«Изменение почв Байкальска в результате антропогенного воздействия»
проект по биологии (10 класс) по теме
«Изменение почв Байкальска в результате антропогенного воздействия»
Данная работа была выполнена в рамках программы Тахо-Байкал институт «Молодежное движение на Байкале 2010-2011. На основе проекта: «Изучение рекреационной нагрузки и состояние почв города Байкальска и его окрестностей»
Актуальность выбранной темы - в том, что почва - это самое уязвимая часть земной коры. Трудно поддается восстановлению. Тип почвы, а так же ее состояние объясняет тот или иной характер растительности, изменение почвы ведет к изменению растительности.
На территории Южного Прибайкалья нет сформированной туристической зоны, в большей степени - это дикий туризм. Почва подвергается антропогенному воздействию: вытаптывание, замусоренность, искусственный отвалы почв и т. д. Так как Байкальск находится на берегу уникального озера - задача жителей максимально сохранить естественный характер растительности, а значит и почв.
Задачи исследования: Изучение основ почвоведения. Определение типов почв, встречающихся на изучаемой территории. Провести закладку почвенных разрезов. Исследовать почву различными методами. Выяснить - степень антропогенного воздействия на почву.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva-doklad_dlya_igu.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема исследовательской работы:
«Изменение почв Байкальска в результате антропогенного воздействия»
Выполнили: Соломаха Валерия 10 а класс, Чалых Полина 11 а класс МОУ «СОШ№12» г. Байкальск
Руководители: Сакун Е.Д.- учитель биологии МОУ «СОШ№12» г. Байкальск, Соломаха О.В. - учитель географии МОУ «СОШ№12» г. Байкальск, Куклина С.Л. – старший преподаватель ИГУ.
Почвенный покров образует геофизическую оболочку Земли – геосферу. Основные геосферные функции почвы как природного тела обусловлены положением почвы на стыке живой и неживой природы. И главная из них – обеспечить жизнь на Земле. Почва – условие существование жизни, но одновременно почва – следствие жизни на Земле.
Данная работа была выполнена в рамках программы Тахо-Байкал институт «Молодежное движение на Байкале 2010-2011. На основе проекта: «Изучение рекреационной нагрузки и состояние почв города Байкальска и его окрестностей»
Гипотеза работы позволит определить возможность самовосстановления почв и экосистем, дать рекомендацию по улучшению почв с наибольшей антропогенной нагрузкой и сохранению почв естественных ландшафтов.
Актуальность выбранной темы - в том, что почва - это самое уязвимая часть земной коры. Трудно поддается восстановлению. Тип почвы, а так же ее состояние объясняет тот или иной характер растительности, изменение почвы ведет к изменению растительности.
На территории Южного Прибайкалья нет сформированной туристической зоны, в большей степени - это дикий туризм. Почва подвергается антропогенному воздействию: вытаптывание, замусоренность, искусственный отвалы почв и т. д. Так как Байкальск находится на берегу уникального озера - задача жителей максимально сохранить естественный характер растительности, а значит и почв.
Цель исследования - определить степень антропогенного изменения почв в районе будущего городского парка на территории искусственного пруда «Лягушатник».
Задачи исследования: Изучение основ почвоведения. Определение типов почв, встречающихся на изучаемой территории. Провести закладку почвенных разрезов. Исследовать почву различными методами. Выяснить - степень антропогенного воздействия на почву.
Объектом исследования
Является территория г. Байкальска искусственный пруд «Лягушатник». Были выделены участки с max и min антропогенным воздействием:
- Точка № 1 (луг) - зона min антропогенного воздействия.
- Точка № 2 (луг) - зона max антропогенного воздействия, места массового отдыха населения вблизи пруда.
Методы исследования.
Флористическое описание. Метод определения почвенных горизонтов (слоев). Метод закладки почвенного разреза. Метод определения мощности почв по гумусовому горизонту. Морфологическое описание почв. Определение структуры почв. Метод определения степени трансформации (изменения) почв и экосистем.
Результаты работы:
Точки исследования | В точке № 1 (луг), зона min антропогенного воздействия | В точке № 2 (луг), зона max антропогенного воздействия |
Характер почв | почва бедная и не очень устойчива к антропогенному влиянию. | почва бедная и не очень устойчива к антропогенному влиянию. |
Причины | - мощность гумусового горизонта 6 см, содержание гумуса 4-5%. - гумусовый горизонт А находится в начальной стадии своего развития - почва молодая, т.к. нет горизонта В (слоя вымывания) - материнская порода супесь СП (супесь-галечный состав) Тип почвы: технозем | - мощность гумусового горизонта 3см, содержание гумуса 3-4%. - песчаный состав - гумусовый горизонт А находится в начальной стадии своего развития - материнская порода С (песок) Тип почвы: технозем |
Степень трансформации – 3 балла (средняя). Период изменения 35 лет, почва не устойчива к антропогенной нагрузке |
По мере увеличения антропогенного воздействия (вытаптывания) можно сделать выводы, что трансформация почв происходит пока по низкому баллу (в среднем - 3 б) за счет:
- уменьшается гумусовый горизонт;
- происходит уплотнение поверхности почвы;
- одни растения вытесняют другие (злаки вытесняются розеточными растениями);
- уменьшается видовой состав растений.
Заключение
- Чтобы сохранить естественные почвы и экосистемы на изучаемой территории (искусственный пруд «Лягушатник»), необходимо ограничить антропогенное влияние: определить конкретные места отдыха, обустройство дорожек для передвижения людей, установка мусорных контейнеров.
- Несмотря на имеющийся плодородный слой идет уменьшение мощности и
гумусированность почвы, смена видового состава растений.
- Можно предположить, что при благоприятных условиях и без дальнейшего антропогенного
воздействия, почвы в точках № 1, № 2 способны к самовосстановлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антропогенное воздействие на природную среду.
Экскурсия по биологии в 9 классе. Задачи: расширить знания школьников о влиянии хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействи...
.Изучение форм рельефа и оценка антропогенных воздействий на местность.
Объектом исследования являются рельеф местности и антропогенное воздействие. Предмет исследования: формы рельефа и локальные формы антропогенного воздействия...
Статья "Антропогенное воздействие на природу Хибин"
Статья об антропогенном воздействии на природу Хибин подготовлена во время дальней комплексной практики по физической географии на Кольском полуострове в 2012 году....
Экскурсия на тему: «Антропогенное воздействие на сообщество парка»
Методические рекомендации по проведению экскурсии на тему: «Антропогенное воздействие на сообщество парка»...
Антропогенное воздействие на природу
презентация к уроку географии 8 класс...
Бурлуцкий Д.С., Калеева Ж.Г. ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ШАРОВОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО РАЗРЯДА, ПОЛУЧЕННОГО С ПОМОЩЬЮ СВЕРХВЫСОКОЧАСТОТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ
Бурлуцкий Д.С., Калеева Ж.Г. ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ШАРОВОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО РАЗРЯДА, ПОЛУЧЕННОГО С ПОМОЩЬЮ СВЕРХВЫСОКОЧАСТОТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ...
Иллюстрации к статье ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ШАРОВОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО РАЗРЯДА, ПОЛУЧЕННОГО С ПОМОЩЬЮ СВЕРХВЫСОКОЧАСТОТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ
Иллюстрации к статье ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ШАРОВОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО РАЗРЯДА, ПОЛУЧЕННОГО С ПОМОЩЬЮ СВЕРХВЫСОКОЧАСТОТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ...