Интеграция как средство обучения
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Сегодня, в условиях модернизации образования, работы по новым стандартам, мало дать ребенку знания, надо научить ребенка складывать все в единое целое, находить новые знания и производить новый продукт. Напомощь приходит интеграция дисциплин. Современный школьник на предметных уроках получает обширные знания по самым разным научным направлениям, приобретает разнообразные умения и навыки. Однако, далеко не всегда результатом обучения является формирование целостной картины окружающего мира. Чтобы достичь этой цели, необходима интеграция знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_kak_sredstvo_obucheniya.docx | 19.55 КБ |
integratsiya_kak_sredstvo_obucheniya.pptx | 1.7 МБ |
metodicheskaya_razrabotka_vneurochnogo_zanyatiya.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Своё выступление я хочу начать со слов Анатолия Александровича Гина основателя и научного руководителя международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры»(слайд1)
Видишь – вот нить. Незатейливая вещь,
не так ли? А вот обычный узел.
Ты ведь видел уже такие?
А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами.
И получится сеть.
С ней мы можем ловить рыбу или сделать ограду,
изготовить гамак или придумать что-нибудь еще.
Видишь, какая польза от того,
что каждая нить теперь не просто сама по себе?...
Они поддерживают друг друга,
складываясь в нечто целое, в систему. Сегодня, в условиях модернизации образования, работы по новым стандартам, мало дать ребенку знания, надо научить ребенка складывать все в единое целое, находить новые знания и производить новый продукт. На помощь приходит интеграция дисциплин.
Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Современный школьник на предметных уроках получает обширные знания по самым разным научным направлениям, приобретает разнообразные умения и навыки. Однако, далеко не всегда результатом обучения является формирование целостной картины окружающего мира. Чтобы достичь этой цели, необходима интеграция знаний. Рассмотрим, как это может осуществляться при преподавании биологии. Школьный курс биологии построен таким образом, что учителю, начиная с самых первых уроков, приходится прибегать к математическим, физическим, химическим, географическим понятиям и законам, объясняя явления природы. Т.О. происходит интеграция биологии с естественнонаучными дисциплинами.
Совокупность межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет все многообразие их видов.
(слайд2) Связь биологии и физики. Н-Р уже в 6 классе при объяснении биологических явлений учитель использует знания физических понятий и законов, которых у детей этого возраста ещё нет. В результате, учителю биологии приходится самому объяснять физические процессы и явления.
Связь биологии и химии. На стыке биологии и химии возникла наука биохимия, элементы которой дети изучают и на биологии, и на химии. Основной проблемой биохимии следует считать поиск ответа на вопрос, как произошёл переход от химической эволюции к биологической.
Связь биологии и географии При изучении надвидовых уровней биологических систем физические и химические подходы к объяснению биологических явлений дополняются географическим подходом. Н-Р, изучая Раздел «Биосфера» учитель биологии имеет возможность, опираясь на знания, полученные на уроках географии, рассмотреть более подробно вопросы геоботаники, географии растений и зоогеографии, которые очень полезны при изучении эволюционного учения в 11 классе.
Связь биологии и математики Биология широко использует математический аппарат при проведении тех или иных исследований. Например, ежегодно ученики школ пишут исследовательские работы. Любое исследование предполагает статистическую обработку результатов: ранжирование, построение графиков и диаграмм, подсчёт среднего арифметического, среднеквадратичного отклонения, процентной доли, коэффициентов корреляции.
Нельзя не сказать про медицину – все ее направления опираются на биологическое знание.
(слайд 3) Связь биологии с гуманитарными науками
Помимо, связи биологии с естественнонаучными дисциплинами, интеграция осуществляется и с гуманитарными науками.
Н-Р Использование связей литературы и биологии способствует: расширению и углублению знаний обучающихся, художественному освоению природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных качеств школьников, формированию умения выражать своё отношение к природе творческими средствами.
(слайд4)
Интеграция предметов может происходить не только в учебной деятельности, но и во внеурочной. Мы провели занятие внеурочной деятельности по теме «Стражники пищеварения». Целью занятия было изучить действие ферментов слюны на крахмал.
На занятии речь шла о начале процесса пищеварения, а именно в ротовой полости. В ходе практической работы, обучающиеся пришли к выводу о том, что в ротовой полости происходит не только механическая, но и химическая обработка пищи. Исходя из этого, сделали вывод, что необходимо следить за гигиеной полости рта.
Интеграция занятия была связана с литературой.
