План - конспект урока в 6 классе по теме «Общие признаки, разнообразие, распространение и значение растений»
учебно-методический материал по биологии (6 класс)
Предмет: биологии
Класс: 6 класс
Ф.И.О. Коваленко Юлия Валерьевна
Образовательное учреждение: МБОУ «Большеколпанская СОШ» Гатчинского района Ленинградской области
Тема урока: Разнообразие, распространение, значение растений.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Изучить общие характерные признаки растений, их разнообразие, распространение, значение в природе и жизни человека,
систематизировать знания детей
Задачи:
Образовательные: формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы, обладающих определенными признаками.
Развивающие: выделение существенных особенностей представителей царства растений.
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность.
Технологии: технология проблемного обучения.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение объяснять в чем заключается значение растений;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: Фора, Ботаника, Низшие, высшие растения, Пигменты, Органы, Ткани, Слоевище, Таллом
Метапредметные:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные : Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор; презентация к уроку.
Предмет: биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchie_priznaki_raznoobrazie_rasprostranenie_znachenie_rasteniy.docx | 71.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: биологии
Класс: 6 класс
Ф.И.О. Коваленко Юлия Валерьевна
Образовательное учреждение: МБОУ «Большеколпанская СОШ» Гатчинского района Ленинградской области
Тема урока: Разнообразие, распространение, значение растений.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Изучить общие характерные признаки растений, их разнообразие, распространение, значение в природе и жизни человека,
систематизировать знания детей
Задачи:
Образовательные: формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы, обладающих определенными признаками.
Развивающие: выделение существенных особенностей представителей царства растений.
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность.
Технологии: технология проблемного обучения.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение объяснять в чем заключается значение растений;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: Фора, Ботаника, Низшие, высшие растения, Пигменты, Органы, Ткани, Слоевище, Таллом
Метапредметные:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные : Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор; презентация к уроку.
Ход урока
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
#1054;рганизационный момент, мотивация к учебной деятельности 2 мин. Цель этапа: мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха. | Радуюсь утру, радуюсь дню Здравствуйте дети – я вам говорю. С доброго слова начнём мы урок К знаниям новым всегда будь готов! Слайд № 2. Присаживайтесь на свои места.Я очень рада видеть вас. Какое у вас сегодня настроение? Какая погода у нас в классе? Погоду в классе мы делаем сами. Поднимаем карточки с солнечным настроением и давайте улыбнемся друг к другу. У нас сегодня в классе яркая, солнечная погода. Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок-Путешествие. Слайд № 3. Отправимся в путешествие. Давайте заглянем в наш саквояж, и посмотрим, какие знания там хранятся. Во время нашего путешествия мы пополним наш саквояж новыми знаниями, которые помогут нам открыть сундук с сокровищами. У нас есть необычная карта. Давайте вместе рассмотрим, что это за карта. Слайд № 4. (карта с 4 островами. Моя карта.) -Как вы думаете, что это за острова? - Что обозначает красный крестик? -Верно, это клад. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей | Личностные: Умение соблюдать дисциплину Уважительно относится к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД: умение выполнять задания учителя. |
2. Актуализация опорных знаний и умений, фиксация затруднений 5 мин Цель этапа: активизация соответствую щих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Поочереди отгадывают названия острова. (1. Бактерии, 2. Грибы, 3. Животные) Наше путешествие может таить в себе много опасностей. На карте не указан безопасный путь к кладу. Давайте попробуем посетить каждый остров. На каждом их них мы найдем подсказку, которая поможет определить дальнейший путь. Слайд № 5 (остров бактерии). Какое значение имеют бактерий? (ответ детей). (являются природными санитарами, повышают плодородие почвы, получение кисло-молочных продуктов, получение лекарств и т.д.) (карта с 2-мя островами бактерии и грибы). Далее появляется стрелка к острову Грибы. (остров грибы) Ребята, назовите основные части гриба? (шляпка, ножка, грибница) Далее появляется стрелка к острову Животные (остров животных) - Чем животные отличаются от растений? (растения неподвижные, отличаются питанием и т.