Из опыта работы - в помощь учителю!
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Контроль знаний по теме - Генетика, включает в себя все термины и законы, символику, которая служит алгоритмом для лучшего усвоения этой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Банк проблемных ситуаций на уроках биологии | 54.96 КБ |
Конспект по теме «Символика и теория генетики» | 26.72 КБ |
Диктант по теме «Символика и теория генетики» | 30.82 КБ |
Ответы к диктанту по теме: «Символика и теория генетики» | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Банк проблемных ситуаций
на уроках биологии
5-7 класс
Растения. Грибы. Бактерии.
- Известен опыт ван Гельмонта, когда, взяв 90,6 кг сухой земли и ивовое деревце весом 2,5 кг, он выращивал его, поливая только дождевой водой. Вес ивы через 5 лет составлял 74,2 кг, а вес земли уменьшился всего на 56,6 г. Ван Гельмонт сделал ошибочный вывод, что материал, из которого образовалось дерево, произошёл из воды, использованной для полива. Почему ошибся учёный с точки зрения современного человека? Какой вывод он должен бы был сделать в результате своего исследования сегодня?
- Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.
- Почему в зернохранилище нельзя хранить влажные семена? Что с ними происходит?
- Известно, что при выращивании клевера, сои, фасоли не требуется подкормка азотными удобрениями. Объясните почему.
- Почему в зернохранилище нельзя хранить влажные семена? Что с ними происходит?
- С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?
- К каким последствиям может привести ведение строительных работ на месте скотомогильника животных, больных сибирской язвой?
- Многие из вас видели, как уже в январе клубни картофеля в теплом помещении начинают прорастать. Почему не прорастали клубни картофеля в октябре, хотя они уже находились в теплом помещении? Почему качество клубней ухудшается, после того как у них вырастут большие ростки?
- Весной на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи. Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На следующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не было. В последующие годы наблюдалось такое же явление. Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?
- Разрешите спор двух товарищей: один утверждает, что у капусты – плод кочан, а у картофеля – клубень. Другой с ним не согласен. Кто из них прав и почему?
- Одна из функций корня – поглощение воды из почвы. Но известно, что если в почве воды очень много, то растение может погибнуть. Объясните этот факт.
- Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическим растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растение не очищают воздух, а портят его. Как объяснить даме ее ошибку?
- Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
- С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?
- На спиле дерева видны годичные кольца. Объясните, почему они имеют разную ширину.
- Почему целесообразно выращивать сельскохозяйственные культуры на полях, где ранее произрастали бобовые растения?
- Чем можно объяснить, что корни некоторых растений, например, орхидей, могут зеленеть на свету?
- Почему окучивание картофеля способствует повышению его урожайности?
- Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?
- В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
- Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.
- Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?
- Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.
- Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.
- Почему густые всходы моркови, редиса надо прореживать?
- Мультик от Смешариков для уроков в 5 - 6 классах про растения
Хищные растения автотрофы или гетеротрофы?
- При изучении темы «Лишайники» . О чем или оком идёт речь в легенде? Что спасло людям жизнь? Какое отношение это имеет к теме нашего урока?
Легенда: Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.
– Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали
серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.
Животные
- Во Франции на фермах в корм для виноградных улиток добавляют мел. Объясните, с какой целью это делают.
- Почему кровеносная система насекомых не выполняет функцию транспорта газов?
- Яйцеклетка кролика в 3 000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?
- Поясните, почему дождевые черви избегают переувлажненных участков почвы и выползают на ее поверхность.
- Почему черепахи с наступлением жаркого и сухого периода в пустыне впадают в спячку и в таком состоянии переносят неблагоприятные условия?
- Известно, что лягушки при низких температурах впадают в состояние сезонного оцепенения, а при повышении температуры вновь оживают. Объясните, какие физиологические особенности позволяют земноводным переживать холодное время года и понижение температуры ниже 0 °С.
- Беззубки и перловицы называют «придонными фильтрами». Почему?
- На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему.
- Назовите случаи, когда в начале курса дрессировки собака может перестать слушаться команд своего хозяина?
- Почему скелетная мышца лягушки вне организма не способна сокращаться, а сердце продолжает биться ещё некоторое время?
- Животные имеют большое значение для покрытосеменных растений. Какое значение?
- Можно ли из яйца, купленного в продуктовом магазине, в который яйца поставляются с птицефабрики, вывести цыпленка? Почему?
- Почему сильно обеспокоен пчеловод, обнаружив осенью в пчелиной семье трутней?
