гомологов.

Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям и по продуктам сгорания.

Демонстрации. Горение этилена. Отношение веществ к растворам перманганата калия и бромной воде. Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения.

Лабораторные опыты. 1.Изготовление моделей углеводородов и их галогенпроизводных.2.Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки. 3.Обнаружение в керосине непредельных соединений. 4. Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.

Практическая работа №1. Качественный анализ органических веществ.

Практическая работа  № 2.  Углеводороды.

Раздел 4. Кислородсодержащие соединения  (16 ч)

Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.

Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.  

Демонстрации. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров.  Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III), Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из Фенолята натрия угольной кислотой.

Лабораторные опыты. 1. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II). Взаимодействие фенола с  бромной водой и с раствором щёлочи.

Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения  карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов.  Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)).  Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов.

Демонстрации. Реакция «серебряного зеркала».

Лабораторные опыты. Качественные реакции на альдегиды (с аммиачными растворами оксида серебра и гидроксидом меди (II). Окисление спирта в альдегид. Получение и свойства карбоновых кислот.

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия  (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации и гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.  

Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и ВМС.

Демонстрации. Химические свойства уксусной и муравьиной кислот. Получение сложного эфира. Коллекция масел.

Лабораторные опыты. Растворимость жиров. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Омыление жиров. Сравнение свойств мыла и СМС.

Практическая работа № 3. Свойства спиртов.

Практическая работа № 4. Альдегиды и кетоны.

Практическая работа № 5. Карбоновые кислоты.

Раздел 5. Углеводы  (6 ч)

Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители.  Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.                    

Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна).  Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с  неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.

Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала. Коллекция волокон.

Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие крахмала с йодом. Образцы природных и искусственных волокон.

Практическая работа № 6. Углеводы.

Раздел 6. Азотосодержащие соединения  (9 ч)

Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.                                            

  Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот  и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.

Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.

Демонстрации. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Коллекция «Волокна».

Лабораторные опыты. 1.Образцы синтетических волокон. 2. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом. 3. Цветные реакции белков. 4.Обнаружение белка в молоке.

Практическая работа № 7. Амины. Аминокислоты. Белки.

Практическая работа № 8. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Раздел 7 . Биологически активные вещества  (5 ч)

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.

Понятие о гормонах как биологически активных  веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения  лекарственных форм

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Химия. 11 КЛАСС

Строение вещества (24 ч) 

Атом. Эволюция представлений о строении атома. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Электронное строение атомов малых и больших периодов. s-, p-, d , f- электронные семейства химических элементов. Валентные возможности атома.

Открытие периодического закона. Периодический закон и строение атома. Три формулировки периодического закона.

Причины изменения свойств химических элементов: металлических, неметаллических, радиуса атома, энергии ионизации, энергии сродства к электрону в пределах одного периода, одной подгруппы.

Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки.

Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования, по электроотрицательности, по способу перекрывания орбиталей, по кратности. Кристаллические решетки: атомные и молекулярные.

Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.

Водородная связь внутримолекулярная и межмолекулярная.

Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Значение дисперсных систем в жизни человека. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.

Полимеры. Основные понятия ВМС: мономер, полимер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации. Способы получения полимеров: полимеризация и поликонденсация. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность.

Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи. Модели молекул различной геометрической конфигурации. Коллекции пластмасс и волокон. Модели молекул белков и ДНК.

Практическая работа.

Решение расчетных задач

Лабораторные опыты:

Описание свойств некоторых веществ на основе типа кристаллической решетки

Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них

Получение, собирание и распознавание газов

Жесткость воды. Устранение жесткости воды. Ознакомление с минеральными водами

Ознакомление с дисперсным системами

Химические реакции (19ч) 

Понятие о химической реакции. Классификация химических реакций: Без изменения состава вещества (аллотропизация и изомеризация), с изменением состава вещества (по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ, по изменению степени окисления, по тепловому эффекту, по направлению, по использованию катализатора, по фазе).

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура, концентрация, катализаторы, поверхность соприкосновения реагирующих частиц. Закон действующих масс. Кинетическое уравнение.

Понятие о химическом равновесии. Принцип Ле Шателье. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия: концентрация, давление, температура.

Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Опорные понятия теории ОВР. Методы составления уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций.

Электролиз расплавов солей. Электролиз растворов солей. Правила на катоде и на аноде, при проведении электролиза раствора. Практическое значение электролиза.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Катионы и анионы. Кислоты, соли и щелочи как электролиты. Степень ЭД. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Свойства растворов электролитов.

