Опорный конспект к уроку "Круговорот химических элементов в биосфере" 11 класс
методическая разработка по биологии (11 класс)
Конспект к уроку "Круговорот химических элементов в биосфере" 11 класс содержит схемы круговорота азота, углерода, фосфора и пояснения к этим схемам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._krugovorot_veshchestv_v_biosfere.docx | 802.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Круговорот веществ в биосфере (11 класс)
Биологический круговорот — циклически повторяющиеся перемещения биогенных элементов в биосфере, в которых участвуют живые организмы и абиотическая среда. Все элементы — углерод, водород, кислород, азот, фосфор, сера и другие, поглощаются организмами из окружающей среды, входят в состав их тел (белков, нуклеиновых кислот, липидов, углеводов) и, наконец, в результате минерализации (разложения) погибших организмов, возвращаются в окружающую среду, чтобы использоваться повторно.
В биосфере совершается постоянный круговорот химических элементов, переходящих из организма в организм, в неживую природу и снова в организм. Это биогенная миграция, отличающаяся от происходящих на Земле физико-химических перемещений в водной среде (растворение элементов, передвижение растворов в почвенных, грунтовых и поверхностных водах) и атмосфере (передвижение газообразных соединений и паров воды).
Биогенная миграция атомов - круговорот химических элементов, переходящих из неживой природы в живые организмы и обратно
В круговороте веществ биосферы в состав живых организмов и неживой природы входят одни и те же элементы (углерод, азот, водород, кислород, сера). На самом деле в природе существует огромное количество изотопов химических элементов, но далеко не все из них входят в состав живых организмов. В состав органических соединений входят определенные изотопы элементов. Из трех изотопов водорода 'Н, 2Н, 3Н в состав веществ живых организмов входит первый. В природе существуют три изотопа кислорода: О, |70, 180. Кислород 160, наиболее легкий, входит в состав воды и участвует в фотосинтезе. Известно, что в состав органических веществ входит 12С, тогда как в неорганических процессах участвует 13С.
Расселение, передвижение организмов (бактерий, спор, семян, насекомых, птиц, рыб и др.) способствуют миграции атомов. Перенос химических элементов производится дальними миграциями птиц, рыб и насекомых. Биогенная миграция вызывается тремя процессами жизни: обменом веществ в организмах, ростом и размножением их.
В.И.Вернадский выделил два рода биогенной миграции атомов: первый производят микроорганизмы и второй — многоклеточные организмы. Миграция атомов первого рода превышает миграцию второго. Человечество овладело миграцией атомов третьего рода, идущей под влиянием его деятельности.
Виды биогенных миграций:
- миграции 1 рода – микроорганизменные
- миграции 2 рода – многоклеточные
- миграции 3 рода – антропогенные
Круговороты химических элементов
Круговорот Углерода
Пояснение к схеме (смотри цифры на схеме).
- В неживой природе углерод содержится в виде углекислого газа в атмосфере или растворён в водах Мирового океана.
- В ходе фотосинтеза углекислый газ поглощается растениями и преобразуется в органические вещества
- Животные, поедая растения, получают углерод и включают его в свои органические соединения
- При дыхании, разложении после отмирания, живые организмы выделяют углекислый газ, который возвращается в атмосферу.
- Из воды углекислый газ поглощается водными организмами (коралловыми полипами, моллюсками, простейшими), накапливается в их организмах в виде карбоната кальция (раковины, известковые скелеты). После отмирания таких организмов образуются залежи мела, мрамора, известняка (похожий процесс идёт и при отмирании наземных растений, при котором образуются залежи угля, нефти, торфа, природного газа – стрелку забыла сразу пронумеровать, обнаружила это только, когда уже вставила схему в документ)
- Эти горные породы органического происхождения на миллионы лет изымаются из круговорота веществ. Их может использовать человек в качестве полезных ископаемых. В результате промышленного использования (например, при сжигании топлива) соединения, из которых они состоят, превращаются в углекислый газ и тем самым углерод возвращается в круговорот веществ.
