«Антропогенное воздействие человека на экосистемы, на примере г. Краснодар.»
план-конспект занятия по биологии (9 класс)

Пилипенко Дарья Сергеевна

Технологическая карта для урока

на тему: «Антропогенное воздействие человека на экосистемы, на примере г. Краснодар.»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_dlya_uroka_v_9_klasse_na_temu.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия 40 имени Виктора Буглакова

ул. 2-й Пятилетки, 12, г.Краснодар, 350040 тел/факс (861) 233-73-83

e-mail:  HYPERLINK "mailto:school40@kubannet.ru" school40@kubannet.ru

Город как образовательная среда

Изучаем природу родного края

«Антропогенное воздействие человека на биосферу, на примере г. Краснодар.»

Пилипенко Дарья Сергеевна

Технологическая карта для урока 

на тему: «Антропогенное воздействие человека на экосистемы, на примере г. Краснодар.»

9 класс

Учитель: Пилипенко Д.С.

Цель: Способствовать формированию экологического мировоззрения; развивать умение оценивать последствия своей деятельности.

Задачи:

  1. Обучающие: познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами и способами их решения, влиянием деятельности человека на окружающую среду.
  2. Развивающие: Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни; развитие экологической грамотности учащихся.
  3. Воспитывающие: Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Призвать к всесторонней заботе о рациональном использовании и восстановлении природных ресурсов Краснодарского края; Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней изучить влияние деятельности человека на биосферу; формирование научного мировоззрения, воспитание умений работать в коллективе, демонстрация роли человека в природных процессах, формирование способности видеть уникальность окружающего мира, его компетентности в решении сложных экологических задач, научной и этической готовности к осознанному экологическому поведению и бережному отношению к природе.

Продолжительность: 40 минут

Возрастная категория: 15-16 лет

Место проведения: класс

Материал: Карта области, иллюстрации растительного и животного мира края, карточки с заданием

Оборудование: Доска, экран, мультимедийный проектор, компьютер

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умения применять на практике и делать расчеты.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: рассказ (беседа), использование иллюстраций; самостоятельная работа с тетрадью, карточками. 

Планируемые результаты:

Личностные результаты обучения: формирование ответственного, бережного отношения к окружающей среде, экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях.

Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно работать с различными источниками информации, текстами, рисунками, таблицами; умение формировать свою картину мира и осознавать свое место в ней; умение осознанно применять полученные знания в повседневной жизни.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, формирование  основных  понятий; формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, классифицировать факты и явления.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД (универсальные учебные действия)

Организационный этап: (2 мин) Парты расположены таким образом, чтобы удобно было организовать работу в трех группах. На партах лежит заранее подготовленный раздаточный материал: карточки с задачами для практического обучения

Приветствие.

Добрый день!

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новую тему и разбирая ее, параллельно вы будете заполнять маршрутный лист: «Выявление антропогенных изменений в экосистемах Краснодарского края» (у каждой группы лежит раздаточный материал Приложение 1.) Поэтому, ваша задача внимательно слушать, вычленяя нужную информацию и выполнять предложенную вам работу.

А так же обращаю внимание ребят, сдающих экзамен по биологии, что вопросы, рассмотренные сегодня на уроке, могут встретиться на ГИА.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Повторение изученного (актуализация знаний) — опрос.

(10 мин)

 На прошлом уроке мы изучали экосистемы.

- Что такое экосистема?

- Приведите примеры экосистем.

 - Приведите примеры экосистем Краснодарского края?

 - Ребята, как вы думаете, а город Краснодар это экосистема?

- Экосистема это баланс и равновесие. Что может нарушить это равновесие?

 - А человек может нарушить это равновесие? Как?

Действительно, как биологический вид человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако, это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает на природу хозяйственная деятельность человека.

Кто мне скажет, как слово человек будет звучать на греческом? (Антропос). Верно! А как называется окружающая среда объединяющая все живое на Земле ? (биосфера) Верно! А если мы говорим про среду, в которой проживает человек, что это? (город). Где на данный момент большинство людей проживают в сёлах или в городах; Да, конечно более половины населения земного шара проживает в городах. Как же можно связать термин «урбанизация» с городами; (это процесс, связанный с ростом городов и городского населения).

