Карта-инструкция. Тема: «Класс Брюхоногие моллюски»
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Добкина Ирина Владимировна

Карта-инструкция. Тема: «Класс Брюхоногие моллюски»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta-instruktsiya._tema_klass_bryuhonogie_mollyuski.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Карта-инструкция. Тема: «Класс Брюхоногие моллюски». Уровень 1

Задание 1

Прочитайте страницы 90-94. Дополните предложения  базовыми понятиями по строению и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков

1. у прудовика хорошо различимы  все три части тела - …, … и …

2.стороение  тела прудовика отличается от тела голого слизня тем, что …

3.передвигаются брюхоногие по растениям или грунту за счет …

4. во рту у брюхоногих, на особом подвижном выросте, находится …

5. протоки печени впадают в ….

6. у брюхоногих сердце состоит из …. и ….

7.кровеносная система брюхоногих состоит из ……

8.нервная система брюхоногих состоит из ……

9.выделительная система брюхоногих состоит из ……

10. половая система брюхоногих состоит из ……

Задание 2. выпишите основные признаки брюхоногих

А. внешнее строение

-

-

-

Б. внутреннее строе

-

-

-

-

-

Задание 3. используя текст параграфа 20, выпишите значение моллюсков

А. в природе

Б. для человека

Рефлексивный этап:  Оцените свою работу на уроке ответив на вопросы.  

  - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки при выполнении заданий  (если да, то какие)?

 

Тема класс Брюхоногие моллюски. Уровень 2

Задание 1   Выберите правильный ответ:

1. Среда обитания моллюсков:

А.Суша

Б.Суша, моря, пресные водоёмы

В.Суша, моря

2. Тело большинства моллюсков состоит из:

А.Головы, туловища, ноги, раковины

Б.Головы, туловища, раковины, ноги, мантии

В.Головы, туловища, раковины

3. Органы дыхания моллюсков:

А.Лёгкое

Б.У одних – лёгкое, у других - жабры

В.Жабры

4. Кровеносная система моллюсков:

А.Отсутствует

Б.Незамкнутая

В.Замкнутая

5. Органы выделения моллюсков:

6. Нервная система моллюсков представлена:

А.Нервными узлами, нервными стволами, нервами

Б.Нервными стволами, нервными узлами

В.Нервными стволами, нервами

7. По способу размножения брюхоногие моллюски:

А.Раздельнополые

Б.Гермафродиты

В.Одни – гермафродиты, другие - раздельнополые

8.  Выберите брюхоногих моллюсков:

А.Устрицы

Б.Слизни

В.Осьминоги

А.Почки

Б.Жабры

В.Печень

Задание 2.  Соотнесите

Органы                                                         Системы органов

А. Сердце                                                    1. Выделительная

Б. Лёгочная полость                                  2. Нервная

В. Почка                                                       3. Пищеварительная

Г. Орган равновесия                                  4. Дыхательная

              Д. Желудок                                                    5. Кровеносная

Е. Окологлоточное нервное кольцо

Задание 3  Выпишите номера признаков, характерных для каждого животного.

Животные:                 1. Большой прудовик                  2.Голый слизень

Признаки:

1 — тело можно разделить на голову, туловище, ногу;

2 — раздельнополое животное;

3 — одна почка- левая

4 — гермафродиты;

5 — есть глаза;

6 —  сердце из двух отделов

7 —  имеется терка;

8 — раковина редуцирована

9 — кровеносная система незамкнутая;

10 — дыхание жаберное;

11 —  из яйца развивается личинка;

12 — глаза на  вершине второй пары                  щюпалец;

13 — дыхание легочное;

14 — промежуточный хозяин паразитических червей;

Рефлексивный этап:  Оцените свою работу на уроке ответив на вопросы.  

  - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки при выполнении заданий  (если да, то какие)?

Тема класс Брюхоногие моллюски. Уровень 3

Задание 1. Прочитайте текст «Характеристика внешнего и внутреннего строения улиток».  Выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки.

Характеристика внешнего и внутреннего строения улиток.

  1.Раковина спирально закручена, а, следовательно, и тело тоже.  2.  Тип симметрии – двусторонняя.   3. Раковины у представителей брюхоногих серого цвета.  4. Отделы тела такие же, как у всех моллюсков,  - голова, шея, нога и мешковидное туловище.  5. Сверху тело моллюсков покрыто особой складкой кожи -мантией.  

