Отдел Покрытосеменные. Строение и происхождение
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otdel_pokrytosemennye._stroenie_i_proishozhdenie.docx | 959.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Кухта Ольга Сергеевна, учитель географии и биологии МКОУ «Геологическая основная общеобразовательная школа»
Учебный предмет: биология
Класс: 7
УМК: линия Н.И. Сонина «Биология» (концентрическая)
Дата проведения: 06.12.2018 г.
Тема урока: Отдел Покрытосеменные, особенности строения, происхождение
Цели:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
создать условия для формирования понятий об общих признаках покрытосеменных растений, их строения, происхождения
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- развивать логическое мышление, интерес к изучению;
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- контроль и оценка процесса и результатов действия.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- выработка уверенности в собственных силах;
- формирование умения проверять результаты деятельности;
- развивать умение дискуссионной и групповой работы
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: учебник биологии для 7 класса Н.И. Сонин, мультимедиа проектор, презентация MS Power Point , карточки (приложения 1,2)
Межпредметные связи: литература, география
Планируемые результаты обучения
| ||||
|
|
| ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
иметь представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений. | 1.1. принимать учебную задачу; 1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; 1.3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; 1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | 2.1. осознавать познавательную задачу; 2.2. находить информацию о растениях тексте учебника, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую 2.3. оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; 2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | 3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; 3.3. строить небольшие монологические высказывания; 3.4. осуществлять совместную деятельность в парах, группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | 4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; 4.2. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; 4.3. осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД, средства их формирования (формы, методы, приемы) |
1 | Организация | - Здравствуйте, ребята! Настал новый день. За окном светит солнце! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. - Когда человек хочет улыбаться? - Совершенно верно! Если у него хорошее настроение, то и работать, учиться интереснее. Я желаю вам, чтобы сегодня и всегда было хорошее настроение у вас. Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности обучающихся,. Создание эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке. | Приветствуют учителя. Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку. | Р: организация рабочего места Л:Понимание важности знаний, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; |
Стадия вызова | ||||
2 | Мотивация к учебной деятельности | Посмотрите на слайд и послушайте: Эпиграф к уроку: Разнообразен и прекрасен мир растений: Мхи, водоросли, папоротники, плауны И семенные: сосны, туя, пихты, ели, Но властелины царства не они. (Слайд 1) | Обсуждение эпиграфа урока. Вступают в дискуссию по определению темы урока | П: Учащиеся имеют представления о голосеменных растениях, их характерных признаках. Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности ТРКМ: прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф?» |
3 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | - Кто же властелина царства Растения? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос и изучить материал урока сегодня мы с вами будем посещать разные биологические лаборатории, где вы будете выступать в роли лаборантов и все итоги ваших исследований будете заносить в оценочный лист и первая лаборатория, которую мы посетим, называется «Занимательная» Систематизируйте предложенные объекты (задания на партах) -Приложение 1 - Давайте проверим. (Слайд 2) - Как можно назвать эти группы растений? | Работают в парах, обсуждают, отвечают на вопросы учителя, самопроверка Систематизируют растения на 3 группы. Голосеменные, Споровые, Цветковые или Покрытосеменные Записывают тему в тетрадь Покрытосеменные растения, познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные; выясним преимущества покрытосеменных, особенности строения, происхождение Семена созревают на месте цветка и находятся в плоде | Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Р: Умение ставить цель, планировать деятельность, умение организовать выполнение задания учителя |
4 | Выявление места и причины затруднения | - Назовите тему нашего урока? Тема урока: "Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение" - Скажите, о чём пойдёт речь на уроке? С чем мы с вами познакомимся? - Предположите, каков план нашего урока? После совместного обсуждения, учитель демонстрирует план на экране. (Слайд 3) - Почему Покрытосеменные называют властелинами царства растений? - О чем говорит такое название – Покрытосеменные? | Определяют тему и план урока, формулируют цель урока Отвечают на вопрос Ответы детей: семена созревают на месте цветка и находятся в плоде | Р – фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии К – аргументирование своего мнения и позиции коммуникации |
Стадия осмысления | ||||