Итак, мы с вами обитаем в городской или иначе урбанизированной среде, а все города строятся на определённых ландшафтах. Давайте вспомним - что же такое ландшафт (это обширная территория с входящим в неё компонентами: горными породами, рельефом, водой, воздухом, климатом, растительным и животным миром, почвой, человеком и техновеществом).

Как думаете, о чем сегодня наш урок? (дети формулируют тему ) Давайте так и запишем «Антропогенное воздействие человека на биосферу, на примере г. Краснодар.»

Отвечают на вопросы.

Усвоение понятий «экосистема», «антропогенные изменения», «глобальные экологические проблемы», «влияние человека на экосистемы, «ландшафты», «урбанизация».

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем.

Личностные:

умение слышать и понимать альтернативную точку зрения и уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения; формирование  оценки и самооценки знаний, развитие способностей к оцениванию.

Изучение новых знаний, формирование новых умений — объяснение.

( 23 мин)

Мы с вами проживаем в Краснодаре, на каком же ландшафте находится наш город? Давайте посмотрим на карту, которая представлена на доске. Правильно, Краснодар расположен в природной зоне степей  с умеренным климатом. К югу от него идут природные зоны: предгорья и горы. Почвы около города плодородные, черноземные, поэтому Краснодарский край один из ведущих аграрных регионов России.

Итак, понимая необходимость формирования  грамотной и активной жизненной позиции в вопросах сохранении природы на земле, нам с вами наверное хочется узнать о  той угрозе, которую несет человек  своим воздействием на биосферу, и в частности на экологию нашего города.

На сегодняшний день наиболее актуальной и глобальной проблемой человечества является экология, которая на протяжении многих лет изучается ведущими специалистами и учеными.

Как думаете, какие экологические проблемы города существуют в нашем городе? (- загрязнение почвы - загрязнение атмосферного воздуха - загрязнение воды, - сокращение численности естественных природных ландшафтов) Действительно, наиболее остро экологическая проблема проявляется с развитием новейших технологий, высокотехнологичных производств и максимальным использованием природных ресурсов. Быстрый рост промышленности, сопровождающийся глобальным загрязнением природной среды, небывало остро поставил проблему сырьевых ресурсов. В своей хозяйственной деятельности человек осваивает и использует практически все доступные виды ресурсов, как возобновляемых, так и не возобновляемых. Современный мир становится все более урбанизированным. Все это приводит к ухудшению состояния и качества окружающей среды, загрязнению рек, озер, морей, воздуха, деградации почв. Как и во всех промышленных городах, в Краснодаре атмосфера очень загрязнена выбросами серы, углерода и тяжелых металлов. Периодически идут кислотные дожди. Также в городе много бытовых отходов, которые загрязняют почву и воздух.

Загрязнение почв — вид антропогенной деградации почв, при которой содержание химических веществ в почвах, подверженных антропогенному воздействию, превышает природный региональный фоновый уровень их содержания в почвах.

Источники загрязнения почвы

        Выхлопные газы автотранспорта

        Выбросы промышленных предприятий

        Промышленные твердые отходы ( металлы)

        Бытовые отходы

Госэкологическая съёмка г. Краснодара выявила региональное загрязнение почв свинцом, цинком, ванадием, кроме того обнаружены локальные участки концентрации тяжелых металлов: кадмия, мышьяка, никеля, молибдена, меди, хрома, стронция и др. В результате постоянной уборки и сжигания опавших листьев почва Краснодара страдает от нехватки полезных веществ, уплотняется, ухудшаются её водно-физические свойства и тепловой режим, нарушается биологический круговорот питательных элементов.

К проблемам экологии также относятся свалки твердых бытовых отходов

Вот такой печальный пейзаж можно наблюдать не только на городских свалках, но и в общественных местах (фотографии загрязненных территорий в городе)

Как думаете, как можно решить эту проблему? (дети предлагают пути решения и записывают их. (Пути решения: Имеющиеся свалки привести в соответствие с современными требованиями. Использование микроорганизмов, «съедающих» пластмассу, полиэтилен, другие отходы и др.)

