Урок русского языка в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации.
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Бодрягина Мария Юрьевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

   

Урок русского языка

в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Исполнитель:

Бодрягина Мария Юрьевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 15

г.о. Коломна.

2012 год.

                  Данная работа посвящена месту урока в системе подготовки к  итоговой аттестации: выпускные экзамены – это необходимая для каждого выпускника и для общества в целом форма подведения итогов обучения в школе.

                  Актуальным сегодня оказывается высказывание А.М.Пешковского о том, что обучение на основе правил  не состоит только из внедрения правил в сознание учащихся, «что надо учить и процессу применения правил к практике».        

                 Дидактический аспект урока включает такие основные компоненты, как содержание образования и обучения, закономерности и принципы обучения, методы и средства обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учеников.  

                  По словам В.В.Воронова ( «Педагогика школы в двух словах») ,  общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Если на первый и второй  вопросы мы можем дать точный ответ (применительно к русскому языку), то на вопрос – как обучать учащихся, чтобы хорошо подготовить  к сдаче ЕГЭ – ответить достаточно сложно.  При этом необходимо помнить, что главной целью для учителя должно быть не только подготовка к ЕГЭ , но и развитие основных компетентностей учащихся, формирование умения применять полученные знания в жизненных ситуациях

                  Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность, в частности – успешно сдать ЕГЭ. Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется определением целей обучения через понятия языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Экзаменационная работа единого государственного экзамена по русскому языку составлена так, что позволяет проверить сформированность у выпускников системы знаний, умений и навыков, составляющих различные виды компетенций.

       Для того чтобы удачно сдать ЕГЭ, во-первых, необходимо владеть достаточно полными знаниями по предмету, во-вторых, иметь опыт написания ЕГЭ и, в-третьих, быть психологически подготовленным к сдаче экзамена. Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме.  В  данной работе мы предлагаем рассмотреть возможные пути решения обозначенных вопросов.

       В течение нескольких  лет мы разработали и апробировали систему подготовки к ЕГЭ по русскому языку учащихся старших классов. Составляющими этой системы являются:

  • диагностика уровня знаний по предмету в начале 10 класса;
  •  выявление наиболее характерных ошибок и работа по их устранению в ходе тематического повторения;
  •   обобщение, систематизация учебного материала; углубление полученных ранее знаний;
  • отработка практического материала при помощи тестовой методики (диагностирующие, обучающие, контролирующие тесты);
  • формирование умения выполнять часть С как наиболее сложную для большинства учащихся;
  • постоянный мониторинг обученности русскому языку.

               Подготовка к ЕГЭ проходила по нескольким направлениям:

- уроки русского языка (по 34 часа в 10-11 классах);

- индивидуальные и групповые  консультации, помогающие ликвидировать пробелы в знаниях каждого ученика;

- самостоятельная работа учащихся.

      Такая организация работы позволила обобщить и систематизировать теоретический материал, практически отработать его и выполнить большое количество различных видов заданий. Решено около 20 тестов-аналогов ЕГЭ как на электронных, так и на бумажных носителях.

        В ходе подготовки к экзамену использованы базовые учебники для старших классов под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко и приобретенные на класс дидактические пособия: «Система подготовки к ЕГЭ» под редакцией Т.Б.Трошевой, сборник тестов ЕГЭ – 2012; УМК под редакцией М.Разумовской; «Готовимся к единому государственному экзамену» под редакцией О.В. Вакурова, С.И. Львова. Занятия по этим книгам помогли освоиться со структурой теста, формулировками заданий, понять их суть.

       Особое внимание в процессе деятельности  по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества  обученности  по предмету.

             Система диагностики обученности включает в себя:

1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.

2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы.

3. Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала.

4. Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса.

5. Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе.

      Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.

                Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля.

            Как известно, уровень подготовки по русскому языку можно определить с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста и др. Использование в практике ЕГЭ такой формы, как тестирование, объясняется стремлением получить максимально объективную оценку подготовки выпускников.

        Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:

- системности (подготовка ведется последовательно и  по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);

- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся 

                Основная часть

                 ЕГЭ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу, поэтому сегодня ЕГЭ – объективная реальность, с которой необходимо считаться. Как же подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ? Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала. Подготовка к экзамену – очень сложный процесс, в котором многое зависит от педагога и методики преподавания. Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ – одна из важнейших задач педагогических коллективов. Для ее реализации требуется: 

  • взаимодействие всех участников образовательного процесса; 
  • внедрение разнообразных технологий тестирования школьников; 
  • деловой диалог учителей и учеников; 
  • индивидуализация и дифференциация обучения. 