Таким образом, современное преподавание биологии должно отражать реальное положение науки о живой природе в системе научного знания. Биология тесно взаимодействует с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами, включена в социокультурную среду. Формирование научной картины мира — это результат всего школьного обучения, который не может быть достигнут без взаимодействия разных дисциплин, приёмов и методов обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеграция 2
Интеграция 3
4
5
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6 городского округа Стрежевой»
Тема: «Стражники пищеварения»
Конкурс методических разработок педагогов образовательных организаций.
Методическая разработка учебного занятия по внеурочной деятельности.
Авторы: Антонюк Ю.В.-учитель биологии
Зиннер О.В..-учитель русского языка и литературы
г. Стрежевой
2020г.
Пояснительная записка
Сценарий занятия по внеурочной деятельности по теме:
«Стражники пищеварения»
Направленность разработки: обучающая, развивающая.
Цель методического (конкурсного) материала: создать условия для достижения знаний о процессе пищеварения в ротовой полости, роли ферментов в слюне.
Задачи методического (конкурсного) материала:
Образовательные:
- раскрыть процесс пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в слюне.
Развивающие:
- развитие мыслительных способностей обучающихся, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации.
Воспитательные:
- воспитание санитарно – гигиенических навыков.
Актуальность, новизна, эффективность методического (конкурсного) материала
Приём пищи – процесс, ради которого каждый человек несколько раз в день оставляет все свои дела и заботы, ведь питание снабжает его организм энергией, силой и всеми необходимыми для нормальной жизнедеятельности веществами. Сложная работа такого сложного механизма возможна благодаря пищеварительной системе, осуществляющей переваривание пищи (физическую и механическую её обработку), всасывание продуктов расщепления и выведение непереваренных остатков. Пищеварение обеспечивает здоровье, долголетие, успех. Тема очень важная, нужная и необходимая для понимания каждым человеком.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся получают представление о
том, что переваривание пищи, а именно (химическое) начинается в ротовой полости и этому способствуют вещества — ферменты, которые находятся в слюне.
Формы контроля и методы оценки, результаты диагностики (по необходимости).
Групповая работа.
Технологические особенности: технические условия, используемые средства, оборудование; организация работы.
Раздаточный материал, мультимедийный проектор.
Приложения (графические, аудио, видеоматериалы с указанием технических характеристик).
Раздаточный материал
Мультфильм «Птичка Тари»(нарезка)
Содержательная часть
Разработка сценария занятия по внеурочной деятельности
Тема: «Стражники пищеварения»
Актуальность:
Приём пищи – процесс, ради которого каждый человек несколько раз в день оставляет все свои дела и заботы, ведь питание снабжает его организм энергией, силой и всеми необходимыми для нормальной жизнедеятельности веществами. Сложная работа такого сложного механизма возможна благодаря пищеварительной системе, осуществляющей переваривание пищи (физическую и механическую её обработку), всасывание продуктов расщепления и выведение непереваренных остатков. Пищеварение обеспечивает здоровье, долголетие, успех. Тема очень важная, нужная и необходимая для понимания каждым человеком.
Цель урока: создать условия для достижения знаний о процессе пищеварения в ротовой полости, роли ферментов в слюне.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть процесс пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в слюне.
Развивающие:
- развитие мыслительных способностей обучающихся, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации.
Воспитательные:
- воспитание санитарно – гигиенических навыков.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор. Основные ключевые понятия: слюна, ферменты.
Планируемые результаты: Обучающиеся получают представление о
том, что переваривание пищи, а именно (химическое) начинается в ротовой полости и этому способствуют вещества — ферменты, которые находятся в слюне.
Форма проведения занятия: групповая.
План занятия по внеурочной деятельности
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний обучающихся.
III. Практическая работа.
IV. Обобщение и систематизация новых знаний.
V. Рефлексия, подведение итога занятия.
Сценарий занятия по внеурочной деятельности
I. Организационный момент.
Учитель биологии:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на этом занятии. Надеюсь, что полученные сегодня знания и умения помогут вам и в повседневной жизни. Ведь не зря говорят « С малой удачи начинается большой успех». Представим, что мы сегодня находимся в научной лаборатории. Где ученики – сотрудники лаборатории, а я - научный руководитель.