Загрязнение воздуха

Загрязнение атмосферы — привнесение в атмосферный воздух новых нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.

Повышенный уровень загрязнения всего края в целом обусловлен выбросами в атмосферу вредных веществ автомобильным транспортом, объектами электроэнергетики, нефтепродуктопроводным транспортом, предприятиями топливной, химической, нефтехимической промышленности, стройиндустрии и агропромышленного комплекса.

Высокой концентрации вредных веществ в воздухе способствуют особые климатические условия, характеризующиеся пониженной рассеивающей способностью атмосферы.  Загрязнение атмосферного воздуха Краснодара практически полностью зависит от метеорологических условий, а так как безветренная погода в городе – случай редкий (только летом иногда Краснодар задыхается от пыли), то и степень загрязнения воздуха обычно невысока. Благодаря среднегодовой скорости ветра 2 -3 м/с воздушные примеси в атмосфере прекрасно рассеиваются, не скапливаясь

Воздух Краснодара загрязняется сегодня в большей степени выхлопными газами автомобилей (более 80% от общего объёма загрязнений). Каждый автомобиль ежегодно уничтожает 200 килограмм кислорода, вырабатывает 2 килограмма окиси серы и 100 килограмм углеводородов и окислов азота.

Помимо загрязнения выхлопными газами автотранспорта, атмосфера Краснодара активно загрязняется вредными выбросами с промышленных предприятий, пылью и испарениями от бытового мусора. В случае плохих метеорологических условий все эти вредные вещества имеют склонность скапливаться в околоземном воздушном слое. Самые загрязненные улицы – Северная, Индустриальная, Новороссийская, Уральская, Ставропольская.        

Источники загрязнения атмосферы.

Доля вредных выбросов с Краснодарской ТЭЦ составляет более 50% от общего объёма загрязнений воздуха с промышленных предприятий. Стационарные источники, отравляющие воздух Краснодара – это ОАО «Краснодартеплоэнерго», ЗАО «КНПЗ-Краснодарэконефть», ОАО «МЖК «Краснодарский», ОАО «М. Холодцов-мясокомбинат» и прочие

 

 Загрязнение воды

Загрязнение вод — искусственные изменения химического и физического состояния, а также биологических характеристик воды, вследствие которых дальнейшее ее употребление ограничено.

За последние десятилетия в Краснодаре сократилось количество водоёмов, качество воды в уцелевших источниках заметно ухудшилось.

Река Кубань также относится к природным городским объектам с неудовлетворительным экологическим состоянием

Заключение Роспотребнадзора гласит, что вода в этой реке «не соответствует необходимым требованиям безопасности относительно микробиологических и паразитологических показателей». Житница России занимает второе место в стране по объёму загрязнённых сточных вод, а по количеству сточных вод, сбрасываемых без всякой очистки, — первое. Их главный источник — рисовые поля. Стоки содержат пестициды, применяемые при возделывании риса.

В числе прочих экосистем, испытывающих значительное влияние антропогенных факторов, — Краснодарское водохранилище, являющееся крупнейшим на Северном Кавказе. Этот водохозяйственный объект федеральной собственности имеет комплексное назначение и выполняет противопаводковые, питьевые, рекреационные, судоходные функции.

Основные причины загрязнения водоёмов характеризуются:

  • отсутствием очистных сооружений или их ненормативной работой;
  • недостаточным развитием канализационных сетей;

аварийными ситуациями;

отсутствием условий, необходимых для очищения ливневых стоков.

Состояние зелёных зон, лесов, парков

 Скажите, для чего нам в городе нужны растения? (Ответы детей:

Растения очищают воздух.

Растения дают нам кислород.

Растения приглушают шум на городских улицах.

Растения – дома для насекомых и птиц, а птицы своими песнями украшают нашу жизнь).

