Сценарий урока «Белки. Состав и строение белков»
план-конспект урока по биологии (10 класс)
сформировать понятие о белках, как об органических полимерах, раскрыть состав, структуру, свойства и функции белков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_moy_luchshiy_urok4.docx | 391.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Конкурс «Мой лучший урок»
Сценарий урока
«Белки. Состав и строение белков»
(10 класс)
Выполнила:
Шванова Ольга Альбертовна, учитель биологии МКОУ «Верхнелюбажская СОШ»
Фатежского района,
Высшая квалификационная категория
2023 год
Класс: 10
Тема урока: Белки. Состав и строение белков
Уровень изучения: базовый.
Тип урока: урок освоения новых знаний и умений
Цель: сформировать понятие о белках, как об органических полимерах, раскрыть состав, структуру, свойства и функции белков.
Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение исследовательской работы, поиска решений проблемных вопросов.
Предметно-дидактическая цель: формирование условий для систематизации и углубления учащимися знаний о строении белков.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о белках как макромолекулах, биополимерах, играющих ведущую роль в строении и жизнедеятельности клетки; мономерах белках; образовании химических связей; структурной организации; проследить взаимосвязь строения белка с его свойствами и функциями; обобщить полученные раньше из курсов химии и биологии
Развивающие: развить умение самостоятельно приобретать знания, делать выводы, анализировать результаты лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, явлениями окружающей среды и процессами в биологических объектах; развивать познавательный интерес учащихся на основе использования межпредметных связей; развивать умение публичных выступлений
Воспитательные: способствовать формированию всесторонней развитой личности; способствовать воспитанию к положительной мотивации к учению, правильной самооценки; формирование обстановки творческого сотрудничества и конкуренции, чувства собственного достоинства и уважения; умений работать в парах умений работать в парах формировать толерантность в отношениях учащихся в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
Планируемые результаты
Личностные:
Ценности научного познания: развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности
Метапредметные
Базовые логические действия:
-использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
-определять цели деятельности, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
-использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;
- строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), формулировать выводы и заключения;
Базовые исследовательские действия:
-использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях;
-формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
-выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
Работа с информацией:
-ориентироваться в различных источниках информации
-формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.);
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе обсуждения темы урока;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- в ходе диалога и дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
- развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях
Самоконтроль:
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
Принятие себя и других:
-принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства ;
-принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
-признавать своё право и право других на ошибки.
Предметные:
-умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: белки, полимеры, мономеры, аминокислоты, пептидная связь, полипептид, денатурация;
- уметь характеризовать белки, как класс органические соединения;
-уметь классифицировать белки по строению (глобулярные и фибриллярные белки),
- умение объяснять биологическую роль белков в жизнедеятельности организма;
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):
Полипептид,биополимеры, мономеры, аминокислоты, пептидная связь, структуры белков (первичная, вторичная, третичная, четвертичная), состав белков (протеины, протеиды), денатурация, ренатурация.
Методы обучения: метод подводящего диалога; проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации на этапе актуализации знаний; частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, иллюстрациям; объяснительно-иллюстративный – рассказ учителя; условно-графическая наглядность – заполнение схем, таблиц. : работа по карточкам, работа с учебником, заполнение таблицы, решение задач, составление кластера.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, дидактический материал по теме «Белки», оборудование и реактивы для эксперимента, таблицы: «Структура белка», выставка дополнительной литературы по теме урока.
Этапы урока:
IВхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Этап 1.3. Целеполагание
IIОсвоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
IIIПрименение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ОГЭ, ЕГЭ.
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
IV. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
VПодведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Этап 5.2.Домашнее задание
Ход урока.
1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Высказывание на экране
«Меняя каждый миг свой образ прихотливый
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным…»
Над каким вопросом позволяют задуматься эти строки
1)Что такое жизнь?
2)Почему многие ученые отождествляют понятие «белок» с понятием «жизнь»
1.2. Актуализация опорных знаний
Формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового материала:
Эвристическая беседа:
1Почему живые тела мы называем организмами?
2Вспомните, какие вещества мы изучаем на молекулярном уровне развития живого?
3.Какие 2 группы органических веществ вам известны?
3.Какие вещества называют мономерами? Приведите примеры
1.3. Целеполагание
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Ученик узнает:. состав и строение белков. Химические свойства белков. Биологические функции белков.
Ученик научится: составлять молекулу белка, работать в группах, работать с различными источниками информации, делать собственные выводы.
Ребята ответьте на вопросы, о каком веществе идет речь?
. 1.Это вещество было выделено (в виде клейковины) в 1728 г. итальянцем Якопо Бартоломео Беккари из пшеничной муки.