                  Подготовка учащихся к ЕГЭ должна осуществляться по следующим направлениям:

  • информационная работа;
  • содержательная подготовка;
  • психологическая подготовка.

                  Необходимо совершенствовать процесс преподавания, активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения (дифференциация требований в процессе обучения, разноуровневый контроль); использовать практические разработки по индивидуализации обучения (создание индивидуальных модулей обучения), учитывать рекомендации психологов по организации усвоения и т.д. Для достижения хороших результатов важна техническая и методическая подготовка учащихся. 

                  Считаем, что подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна проводиться на протяжении всего периода изучения русского языка в школе. Потому что, в первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Учеников с 5 класса нужно учить приёмам самоконтроля, самопроверки, разумного выбора ответа, сравнения. У учащихся должно быть выработано умение работать с тестами, поэтому  особое внимание на уроках  необходимо уделять работе в тестовых технологиях.

                   Она должна занять определённое место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе (5 – 9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто без существенного ущерба для других форм и методов работы.

                   При подготовке к ЕГЭ необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов, словосочетаний, предложений, текстов.

                  У каждого учителя – словесника есть собственный опыт подготовки к экзамену. Нам видится необходимым начинать данную работу уже с 5 класса. И здесь важно правильно определиться с подбором заданий. Вот варианты возможных заданий. (Смотри приложение № 1).      

                  При подготовке к экзамену особое внимание уделяем на «западающие» темы. При этом одна из основ успеха – групповая работа. Она обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, организует коллективную познавательную деятельность, «продуктивное общение», активизирует учебно-познавательные процессы и способствует самооценке и коррекции собственных знаний и учебных действий, побуждает к исследовательской деятельности.                   Планирование повторения включает в себя:

  • целенаправленное вводное повторение разделов курса русского языка 5-9 классов;
  • индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного школьника. 
  • Большой эффект подготовки к ЕГЭ даёт организация многоуровневого обучения по русскому языку. Технология многоуровневого обучения включает:
  • Обучение, ориентированное на личность ученика и его потенциальные возможности.
  • Главным звеном всей технологии многоуровневого обучения является самостоятельная работа обучаемого. Индивидуальные задания предлагаются учащимся в системе.
  • Групповая и мелкогрупповая работа с урока должна перейти в систему дополнительного образования.
  • Весь процесс обучения превращается в процесс самообучения под контролем, при консультации и оценке преподавателем каждого шага самообучения учащихся. 

                  На наш взгляд, технология модульного обучения максимально обеспечивает развитие творческого потенциала личности каждого ученика, помогает в подготовке к экзамену. Она в большей степени направлена на формирование общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций. Учебные элементы в модуль включаем самые разнообразные: текстовые, табличные, иллюстрированные, словесные, игровые. Формы работы с модулем также различны: 

  • индивидуальная самостоятельная работа, 
  • работа в парах; 
  • работа в группе; 
  • фронтальная работа. 

                  Формы контроля разнообразны: 1) самоконтроль; 2) взаимоконтроль; 3) контроль учителя.

                  При подготовке к экзамену дифференцировать учебную деятельность на уроках русского языка позволяет использование компьютерных технологий в обучении, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации. Уместно использовать элементы алгоритмизации и компьютеризации на уроках русского языка. Именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению творческой активности учащихся. 

                 Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако практика показала, что применение элементов алгоритмизации и компьютеризации наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, организовать контрольную проверку знаний по изученной теме, что очень важно при подготовке к предстоящему экзамену.

             

              Практическая часть.    

               Методическая разработка урока с использованием технологии подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Обособление определений. Подготовка к ЕГЭ.

              Цели урока:

-  способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по теме «Обособленные определения»

- закрепить умение находить в предложении обособленные определения, определять их синтаксическую роль и способы выражения;

- обратить внимание учащихся на стилистическую роль предложений с обособленными определениями, их употребление в художественной речи;

- развивать навык постановки знаков препинания в простом предложении с обособленными определениями;

-находить обособленные и необособленные определения в тексте;

-отработать навыки выполнения заданий ЕГЭ А6, А21, В5.

