Отдел Покрытосеменные. Строение и происхождение
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Кухта Ольга Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otdel_pokrytosemennye._stroenie_i_proishozhdenie.docx959.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока  

 

Учитель: Кухта Ольга Сергеевна, учитель географии и биологии МКОУ «Геологическая основная общеобразовательная школа»

Учебный предмет: биология                                        

Класс: 7

УМК:  линия Н.И. Сонина «Биология» (концентрическая)    

Дата проведения: 06.12.2018 г.                                         

Тема урока: Отдел Покрытосеменные, особенности строения, происхождение

Цели:

Образовательные  (формирование познавательных  УУД):

создать условия для формирования понятий об общих признаках покрытосеменных растений, их строения, происхождения

Развивающие  (формирование регулятивных УУД):

 - планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

 - выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

 - развивать логическое мышление, интерес к изучению;

 - умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;

 - контроль и оценка процесса и результатов действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

 - умение слушать и вступать в диалог;

 - участвовать в коллективном обсуждении проблем;

 - воспитывать ответственность и аккуратность;

 - выработка уверенности в собственных силах;

 - формирование умения проверять результаты деятельности;

 - развивать умение дискуссионной и групповой работы

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник биологии для 7 класса Н.И. Сонин, мультимедиа проектор, презентация MS Power Point , карточки (приложения 1,2)

Межпредметные связи: литература, география

Планируемые результаты обучения

 

  1. Планируемые образовательные результаты
  1. Предметные
  1. Метапредметные результаты (УУД)
  1. Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

иметь представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений.

1.1. принимать учебную задачу;

1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану;

1.3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

2.1. осознавать познавательную задачу; 2.2. находить информацию о растениях тексте учебника, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую 

2.3. оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 3.3. строить небольшие монологические высказывания;

 3.4. осуществлять совместную деятельность в парах, группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

4.2. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

4.3.  осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД, средства их формирования (формы, методы, приемы)

1

Организация

- Здравствуйте, ребята! Настал новый день. За окном светит солнце! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает.

- Когда человек хочет улыбаться?

- Совершенно верно! Если у него хорошее настроение, то и работать, учиться интереснее. Я желаю вам, чтобы сегодня и всегда было хорошее настроение у вас.

Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности обучающихся,. Создание  эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке.

Приветствуют учителя. Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку.

Р: организация рабочего места

Л:Понимание важности знаний,

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Стадия вызова

2

Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите на слайд и послушайте:

Эпиграф к уроку:                                                               Разнообразен и прекрасен мир растений:                                        Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

(Слайд 1)

Обсуждение эпиграфа урока.

Вступают  в дискуссию по определению темы урока

П: Учащиеся имеют представления о голосеменных растениях, их характерных признаках.

Р:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности     

ТРКМ: прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф?»

3

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Кто же властелина царства Растения?

Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос и изучить материал урока сегодня мы с вами  будем посещать разные биологические лаборатории, где вы будете выступать в роли лаборантов и все итоги ваших исследований будете заносить в оценочный лист и первая лаборатория, которую мы посетим, называется «Занимательная»

Систематизируйте предложенные объекты (задания на партах) -Приложение 1

 - Давайте проверим.  (Слайд 2)

- Как можно назвать эти группы  растений?

Работают в парах, обсуждают, отвечают на вопросы учителя, самопроверка

Систематизируют растения на 3 группы.

Голосеменные, Споровые,  Цветковые или Покрытосеменные

Записывают тему в тетрадь

Покрытосеменные растения, познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные; выясним преимущества покрытосеменных, особенности строения, происхождение

Семена созревают на месте цветка и  находятся в плоде

Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Р:  Умение ставить цель, планировать деятельность, умение организовать выполнение задания учителя

4

Выявление места и причины затруднения

- Назовите тему нашего урока?

Тема урока: "Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение"

- Скажите, о чём пойдёт речь на уроке? С чем мы с вами познакомимся?

- Предположите, каков план нашего урока?

После совместного обсуждения, учитель демонстрирует план на экране.

(Слайд 3)

- Почему Покрытосеменные называют властелинами царства растений?

- О  чем говорит такое название – Покрытосеменные?

Определяют тему и план урока,

формулируют цель урока

Отвечают на вопрос

Ответы детей:  семена созревают на месте цветка и  находятся в плоде

Р – фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

К – аргументирование своего мнения и позиции коммуникации

Стадия осмысления

5

Открытия нового знания

- Следующую лабораторию, которую мы посетим -  лаборатория  «Изучения»

(Слайд 4)

Используя текст о покрытосеменных растениях на стр. 73-74, дайте краткую характеристику данного отдела, запишите в тетрадь.

Прием «Микрофон»

1. Какие признаки, характерные для отдела 2.Покрытосеменные вы можете назвать?

Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают кто (?) мхи, а также тайги, где господствуют кто (?) голосеменные.

- Следующая лаборатория  – лаборатория «Палеонтологическая»   (Слайд 5)

В тексте учебника не описано происхождение Покрытосеменных, можете ли вы предположить от кого произошла данная группа растений?

Динамическая пауза

- Сейчас необходимо по тексту учебника определить строение покрытосеменных (использование приема «Инсерта»)

- Тело покрытосеменных растений имеет побеговую и корневую системы. Для того, чтобы вспомнить что такое побег, корень, виды корней отправимся в «Терминологическую» лабораторию.(Слайд 6)

Знакомятся с информацией в тексте учебника,

Ответы детей

Общая характеристика отдела Покрытосеменные:

Наличие цветка.