2. Около 30% этого вещества находится в мышцах человеческого тела, около 20% — в костях и сухожилиях и 10% — в коже.
3. Пепсин, гемоглобин, интерферон, инсулин, миозин……. Попробуйте продолжить список.
Ребята ответьте на вопросы, о каком веществе идет речь?
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
«Повсюду, где мы встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, не находящееся в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явление жизни». ( К. Маркс, Ф.Энгельс. Собрание сочинений. Т.20).
Сформулируйте цель урока.
IIОсвоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое)
Групповая (работа с учебником, научным текстом; составление кластера)
1групп- история открытия белков
2группа – свойства и функции белков
3группа – строение белков
4группа – применение белков
Каждая группа выбирает себе ответственного, который будет оценивать работу каждого ученика, и выбирать вступающего.
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Индивидуальная работа
А сейчас мы научимся применять полученные знания на практике. Перед вами карточки с заданиями различного типа. Выполните, пожалуйста, задания, а затем проверим с помощью эталонов ответа у доски.
Самостоятельная работа.
Заносят в карточки свои ответы. Сообщают о результатах выполненной работы.
Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимопроверку .(Приложение1).
IIIПрименение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Групповая работа (работа в парах). Решение задач
Задание 1. Деятельность: актуализировать знания, дать развернутый ответ на вопрос
Альбумин сыворотки крови человека имеет молекулярную массу 68400. Определите количество аминокислотных остатков в молекуле этого белка.
3адание 2.Деятельность: решение задачи на вычисление молекулярной массы белка
Гемоглобин крови человека содержит 0,34% железа. Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни Самостоятельная работа.
Задание. Деятельность: решение задачи на определение количества продуктов в заданной массе продукта.
Гречневая крупа содержит 12% белков, 2,8% жиров и 64% углеводов. Сколько этих продуктов содержится в 200 кг гречневой крупы?
Задание. Деятельность: решение задачи на определение калорийности пищевых продуктов, если известен его химический состав.Рассчитать энергетическую ценность булки массой 200 г, содержащей белков – 7,7%, жиров – 2,4% и углеводов – 53,4%. Энергетическая ценность 100 г булки будет равна 252,65 ккал
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ОГЭ(Приложения 2)
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Задание№1 исправить биологические ошибки
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Белки». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
№1 (1) Белки отличаются друг от друга количеством и последовательностью мономеров. (2) Первичная структура белка зашифрована в гене последовательностью аминокислот. (3) Аминокислотные звенья соединяются между собой в единую цепь водородными связями. (4) Первичная структура белка определяет его форму, свойства и функции. (5) Вторичная структура белка имеет вид спирали или сложной, складчатой структуры. (6) Третичная структура имеет вид клубка, или глобулы, при этом образуются дисульфидные, ионные и другие связи, гидрофобные взаимодействия. (7) Четвертичная структура некоторых белков содержит атомы металлов, например магния, в молекуле гемоглобина.
№2(1)К глобулярным белкам относят гемоглобин, инсулин, каталазу. (2)Все они растворимы в водной среде, так как гидрофобные радикалы аминокислот обращены на поверхность белковой молекулы. (3)Соединение отдельных полипептидных цепей друг с другом в фибриллярных белках, таких как кератин, обеспечивается за счёт различных химических связей, самые сильные из которых — водородные. (4)Молекулы фибриллярных белков нерастворимы, образуют длинные прочные тяжи. (5)На поверхности растительных клеток мембранные белки, соединённые с разветвлёнными цепочками углеводов, образуют гликокаликс. (6)При нагревании белок теряет свои свойства и конформацию — происходит денатурация.
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений Выполнение теста(Приложение №3)
IVПроверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Самостоятельная работа на платформе учи. ру https://urls.uchi.ru/l/de3319(Приложение №4)
VПодведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия Интерактивный тест «да – нет»
1. Белки - это природные биополимеры
2. Они состоят из аминокислот, углеводов и жиров
3. У белка две структуры образования первичная и вторичная
4. Денатурация белка - это образования белка, вследствие чего, белок сохраняет свои биологические функции
5. В белках присутствует ковалентная связь
6. Белки выполняют только строительную функцию
Какая была Ваша цель перед занятием, и насколько ее удалось реализовать?
Достаточно ли Вам знаний о белках, чтобы выполнить тест?
Этап 5.2.Домашнее задание
Комментирует домашнее задание.
§12, записи в тетрадях
Творческие задания
Составить синквейн по теме «Белки»
1. Белки.
2. Глобулярные, фибриллярные.
3. Защищают, регулируют, катализируют.
4. Мономерами являются аминокислоты.
5. Жизнь.
Приложения.
Приложение №1
Задание 1. Работа с текстом.
