Класс брюхоногие моллюски
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Klass_bryuhonogie_mollyuski.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Класс брюхоногие моллюски.
Цель: Изучить особенности строения представителей типа моллюски.
Задачи: обеспечить усвоение учащимися материала по особенностям строения представителей класса брюхоногих моллюсков. Показать особенности строения систем органов в связи с их выполняемой функцией. Продолжить формировать умения работать с рисунками учебника, навыки групповой работы. Формировать умения учебного труда через использование элементов интерактивного обучения. Воспитывать ответственное отношение к природе, готовность к её охране на основе знаний об организации органического мира.
Тип урока: комбинированный.
Структура:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Изучение нового материала
- Домашнее задание
- Закрепление
- Рефлексия
Оборудование:
- Плакат «Класс брюхоногие моллюски. Большой прудовик»
- Коллекция раковин моллюсков, относящихся к разным классам
Этап проверки домашнего задания:
- Работа по карточкам (тесты с выбором ответа- работает 2 пары учащихся.
Учитель: ваши работы будут мною оценены на следующем уроке, но перед этим вы сами выступите с докладами по этой работе и отстоите свою точку зрения (почему правы или нет).
В это время организуется работа по заполнению таблицы (поочерёдно по 2 пункта, тоесть 3 учащихся- самостоятельно); последняя графа заполняется в ходе изучения нового материала. Таблица нарисована на доске заблаговременно.
Пункты сравнения | Тип моллюски | Класс брюхоногие |
| голова, туловище, нога | + |
| рот-глотка-пищевод-желудок-кишечник-анальное отверстие |
+ |
| почки | 1 |
| зрения, равновесия, осязания |
+ |
| незамкнутая | + |
| внешние жабры либо лёгкие | Лёгочное и жаберное |
С оставшимися учащимися класса проводится фронтальный опрос: дайте общую характеристику представителей типа моллюски, какие типы симметрии тела встречаются у моллюсков, поясните каждый из них.
После заполнения таблицы проходит её обсуждение, где центральным является ученик, который заполнял, а остальные - выполняют контролирующую и корректирующую функции.
Этап изучения нового материала:
Учитель: сегодня на уроке мы приступим к изучению основных классов типа моллюски. Почему моллюски изучаются нами? Они имеют огромное значение в природе (входят в цепи питания), широко используются человеком (в пищу, раковины каури использовались аборигенами в качестве монет). По раковинам ископаемых моллюсков можно определить возраст горных пород, могут являться промежуточными хозяевами для паразитов человека. А какие организмы называются промежуточными, а какие окончательными хозяевами?
Запись на доске:
Тип моллюски
Классы
Брюхоногие Двустворчатые Головоногие
Именно класс брюхоногих моллюсков мы изучим сегодня на уроке.
- Внешнее строение (рис.99 стр.72, рис 103 стр.76, объяснение с одновременным показом на плакате).
Представители этого класса встречаются почти повсеместно и являются нашими спутниками на лугах, пруды, заводи, лесная подстилка, сады и огороды. Но, не смотря на разнообразие, можно выделить общие черты:
Раковина спирально закручена, а, следовательно, и тело тоже. Тогда какой тип симметрии будет характерен для них? (ассиметричное строение). Раковина имеет начальный узкий и слепой конец- вершина и открытый широкий- устье. Отделы тела такие же, как у всех моллюсков, какие? Скажите, а можно ли выделить отдельный класс только на основе внешнего строения, что ещё нужно знать?
- Внутреннее строение
а) Пищеварительная система- ученик зачитывает по таблице схему строения, учитель показывает по таблице. Новые термины: радула, печень (значение).
б) Дыхательная система. Часто вы наблюдали большого прудовика на прудах, который поднимается на поверхность, прикрепляясь к водным растениям. Как вы думаете, зачем? Тогда, что является органом дыхания? (лёгочная полость= мантийная полость+ сеть капилляров).
в) Кровеносная система (стр.101 рис.74)
Сердце Кровеносные сосуды
2 камеры: 1 желудочек и (рассказ о движении крови по соудам
1 предсердие Рис.74)
А вы знаете сколько камер сердца у нас?
г) Выделительная система
зачем нужна такая система, как называется орган выделения? А если тело ассиметричное, то сколько их?
Рассказ учителя о работе почек.
Принцип работы почки схож с таковым у кольчатых червей, а о чём это может свидетельствовать?
д) Нервная система (обращение к таблице на доске)
Не имеет принципиальных отличий, тоесть состоит из…………, имеет органы чувств……..?
е) Размножение и развитие
эти животные гермафродиты (что означает термин?), но оплодотворение перекрёстное. Из отложенных яиц развиваются маленькие моллюски, похожие на взрослых (у морских развитие с превращением: яйцо- личинка(парусник)- взрослое).
Это основные особенности строения представителей класса брюхоногих моллюсков. А теперь, изучив строение, скажите, с какими системами органов тесно связана кровеносная система? (дыхательная, выделительная, пищеварительная). Какая система регулирует деятельность всего организма?
Этап домашнего задания
Параграф 21
- Знать: строение систем органов в связи с выполняемой функцией;
- Уметь: показывать системы на рисунке, объяснять значение систем органов
Этап закрепления
Как самостоятельный не выделяется, проходит в ходе урока, сопровождаясь ответами учащихся на поставленные вопросы (диалог учитель- ученик) и многократным проговариванием учебного материала. Резервом является:
- обозначить стрелками к какой системе органов относится определённый орган
Сердце Выделительная
Почка Нервная
Лёгочная полость Пищеварительная
Орган равновесия Дыхательная
Желудок Кровеносная
Окологлоточное нервное
кольцо
Рефлексивный этап
Давайте вместе оценим нашу совместную работу ( проводится пофамильно по вопросам): - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников
- Какую (и почему) ставлю себе оценку?
- Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)?
- Итоговая скорректированная учителем оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе "Тип Моллюски. Класс Брюхоногие"
Данный урок проведен с примененим технологии УУД. Учащиеся, под контролем учителя, изучали новый материал и составляли опорный писуночный конспект....
Класс брюхоногие моллюски или улитки
Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека...
Презентация "Класс Брюхоногие моллюски".
Презентацию можно использовать при изучении Моллюсков....
Презентация "Класс Брюхоногие моллюски"
Презентация к уроку биологии на тему "Класс Брюхоногие моллюски"...
Тема"Класс брюхоногие моллюски"_8 кл
Тема"Класс брюхоногие моллюски"_8 кл...
Карта-инструкция. Тема: «Класс Брюхоногие моллюски»
Карта-инструкция. Тема: «Класс Брюхоногие моллюски»...