Наличие плода.

Покрытосемянность.

Строение органов достигает наибольшей сложности

Ткани имеют высокую степень специализации.

Хорошо развита проводящая система

Интенсивный обмен веществ, образование биологически активных веществ

Развитие мужского и женского гаметофитов предельно сокращено

Образует сложные многоярусные сообщества

Разные жизненные формы: деревья, кустарники, травы.

Учащиеся делают предположения, отвечают на наводящие вопросы

Выполняют движения о которых говорит учитель

Работают с текстом, делают необходимые пометки, маскируя текст

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Обсуждение прочитанного текста

Учащиеся работают с текстом, делают необходимые записи в тетрадь

Запись в тетрадь:

ПОБЕГОВАЯ СИСТЕМА        

Стебель

Листья

Почки

Органы воспроизведения – цветки, семена, плоды

КОРНЕВАЯ СИСТЕМА        

Главный корень

Боковые корни

Придаточные корни

П: Осуществлять классификацию информации.  Преобразовать информацию из одного вида в другой

К: Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов

Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

ТРКМ: прием «Микрофон», «Инсерт»

6

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач

- Следующая лаборатория, которую мы с вами посетим – лаборатория «Исследования» Вам необходимо прочитать текст в учебнике на стр.76 и заполнить пропуски в таблице (работа в парах) - Приложение 2- (Слайд 7)

Строение и функции стебля отдела Покрытосеменные растения 

- Назовите системы органов Покрытосеменных?

- Основные особенности строения стебля, отличающие его от голосеменных

1. Распределяют роли для выполнения задания.

2. Знакомятся с информацией о  строение и функции стебля отдела Покрытосеменные растения

3. Проводят сравнение.

4. Отображают информацию таблице.

5. Обсуждают результаты в парах.

6. Делают выводы по проделанной работе

7. Сравнивают с эталоном.

К:   Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение.

П:  Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям  и осуществлять коррекцию своей деятельности.

ТРКМ – «Прием таблица»

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

ИГРА “Ботаническое лото”

- Сейчас ребята, мы с вами отправимся в еще одну лабораторию – лаборатория «Путаница» Ребята, я вам даю карточки с которыми вы будете работать в группе. Вам нужно составить правильный текст (класс делится на 4 группы) – Приложение 3

ЗЕЛЕНЫЕ: Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений. Известно 250 тысяч видов.

СИНИЕ: Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

КРАСНЫЕ: Прогрессивные черты позволили занять покрытосеменным растениям господствующее положение.

ЖЕЛТЫЕ: Для цветковых растений характерно наличие цветков и семян, заключенных в плод.

(Слайд 8)

Работают в группах, распределяют карточки с последующей проверкой по эталону, используя критерии оценивания, ставят количество баллов  и оценку

Р:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности     

П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

К:контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли

Стадия рефлексии

8

Включение в систему знаний и повторение

- И последнюю лабораторию, которую мы с вами посетим – лаборатория творчества. Я предлагаю Вам составить синквейн на тему: «Покрытосеменные».

 - Напомню вам, что синквейн – это творческая работа, имеющая форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Давайте вспомним  правила его составления.

1 строка – существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка -  три глагола, описывающих действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определённый смысл.

5 строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом. – (Слайды 9-10)

Вспоминают и называют правила составления синквейна, индивидуальная самостоятельная работа. Желающие зачитывают вслух свои стихотворения.

П: Осуществлять классификацию информации.  Преобразовать информацию из одного вида в другой

К:  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

ТРКМ – прием «Синквейн»

9

Рефлексия деятельности

приём «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Называют запоминающиеся моменты урока.

Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

ТРКМ – «Прием Три М»

10

Информация о домашнем задании

1 уровень

Учебник – стр. 73-77, подготовить устный рассказ

2 уровень - Составьте словарь терминов данного урока.

3 уровень - Выберите из предложенных заданий то, которое вы желаете выполнить:

Составьте кроссворд или викторину “Особенности цветковых растений”.

Нарисуйте рисунки, иллюстрирующие тему.

Оценки за урок

(Слайд 11)

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Приложение 1

Высшие споровые

Голосеменные

           ?

Рисунок3

sosna_obiknovennaya_1

Рисунок4

Рисунок2

1320768958_elka2

 Рисунок3

Рисунок4

43667

Рисунок2

Рисунок1

6352e720d939

Рисунок1

 

Приложение 2

Строение и функции стебля отдела Покрытосеменные растения

Строение стебля

Функции

Защитная

Луб

Активное деление клеток, прирост толщины

Древесина

Запасающая

Приложение 3

Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений. Известно 250 тысяч видов.

Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

Прогрессивные черты позволили занять покрытосеменным растениям господствующее положение.

Для цветковых растений характерно наличие цветков и семян, заключенных в плод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по биологии "Отдел Покрытосеменные"

Данный конспект  разработан  к заключительному уроку по биологии растений в 6 классе по теме "Отдел Покрытосеменные". Он может быть использована учителем при проведении урока в фор...

Семейства отдела покрытосеменных растений.

Материал содержит характеристику семейств покрытосеменных растений. Может использоваться на уроках в 7 классах и для подготовки к ЕГЭ ГИА....

Обобщающий урок по теме «Семейства растений отдела Покрытосеменные"

Презентация к обобщающему уроку  «Семейства растений  отдела Покрытосеменные"...

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"...

Отдел Покрытосеменные

Презентация урока "Отдел Покрытосеменные" поможет учителям и учащимся в изучении и усвоении материала...

Урок "Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение"

Урок по Биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение"...