Диссоциация воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Влияние рН на химические и биологические процессы.

Гидролиз солей и органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ). Практическое применение гидролиза.

Практические работы:

Окислительно-восстановительные реакции.

Гидролиз

Лабораторные опыты

Испытание растворов кислот, оснований, солей индикаторами

Различные случаи гидролиза солей.

Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV).

Получение водорода

Вещества и их свойства (23 ч) 

Простые и сложные вещества. Классификация сложных веществ.

Оксиды и их классификация.

Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация, соли средние, кислые, основные.

Классификация органических веществ.

Углеводороды. Гомологический ряд.

Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины и аминокислоты.

Металлы. Положение в ПСХЭ и строение их атомов.

Простые вещества – металлы: металлическая кристаллическая решетка и металлическая связь Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, растворами кислот, солей, органическими веществами. Значение металлов в природе и жизни организмов.

Соединения металлов: основные и амфотерные оксиды и гидроксиды. Зависимость их свойств от степени окисления металлов.

Коррозия металлов. Виды коррозии: химическая и электрохимическая. Способы защиты от коррозии.

Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро- и электрометаллургия.

Неметаллы. Положение в ПСХЭ, строение их атомов. Двойственное положение водорода в ПСХЭ.

Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов: взаимодействие с металлами, водородом, кислородом, сложными веществами-окислителями. Водородные соединения неметаллов. Оксиды: несолеобразующие и кислотные. Кислородсодержащие кислоты.

Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями, образование сложных эфиров.

Основания органические и неорганические. Классификация и химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства аминов.

Амфотерные органические и неорганические соединения. Взаимодействие их с кислотами и щелочами. Амфотерность аминокислот: взаимодействие с кислотами, со щелочами, спиртами, друг с другом.

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Единство мира веществ.

Демонстрации. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью. Растворение аммиака в воде (аммиачный фонтан). Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Взаимодействие металлов с водой. Горение магния на воздухе и под водой. Окрашивание пламени солями щелочных и щелочноземельных металлов.

Демонстрации. Образцы моющих и чистящих средств. Образцы органических растворителей. Образцы бытовых аэрозолей. Образцы минеральных удобрений.

Лабораторные опыты

Ознакомление с коллекцией металлов

Ознакомление с коллекцией неметаллов

Ознакомление с коллекцией кислот. Химические свойства кислот

Ознакомление с коллекцией оснований

Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли

Распознавание веществ

Химия и жизнь (2ч)

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Бытовая химическая грамотность.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

4

2

Раздел 1. Строение и классификация органических соединений

7

3

Раздел 2. Химические реакции в органической химии

2

4

Раздел 3. Углеводороды

19

5

Раздел 4. Кислородсодержащие соединения

16

6

Раздел 5. Углеводы

6

7

Раздел 6. Азотосодержащие соединения

9

8

Раздел 7 . Биологически активные вещества

5

9

ИТОГО

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

                                                 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты

Дата проведения

по плану

по факту

Введение. Теория строения органических соединений

4

1

1. Вводный инструктаж по ТБ.

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Валентность.

Познавательные УУД: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного

характера  основных понятий.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и

стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

2

2. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М, Бутлерова.

3

3. Стартовая контрольная работа.

4

4. Строение атома  углерода. Валентные состояния атома  углерода.

Познавательные УУД: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного

характера  основных понятий.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и

стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Раздел 1. Строение и классификация органических соединений

7

5

1. Классификация органических соединений. Часть 1

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

6

2. Классификация органических соединений. Часть 2

7

3. Основы номенклатуры органических соединений.

8

4. Изомерия и ее виды. Часть 1

9

5. Изомерия и ее виды. Часть 2

10

6. Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Строение и классификация органических соединений».

Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и

стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

11

7. Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических соединений».

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

мнение и позицию.

Раздел 2. Реакции органических соединений

2

12

1. Типы химических реакций в органической химии.

Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм действий при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе и столкновению интересов.

13

2. Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакций в органической химии.

Раздел 3. Углеводороды и их природные  источники

19

14

1. Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь.

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

15

2. Алканы: строение, номенклатура, получение, физические свойства.

16

3. Алканы: химические свойства, применение.

17

4. Практическая работа №1. Качественный анализ органических веществ.

Познавательные УУД: формирование познавательной

цели.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

Коммуникативные УУД: планирование практической

работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера.

