Конспект урока по теме: "Антропогенное воздействие человека на биосферу" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: "Антропогенное воздействие человека на биосферу" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvernutyy_konspekt_uroka_po_biologii_9_kl.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутый конспект урока по биологии
Класс: 9
1. Тема программы: уровни организации живой природы. Биосферный уровень.
2. Тема урока: антропогенное воздействие человека на биосферу.
3. Цели урока: раскрыть роль человека в сохранении экологического равновесия как необходимого условия существования биосферы и ответственного отношения к природе.
4. Задачи:
- образовательные:
- повторить изученные понятия (экология, экологические факторы, экосистема, биосфера, пищевые цепи, трофический уровень, экологическая пирамида, экологическая сукцессия, биогенные химические элементы, природные ресурсы);
- расширить знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на биосферу;
- обсудить проблему глобального экологического кризиса.
- Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (природные ресурсы → нерациональное природопользование → экологические проблемы);
- воспитывать и пропагандировать бережное отношение к природе (защита плакатов, буклетов, мультимедийных презентаций);
- ввести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, просмотр видеофрагмента и мультимедийных презентаций).
- Развивающие:
- внимание (просмотр видеофрагмента, мультимедийных презентаций);
- мышление (выполнение заданий экологической викторины);
- память (выполнение заданий экологической викторины);
- речь (формулирование выводов и ответов на поставленные вопросы).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – комбинированный;
вид – экологическая викторина;
разновидность – экологическая викторина с элементами беседы, дискуссии.
6. Оборудование: портрет В.И. Вернадского, плакаты, буклеты, карточки с заданиями.
7. Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
8. Ход урока:
Этапы урока | Время на этап | Содержание. Структура урока | Методы и приемы |
1) Оргмомент. | 1 мин. | Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих. | |
2) Просмотр видеофрагмента на экологическую тематику. | 2 мин. | Учащиеся внимательно смотрят видеофрагмент. | |
3) Мотивация и целеполагание. | 1 мин. | Цель урока: раскрыть роль человека в сохранении экологического равновесия как необходимого условия существования биосферы и ответственного отношения к природе. | Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока. |
4) Проверка творческого Д/З. | 15 мин. | Защита плакатов, буклетов, мультимедийных презентаций. | Несколько учащихся выступают со своими работами, остальные внимательно слушают. |
5) Физкультминутка | 1 мин. | Гимнастика для глаз. | Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения. |
6) Экологическая викторина. | 20 мин. | 1 тур – «Творчество» Задание: нарисовать эмблему своей экологической организации. Оценивание: 1 балл. 2 тур – «Термины» Задание: назвать экологические термины. Оценивание: 1 балл за каждый правильно названный термин. 1) Сообщество живых организмов вместе с их средой обитания, объединенные обменом веществ и энергии в единый комплекс, называется … (Экосистемой). 2) Графическое изображение трофических уровней, включая энергию, передающуюся от первого трофического уровня к последнему, называется … (Экологической пирамидой). 3) Последовательная смена природных сообществ на определенной территории называется … (Экологической сукцессией). 4) Пищевая цепь, начинающаяся с живого растения, называется … (Пастбищной). 5) Пищевая цепь, начинающаяся с отмерших остатков растений, трупов животных, называется … (Детритной). 6) Бактерии и грибы, разлагающие органические вещества на минеральные, называются … (Редуцентами). 3 тур − «Цепи питания» Задание: составить из предложенных звеньев цепь питания и определить ее тип. Оценивание: 1 балл за составленную цепь питания и 1 балл за определение ее типа. Всего: 2 балла. 1) Мальки рыб, окунь, чайка, водоросли, дельфин. Ответ: водоросли → мальки рыб → окунь → чайка → дельфин. Пастбищная. 2) Личинки мух, лягушка, орел, мертвое животное, уж. Ответ: мертвое животное → личинки мух → лягушка → уж → орел. Детритная. 3) Листья смородины, златоглазка, тля, беркут, скворец. Ответ: листья смородины → тля → златоглазка → скворец → беркут. Пастбищная. 4 тур – «Анаграммы» Задание: расшифровать анаграммы Подсказка: словосочетания связаны с загрязнением окружающей среды. Оценивание: по одному баллу за каждую анаграмму. Всего: 2 балла. 1) Натяфяен аклёнп; ситолкные диждо (нефтяная пленка, кислотные дожди). 2) Овтыбые отыдох; яжлыёте етлымал (бытовые отходы; тяжёлые металлы). 3) Роленмышнаяп асжа; диакотираныве вастщеве (промышленная сажа, радиоактивные вещества). 5 тур – «Экосистемы» Задание: найти искусственные и естественные экосистемы. Оценивание: 2 балла за правильно выполненное задание. 1) а) тропический лес, б) город, в) река Волга, г) пшеничное поле, д) аквариум, е) лишайниковая тундра. Ответ: искусственные – б, г, д.; естественные – а, в, е. 2) а) озеро Байкал, б) плодовый сад, в) хвойный лес, г) поле с посевным горохом, д) Черное море, е) огород. Ответ: искусственные – б, г, е; естественные – а, в, д. 3) а) водохранилище, б) вишневый сад, в) Тихий океан, г) теплица, д) смешанный лес, е) ковыльная степь. Ответ: искусственные – а, б, г; естественные – в, д, е. 6 тур – «Плюсы и минусы» Задание: приведите по 2 примера положительного и отрицательного воздействия человека на биосферу. Оценивание: 2 балла за правильный ответ. Примеры положительного воздействия: создание и благоустройство парков; создание заповедников и заказников. Примеры отрицательного воздействия: вырубка лесов, загрязнение почвы бытовыми отходами. | Учащиеся работают в группах и выполняют задания экологической викторины. |
7) Подведение итогов экологической викторины. Вывод. | 3 мин. | Учитель подводит итог экологической викторины. Один из учащихся делает вывод. | |
8) Д/З. | 2 мин. | § 7.1, 7.2 повторить. | Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. |
Список литературы
1. Биология 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2016. – 382 с
2. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 303 с.
3. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию». – М.: Дрофа, 2009. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урок по английскому языку "Внешность человека и его характер" в 6 классе общеобразовательной школы"
Данная методическая разработка направлена на активизацию, развитие и совершенствование у учащихся речевой компетенции, коммуникативных умений в следующих видах деятельности: чтение, аудирование,...
Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)
Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека....
Конспект урока английского языка по теме "Человек - творец", 10 класс, углубленный курс.
Цель урока: способствовать осознанию учащимися значимости искусства в нашей жизни в процессе формирования коммуникативных компетенций....
План-конспект урока :«Роль микроэлементов в жизнедеятельности человека». Биология, 9 класс.
изучение нового материала во взаимосвязи с ранее изученнымматериалом.Вид урока: интегрированный урок биологии, химии; экологии,...
Конспект урока :"Формирование рельефа под воздействием геологических процессов"
урок "Формирование рельефа под воздействием геологических процессов"...
Презентация к уроку обществознания на тему: "Воздействие человека на природу"
Разработка урока по обществознинию на тему "Воздействие человека на природу" 7 класс...
Конспект урока по биологии "Науки о человеке" для 8 класса.
Конспект урока по биологии "Науки о человеке" для 8 класса, авторы учебника- Драгомилов,Маш,Беляев....