- воспитывать чуткость и внимательность к слову, вызвать интерес к изучению языка;

              Оборудование урока:

-мультимедийная аппаратура

    -выставка учебных пособий для самостоятельной подготовки учащихся к зачётной работе-презентации по теме «Обособленные члены предложения»:

                                                         Ход урока.

                    Природа вся полна последней теплоты…

                                                                            А. Толстой

I. Оргмомент.

Слово учителя. «Природа, мир, тайник Вселенной», - сказал великий поэт России Б.Пастернак. Стремление проникнуть в еѐ тайны и наполниться еѐ красотой необходимо каждому из нас, так как человек слит с окружающим миром природы и является частью этого мира.

От того, каким порой бывает утро, иногда зависит весь день. Сегодня над нами голубое безграничное небо, а под ногами золотая земля. Земля, которая вдыхает аромат прелой листвы полной грудью. Представьте, вдруг что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое ласковое и нежное! Что это? Это луч. Последний луч осеннего октябрьского солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому что не только ощущаете прикосновение тѐплого солнечного лучика, но и отчѐтливого слышите его озорной смех, в котором звучит гусиный клѐкот, грустная журавлиная песня, шепот ручья, шелест деревьев, удивление последних поздних цветов, открывших свои глазки навстречу теплу и свету. Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем удивляться красоте художественного слова.

Запишите число, классная работа.

Синтаксический разбор предложения.

Уже кленовые листы

 На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины.

А.Ахматова

II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний.

1.Определение темы урока

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека, поэтому я хотела бы узнать, а вы знаете, куда держите путь?

/Готовимся к ЕГЭ/

Запишите тему урока «Обособленные определения»

2. Словарная работа.

  • Учитель:  А теперь заглянем  в словарь и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:

  • Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.
  • Что. Лингв. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения.
  • ОБОСОБЛЕННЫЙ. Стоящий особняком, отдельный.
  • (Запись понятия в словари-справочники).
  • Учитель: Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия “обособление”.

(Выслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель.

- Кто помнит, в каких заданиях ЕГЭ есть обособленные члены предложения?

(Цель урока – научиться правильно выполнять задания А6, А21, В5.)

III.Проверка Д/З

  • Вспомните, когда обособляются определения? Презентация групп и групповая работа. (4 группы по 3 ученика). Ребятам заранее было дано задание: составить мини-проекты по теоретическому материалу & 29. (в виде схемы или таблицы – по выбору) Смотри приложение № 2.
  • 1 группа Блок материала: понятие об обособлении и делении обособленных членов предложения на группы.
  • 2 группа Блок материала: основные признаки обособленных второстепенных членов со значением добавочного сообщения.
  • 3 группа Блок материала: графическая схема, показывающая интонацию предложений с обособленными и необособленными членами. Привести примеры.

Защита проектов

IV. Закрепление материала.

1. Выполните задание в формате А21. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, выберите правильный ответ.

Снежок(1) выпавший ночью (2)и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм(4) ещѐ более скользким.

1) 1,2,3 2)2,3 3)2,4 4)1,3

2. Графический диктант.

1. Багряная листва,

Покрытая морозною росою,

Шуршит в аллее под моей ногой.

И.А.Бунин

2.Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

И.А.Бунин

3.Холодный ветер, резкий и упорный,

Кидает нас, и тяжело грести.

И.А.Бунин

4.На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

И.А.Бунин

5.И вот опять уж по зарям

В выси, пустынной и привольной,

Станицы птиц летят к морям,

Чернея цепью треугольной.

И.А.Бунин

6.Нахохлясь, кобчик спит на на кочке

у дороги,

Покрытый пылью матовой росы.

И.А.Бунин

7.И белый пар, холодный

и душистый,

Как фимиам, плывѐт перед зарѐй.

И.А.Бунин

8.Раздался звук. Дрожащий, романтичный,

Он жалок был…

И.А.Бунин

9. И рябина, от ягод густая,

Горячей и багряней зари.

В.Бахревский

10. Покраснела рябина, посинела вода.

IV. Закрепление материала.

1. Выполните задание в формате А21. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, выберите правильный ответ.

Снежок(1) выпавший ночью (2)и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм(4) ещѐ более скользким.

1) 1,2,3 2)2,3 3)2,4 4)1,3

2. Графический диктант.

1. Багряная листва,

Покрытая морозною росою,

Шуршит в аллее под моей ногой.

И.А.Бунин

2.Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

И.А.Бунин

3.Холодный ветер, резкий и упорный,

Кидает нас, и тяжело грести.