II. Актуализация знаний обучающихся.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Учитель литературы: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы проведем необычное занятие. А чтобы вы догадались, о чём пойдёт речь, отгадайте загадки. Оля ядрышки грызёт, Падают скорлупки. А для этого нужны Нашей Оле … (зубки) Красны двери В пещере моей, Белые звери Сидят у дверей. И мясо, и хлеб – Всю добычу мою Я с радостью белым Зверям отдаю. (Губы и зубы) -Как вы думаете, зубы связаны с процессом пищеварения? -Все правильно. Сегодня мы поговорим о стражниках пищеварения: о зубах и не только. - Вы знаете, что за зубами нужно ухаживать, а то может произойти такая история. - Кто главный герой сказки? Какой он? - Почему у крокодила болели зубы? - Что нужно делать, чтобы зубы были здоровы? - А теперь попробуйте собрать пословицы о зубах. У вас на столе лежат слова от пословиц. Соберите их. -Зачитайте. -Объясните смысл. Учитель биологии: - Но стражниками нашего пищеварения являются не только зубы. -Ребята, подумайте и скажите, о чём идёт речь? - Прозрачная бесцветная жидкость, жидкая биологическая среда организма, выделяемая в полость рта тремя парами крупных слюнных желёз (подчелюстные, околоушные, подъязычные) и множеством мелких слюнных желёз полости рта- Слюна́ (лат. saliva) - Верно, это слюна. -Как думаете, почему мы сейчас говорим и о слюне? - А какую? - Мы с вами об этом уже говорили на нашем занятии, когда рассматривали тема «Пищеварение». - Мы сейчас в этом с вами убедимся, выполнив практическую работу, как ферменты слюны действуют на крахмал. | Ответы обучающихся Разные мнения Просмотр мультфильма Ответы обучающихся Зубную боль не терпит и медведь. Один плохой зуб поражает весь рот. Рот – причина наших болезней. Зуб на зуб не попадает. Слюна Ответы обучающихся Слюна играет огромную роль в процессе пищеварения. В полости рта начинается не только механическая, но и химическая обработка пищи. |
III. Практическая работа.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Тема: «Действие ферментов слюны на крахмал» - Цель работы: Изучить влияние ферментов слюны на крахмал. - У Вас на столах лежит инструктивная карточка, которая поможет выполнить практическую работу. - Чтобы получить хорошие результаты, необходимо соблюдать определенную последовательность действий. - Работа включает в себя этапы. - Подробнее смотрите в таблице. | Работа в группах Знакомство с инструктивной карточкой Выполнение практической работы |
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Учитель биологии: - Что мы изучили в ходе практической работы? - Что доказали? - Как пришли к этому выводу? -Вывод | Изучили влияние ферментированных веществ слюны на крахмал. Доказали, что крахмалистый продукт расщепляется ферментированными веществами слюны. Опытный образец — накрахмаленный ватный диск окрашивается в синий оттенок при взаимодействии с р-ром йода. Место ватного диска, обработанное слюной, не окрашивается. В этом месте прошла реакция расщепления крахмала до простого сахара. Переваривание пищи начинается в ротовой полости. Пища подвергается не только механической, но и химической обработке. |
V. Рефлексия, подведение итогов занятия.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Учитель литературы: - На столе у вас чистоговорки о зубах. - Давайте их прочитаем все вместе. - Пусть она для каждого из нас будет девизом для сохранения здоровья полости рта. Учитель биологии: Рефлексия: «Здоровый зубик» Белый стикер - полученная информация мне пригодится в дальнейшем. Чёрный стикер- полученная информация мне не пригодится. | Чтение чистоговорки Чистить зубы нам не лень – Чистим их два раза в день. Чистим зубки дважды в сутки, Чистим долго – три минутки. Щёткой чистой, не лохматой, Пастой вкусной, ароматной, Чистим щёткой вверх и вниз – Ну, микробы, берегись! |
Приложения: графические, аудио, видеоматериалы.
Раздаточный материал, инструктивная карточка
Видеоматериал
Источники информации
#1048;шкина И.Ф. . Биология. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» Часть 2. Издательство «Учитель-АСТ» Волгоград 2003г – 104 с.
2. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы 6-9 класс (Авторская линия Н.И. Сонина) Санкт-Петербург «Паритет» 2005г – 128с.
3.
5.
6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметная и метапредметная интеграция как средство деятельностного подхода на уроках биологии
информация для выступления на педсовете....
Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)
Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...
"Интеграция как средство формирования ключевых и предметных компетенций на уроках словесности"
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим дет...
Интеграция как средство развития ассоциативно - образного мышления на уроках.
Интегрированный урок в 6 классе по теме "Люблю березку русскую, то светлую, то грустную..." Презентация к уроку....
Интеграция как средство формирования исследовательских компетенций студентов техникума на занятиях русского языка и литературы
Рассматриваются понятия: интеграция, интегральные технологии. Рассказывается об организации интегрированных занятий....
Использование информационных (компьютерных) технологий и элементов интеграции как средство повышения эффективности обучения
Обобщение педагогического опыта "Современный урок с поддержкой ИКТ"...
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интегра...