6.  Пищеварительная система  включает   органы пищеварения и соответствует схеме: растение -   рот-  глотка-язык-терка – пищевод – желудок – кишечник -анальное отверстие.  Печень не соединена с желудком.

7.  Дыхательная система. У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. 

8.  Кровеносная система  незамкнутая.  9. Сердце2-х камерное,  крупный   сосуд- аорта, артерии,  капилляры, вены, легкое. 10. Кровь   –богатая кислородом собирается в венах.  

11.  В связи с ассиметрией тела у Брюхоногих две почки. 12  Одним концом   почка сообщается с околосердечной сумкой, где собираются продукты обмена веществ, а другим открывается в мантийную полость сбоку от анального отверстия. 13. Принцип работы почки схож с таковым у кольчатых червей.

14. Нервная система не имеет принципиальных отличий, то есть состоит   из  крупных нервных узлов, соединенных между собой нервными перемычками и многочисленных нервов, имеет органы чувств:  осязания, обоняния, равновесия.

15   Эти животные гермафродиты , но оплодотворение перекрёстное. Из отложенных яиц развиваются маленькие моллюски, похожие на взрослых (у морских развитие с превращением: яйцо- личинка (парусник)- взрослое).

Брюхоногие   имеют огромное значение в природе (входят в цепи питания), широко используются человеком (в пищу, раковины каури использовались аборигенами в качестве монет), по раковинам ископаемых моллюсков можно определить возраст горных пород, могут являться промежуточными хозяевами для паразитов человека

 

Задание 2. Используя текст параграфа 20  и рисунки № 70,71, ответьте на вопросы.  

 1.  С какими системами органов тесно связана кровеносная система?  

2. Какая система регулирует деятельность всего организма?

3.Почему улитка является промежуточным хозяином для паразитов человека?

Задание 3. Решение биологической задачи

В некоторых странах, например во Франции, на специальных фермах разводят виноградных улиток, используемых в пищу. Замечено, что для быстрого роста улиток к их основной пище—виноградным листьям—необходимо добавлять кусковой мел. Объясните, почему?

Рефлексивный этап:  Оцените свою работу на уроке ответив на вопросы.  

  - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки при выполнении заданий  (если да, то какие)?

 

Тема Тип Моллюски. Уровень 1

Задание 1  Прочитайте страницы 87-89. Дополните предложения  базовыми понятиями по строению и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков

1. внутренний блестящий слой раковины моллюска -  

2.мускулистый, не парный вырост тела-  …

3. кожная складка тела моллюска-  …

4. пространство между телом и мантией - …

5. органы дыхательной системы, в виде плоских кожных выростов- ….

6. мышечный орган, способный сокращаться-…

7.органы, на основании строения которых, можно говорить о сходстве выделительной системы моллюсков и кольчатых червей-…

8.нервная система моллюсков состоит из ……

9.выделительная система моллюсков состоит из ……

10. оплодотворение у моллюсков ……

Задание 2. Выпишите основные признаки типа Моллюски

А. внешнее строение

 Б. внутреннее строе

 

Задание  3. Используя текст параграфа 19, выпишите значение моллюсков

А. в природе

Б. для человека

Рефлексивный этап:  Оцените свою работу на уроке ответив на вопросы.  

  - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки при выполнении заданий  (если да, то какие)?

 

Тема Тип Моллюски. Уровень 2

Задание 1   Выберите правильные утверждения:

1. Тело моллюсков делится на голову, туловище, грудь

2. Органами дыхания брюхоногих моллюсков являются жабры

3. Сердце моллюсков окружено околосердечной сумкой

4. Нервная система моллюсков -брюшная нервная цепочка

 5. Наружная раковина отсутствует у слизней

6. Мантийная полость – это полость между мантией и внутренними органами

7. Пищеварительная железа у моллюсков- желудок

9. Раковина моллюсков состоит из рогоподобного вещества, извести и перламутра.

10. Дыхание моллюсков обеспечивается за счет поступления кислорода через   всю поверхность тела

11. Выделительная система   моллюсков представлена почками

 12  Для представителей Типа Моллюски характерно раздельнополое размножение

Задание 2.  Из перечня выпишите   важные общие черты, характерные как для  моллюсков, так и для   кольчатых червей

1.Двусторонне-симметричное  тело.