Вставьте в текст пропущенные термины и слова. Белки — это полимеры, состоящие из двадцати разных _____ (А). Первичная структура белка — это последовательность мономеров, соединенных ______ (Б) связью. Вторичная структура — спирально закрученная полипептидная цепь (а — спираль), поддерживается за счет ____ (В) связей. Утрата белковой молекулой своей природной структуры называется ______ (Г).
Перечень терминов:
1) водородной
2) витаминов
3) аминокислот
4) денатурация
5) нуклеиновых кислот
6) цитоплазма
7) пептидной
8) фермент
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Белки — это полимеры, состоящие из двадцати разных аминокислот. Первичная структура белка — это последовательность мономеров, соединенных пептидной связью. Вторичная структура — спирально закрученная полипептидная цепь (а — спираль), поддерживается за счет водородных связей. Утрата белковой молекулой своей природной структуры называется денатурацией.
Ответ: 3714
Задание №2
Водородные связи между СО — и NН-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, характерную для структуры
1) первичной
2) вторичной
3) третичной
4) четвертичной
Пояснение.
Это вторичная структура белка, первичная представлена последовательностью аминокислот, третичная в форме шара (глобулы), четвертичная закручивает несколько белковых молекул.
Задание 3.
Выберите примеры функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни
1) обеспечивают транспорт ионов через мембрану
2) входят в состав волос, перьев
3) формируют кожные покровы
4) антитела связывают антигены
5) запасают кислород в мышцах
6) обеспечивают работу веретена деления
Ответ: 156
Задание №4 Что изображено на рисунке?
1) молекула белка в первичной структуре
2) молекула ДНК во вторичной структуре
3) молекула белка во вторичной структуре
4) молекула белка в четвертичной структур
Пояснение.
Молекула белка во вторичной структуре образует спираль, ДНК тоже имеет двойную спираль, но ДНК двойная спираль.
Приложение №2
Задание №1Установите соответствие между характеристикой и функцией белка, которую он выполняет Задание №1Установите соответствие между характеристикой и функцией белка, которую он выполняет
|
Приложение№3 Выполните тест: 1. Сколько аминокислот участвуют в образовании белков? 1) 30 2) 20 3) 26 4) 10 Ответ20 2. На каком рисунке изображена вторичная структура белка: 1. 2. 34 Ответ4 3. Пептидная связь образует структуру:
4. Денатурация происходит под действием:
5.Белки обладают
Ответ 4 6.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1) 2 — белки — полимеры, мономерами которых являются аминокислоты; |
Приложение №4
Самостоятельная работа на платформе учи. ру https://urls.uchi.ru/l/de3319
1.Какое химическое соединение является мономером в молекулах белков?
Выбери верный вариант ответа.
а)Глицерин б)Глюкоза в)Нуклеотид
г)Аминокислота
2.Какое количество видов аминокислот образует большую часть белков живых клеток?
Выбери верный вариант ответа.
а)15 б)2 0 в)45 г)70
3.Какие вещества могут быть мономерами молекул белков?
Выбери два верных варианта ответа.
а)Глицерин б)Гликоген в)Крахмал г)Аланин д)Глицин
4.Какие органические соединения клетки не являются полимерами?
Выбери три верных варианта ответа.
а) Белки б)Липиды в)Полисахариды г)Моносахариды
д)Нуклеиновые кислоты
5. Какие структуры белковой молекулы необходимы для ее работоспособности?
а) первичная б) вторичная в) третичная г) четвертичная
6. Первичную структуру белка создают ... связи.
а) ковалентные б) ионные в) водородные г) пептидные
7. Одну аминокислоту от другой отличает:
а) название б) число карбоксильных групп в) положение аминогруппы
г) пептидные связи д) число пептидных связей е) радикал
8.Пептидная связь является:
а) ионной б)ковалентной полярной в)ковалентной неполярной
г)водородной д)эфирной
9. Молекулярная масса гемоглобина составляет:
а) 300 б) 500 в) 5 700 г) 65 000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по биологии" Состав и строение белков. Функции белков"
Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища....
Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...
Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков"
Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков".Самостоятельная работа с учебно- тематической картой...
Урок на тему: "Состав и строение белков"
Данный материал подходит для использования на уроках изучения нового материала...
Белки – природные полимеры. Состав и строение белков.
Белки – природные полимеры. Состав и строение белков....
Белки – природные полимеры. Состав и строение белков.
Ни один из известных нам живых организмов не обходится без белков. Белки служат питательными веществами, они регулируют обмен веществ, исполняя роль ферментов – катализаторов обмена веществ, спо...
Конспект урока "Гидросфера.Состав и строение"
В материале представлен конспект урока в системно-деятельностном подходе на тему "Гидросфера.Состав и строение". Первый урок в этой теме. 6 класс...