- Развитие насекомых с неполным превращением проще и, как правило, менее длительно, чем развитие с неполным превращением. Однако для очень многих видов насекомых характерно именно последнее. Чем это можно объяснить?
- Во время военных действий на Кавказе в 19-ом веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем?
- Рассудите спор: Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако, сами переваривать клетчатку входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните этот факт? 1-й ученик: «Это происходит потому, что термиты чувствуют антибиотик и перестают есть древесину» 2-й ученик: «В пищеварительной системе термитов, живут простейшие, которые расщепляют клетчатку, при попадании в пищеварительную систему термитов антибиотиков простейшие погибают»
8 класс
Человек и его здоровье
- Раньше для лечения заболеваний и чтобы продлить молодость кровь просто давали больным пить. Но такое лечение не давало результатов. Почему?
- К 1873 году было произведено всего 247 переливаний крови, из них 176 окончились смертью. Почему?
- Молодой человек переходил дорогу в неположенном месте, он был в наушниках, отвлёкся и не увидел несущуюся на большой скорости машину, в итоге юноша получил черепно-мозговую травму в затылочной области. Он выжил, его глаза не пострадали, но юноша навсегда потерял зрение. Почему?
- Ночью все кошки серы. Объясните суть этого высказывания.
- Чарльз Дарвин в одном из своих дневников описал ситуацию: «Будучи в зоомузее, я приложил лицо вплотную к толстому стеклу, за которым была змея, с твердым намерением не откидываться назад, если змея на меня бросится, но только она бросилась, моя решимость исчезла и я с удивительной быстротой отскочил на ярд. Объясните, почему такой эффект наблюдался? Может ли какой-либо человек не откинуться назад, если создать подобную ситуацию?
- Новорожденные меньше болеют, если сразу же после рождения получили молоко матери? Почему?
- Почему летом в жаркую погоду рекомендуется пить подсоленную воду?
- Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему?
- Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
- Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.
- Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?
- Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором поваренной соли). Поясните, почему.
- Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?
- Пепсин — фермент, расщепляющий белки в кислой среде желудка. Объясните, почему при попадании в двенадцатиперстную кишку он теряет свою активность.
- Для сохранения клеток эпителиальной ткани их поместили в стерильную дистиллированную воду. Однако через некоторое время все клетки разрушились. Объясните, почему?
- Иногда при пересадки органов и тканей происходит их оттторжение. Что является причиной отторжения пересаженных органов и тканей?
- Почему ферменты слюны активны в ротовой полости, но теряют свою активность в желудке?
- Костя встречал друга на вокзале и, чтобы перекусить, купил себе шаурму. Он знал, что перед едой надо мыть руки, поэтому, прежде чем есть шаурму, он протёр руки специальной влажной салфеткой. Тем не менее на следующий день скорая помощь забрала его в инфекционное отделение с сильнейшей пищевой инфекцией. Был поставлен диагноз дизентерия. Объясните, почему Костя, несмотря на принятые меры предосторожности, заболел? Укажите две возможных причины.
- Вася сходил в гости к коллеге по работе. Чистота еды и посуды сомнений не может вызывать, и руки перед едой мыли все. Тем не менее на следующий день у Васи появились симптомы сильного пищевого отравления и поднялась температура. Был поставлен диагноз кишечный грипп. Объясните, почему Вася, несмотря на соблюдение правил гигиены, заболел?
- Почему при ношении тесной обуви пальцы ног больше подвержены обморожению?
- Почему эритроцит человека, попадая в дистиллированную воду набухает и лопается, а обыкновенная амеба может существовать.
- Часто при недостаточной мышечной массе говорят о белковом дефиците в рационе человека. А почему не говорят об углеводном или жировом дефиците?
- Почему человек, работая в помещении с неприятным запахом, ощущает его только в начале, а через некоторое время это ощущение исчезает?
- Почему человек, находясь под водой, не может длительно задержать дыхание, а выныривая, возобновляет дыхание с большей частотой? Ответ поясните.
- К кошке, поедающей мышь, приблизилась собака. Увидев врага, кошка приняла оборонительную позу: скелетные мышцы напряглись, спина выгнулась, а хвост пришел в движение. Одновременно с этим произошло учащение сердцебиения и дыхания, которое стало еще и глубже. Обмен веществ в скелетных мышцах повысился, шерсть стала дыбом, зрачки расширились, а слюноотделение прекратилось. Как только собака ретировалась, все основные органы снизили свою активность и пришли в норму. Объясните все перечисленные изменения в организме животного с позиции рефлекторной теории поведения.