Круговорот азота
Пояснение к схеме
- В неживой природе азот содержится в воздухе в виде простого вещества (вспомните из курса химии, что в молекуле азота очень прочная тройная ковалентная неполярная связь, вследствие чего разорвать эту связь, т.е. вовлечь азот в химическую реакцию, очень сложно). Единственные организмы, способные усваивать атмосферный азот (т.е. использовать молекулы азота в реакциях обмена веществ), это азотофиксирующие бактерии (и никто больше), которые могут жить свободно в почве или образовывать симбиоз с бобовыми бактериями (в этом случае их называют клубеньковыми)
- Соединения азота, образованные этими бактериями, получают растения и используют их для построения своих органических веществ (ОВ)
- Поедая растения, животные получают эти соединения азота и включают их в свой обмен веществ
- Есть ещё один путь связывания атмосферного азота. Под действием электрических разрядов (молний), в области действия которых температура повышается до нескольких тысяч градусов, возможно протекание химических реакций взаимодействия азота с кислородом (из химии вспомните это свойство азота), в результате чего образуются соединения азота, которые затем вымываются дождями из атмосферы и попадают в почву, а следовательно, могут усваиваться растениями.
- Отмирая, растения и животные разлагаются (в этом активное участие принимают гнилостные бактерии),
- При этом выделяется аммиак, который очень быстро превращается в ион аммония.
- Аммиак также выделяется в результате вулканической деятельности, вымывается дождями из атмосферы и попадает в почву.
- Соединения аммония могут из почвы усваивать растения (вспомните, эти соединения входят в состав азотных удобрений, например, аммиачной селитры)
- В почве обитают нитрифицирующие бактерии (это хемосинтетики, вспомните хемосинтез из 10 класса), которые превращают аммиак в нитриты и нитраты (отсюда и их название)
- Нитриты и нитраты также могут поглощаться из почвы растениями
- Часть нитритов и нитратов под действием денитрифицирующих бактерий (приставка «де» - разрушение) превращаются в молекулярный азот, который возвращается в атмосферу
Обратите внимание: в круговороте азота, как в никаком другом, очень большую роль играют различные бактерии.
Круговорот фосфора
Пояснение к схеме
- В неживой природе фосфор содержится в виде фосфатов в горных породах (например, фосфоритах и апатитах – вспомните полезные ископаемые). Эти соединения могут вымываться из горных пород и попадать в воды Мирового океана.
- В результате разрушения горных пород фосфаты попадают в почву
- и могут усваиваться растениями
- а из растений переходят к животным
- водные организмы также могут поглощать фосфаты, но уже из воды. Фосфор накапливается в их телах (вспомните выражение «ешьте рыбу, в ней много фосфора, а фосфор полезен для мозга»)
- Птицы (чайки, буревестники и т.д.) питаются рыбой
- Гуа́но — разложившиеся естественным образом остатки помёта морских птиц и летучих мышей. В большом количестве накапливается в местах птичьих базаров. В некоторых странах добывается как полезное ископаемое (можете посмотреть https://bigpicture.ru/?p=216660 ) и используется в качестве удобрения
- После перегнивания мёртвых остатков организмов соединения фосфора возвращаются в почву, откуда опять могут использоваться растениями.
Тест на повторение
1. Соотнести примеры веществ и их вид
Вещество биосферы | Вид |
А. Каменный уголь Б. Воздух В. Известняк Г. Торф Д. Лишайник Е. Гранит Ж. Почва |
|
2. Соотнесите примеры деятельности живых организмов и название их функции в биосфере
Пример | Функция |
А. Фотосинтез Б. Образование залежей мела В. Выделение углекислого газа при дыхании Г. Деятельность гнилостных бактерий Д. Деятельность нитрифицирующих бактерий |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе. К уроку прилагается презентация....
План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.
Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед...
Методическая разработка урока открытия новых знаний "История формирования рельефа земли" с использованием метода опорных конспектов, информационно-коммуникативных технологий, элементов проектной деятельности
данный урок пердполагает создание мини прокктов в группах учащихся и их представление в виде электронной презентации....
Опорная схема по теме "Химические свойства кислот" 8 класс.
Данную опорную схему можно использовать при изучении химических свойств кислот в курсе химии 8-го класса. В ней указаны условия протекания данных реакци...
Опорная схема по теме "Химические свойства оснований" 8 класс.
Опарную схему можно использовать при изучении в 8-м классе химических свойств оснований, а также получение растворимых оснований. Используя ...
Конспект урока "Валентность химических элементов" к конкурсу "Мой лучший урок"
Пояснительная записка к уроку.Пояснительная записка к уроку по химии в 8 классе на тему «Валентность химических элементов» учителя химии МБОУ СОШ с.Шекпээр Ооржак Алефтины Алекандровны.Дан...
Опорные листы "Атомы и химические элементы"
Опорные листы используются на занятиях Детского научного клуба по программе "Химия для всех". Возраст детей – 10-12 лет. Занятие, для которого используются данные опорные листы,...