д.) (Карта со всеми островами, кроме растений.) Наконец-то мы добрались до острова с сокровищами. Слайд № 6. (слайд с картой испытаний) Нам предстоит встреча с хозяйкой острова, перебраться через гору, преодолеть ущелье. Все это приведет нас к кладу. Испытаний будет много. А сейчас, приступаем к командной работе. За каждое испытание команда будет получать балы от 1 до 5 баллов Нас встречает очаровательная девушка. Ребята, она предлагает отгадать загадку. Только после этого мы поймем на какой остров мы попали. Какая из команд первой отгадает слово, которое загадала нам хозяйка острова, та получит 2 балла. Дышит, растет А ходить не может (растение). 2 балла | Активизирует знания о многообразии органического мира и царствах природы | Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы | Личностные УУД: уважительно относиться к учителю Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий Коммуникативные УУД: умение воспринимать вопросы на слух и давать устные ответы Познавательные УУД: умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. |
3. Целеполагание 2 минуты Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения | - Ребята, как называется этот остров? Слайд № 7. Добро пожаловать в Царство растений! Запишите в маршрутных листах сегодняшнее число, что бы мы запомнили дату нашего путешествия число и тему нашего урока «Разнообразие, распространение, значение растений» Давайте, поставим цель нашего урока? (изучить основные признаки растений, их разнообразие, распространение, значение в природе и жизни человека) А что за девушка нам встретилась, как вы думаете? - верно, это богиня ФЛОРА. В древнеримской мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности. Исторически сложившуюся совокупность всех растений на Земле называют – флорой. (записывают в маршрутном листе). - Что бы изучить тему нашего урока, что мы должны узнать о растениях? -Верно, где они обитают. - Какое их значение, их роль для всего живого. | Постановка учебной задачи | Обсуждая затруднения, выдвигают предположения о теме урока. Запись учащимися числа, темы урока. | Предметные УУД: умение объяснять, как строение растения связано с жизнедеятельностью; формирование терминов Познавательные УУД: умения выявлять причины и следствия |
#1060;ормулирование проблемы, планирование деятельности 2 минуты Цель этапа: обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности | Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются растения. Растения, представляющие самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное. Мы сталкиваемся повсюду. Содержимое нашего саквояжа тоже относится к теме нашего урока. Как? Тетради, книги, карандаши все это сделано из растений. А наука, которая занимается изучением растений называется БОТАНИКА. (записывают определение в тетрадь) ПРОБЛЕМА: Как вы думаете, что случится на Земле если исчезнут все растения? | Выдвигает проблему | Учащиеся конкретизируют цель урока | Регулятивные УУД умения самостоятельно обнаружить учебную проблему: определять формы деятельности. |
#1054;ткрытие новых знаний 16 минут Цель этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | Путешествие даст нам возможность проникнуть в тайны этого Царства. Царство Растения очень многочисленная группа организмов. В нем насчитывается около 350 тысяч видов растений. Все растения в зависимости от строения делятся на 2 большие группы – низшие и высшие. Тело низших растений состоит из одной клетки, у водорослей - слоевище (талом), а тело высших – расчленено на органы. Слайд № 8. Мы приближаемся к первому испытанию (гора) с лестницей. Мы прибыли к подножью горы. Что бы взобраться на нее нам необходимо построить лестницу. Каждая ступенька нашей лестницы - это ярус. (появляются ступеньки). Каждая команда составляет свою лестницу. А после мы проверим чья лестница надежнее. Мы же не хотим упасть? Название растений напишите на определенной ступеньки в лестнице в ваших маршрутных листах. (распределение растений по ярусам) 1 ярус: мхи,лишайники 2 ярус: это травы 3 ярус: это кустарники 4 ярус: это деревья Сверьте свои лестницы и оцените свою работу. За каждую надежную ступеньку команда получает 1 балл. Слайд № 9. (ущелье) Ко входу в ущелье ведут три узких горных тропинки. Нам необходимо работать по группам. УЧЕБНИК стр 10-13 1 группа отправиться по первой тропинке. Вам предстоит ответить на вопрос: Какое значение играют растения в природе. 2 группа отправиться по второй тропинке. Чтобы попасть в ущелье, ребята, вам нужно выяснить какое значение имеют растения для человека. 3 группеотправиться по третьей тропинке по дороге к ущелью о распространении растений по местам обитания. Не забывайте пополнять наш саквояж знаниями, записывая важную информацию в маршрутном листе. Слайд № 10: Ответ (самооценка) Оцените свою работу по 5-ти бальной системе. Если вы не допустили ни одной ошибки, то команда выставляет себе 5 б Если допустили ошибку 4 балла. Слайд11 : СУНДУК. Мы добрались до клада. Но для того чтобы его открыть, нам необходимо разгадать пароль ответив на главный вопрос нашего урока: Что же случится на Земле, если не будет растений. Слайд № 12 : Открытый сундук Замок открыт, шифр разгадан. Клад: Красная книга России - Что это за книга? - Вы как всегда правы, мои юные кладоискатели, это красная книга. - Кто знает, что включает в себя Красная