- Медики после длительных экспериментов пришли к единодушному мнению: у жителей южных районов спазмы кровеносных сосудов происходят реже, чем у северян. С каким эффектом связывают врачи этот факт? Объясните ответ.
- В шестидесятых годах минувшего столетия был проведен следующий опыт: если на длинную доску, находящуюся на клинообразной подпорке положить человека и уравновесить, то можно достигнуть его строго горизонтального положения. Получались своеобразные весы. Если предложить человеку, лежащему на строго уравновешенной доске, например, решить устно любую задачу, изменится ли равновесное состояние весов? Если да, то почему. Как можно видоизменить опыт?
- В шестидесятых годах минувшего столетия был проведен следующий опыт: если на длинную доску, находящуюся на клинообразной подпорке положить человека и уравновесить, то можно достигнуть его строго горизонтального положения. Получались своеобразные весы. Если предложить человеку, лежащему на строго уравновешенной доске, например, решить устно любую задачу, изменится ли равновесное состояние весов? Если да, то почему. Как можно видоизменить опыт?
- Какая часть вегетативной нервной системы более активна у игроков футбольной команды во время матча? Объясните почему.
- Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?
- Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня.
- Рассудите спор, который разгорелся в социальных сетях :1-я группа пользователей: «Мы отказываемся делать прививки своим детям и вам не советуем»2-я группа пользователей: «Без прививок на обойтись»
- Человек - физическое тело. Температура тела человека 36,6 , а температура в нашем кабинете 24. Согласно законам физики наше тело должно отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Почему этого не происходит?
9-11 классы
Молекулярная биология, цитология, эволюция
- Тема «Онтогенез» О каком процессе идёт речь во фрагменте мультфильма?Мультфильм «Гадкий утёнок» https://www.youtube.com/watch?v=X6wpnHunB00
- Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
- Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот — цианобактерий.
- Почему стиральный порошок в состав которого входят различные энзимы(ферменты) не эффективно использовать для кипячения белья.
- Почему больным сахарным диабетом препарат инсулина назначают в виде инъекций, а не в виде микстуры, таблеток или капсул?
- Лекарственный препарат нарушает целостность муреиновой клеточной стенки, таким образом разрушая клетки бактерий. Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните.
- Медицинский препарат проникает в клетки мерцательного эпителия и препятствует соединению липопротеидной оболочки вируса с мембраной клеток. Объясните, какому процессу в жизненном цикле вируса препятствует этот препарат. Для каких целей его рекомендуют использовать?
- Почему бактерии относят к живым существам, а вирусы – нет?
- В природе встречаются альбиносы: как среди животных, так и среди растений. Почему растения-альбиносы, в отличие от животных-альбиносов, нежизнеспособны?
- Дриопитек в основном питался растительной пищей, а неандерталец – преимущественно животной. Каким образом можно объяснить такие различия?
- Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?
- Как вы объясните высказывание К.А.Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая» роль.
- Как вы объясните высказывание С.С. Четверикова: «Природная популяция как губка насыщена рецессивными мутациями, оставаясь внешне однородной».
- Бернард Шоу в своей новелле «Картинка из семейной жизни Ф. Барнабаса» приводит высказывание: «Что такое амеба? Наш общий предок... которого вы обнаружите в ближайшей канаве». Объясните данные слова одного из героев новеллы.
Основы генетики и селекции
- Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?
- Черная окраска меха у норок доминирует над голубой. Как доказать чистопородность двух черных норок, приобретенных звероводческой фермой?
- Известно, что и у дрозофилы, и у человека мужской пол определяется хромосомами XY, а женский — XX. При этом при генотипе XXY дрозофила будет самкой, а человек — мужчиной. Объясните этот феномен.
- Как связаны между собой наследственные особенности организма и проблема пересадки органов и тканей?
- Какую информацию может получить цитогенетик при микроскопическом исследовании хромосомного набора животного?
- Близкородственное скрещивание имеет отрицательные последствия. Но, тем не менее его активно используют в селекции. Почему?
- Почему методы полиплоидии и искусственного мутагенеза применяемые в селекции растений, не применимы в селекции животных?
- В плодах некоторых сортов растений (апельсинов, мандаринов) отсутствуют семена. Какие методы классической селекции используются для получения таких сортов и как размножаются эти растения?