Основное сосредоточение зелёных зон приходится на старую, центральную часть города. Новые микрорайоны отличаются слабым и недостаточным озеленением. Наиболее плачевная ситуация с озеленением наблюдается в Юбилейном микрорайоне. Низинная часть возведена на территории намывных песков и требует закрепления растительностью.

Ухудшению экологической обстановки способствуют сильные ветровые нагрузки и наличие водной эрозии, которые провоцируют образование пыльных бурь и могут сделать район непригодным для проживания.

Единое ландшафтно-экологическое мероприятие, способное решить основные экологические проблемы Краснодара, заключается в улучшении озеленения всей территории города и создании внешнего зелёного пояса.

На сегодня значительная часть зелёного фонда Краснодара представлена малоценными с точки зрения экологического статуса деревьями. Кроме того, недостаточное количество зелёных насаждений негативно сказывается на поглощении шумов.

Краснодарский край и наш город был привлекателен тем, что всегда имел замечательные уголки первозданной природы. К сожалению, нарастающий темп строительства многоэтажных домов изменил естественные природные ландшафты. Площади этих территорий продолжают катастрофически сокращаться. Примером тому является строительство жилищного комплекса «Чистые пруды» на берегу озера Карасун, возле нашей гимназии, здесь для постройки жк были полностью вырублены деревья и кустарники разных видов. Как думаете к чему могли привести данные действия? Почему? (К истощению видового состава на данной территории, из-за уничтожения естественных мест обитаний, жилищ, нарушению пищевой цепи). Верно, и чтобы отследить весь масштаб проблемы, нашими ребятами были сделаны исследования экологического кризиса Карасунского пруда.

Объектом стал животный мир этого биогеоценоза.(можно спросить про определение биогеоценоза). С многими видами  птиц вы уже визуально знакомы, это наиболее крупные и «яркие» животные: лысуха, камышница, кряква, большая поганка (чомга), большая выпь, дроздовидная камышовка (фотографии).

Все эти виды очень тесно связаны с околоводной растительностью, так как их гнезда расположены в зарослях тростника, рогоза и осоки (фотографии). Для разработки застройки была уничтожена околоводная растительность ( тростник, рогоз, осоки и др.) на правом берегу Карасуна, протяженностью 1500 м.  Теперь эти птицы никогда не будут гнездиться на берегу Карасуна, подверженному застройке жилищного комплекса «Чистые пруды». Как думаете с какими проблемами мы еще сталкиваемся когда гуляем вдоль берегов наших любимых озёр и, в целом, в парках? (слушаем ответы детей)

Как мы можем помочь нашему городу стать чище и лучше? Какие экологические проблемы, возникающие в больших городах можно избежать, что для этого нужно делать?

(Ответы детей)

А кто может сказать, как экологи отслеживают состояние окружающей среды? Подводим к понятию экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. 

Высказывают свое мнение.

Работают с дополнительной информацией.

Работают с презентацией.

Анализируют информацию.

Делают вывод.

Заполняют Маршрутный лист

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать суждение; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; развитие творческого потенциала.

Коммуникативные: осуществление продуктивного взаимодействия, умения слушать, слышать;  вступать в учебный диалог, умение выражать свои мысли, строить высказывания; умение сотрудничать с учителем.

Личностные: формирование  оценки и самооценки знаний, развитие способностей к оцениванию.

 Закрепление, систематизация (3 мин.)

Ребята, вы все молодцы! Очень хорошо поработали, давайте с вами подведем итог нашего занятия и сделаем выводы. (Дети обобщают пройденный материал, говорят что узнали нового, в чем были затруднения)

– Какие экологические проблемы мы сегодня рассмотрели?

– Так как же вы думаете, кем должен быть человек – сыном природы или ее покорителем?!

Проверяем проделанную работу, каждая группа  рассказывает про свое задание и к какому выводу они пришли.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать суждение; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; развитие творческого потенциала.

Коммуникативные: осуществление продуктивного взаимодействия, умения слушать, слышать;  вступать в учебный диалог, умение выражать свои мысли, строить высказывания; умение сотрудничать с учителем.

Личностные:

Умение работать самостоятельно; формирование  оценки и самооценки знаний, развитие способностей к оцениванию.