книга? - Конечно же редкие растения и животные, которые на гране исчезновения, их осталось очень мало. Слайд № 13: Венерин башмачок Слайд № 14: прострел Слайд № 15: белая водяная лилия Этот клад очень ценен, ребята. - А чем? - Вывод о книге. Содержит подробные сведения редких и исчезающих видах флоры и фауны нашей страны, а также о необходимых мерах их охраны, и поможет сохранить красоту и богатство природы родного края для наших потомков. | Учитель совместно с учениками определяют значение растений для человека и животных, для природы, а также распространение растений на нашей планете, а также знакомятся с растениями Красой книги РТ. | Учащиеся сравнивают признаки растений и других живых организмов | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий, делать выводы по результатам Коммуникативные УДД продолжить формирование умений организовывать самостоятельную работу с учебником, дополнительной литературой. Познавательные УУД. Умение находить материал, выделять в нем главное |
6. Физкультминутка 1 мин. Цель этапа: пауза, релаксация | Слайд16. Прежде чем отправиться в обратный путь, давай те сделаем привал и немножко отдохнём. А теперь, давайте, ребята, выполним несложную гимнастику для глаз: 1. Проведи глазами влево незаметно, невзначай. Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай? А теперь глазами вправо ты внимательно смотри. Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори. А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок. А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок. 2. А теперь, ребята встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать Руки вниз и так стоят. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело | |||
7. Закрепление изученного материала 3 мин. Цель этапа: применение знаний в новой ситуации | Отдохнули, теперь продолжим свой путь. Слайд № 17. Написано три слова: Ребята, отправляемся в обратный путь, давайте оставим обитателям этого острова подарки.
| Каждая группа заполняет синквей на слова: 1 гр: растений 2 гр:ботаника 3 гр: жизнь | Выполняют задания | Регулятивные УДД: умения работать с тестами, исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные УДД: умения самостоятельно организовать работу. |
8. Рефлексия деятельности. 3 мин. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности | - Ребята, какая была наша цель урока? Мы достигли цели урока? Что вы узнали на уроке? Подсчет балов. - Если получили: 11-10 баллов, то выставляете отметку «5». 9-8 баллов, то «4»; 7-6 баллов «3»; 5-0 баллов «2» Мои дорогие кладоискатели, наше путешествие подошло к концу. Оцените свою работу по набранным баллам.
| Предлагает вспомнить тему и цели урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели и успехи класса в целом | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов в деятельности. Отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения | Личностные УДД: формирование личностного самоопределения Коммуникативные УДД: :приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других Предметные УДД: формирование умения объяснять как полученные знания пригодятся для жизни. |
9. Информация о домашнем задании 1 мин. | Домашнее задание. Изучить п.1. Записывают д.з. в дневники. Индивидуальные задания на выбор А) Составить кроссворд о растениях. Б) подготовить сообщение «Удивительные растения», В) рисунки «Удивительное царство Растений». Спасибо за урок! До свидания! | Предлагает домашнее задание на выбор | Выбирают задания с учетом индивидуальных возможностей |
Маршрутный лист.
Учени__ 6 __ класса
Фамилия, имя____________________________________________________________Дата: ______________
Тема урока:______________________________________________________________
Задания | Баллы за задания | ||||
1 | Загадка | ||||
2 | «Гора» | 4 ярус 3 ярус 2 ярус 1 ярус | |||
3 | «Ущелье» | 1 группа. В природе | 2 группа Для человека | 3 группа Распространение | |
Напишите синквейн: | |||||
Общий балл/ Оценка |
Задание 3 группыотправиться по третьей тропинке по дороге к ущелью записать о распространении растений по местам обитания.
Заполнить схему используя учебник, стр. 10-13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото
Фильм ,с сопровождающим рассказом учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...
План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.
Приступая к изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....
План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"
План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...
план-конспект урока 7 класс по теме Telephoning Each Other
План-конспект урока по теме "Telephoning Each Other". УМК "Enjoy Engllish" М.З.Биболетова. Тип урока - комбинированный...
План-конспект урока 5 класс по теме: "My friend" УМК М.З. Биболетова
Данный урок разработан с целью систематизировать знания учащихся по теме "My friend"....
План-конспект урока 6 класс по теме: "Географические координаты"
План-конспект урока для 6 класса по теме: "Географические координаты".Учебник на основе авторской программы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева «Землеведение»....