- Огородник-любитель посадил гетерозисные семена огурцов и получил богатый урожай. В следующем году он посадил семена полученных гибридов, но урожай был меньше, хотя условия были те же самые. Объясните почему.
- Известно, что хвост самца японского петуха декоративной породы достигает 10 метров. Почему птицы с такой длиной хвоста не встречаются в природе? Как эта порода была выведена человеком
- Различные отрасли народного хозяйства и медицины потребляют ежегодно более 200 тонн женьшеня. Сбор этого растения в лесах даёт не более 150 килограмм в год. Культурные плантации не могут удовлетворить потребности человека. Каким способом удаётся получить необходимое количество сырья и сохранить это растение в природе?
Экология
- Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.
- При загрязнении водоёмов отходами производства в воду поступают соединения тяжёлых металлов, которые накапливаются в живых организмах. Объясните, в какой части представленной пищевой цепи и почему концентрация этих веществ достигнет максимального уровня. Фитопланктон → зоопланктон → плотва → окунь → щука → рыбоядная птица.
- Одна самка луны-рыбы вымётывает до 300 миллионов икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоёмах беспредельно.
- К каким изменениям в экосистеме леса может привести сокращение численности растительноядных млекопитающих?
- Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений в специальных лабораториях разводят крошечных насекомых — трихограмм, которые откладывают свои яйца в яйца насекомых-вредителей. Как называется этот способ борьбы с вредителями культурных растений и какие преимущества он имеет по сравнению с другими способами борьбы?
- Как изменится скорость транспирации у подсолнечника в жаркий ветреный день, по сравнению с безветренной погодой (влаги в почве достаточно)? Ответ поясните.
- Водоем, где обитали рыбы, был загрязнен в небольшой степени радиоактивными веществами. Проведенные лабораторные анализы
- Показали, что хищные рыбы являются самыми загрязненными живыми организмами в водоеме. Как можно объяснить этот факт?
- В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?
- В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?
- Среди растений пустынь есть растения, поглощающие воду круглый год, и растения, поглощающие воду только во влажный сезон. Какими особенностями строения и физиологии должны обладать растения каждой из этих групп?
- Почему деревья, растущие на открытых пространствах, вступают в пору плодоношения раньше по сравнению с теми , что растут в лесу?
- Объясните, почему истребление волков может привести к сокращению численности кустарников и подроста деревьев?
- Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления.
- Как объяснить, парадоксальный факт: цветение воды – массовое размножение водорослей сопровождается гибелью (замором) рыб?
- Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?
- На Аляске, в одном из заповедников, чтобы защитить четыре тысячи оленей, был организован полный отстрел волков. В результате через 10 лет олени стали вымирать.
- Кролики, которые были завезены в Австралию, так размножились, что лишили корма овец и принесли фермерским хозяйствам огромные убытки.
Предварительный просмотр:
Конспект на тему «Терминология и символика генетики»
Терминология:
- Генетика –наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов
- Ген – элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК хромосом
- Изменчивость – способность всех организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития признаки, в зависимости от окружающей среды.
- Наследственность- способность организмов передавать свои признаки из поколения в поколение.
- Гибридологический метод – это метод скрещивания (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и в последующем анализе наследования признаков у потомства.
- Чистые линии- это сорта (породы) организмов с одним аллельным геном (только гомозиготы!)
- Аллельные гены – это противоположные гены, ответственные за развитие одного признака.
- Рецессивный ген (признак)- (слабый), подавляемый ген доминантным, не всегда проявляющийся у гибридов.
- Доминантный ген (признак) – (сильный), всегда проявляющийся у гибридов
- Генотип - совокупность всех генов одного организма.
- Фенотип – совокупность всех признаков одного организма.
- Гетерозигота – это организм имеющий два разных аллельных гена (А а)
- Гомозигота - это организм имеющий два одинаковых аллельных гена (аа- рецессивная, АА- доминантная)
- Моногибридное скрещивание – скрещивание по 1 признаку
- Дигибридное скрещивание - скрещивание по 2 признакам
- Полигибридное скрещивание –скрещивание по нескольким пар признаков
- Анализирующее скрещивание –скрещивание для установления генотипа особей, которые не различаются по фенотипу.
- Неполное доминирование - это неполное подавление доминантным геном рецессивного в 1 поколении (промежуточный признак), во 2 поколении идёт расщепление по фенотипу и по генотипу 1:2:1
- Полное доминирование – это полное подавление доминантным геном рецессивного в 1 поколении, во 2 поколении идёт расщепление по фенотипу 3:1, генотипу 1:2:1
- Аутосомы – одинаковые хромосомы у мужского и женского организмов.