2.Асимметричное тело

3.Сохранение у низших моллюсков следов сигментации во внутреннем строении.

4.Вторичная полость тела – целом.

5.Пищеварительная железа-печень

6.Наличие кровеносной системы, общее направление кровотока.

7.выделительная система.

8.Центральная нервная система, состоящая из надглоточного и подглоточного ганглиев и нервной цепочки.

 

 Задание 3  используя текст параграфа, заполните таблицу

 

Органы и системы органов

Тип моллюски

части тела

 

пищеварительная система

 

органы выделения

 

органы чувств

 

тип кровеносной системы

 

органы дыхания

 

Рефлексивный этап:  Оцените свою работу на уроке ответив на вопросы.  

  - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки при выполнении заданий  (если да, то какие)?

Тема Тип  Моллюски. Уровень 3

Задание 1. Прочитайте текст «Характеристика внешнего и внутреннего строения».  Выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Длина тела моллюсков от 1 мм до 20 м.  2. Выражена сегментация тела, что является признаком специализации.  3.Мускулистое тело, на котором различают голову (нет у двустворчатых), туловище и ногу.  4. На голове расположены щупальца, ротовое отверстие, глаза, органы равновесия.  5.Тело моллюсков большинства видов полностью или частично покрыто раковиной,  имеется свисающая со спинной стороны и одевающая тело с боков складка кожи — мантия.  6. Пространство между мантией и раковиной называется мантийной полостью.  7.Среди моллюсков есть раздельнополые и гермафродиты. 8.Оплодотворение наружное и внутреннее.  9.Развитие прямое и непрямое.   10. Дыхательная система у моллюсков  представлена   жабрами. 11. Отличительной особенностью пищеварительной системы является наличие особых пищеварительных желез, из которых наиболее крупной является печень .  12.В ротовой полости (кроме двустворчатых) находится мускулистый язык с хитиновыми зубами, образующими так называемую тёрку .  13.Терка (радула) – особый орган, расположенный в глотке.  14.Имеет вид ленты с зубчиками.  15.Служит для  переваривания пищи. 16.  Кровеносная система незамкнутого типа (за исключением головоногих). 17.  Сердце состоит из желудочка и одного или двух предсердий. 18. Нервная система различается по степени сложности и наиболее развита у головоногих.  19.У менее развитых (двустворчатых) имеются три пары нервных узлов, соединенных между собой.   20  Выделительная система представлена почками , которые, с одной стороны, открываются в полость околосердечной сумки, а с другой, — в мантийную полоть.

Задание 2.  Укажите правильные суждения.

  1. Моллюски – исключительно вторично-асимметричные трехслойные животные.
  2. Полость тела у моллюсков отсутствует.
  3. Кровеносная система моллюсков – замкнутого типа.
  4. Газообмен происходит в жабрах, у ряда видов сформировалось легкое.
  5. Органы выделения – протонефридии.
  6. Нервная система разбросанно-узлового типа.
  7. Преобладающее число видов моллюсков – раздельнополые животные.
  8. Если развитие проходит с метаморфозом, то из яйца выходит личинка.  
  9. Считается, что моллюски произошли от общих с кольчатыми червями предков.
  10. Моллюски, как правило, ведут планктонный образ жизни.

Задание 3. Решение биологической  задачи

 1. Толщина и прочность раковины у морских моллюсков различны. Особо прочную и толстую раковину имеют панцирные моллюски — хитоны, живущие в полосе прибоя. Объясните, с чем связано различие в толщине раковины у моллюсков?

Рефлексивный этап:  Оцените свою работу на уроке ответив на вопросы.  

  - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки при выполнении заданий  (если да, то какие)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс брюхоногие моллюски

Конспект урока биологии по изучению особенностей внешнего и внутреннего строения представителей класса....

Класс брюхоногие моллюски или улитки

Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека...

Презентация "Класс Брюхоногие моллюски".

Презентацию можно использовать при изучении Моллюсков....

Тема"Класс брюхоногие моллюски"_8 кл

Тема"Класс брюхоногие моллюски"_8 кл...

Карта-инструкция. Тема: «Класс Двустворчатые моллюски»

Карта-инструкция. Тема: «Класс Двустворчатые моллюски»...

Карта-инструкция. Тема: «Класс Головоногие моллюски»

Карта-инструкция. Тема: «Класс Головоногие моллюски»...