Класс брюхоногие моллюски
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

Руднев Алексей Николаевич
Конспект урока биологии по изучению особенностей внешнего и внутреннего строения представителей класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Klass_bryuhonogie_mollyuski.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Класс брюхоногие моллюски.

Цель: Изучить особенности строения представителей типа моллюски.

Задачи: обеспечить усвоение учащимися материала по особенностям строения представителей класса брюхоногих моллюсков. Показать особенности строения систем органов в связи с их выполняемой функцией. Продолжить формировать умения работать с рисунками учебника, навыки групповой работы. Формировать умения учебного труда через использование элементов интерактивного обучения. Воспитывать ответственное отношение к природе, готовность к её охране на основе знаний об организации органического мира.

Тип урока: комбинированный.

Структура:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала
  4. Домашнее задание
  5. Закрепление
  6. Рефлексия

Оборудование:

  1. Плакат «Класс брюхоногие моллюски. Большой прудовик»
  2. Коллекция раковин моллюсков, относящихся к разным классам

Этап проверки домашнего задания:

  1. Работа по карточкам (тесты с выбором ответа- работает 2 пары учащихся.

Учитель: ваши работы будут мною оценены на следующем уроке, но перед этим вы сами выступите с докладами по этой работе и отстоите свою точку зрения (почему правы или нет).

В это время организуется работа по заполнению таблицы (поочерёдно по 2 пункта, тоесть 3 учащихся- самостоятельно); последняя графа заполняется в ходе изучения нового материала. Таблица нарисована на доске заблаговременно.

Пункты сравнения

Тип моллюски

Класс брюхоногие

  1. части тела

голова, туловище, нога

                 +

  1. пищеварительная система

рот-глотка-пищевод-желудок-кишечник-анальное отверстие

                   

                 +

  1. органы выделения

почки

                 1

  1. органы чувств

зрения, равновесия, осязания

           

                 +

  1. тип кровеносной системы

незамкнутая

                 +

  1. органы дыхания

внешние жабры либо лёгкие

 Лёгочное и жаберное

С оставшимися учащимися класса проводится фронтальный опрос: дайте общую характеристику представителей типа моллюски, какие типы симметрии тела встречаются у моллюсков, поясните каждый из них.

После заполнения таблицы проходит её обсуждение, где центральным является ученик, который заполнял, а остальные - выполняют контролирующую и корректирующую функции.

Этап изучения нового материала:

Учитель: сегодня на уроке мы приступим к изучению основных классов типа моллюски. Почему моллюски изучаются нами? Они имеют огромное значение в природе (входят в цепи питания), широко используются человеком (в пищу, раковины каури использовались аборигенами в качестве монет). По раковинам ископаемых моллюсков можно определить возраст горных пород, могут являться промежуточными хозяевами для паразитов человека. А какие организмы называются промежуточными, а какие окончательными хозяевами?

Запись на доске:

Тип моллюски

Классы

Брюхоногие                                Двустворчатые                     Головоногие

Именно класс брюхоногих моллюсков мы изучим сегодня на уроке.

  1. Внешнее строение (рис.99 стр.72, рис 103 стр.76, объяснение с одновременным показом на плакате).

Представители этого класса встречаются почти повсеместно и являются нашими спутниками на лугах, пруды, заводи, лесная подстилка, сады и огороды. Но, не смотря на разнообразие, можно выделить общие черты:

Раковина спирально закручена, а, следовательно, и тело тоже. Тогда какой тип симметрии будет характерен для них? (ассиметричное строение). Раковина имеет начальный узкий и слепой конец- вершина и открытый широкий- устье. Отделы тела такие же, как у всех моллюсков, какие? Скажите, а можно ли выделить отдельный класс только на основе внешнего строения, что ещё нужно знать?

  1. Внутреннее строение

а) Пищеварительная система- ученик зачитывает по таблице схему строения, учитель показывает по таблице. Новые термины: радула, печень (значение).

б) Дыхательная система. Часто вы наблюдали большого прудовика на прудах, который поднимается на поверхность, прикрепляясь к водным растениям. Как вы думаете, зачем? Тогда, что является органом дыхания? (лёгочная полость= мантийная полость+ сеть капилляров).

в) Кровеносная система (стр.101 рис.74)

Сердце                                                                               Кровеносные сосуды

2 камеры: 1 желудочек и                                                 (рассказ о движении крови по соудам

1 предсердие                                                                     Рис.74)

А  вы знаете сколько камер сердца у нас?

г) Выделительная система

зачем нужна такая система, как называется орган выделения? А если тело ассиметричное, то сколько их?

Рассказ учителя о работе почек.

Принцип работы почки схож с таковым у кольчатых червей, а о чём это может свидетельствовать?

д) Нервная система (обращение к таблице на доске)

Не имеет принципиальных отличий, тоесть состоит из…………, имеет органы чувств……..?

е) Размножение и развитие

эти животные гермафродиты (что означает термин?), но оплодотворение перекрёстное. Из отложенных яиц развиваются маленькие моллюски, похожие на взрослых (у морских развитие с превращением: яйцо- личинка(парусник)- взрослое).

Это основные особенности строения представителей класса брюхоногих моллюсков. А теперь, изучив строение, скажите, с какими системами органов тесно связана кровеносная система? (дыхательная, выделительная, пищеварительная). Какая система регулирует деятельность всего организма?

Этап домашнего задания

Параграф 21

- Знать: строение систем органов в связи с выполняемой функцией;

- Уметь: показывать системы на рисунке, объяснять значение систем органов

Этап закрепления

Как самостоятельный не выделяется, проходит в ходе урока, сопровождаясь ответами учащихся на поставленные вопросы (диалог учитель- ученик) и многократным проговариванием учебного материала. Резервом является:

- обозначить стрелками к какой системе органов относится определённый орган

                        Сердце                                        Выделительная

                        Почка                                          Нервная

                        Лёгочная полость                      Пищеварительная

                        Орган равновесия                     Дыхательная

                        Желудок                                     Кровеносная

                        Окологлоточное нервное

                        кольцо

Рефлексивный этап

Давайте вместе оценим нашу совместную работу ( проводится пофамильно по вопросам): - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)?

- Итоговая скорректированная  учителем оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе "Тип Моллюски. Класс Брюхоногие"

Данный урок проведен с примененим технологии УУД. Учащиеся, под контролем учителя,   изучали  новый материал и составляли опорный писуночный конспект....

Класс брюхоногие моллюски или улитки

Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека...

Презентация "Класс Брюхоногие моллюски".

Презентацию можно использовать при изучении Моллюсков....

Презентация "Класс Брюхоногие моллюски"

Презентация к уроку биологии на тему "Класс Брюхоногие моллюски"...

Тема"Класс брюхоногие моллюски"_8 кл

Тема"Класс брюхоногие моллюски"_8 кл...

Карта-инструкция. Тема: «Класс Брюхоногие моллюски»

Карта-инструкция. Тема: «Класс Брюхоногие моллюски»...