- Половые хромосомы –это 1 пара хромосом, которая отличает мужской организм от женского. (определяют пол)
- Закон чистоты гамет –при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.
- Правило единообразия (Первый закон Менделя) – при скрещивании 2-х гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды 1 поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.
- Правило расщепления (Второй закон Менделя) – при скрещивании двух потомков (гибридов) 1 поколения между собой во 2 поколении есть расщепление, и появляются особи с рецессивным признаком (1/4)
- Закон независимого наследования признаков (Третий закон Менделя) - при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга, при условии, что гены рассматриваемых признаков лежат в разных хромосомах.
- Гетерогаметный пол – организм, имеющий две разные половые хромосомы, производит 2 вида гамет. (У человека – XY)
- Гомогаметный пол - организм, имеющий две одинаковые половые хромосомы, производит 1 вид гамет. (У человека – XX)
Символика генетики:
- - женский пол (организм)
- - мужской пол (организм)
- P (1,2…) – родительское поколение(родители)
- F (1,2…) поколение потомков (дети)
- A,B,С, и т.д.- доминантный ген ( большая буква)
- a, b, c, и т. д.- рецессивный ген ( маленькая буква)
- G – гаметы
- AA (aa)- гомозигота, 1 тип гамет (АА-только А; аа-только а)
- Aa – гетерозигота, 2 типа гамет (А и а )
- AaBb - это дигетерозигота. (Даёт 4 типа гамет: AB, Ab, aB, ab)
- aabb-это дигомозигота по двум рецессивным признакам (Даёт 1 тип гамет: ab)
- AABB- это дигомозигота по двум доминантным признакам. (Даёт 1 тип гамет: AB)
- AABb- по 1 признаку гомозигота доминантная, по 2 признаку – гетерозигота (Даёт 2 типа гамет: AB,Ab)
- aaBb – по 1 признаку гомозигота рецессивная, по 2 признаку –гетерозигота (Даёт 2 типа гамет:
- AaBB- по 1 признаку-гетерозигота, по 2 признаку - доминантная гомозигота. (Даёт 2 типа гамет: AB, aB)
- Ааbb- по 1 признаку-гетерозигота, по 2 признаку - рецессивная гомозигота)
Предварительный просмотр:
Диктант по теме «Символика и теория генетики»
Напиши вариант, задания по порядку и ответы.
№ | Вариант- 1 | Вариант - 2 |
| ||
1 | -… | 1.-… |
2 | F (1,2…) -… | 2. P(1,2…) -… |
3 | A, B, С, и т.д. -… | 3. G -…. |
4 | AA(aa)-… Напишите виды гамет | 4.a , b, c, и т.д. -…. |
5 | AaBb - … Напишите виды гамет | 5. Aa - … Напишите виды гамет |
6 | aabb-… Напишите виды гамет | 6. AABB- …Напишите виды гамет |
7 | AABb -…Напишите виды гамет | 7. AaBB -… Напишите виды гамет |
| ||
8 | Генетика - | 8. Ген - |
9 | Изменчивость - | 9.Гибридологический метод - |
10 | Моногибридное скрещивание - | 10. Дигибридное скрещивание - |
11 | Чистые линии- | 11. Аллельные гены - |
12 | Рецессивный ген - | 12. Доминантный ген - |
13 | Гетерозигота - | 13. Гомозигота - |
14 | Фенотип – | 14. Генотип - |
15 | Неполное доминирование - | 15. Полное доминирование - |
16 | Аутосомы - | 16.Половые хромосомы - |
17 | Полигибридное скрещивание - | 17. Анализирующее скрещивание - |
18 | Правило расщепления - | 18. Правило единообразия - |
19 | Закон чистоты гамет - | 19. Закон независимого наследования признаков - |
20 | Гетерогаметный пол - | 20.Гомогаметный пол - |
Шкала перевода баллов в оценки:
20- 18 = «5»
17- 14 = «4»
13 - 10 = «3»
0-9 = «2»
9 класс. Ответы к диктанту по теме «Символика и теория генетики» (п. 28-31)
№ | Вариант- 1 | Вариант - 2 | |
| |||
1 | - женский пол (организм) | -… мужской пол (организм) | |
2 | F (1,2…) поколение потомков (дети) | 2.P (1,2…) – родительское поколение(родители) | |
3 | A,B,С, и т.д.- доминантный ген | 3.G - гаметы | |
4 | AA (aa)- гомозигота, 1 тип гамет | 4.a, b, c, и т. д.- рецессивный ген | |
5 | AaBb - это дигетерозигота. (Даёт 4 типа гамет:AB, Ab, aB, ab) | 5.Aa – гетерозигота, 2 типа гамет | |