И.А.Бунин

4.На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

И.А.Бунин

5.И вот опять уж по зарям

В выси, пустынной и привольной,

Станицы птиц летят к морям,

Чернея цепью треугольной.

И.А.Бунин

6.Нахохлясь, кобчик спит на на кочке

у дороги,

Покрытый пылью матовой росы.

И.А.Бунин

7.И белый пар, холодный

и душистый,

Как фимиам, плывѐт перед зарѐй.

И.А.Бунин

8.Раздался звук. Дрожащий, романтичный,

Он жалок был…

И.А.Бунин

9. И рябина, от ягод густая,

Горячей и багряней зари.

В.Бахревский

10. Покраснела рябина, посинела вода.

Объяснение нового материла.

1.Знакомство с теоретическими сведениями и анализ предложений

Причастный оборот и определительная придаточная часть сложноподчиненного предложения может образовать синонимические конструкции, отсюда - возможность их взаимозамены. В некоторых случаях использование причастного оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в выска-зывание, где нужно, элементы книжного стиля, придает особую окраску. В ряде случаев использование причастных оборотов служит основным средством стилистической правки. Это, прежде всего, способствует устранению скопления союзных слов, которые возникают в неоднородных придаточных частях сложноподчиненного предложения.

Именно на замене придаточного определительного причастным оборотом построено задание А6 ЕГЭ.

Рассмотрим на примерах.

— Попробуйте заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом.

Поисковая программа может выдать такие результаты, которые не имеют ничего общего с запросом пользователя.

Ель, которую посадил Андрей, защищала дом от солнца.

Мы обратили внимание на необычную пышную ель, за которой спрятался небольшой белый домик.

— Скажите, что у вас получилось? Объясните, почему у вас не получилось?

Сложно объяснить?

Существуют определѐнные правила замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Замена невозможна

1.Союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, кроме вин. п. без предлога.

Я люблю город, в котором мы живем.

НО: Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают.

Многие животные, истребляемые человеком, постепенно вымирают.

2.Союзное слово который + глагол в буд. времени:

Мы купили билет на матч, который состоится во вторник.

3.Союзное слово который+ глагол в условн. накл.:

Редактор искал материал, который заинтересовал бы читателей.

4.Союзное слово который соотносится с сочетанием указательного местоимения

Рассмотрим на примерах.

— Попробуйте заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом.

Поисковая программа может выдать такие результаты, которые не имеют ничего общего с запросом пользователя.

Ель, которую посадил Андрей, защищала дом от солнца.

Мы обратили внимание на необычную пышную ель, за которой спрятался небольшой белый домик.

2.Тренировочные упражнения.

Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своѐм делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.

(Придаточную часть сложноподчинѐнного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль).

Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.

(1-ю придаточную часть сложноподчинѐнного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинѐнного предложения можно.)

3. Самостоятельная работа

Тест (смотри приложение № 3).

4.Работа с текстом. Задание В5. Спишите, выделите орфограммы, графически выделите обособленные и необособленные определения.

Стояла безлунная звездная ночь ранней южной осени. Прекрасна и таинственна была эта ночь. Не (большая) затене…ая рощей река чуть (чуть) светлела и бесшумно катились ее прохладные чистые не (встречающие) пр…град воды. Едва заметно шевелился низкорослый густой кустарник подступавший здесь к самому берегу.

А.Фадеев.

5. Работа с учебником. Упр. 418, с.288. Замените необособленные определения обособленными.

Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Достигли ли вы поставленной на уроке цели?

Заключительное слово учителя.

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку.

Д/З. упр. 417 письменно, 416 устно

Заключение.

               Необходимо учитывать, что мышление современного школьника во многом ориентировано на тестовые алгоритмы, поэтому можно предположить, что использование разного вида тестов и органичное включение тестового материала в урок русского языка будет способствовать повышению качества знаний по предмету. Очень важно, чтобы задания, включённые в ЕГЭ, были  знакомы учащимся с 5-го класса, повторялись из урока в урок и не требовали специального повторения к экзамену.         

               О собую роль в подготовке успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.

               Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.

          Целенаправленная, серьёзная систематическая работа, безусловно, будет способствовать повышению интереса детей к умственной деятельности, углубит и расширит знания учащихся, сложит представление о русском языке как системе. И во время экзаменационных испытаний ученики, в результате тщательно спланированной и хорошо организованной подготовительной работы, будут чувствовать себя более уверенными.

Приложение № 1.

