Урок – диспут по биологии «Вирусы и бактерии, опасные для современного человека»
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания.
Б. Шоу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-disput.doc | 43 КБ |
disput.pptx | 656.27 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Урок – диспут по биологии
«Вирусы и бактерии, опасные для современного человека»
Разработал и подготовил
преподаватель биологии
Спиридонова О.Е.
2015 год
Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания.
Б. Шоу
Цель урока: Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о заболеваниях, опасных для современного человечества.
Задачи урока:
Образовательная:
Обеспечить условия для изучения путей передачи вирусов и бактерий, являющиеся возбудителями опасных для человека заболеваний.
Обозначить особенности профилактики заражения вирусными и бактериальными инфекциями.
Проанализировать значимость вирусов и бактерий, как объектов живой природы, развивать умение аргументировать и доказывать, развивать умение обобщать изученный материал, укреплять межпредметные связи.
Развивающая:
Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации.
Создать условия для приобретения учащимися опыта ведения диспута.
Воспитательная:
Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;
Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний, способствовать формированию здорового образа жизни;
Создать условия для формирования навыков работы с дополнительной информацией.
Формировать навыки публичного выступления и ведения диспута.
Форма урока: практическое занятие в форме диспута.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация к уроку «Бактерии», «ВИЧ-инфекция», «ОРЗ, ОРВИ и грипп», «Туберкулез», «Гепатит» для демонстрации, раздаточный материал - информационные буклеты из СПб ГБУЗ «Городской центр медицинской профилактики», карточки экспертов, памятки выступления.
Подготовка урока:
1.Работа учащихся с учебниками по биологии уч. Беляева Д.К., п.10, п.18; уч. Сивоглазова В.И., п.2.11.
2.Работа учащихся с научно-исследовательскими журналами «Наука и жизнь», «В мире науки», «Национальная география».
3.Работа с информационными буклетами СПб ГКУЗ: «Городской центр медицинской профилактики»: «Туберкулез», «Гепатит», «ВИЧ/СПИД: защищайся от опасности», «ВИЧ-инфекция и дружественные заболевания», «Что нужно знать о туберкулезе».
4.Класс делится на 5 групп методом карточек-пазлов, работа ведется группами. Каждая группа получает индивидуальное задание и разрабатывает выступление, отражающее значимость выделенной проблемы. Одна из групп берет на себя функцию экспертов и получает индивидуальное задание: оценить выступление других команд.
5. Группы учащихся получают памятки по ведению дискуссии, группа экспертов – оценочные бланки.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент: приветствие, подготовка обучающихся к работе.
2. Мотивация учебной деятельности: сообщение темы; цели урока; сообщение плана урока.
3. Сообщение преподавателя об особенностях ведения диспута.
Памятка "Как вести диспут"
- Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
- Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.
- Говори просто и ясно, логично и последовательно
- Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.
- Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
- Не повторяйся и не повторяй слов других.
- Помни, что лучшие доказательства - точные факты.
- Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.
4. Информирование учащихся о правилах публичного выступления.
Карточка выступления
1. Приветствие. Тема.
2. Краткая информация о вирусе или бактерии и о заболевании, которое они вызывают.
3. Доказательная база необходимости дальнейшего изучения этого заболевания.
4. Выводы. Призыв к общественности и экспертам.
(Таким образом…)
5. Временные рамки 5 минут
5. Особенности работы экспертов по оценке выступлений.
Критерии оценки выступления экспертами
- Доказательная база (аргументированность)
- Актуальность информации
3. Качество подачи информации (артистичность, правильная интонация, грамотность и культура речи)
4. Оформленные начало и конец выступления
5. Реалистичность проекта
6. Достоверность информации
7. Неординарность подачи информации
8. Психологические аспекты подачи информации: жесты, мимика, поза, интонация
6. Выступление групп учащихся. По итогам каждого выступления происходит диспут на обозначенную тему.
7. Выступление экспертов по оценке выступлений с выделением групп-победителей.
- Подведение итогов диспута – рефлексия под руководством педагога.
- получил ли я удовлетворение после дискуссии;
- могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;
- насколько интересна мне культура проведения дискуссии;
- смог ли я воспользоваться приемами доказательности;
- какие я приобрел новые знания;
- смог ли я понять точку зрения другого;
- интересен ли мне живой обмен мнениями.
- Домашнее задание. Выполнение творческой работы - рисунка, коллажа на тему: «Защити себя от заболевания».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое «диспут»? Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания. Б . Шоу
Памятка "Как вести диспут" 1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать. 2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение. 3. Говори просто и ясно, логично и последовательно. 4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен. 5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен. 6. Не повторяйся и не повторяй слов других. 7. Помни, что лучшие доказательства - точные факты. 8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.
Карточка выступления Приветствие. Тема. Краткая информация о вирусе или бактерии и о заболевании, которое они вызывают. Доказательная база необходимости дальнейшего изучения этого заболевания. Выводы. Призыв к общественности и экспертам. (Таким образом…)
ОЦЕНОЧНЫЙ БЛАНК ЭКСПЕРТА Доказательная база (аргументированность ) Актуальность информации Качество подачи информации (артистичность, правильная интонация, грамотность и культура речи ) Реалистичность проекта Достоверность информации Неординарность подачи информации Психологические аспекты подачи информации: жесты, мимика, поза, интонация
Группа 1 Вирус Иммунодефицита человека
Группа 2 Вирус гепатита С
Группа 3 Вирус бешенства
Группа 4 Палочка Коха
Группа 5 В ирус гриппа
Рефлексия: получил ли я удовлетворение после диспута; могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль; насколько интересна мне культура проведения диспута; смог ли я воспользоваться приемами доказательности; какие я приобрел новые знания; смог ли я понять точку зрения другого; интересен ли мне живой обмен мнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
контрольная работа по биологии на тему: бактерии, грибы, лишайники и вирусы
1. Грибы неспособны к фотосинтезу потому что ...А - они живут в почвеБ - имеют небольшие размерыВ - не имеют хлорофилла2. К ядовитым грибам относятся ...А – трутовик Б – опенок...
Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"
Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"...
Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"
Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Урок для 5 класса по истории Древнего мира «Появление современного человека» Шкирман Н.Н.
История 5 класс.Тема урока: Появление современного человека.Тип урока: комбинированный урок с элементами групповой работы.Цели урока: подвести учащихся к пониманию что появление Человека разумного и о...
Правильные многогранники в геометрии вирусов и бактерий
Урок на котором учащиеся закрепляют представление о правильных многогранниках и их применение в строении вирусов и бактерий, умение моделировать правильные многогранники из простых материалов и сопост...
«Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека»
Материал формирует у учащихся представления о бактериях и вирусах как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий и вирусов в природе и в жизни человека....