Метод проектного обучения
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс)

Ахмадулина Дина Александровна

Метод проектов предусматривает развитие познава­тельных навыков учащихся, умений самостоятельно кон­струировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnogo_obucheniya.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

Главная идея проектного обучения (главная задача) состоит в следующем: научить школьников учиться или, иначе, научить совершать учебную деятельность. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.

Цель проектного обучения— создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  •  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;
  • развивают аналитическое мышление.

Суть проектного обучения  состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению в глубь явлений, конструированию  новых процессов, объектов и т.д.

По количеству участников  можно выделить проекты:

-индивидуальные, т.е. когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект;

-групповые (командные), т.е. когда класс делится на группы (команды) по подготовке проекта.

Командный способ имеет следующие правила и принципы:

  • В команде нет лидеров; все члены команды равны;
  • Команды не соревнуются;
  • Между всеми членами команды  доброжелательные отношения, они должны получать удовольствие от общения друг с другом при выполнении проектного задания;
  • Каждый член команды  уверен в себе;
  • Все члены команды должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
  • среднейпродолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке (двух-трех) по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов.

Этапы работы над проектом.

 1.  Подготовка.  Определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

 2.  Планирование.

  1. Определение источников информации;
  2. Определение способов сбора и анализа информации;
  3. Определение способа представления результатов (формы отчета);
  4. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
  5. Распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.

 3.Исследование.

Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.

4.Результаты и выводы.

Учащиеся анализируют собранную информацию, оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.

5. Представление результатов.

Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т.п. Учитель, как и другие участники обсуждения, задает вопросы.

6. Оценка результата и процесса.

Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, а также активность учащихся во время дискуссии.

Учим мыслить, а не пересказывать

Проектное обучение способствует развитию интереса у учащихся к данному предмету, повышению мотивации учения вообще, расширяет его кругозор.

Технологию проектного обучения нужно вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно-нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.

В последнее десятилетие наблюдается снижение положительной мотивации к учению. Многие ученики не видят перспективы для себя лично и не заинтересованы в изучении  биологии и химии, считая, что эти предметы не нужны для их будущих профессий. У части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, т.к. при изучении этих предметов они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих особенностей.

Проектный метод я использую на уроках биологии и во внеурочное время.

Данная форма, все - таки, применима только в сильных классах, либо в группах с сильными учениками. Так как, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, ученики должны  владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это и умение работать с текстом (выделять главную мысль), анализ информации, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать  свою мысль.

Прежде чем использовать метод проектов при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, нужно все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

Методику проектного обучения,  я веду по нескольким направлениям. Это такие разделы биологии как ботаника, зоология позвоночных и экология. В работе используем лаборатории Релеон Лайт для необходимых замеров:

-измерение уровня кислорода и углекислого газа в помещениях;

        -измерение рН почвы с целью определения оптимального уровня для выращивания хвойных пород;

       - измерение жесткости воды и др.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым  подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

       Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О Методах проектного обучения из опыта работы педагога изобразительного искусства

Проектная  деятельность – это  совместная  учебно-познавательная,  творческая   или  игровая   деятельность,  имеющая  о...

Доклад "Метод проектного обучения"

Доклад готовился на сетевое взаимодействие с МКОУ Киевская ООШ...

Применение метода проектного обучения и элементов кейс-техологии в преподавании дисциплин "Предметно-ориентированное программное обеспечение" и "Информационные технологии профессиональной деятельности" на базе САПР

Статья на тему «Метод проектного обучения  - одна из современных технологий в образовании». Преподаватель специальных дисциплин Московского колледжа градостроительства и предпринимательства Рябчи...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

«Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?»

Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как ямогу эти знания применитьДля чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?Современная жизнь очень динамична. Происходящие вокруг...

Использование метода проектного обучения на уроках математики в 5 - 9 классах

В докладе представлен собственный опыт по данной проблеме....