Задание: вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму графически.

Все зам…рло. Кругом заж…гают огни. Сердце зам…рает от страха. Мама выт…рла ребенку ручку. Пчелы соб…рают мед. Они соб…рут мед и улетят в улей. Дуб вершиной уп…рается в облака. Спортсмены одержали бл…стательную победу. Забл…стело вдали озеро.

Задание: В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?

  1. Р…внина, скл…ниться, м…ровой, водор…сль
  2. Прик…саться,  р…внина, заг…р,  росточ…к
  3. Бл…стать,соб…ру, вск…чить, непром…каемый
  4. Заж…гаться,прид…раться, зан…мать, плават…льный

Задание: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется О?

Р(1)стислав, огорченный и вым(2)кший под проливным дождем, встречал з(3)рю.

  1. 1
  2. 1,2
  3. 1,3
  4. 1,2,3

                  Перед тематическим контрольным диктантом целесообразно провести срез знаний, используя форму теста. Например, в 7 классе при отработке навыка выбора частицы НЕ или НИ.

1 вариант

1 Пишется не:

Сколько уже н(1) узнавали люди об окружающем мире, какие успехи н(2) сделала наука, человек н(3) может н(4) искать новых открытий.

  1. 3, 4
  2. 1, 2
  3.  1, 2, 3, 4
  4. 2, 3, 4

 2 В каком ряду вместо пропусков пишется Е?

  1. Н… днем н… ночью от соседей н… было покоя.
  2. Н…кто и н…когда так н… ругал меня.
  3. Н…сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н…чего н… осталось.
  4. Н… один фашист остался лежать под Сталинградом.

  3 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Письмо (не)распечатано.
  2. Получился отнюдь (не)интересный рассказ.
  3. В воздушном пространстве много (не)исследованных зон.
  4. Ни одна звезда (не)озаряла трудный путь.

 4 Пишется НИ:

Тарас Бульба  (1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына.

За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.

  1. 1,3,4
  2.  2
  3. 3
  4. 2,3

№ задания

1

2

3

4

№ ответа

Приложение № 3.

Вариант 1.

1. Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга.

2. Заканчивая свою речь, хочу особо отметить того гимнаста, который выступал первым.

3. Городок, из которого к нам пришло письмо, вскоре избавится от вредных выбросов.

4. Из письма, которое придѐт скоро, вы узнаете обо мне очень многое.

5. Почерк у него был чѐткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди.

6. Сегодня мы побывали всей семьѐй на выставке, которая посвящена памяти выдающегося художника.

7. Фотография, которая висит над телевизором, очень дорога мне.

8. Яркие звѐзды, которые сверкали бы ещѐ долго, закрылись тучками.

9. Мы познакомились с девушкой, которая была хозяйкой этого дома.

10. Мимо нас пронесли цветы, запах которых невозможно забыть и сейчас.

Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10.

Вариант 2.

1. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам.

2. Я знаю край, в котором всѐ обильем дышит.

3. Мы свернули на дорогу, которая вела к реке.

4. Дети подошли к сосне, которую трудно было не заметить среди елей.  

5. Возьми книгу, которая лежит на верхней полке.

6. Лесок, в котором долженствовало происходить побоище, находился в четверти мили от Ганау.

7. Картины, которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены, стопками положили на стол.

8. Она мечтала о том, какая у неѐ будет интересная жизнь после замужества.

9. За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека, который сказал бы, что не любит море.

10. В лесу, который темнел вдалеке, росли только сосны.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9

Урок русского языка

в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Исполнитель:

Бодрягина Мария Юрьевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 15

г.о. Коломна.

2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Презентация к выступлению по теме...

Основные направления совершенствования системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике

Изменения в форме итоговой аттестации являются следствием изменений, происходящих в обществе и в системе образования. В связи  с этим возникает необходимость совершенствования процесса подготовки...

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в формате ЕГЭ

Данный материал подготовлен в фрмате презентации для выступления на заседании ГМО....

Преподавание элементов теории вероятности и статистики в 5-9 классах. Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по данной теме

Преподавание элементов  теории вероятности и статистики в 5-9 классах. Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по данной теме...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ МАЛОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Статья посвящена актуальной теме – подготовке учеников к написанию письменной работы (сочинения) на выпускном экзамене в  8- 9  классах. Автор статьи – практикующий учитель-словесник, поэтом...

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации. Перечень и разбор экспериментальных заданий согласно спецификаци...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...