5 | Открытия нового знания | - Следующую лабораторию, которую мы посетим - лаборатория «Изучения» (Слайд 4) Используя текст о покрытосеменных растениях на стр. 73-74, дайте краткую характеристику данного отдела, запишите в тетрадь. Прием «Микрофон» 1. Какие признаки, характерные для отдела 2.Покрытосеменные вы можете назвать? Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают кто (?) мхи, а также тайги, где господствуют кто (?) голосеменные. - Следующая лаборатория – лаборатория «Палеонтологическая» (Слайд 5) В тексте учебника не описано происхождение Покрытосеменных, можете ли вы предположить от кого произошла данная группа растений? Динамическая пауза - Сейчас необходимо по тексту учебника определить строение покрытосеменных (использование приема «Инсерта») - Тело покрытосеменных растений имеет побеговую и корневую системы. Для того, чтобы вспомнить что такое побег, корень, виды корней отправимся в «Терминологическую» лабораторию.(Слайд 6) | Знакомятся с информацией в тексте учебника, Ответы детей Общая характеристика отдела Покрытосеменные: Наличие цветка. Наличие плода. Покрытосемянность. Строение органов достигает наибольшей сложности Ткани имеют высокую степень специализации. Хорошо развита проводящая система Интенсивный обмен веществ, образование биологически активных веществ Развитие мужского и женского гаметофитов предельно сокращено Образует сложные многоярусные сообщества Разные жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Учащиеся делают предположения, отвечают на наводящие вопросы Выполняют движения о которых говорит учитель Работают с текстом, делают необходимые пометки, маскируя текст V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Обсуждение прочитанного текста Учащиеся работают с текстом, делают необходимые записи в тетрадь Запись в тетрадь: ПОБЕГОВАЯ СИСТЕМА Стебель Листья Почки Органы воспроизведения – цветки, семена, плоды КОРНЕВАЯ СИСТЕМА Главный корень Боковые корни Придаточные корни | П: Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой К: Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. ТРКМ: прием «Микрофон», «Инсерт» |
6 | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач | - Следующая лаборатория, которую мы с вами посетим – лаборатория «Исследования» Вам необходимо прочитать текст в учебнике на стр.76 и заполнить пропуски в таблице (работа в парах) - Приложение 2- (Слайд 7) Строение и функции стебля отдела Покрытосеменные растения - Назовите системы органов Покрытосеменных? - Основные особенности строения стебля, отличающие его от голосеменных | 1. Распределяют роли для выполнения задания. 2. Знакомятся с информацией о строение и функции стебля отдела Покрытосеменные растения 3. Проводят сравнение. 4. Отображают информацию таблице. 5. Обсуждают результаты в парах. 6. Делают выводы по проделанной работе 7. Сравнивают с эталоном. | К: Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение. П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям и осуществлять коррекцию своей деятельности. ТРКМ – «Прием таблица» |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ИГРА “Ботаническое лото” - Сейчас ребята, мы с вами отправимся в еще одну лабораторию – лаборатория «Путаница» Ребята, я вам даю карточки с которыми вы будете работать в группе. Вам нужно составить правильный текст (класс делится на 4 группы) – Приложение 3 ЗЕЛЕНЫЕ: Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений. Известно 250 тысяч видов. СИНИЕ: Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях. КРАСНЫЕ: Прогрессивные черты позволили занять покрытосеменным растениям господствующее положение. ЖЕЛТЫЕ: Для цветковых растений характерно наличие цветков и семян, заключенных в плод. (Слайд 8) | Работают в группах, распределяют карточки с последующей проверкой по эталону, используя критерии оценивания, ставят количество баллов и оценку | Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. К:контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли |
Стадия рефлексии | ||||
8 | Включение в систему знаний и повторение | - И последнюю лабораторию, которую мы с вами посетим – лаборатория творчества. Я предлагаю Вам составить синквейн на тему: «Покрытосеменные». - Напомню вам, что синквейн – это творческая работа, имеющая форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Давайте вспомним правила его составления. 1 строка – существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка - три глагола, описывающих действия в рамках темы. 4 строка - фраза, несущая определённый смысл. 5 строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом. – (Слайды 9-10) | Вспоминают и называют правила составления синквейна, индивидуальная самостоятельная работа. Желающие зачитывают вслух свои стихотворения. | П: Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. ТРКМ – прием «Синквейн» |
9 | Рефлексия деятельности | приём «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. | Называют запоминающиеся моменты урока. | Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки ТРКМ – «Прием Три М» |
10 | Информация о домашнем задании | 1 уровень Учебник – стр. 73-77, подготовить устный рассказ 2 уровень - Составьте словарь терминов данного урока. 3 уровень - Выберите из предложенных заданий то, которое вы желаете выполнить: Составьте кроссворд или викторину “Особенности цветковых растений”. Нарисуйте рисунки, иллюстрирующие тему. Оценки за урок (Слайд 11) | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. |
Приложение 1
Высшие споровые | Голосеменные | ? |
| ||
Приложение 2
Строение и функции стебля отдела Покрытосеменные растения
Строение стебля | Функции |
Защитная | |
Луб | |
Активное деление клеток, прирост толщины | |
Древесина | |
Запасающая |
Приложение 3
Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений. Известно 250 тысяч видов.
Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
Прогрессивные черты позволили занять покрытосеменным растениям господствующее положение.
Для цветковых растений характерно наличие цветков и семян, заключенных в плод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по биологии "Отдел Покрытосеменные"
Данный конспект разработан к заключительному уроку по биологии растений в 6 классе по теме "Отдел Покрытосеменные". Он может быть использована учителем при проведении урока в фор...
Семейства отдела покрытосеменных растений.
Материал содержит характеристику семейств покрытосеменных растений. Может использоваться на уроках в 7 классах и для подготовки к ЕГЭ ГИА....
Обобщающий урок по теме «Семейства растений отдела Покрытосеменные"
Презентация к обобщающему уроку «Семейства растений отдела Покрытосеменные"...
Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"
Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"...
Отдел Покрытосеменные
Презентация урока "Отдел Покрытосеменные" поможет учителям и учащимся в изучении и усвоении материала...
Разработка урока по биологии в 7 классе по теме: «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение»
план-конспект урока...
Урок "Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение"
Урок по Биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение"...