18

5. Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура, получение.

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

19

6. Алкены: химические свойства, применение.

20

7. Повторение, обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены».

21

8. Алкины: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение.

22

9. Алкины: свойства, применение.

23

10. Алкадиены.

24

11. Циклоалканы.

25

12. Полугодовая административная контрольная работа.

26

13. Арены. Бензол.

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

27

14. Гомологи бензола.

28

15. Практическая работа  № 2.  Углеводороды.

Познавательные УУД: формирование познавательной

цели.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

Коммуникативные УУД: планирование практической

работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера.

29

16. Решение задач на вывод формул органических веществ по содержанию элементов.

Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

30

17. Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания.

31

18. Повторный инструктаж по ТБ.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды».

Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и

стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

32

19. Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды».

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

мнение и позицию.

Раздел 4. Кислородсодержащие соединения

16

33

1. Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура.

Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные: выбирают основания и критерии для  классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи  мнение, доказательства, гипотезы, теории.

34

2. Свойства, получение, применение одноатомных спиртов.

Многоатомные спирты.

35

3. Практическая работа № 3. Свойства спиртов.

Познавательные УУД: формирование познавательной

цели.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

Коммуникативные УУД: планирование практической

работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера.

36

4. Фенолы: строение, физические и химические свойства.

Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные: выбирают основания и критерии для  классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи  мнение, доказательства, гипотезы, теории.

37

5. Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура, получение.

38

6. Химические свойства альдегидов и кетонов, применение.

39

7. Практическая работа № 4. Альдегиды и кетоны.

Познавательные УУД: формирование познавательной

цели.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

Коммуникативные УУД: планирование практической

работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера.

40

8. Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Карбонилсодержащие вещества».

Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и

стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

41

9. Контрольная работа №  3 по теме «Карбонилсодержащие соединения».

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

мнение и позицию.

42

10. Карбоновые  кислоты: классификация, номенклатура, изомерия.

Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные: выбирают основания и критерии для  классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи  мнение, доказательства, гипотезы, теории.

43

11. Одноосновные кислоты: свойства, получение, применение.

44

12. Практическая работа № 5. Карбоновые кислоты.

Познавательные УУД: формирование познавательной

цели.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

Коммуникативные УУД: планирование практической

работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера.

45

13. Сложные эфиры.

Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные: выбирают основания и критерии для  классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи  мнение, доказательства, гипотезы, теории.

46

14. Жиры. Понятие о СМС.

47

15. Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие соединения».

Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и

стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

48

16. Контрольная работа  № 4 по теме «Кислородсодержащие соединения».

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

мнение и позицию.

Раздел 5. Углеводы

6

49

1. Понятие об углеводах, их состав и классификация.

Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные: выбирают основания и критерии для  классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи  мнение, доказательства, гипотезы, теории.

50

2. Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза.

51

3. Дисахариды.

52

4. Полисахариды.

53

5. Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы».

Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и

стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

54

6. Практическая работа № 6. Углеводы.

Познавательные УУД: формирование познавательной

цели.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

Коммуникативные УУД: планирование практической

работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера.

Раздел 6. Азотсодержащие соединения

9

55

1. Амины.

Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные: выбирают основания и критерии для  классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи  мнение, доказательства, гипотезы, теории.

56

2. Годовая административная контрольная работа.

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

мнение и позицию.

57

3. Анилин.

Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные: выбирают основания и критерии для  классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи  мнение, доказательства, гипотезы, теории.

58

4. Аминокислоты.

59

5. Белки.

60

6. Нуклеиновые кислоты.

61

7. Практическая работа № 7. Амины. Аминокислоты. Белки.

Познавательные УУД: формирование познавательной

цели.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

Коммуникативные УУД: планирование практической

работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера.

62

8. Практическая работа № 8. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Познавательные УУД: формирование познавательной

цели.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

Коммуникативные УУД: планирование практической

работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера.

63

9. Контрольная работа.

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

мнение и позицию.

Раздел  7. Биологически активные соединения

5

64

1. Витамины.

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

65

2. Ферменты.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

66

3. Гормоны.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

67

4. Лекарства.

мнение и позицию.

68

5. Генетические связи органических веществ. Решение расчётных задач.

Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и

стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Строение вещества

24

2

Химические реакции

19

3

Вещества и их свойства

23

4

Химия и жизнь

2

6

ИТОГО

68

11 класс

                                                 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты

Дата проведения

по плану

по факту

Строение вещества

24

1

Вводный инструктаж по ТБ. Строение атома. Атом – сложная частица.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное

мнение и позицию; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

2

Состояние электронов в атоме.

3

Электронная конфигурация атомов химических элементов.

4

Валентные возможности атомов химических элементов.

5

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атом.

6

Периодический закон и строение атома.

7

ПСХЭ  и строение атома.

8

Ионная связь. Ионная кристаллическая решетка.

9

Ковалентная химическая связь. Атомная и молекулярная кристаллические решетки.

10

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул.

11

Закон постоянства состава вещества. Расчеты, связанные с понятием «массовая доля элемента в веществе».

12

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка.

13

Водородная связь. Единая природа химических связей.

14

Полимеры органические и неорганические. Часть 1

15

Полимеры органические и неорганические. Часть 2

16

Газообразное состояние вещества. Природные газообразные смеси: воздух и природный газ.

17

Представители газов, изучение их свойств.

18

П. р. 1. «Получение и распознавание газов (водород, углекислый газ).

Познавательные УУД: формирование познавательной

цели.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

Коммуникативные УУД: планирование практической

работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера.

19

Жидкое состояние вещества. Вода. Жидкие кристаллы.

Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные: выбирают основания и критерии для  классификации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Различать в устной речи  мнение, доказательства, гипотезы, теории.

20

Решение задач  по теме «Массовая доля растворенного вещества».

21

Твердое состояние вещества. Аморфные вещества. Состав вещества и смесей.

22

Дисперсные системы.

23

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества».

Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и

стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

24

Административная контрольная работа.

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

мнение и позицию.

Химические реакции

19

25

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Часть 1

Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему.

Познавательные: выявляют причины и следствия явлений. Рассуждают логически, устанавливают причинно – следственные связи.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

26

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Часть 2

27

Скорость химической реакции.

28

Обратимость химических реакций.

29

Химическое равновесие.

30

Роль воды в химических реакциях.

31

Электролитическая диссоциация.

32

Реакции ионного обмена.

33

Решение задач на избыток или недостаток реагентов.

34

Гидролиз органических и неорганических соединений. Часть 1

35

Гидролиз органических и неорганических соединений. Часть 2

36

П.р.2. «Гидролиз».

Познавательные УУД: формирование познавательной

цели.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

Коммуникативные УУД: планирование практической

работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера.

37

Окислительно-восстановительные реакции.

Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и

стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

38

Составление  уравнений ОВР.

39

Электролиз.

40

Решение задач по теме «Электролиз».

41

Составление уравнений реакций, протекающих при электролизе.

42

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции».

43

К.р. по теме «Химические реакции».

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

мнение и позицию.

Вещества и их свойства

23

44

Классификация неорганических соединений.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве.

45

Классификация органических соединений.

46

Положение металлов в периодической системе и строение их атомов.

47

Физические  и химические свойства металлов.

48

Способы получения металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов.

49

Коррозия металлов.

50

Положение неметаллов в периодической системе и строение их атомов.

51

Общие свойства неорганических кислот.

52

Химические свойства азотной кислоты.

53

Химические свойства серной кислоты.

54

Общие свойства органических кислот.

55

Свойства неорганических оснований.

56

Контрольная работа

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

мнение и позицию.

57

Свойства органических оснований.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве.

58

Соли.

59

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.

60

П.р. 3. «Идентификация неорганических веществ».

Познавательные УУД: формирование познавательной

цели.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование.

Коммуникативные УУД: планирование практической

работе по предмету; разрешение конфликта; управление поведением партнера.

61

Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства».

Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процессии результат.

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и

стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

62

Контрольная работа по теме «Вещества и их свойства».

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

мнение и позицию.

63

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве.

64

Генетическая связь между классами органических веществ.

65

Решение комбинированных задач. Часть 1

66

Решение комбинированных задач. Часть 2

Химия и жизнь

2

67

Химия и производство.

Познавательные УУД: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели.

Коммуникативные УУД: формулирует собственное

мнение и позицию.

68

Химия и экология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

рабочая программа для 4 класса 2022-2023г

рабочая программа для 4 класса 2022-2023г...

Программа педагога-библиотекаря на 2022-2023г.

Рабочая программа педагога-библиотекаря МАОУ СОШ № 9 г.Холмска составляется ежегодно....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...