Многообразие вирусов и бактерий
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок открытия новых знаний для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_bakteriy_i_virusov.doc | 304.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека (5 класс)
Цель: сформировать представление о бактериях и вирусах как об особых царствах живой природы, их строении, жизнедеятельности, значении.
Задачи урока:
Образовательные
- сформировать знания об особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот от клеток эукариот) и вирусов;
- сформировать умение объяснять, как взаимосвязаны образ жизни бактерий и вирусов с их строением;
- показать многообразие форм бактерий и вирусов;
- сформировать знания об особенностях питания бактерий и вирусов;
- сформировать знания об отличительных чертах бактерий и вирусов от других живых организмов;
- сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, неоформленное ядро, автотрофы и гетеротрофы, прокариоты и эукариоты, цианобактерии, вирусы
Развивающие
- продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий и вирусов;
- развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное занятие
Воспитательные
- привитие правил экологической культуры поведения.
Предметные результаты:
сформировать умение рассказывать о строении бактерий и вирусов;
сформировать умение объяснять, как строение бактерий и вирусов связано с их образом жизни;
сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка, вирус.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Оценивать собственный вклад в работу группы (пары).
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД.
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль.
Ход урока.
I. Мотивация.
- Ребята, прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы знаем о Царствах живой природы? Какие царства живой природы вы знаете? (слайд)
- Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.
Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог. - Что в шкатулке? (Показывает модели вирусов) Есть компьютерные вирусы, против них есть антивирусные программы, а есть….. (вирусы – особая форма жизни)
Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня пойдет речь? Как называются эти организмы? (Бактерии и Вирусы)
Итак, Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроем сегодня бактерий и вирусов секреты…
Тема урока: : Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека .(Слайд)
Целеполагание. Тема нашего урока…. Познакомимся… Узнаем…
II. Изучение нового материала. (Заполнение опорного конспекта – парная работа, выставлять себе баллы за весь урок на полях тетради))
Царство_____________________________
Ученый, открывший бактерии _____________.
Распространение: ___________________ (3б)
Форма бактериальной клетки (нарисовать и подписать):
Шаровидные | Два шарика | Цепочка шаров | В виде запятой (изогнутая) | Спиралевидная | Палочки | В виде виноградной лозы |
рисунок | ||||||
названия | (14 б) |
1. | 4. |
2. | 5. |
3. | 6. |
(6 б)
Запишите главное отличие от клеток растений и животных:
НЕТ _____________ ____________, поэтому их называют ________.
Заполните схему:
БАКТЕРИИ (ПО СПОСОБУ ПИТАНИЯ)
_______________________ ___________________________
БАКТЕРИИ (ПО отношению к КИСЛОРОДУ)
_______________________ ___________________________ (4 б)
Размножаются бактерии_________________________. (Можно дополнить рисунком)
При неблагоприятных условиях ____________________.
Способы защиты от бактерий ______________________.
Выпишите термины с определениями: вирусы, пандемия, вакцинация.
Ученый, который открыл вирусы___________. (7 б)
Подпишите под рисунками названия вирусов.
Слова – подсказки: вирус СПИДа, бактериофаг, вирус гриппа. (3 б)
Заполните таблицу:
Заболевания, вызываемые бактериями. | Заболевания, вызываемые вирусами. |
(по 1 б) мах – 6 б |
III. Закрепление материала. Ответьте на вопросы
- Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?
- Почему у бактерий постоянная форма тела?
- Что позволяет бактерии двигаться?
- Почему вирусов считают паразитами? (по 1 б, мах – 4б)
- Выполните соответствие
Название | Форма |
1 Вибрионы 2 Спириллы 3 Стрептококки 4 Бациллы 5 Кокки 6 Диплококки 7 Стафилококки | Ы. В виде виноградной грозди О. Шаровидная М. Изогнутая (в виде запятой) К. Цепочки из кокков Р. Палочковидные клетки И. Спиралевидные клетки Б. Кокки, слитые попарно |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
МИКРОБЫ (7 Б)
Выберите верные утверждения
- Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.
- Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.
- Бактерии освоили все среды обитания на земле.
- Бактерии имеют разнообразную форму.
- Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.
- Бактерий относят к прокариотам.
- При помощи спор бактерии размножаются.
- Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.
- Вирусы- внутриклеточные паразиты.
- Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.
За каждый верный ответ выставляется 0,5 балла ( всего 5 баллов)
Эталон верного ответа 2,3,4, 6,9, 10. (5 б)
VI. Рефлексия. Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Сегодня я узнал…
Я научился...
У меня настроение… (Нарисуйте микроб- смайлик, отображающий ваше настроение за урок. Нарисуйте глаза и рот)
Оценивание. Взаимопроверка и оценивание напарника.
Подсчеты баллов и выставление оценок: 47 – 59 – «5»,
35-46 – «4», 18-34 – «3», 0-17 – «2».
Домашнее задание.
Нарисуйте схемы «Значение вирусов, значение бактерий»
Решите одну задачу на выбор.
Задача № 1. Одна бактериальная клетка через 20 минут образует две особи. Сколько бактерий будет в чашке Петри на питательной среде через час, если изначально их было 100.
Задача № 2. В больницу поступил человек с диагнозом «грипп». Ему необходимо пройти курс лечения в течение 10 дней. Какое количество антибактериального препарата необходимо выписать лечащему врачу, если дозировка составляет 1 таблетка 3 раза в день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – диспут по биологии «Вирусы и бактерии, опасные для современного человека»
Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в т...
Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения
Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения...
Технологическая карта урока "Многообразие и значение бактерий" 5 класс
Сформировать знание о многообразии и значении бактерий как живых одноклеточных организмов, населяющих разные среды обитания. Закрепить и систематизировать понятие о средах обитания, ...
Правильные многогранники в геометрии вирусов и бактерий
Урок на котором учащиеся закрепляют представление о правильных многогранниках и их применение в строении вирусов и бактерий, умение моделировать правильные многогранники из простых материалов и сопост...
Открытый урок по ФГОС "Многообразие и значение бактерий" 5 класс
Разработка открытого урока имеет цель раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериям...
Самостоятельная работа "Вирусы и бактерии"
Данные задания можно использовать в качестве самостоятельной работы с учебником (для закрепления изученного материала) или проверочной работы....
Строение и многообразие вирусов
Открытое мероприятие 19.12.2023 по теме "Строение и многообразие вирусов", где рассматривались вопросы неклоточного инфекционного агента, который может воспроизводиться только внутри клеток....