Рефлексия учебной деятельности.

(1 мин)

– Вы приобрели сегодня много экологических знаний, но не менее важно правильно их использовать: бережно и с любовью относиться к окружающей нас среде. Мы – дети природы, ее часть, и поэтому должны обладать элементарной экологической культурой.

Оцените по пятибалльной шкале свою работу на уроке.

Оцените свою учебную деятельность на уроке, оставив галочку напротив выбранного ответа:

1)Мне было комфортно, я узнал много нового и интересного.

2)Мне было трудно, я ничего нового не узнал.

3) Мне было скучно.

(Дети обобщают пройденный материал, говорят что узнали нового, в чем были затруднения)

Регулятивные: умение осуществлять  итоговый контроль деятельности.

Личностные: умение оценивать свои достижения,  причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость

Задание на дом.

(1 мин)

Базовое: § 47

Творческое:

 - изготовить листовки: «Природа в опасности!»;

 - подготовить сообщение по теме: «Каким будет город Краснодар через 20 лет?».

- составить «Экологический кодекс жителей планеты Земля».

Записывают домашнее задание

Личностные: 

формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Маршрутный лист. По теме: «Выявление антропогенных изменений в экосистемах Саратовской области»

ФИО ________________________________

 Цель: определить причины и степень воздействия деятельности человека на экосистемы Краснодарского края.

  1. Ответьте на вопросы

1. Дайте определение понятию «экосистема»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2. Приведите примеры экосистем Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3. Дайте определение понятию «антропогенное изменение в экосистемах»                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4. Почему существуют редкие и исчезающие виды, если любой организм способен к беспредельному росту численности?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5. Какие экологические проблемы можно считать глобальными для человечества?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

6. Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии — солнечная, ветровая, электрическая?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

7. Вычислить площадь вырубленных кустарников и деревьев, если ширина вырубки составляет 150 м, а длина 300 м. Написать значение зеленых насаждений в городе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

8. На листьях деревьев и кустарников оседает 60% диоксида серы, а взвешенных частиц в 1,2 раза больше. Сколько процентов вредных веществ освобождается фотосинтезом из городского воздуха?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  1. Заполните таблицу

№ п/п

Антропогенное изменение в экосистемах Краснодарского края.

Причина (чем вызвана)

Последствия

Пути решения экологических проблем

  1. Сделайте вывод

Оцените по пятибалльной шкале свою работу на уроке ________________

Оцените свою учебную деятельность на уроке, оставив галочку напротив выбранного ответа:

1)Мне было комфортно, я узнал много нового и интересного.

2)Мне было трудно, я ничего нового не узнал.

3) Мне было скучно.


Список использованной литературы

  1. Биология. Введение в общую биологию 9 класс - Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антропогенное воздействие на природную среду.

Экскурсия по биологии в 9 классе. Задачи: расширить знания школьников о влиянии хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействи...

.Изучение форм рельефа и оценка антропогенных воздействий на местность.

Объектом исследования являются рельеф местности и антропогенное воздействие. Предмет исследования: формы рельефа и локальные формы антропогенного воздействия...

«Изменение почв Байкальска в результате антропогенного воздействия»

«Изменение почв Байкальска в результате антропогенного воздействия»           Данная работа  была выполнена в рамках программы Тахо-Байкал инстит...

Урок по общей биологии "Антропогенный фактор - комплексное воздействие человека на окружающую среду", для учащихся 10 класса

Урок - диалоговое обучение включает выступление учащихся с заранее заготовленным материалом. Учащиеся работают в группах. Предоставляют материал по итогам самостоятельной работы. Предоставляют свои пр...

Человек и природа. Антропогенное воздействие на природу.

Влияние человека на окружающую среду....

Презентация Антропогенное воздействие человека на биосферу-11 класс

Презентация используется при изучении темы "Эволюция биосферы и человек" по биологии в 11 классе...

Конспект урока по теме: "Антропогенное воздействие человека на биосферу" 9 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: "Антропогенное воздействие человека на биосферу" 9 класс...