6 | aabb-это дигомозигота по двум рецессивным признакам (Даёт 1 тип гамет: ab) | 6.AABB- это дигомозигота по двум доминантным признакам. (Даёт 1 тип гамет:AB) | |
7 | AABb- по 1 признаку гомозигота, по 2 признаку – гетерозигота (Даёт 2 типа гамет: AB,Ab) | 7.AaBB- по 1 признаку-гетерозигота, по 2 признаку - гомозигота. (Даёт 2 типа гамет:AB, aB) | |
| |||
8 | Генетика –наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов | 8. Ген – элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК хромосом | |
9 | Изменчивость – свойство всех организмов приобретать в процессе индивидуального развития признаки. | 9.Гибридологический метод – это метод скрещивания (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и в последующем анализе наследования признаков у потомства. | |
10 | Моногибридное скрещивание – скрещивание по 1 признаку | 10. Дигибридное скрещивание - скрещивание по 2 признакам | |
11 | Чистые линии- это сорта (породы) организмов с одним аллельным геном (только гомозиготы!) | 11. Аллельные гены – это противоположные гены, ответственные за развитие одного признака. | |
12 | Рецессивный ген (признак)- (слабый), подавляемый ген доминантным, не всегда проявляющийся у гибридов. | 12. Доминантный ген (признак) – (сильный), всегда проявляющийся у гибридов | |
13 | Гетерозигота – это организм имеющий 2 разных аллельных гена | 13. Гомозигота - это организм имеющий 2 одинаковых аллельных гена | |
14 | Фенотип – совокупность всех признаков 1 организма. | 14. Генотип - совокупность всех генов 1 организма. | |
15 | Неполное доминирование - это неполное подавление доминантным геном рецессивного в 1 поколении, 9 промежуточный признак), во 2 поколении идёт расщепление по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1 | 15. Полное доминирование – это полное подавление доминантным геном рецессивного в 1 поколении, во 2 поколении идёт расщепление по фенотипу и генотипу 3:1 | |
16 | Аутосомы – одинаковые хромосомы у мужского и женского организмов. | 16.Половые хромосомы –это 1 пара хромосом, которая отличает мужской организм от женского. (определяют пол) | |
17 | Полигибридное скрещивание –скрещивание по нескольким пар признаков | 17. Анализирующее скрещивание –скрещивание для установления генотипа особей, которые не различаются по фенотипу. | |
18 | Правило расщепления – при скрещивании двух потомков (гибридов) 1 поколения между собой во 2 поколении есть расщепление, и появляются особи с рецессивным признаком (1/4) | 18. Правило единообразия – при скрещивании 2-х гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды 1 поколения будут иметь признак одного из родителей , и поколение по данному признаку будет единообразным. | |
19 | Закон чистоты гамет –при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов. | 19. Закон независимого наследования признаков - при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга, при условии, что гены рассматриваемых признаков лежат в разных хромосомах. | |
20 | Гетерогаметный пол – организм, имеющий две разные половые хромосомы, производит 2 вида гамет | 20. Гомогаметный пол - организм, имеющий две одинаковые половые хромосомы, производит 1 вид гамет |
Предварительный просмотр:
Ответы к диктанту по теме «Символика и теория генетики»
№ | Вариант- 1 | Вариант - 2 | |
| |||
1 | - женский пол (организм) | - мужской пол (организм) | |
2 | F (1,2…) поколение потомков (дети) | 2.P (1,2…) – родительское поколение(родители) | |
3 | A,B,С, и т.д.- доминантный ген | 3.G - гаметы | |
4 | AA (aa)- гомозигота, 1 тип гамет | 4.a, b, c, и т. д.- рецессивный ген | |
5 | AaBb - это дигетерозигота. (Даёт 4 типа гамет: AB, Ab, aB, ab) | 5.Aa – гетерозигота, 2 типа гамет | |
6 | aabb-это дигомозигота по двум рецессивным признакам (Даёт 1 тип гамет: ab) | 6.AABB- это дигомозигота по двум доминантным признакам. (Даёт 1 тип гамет: AB) | |
7 | AABb- по 1 признаку гомозигота, по 2 признаку – гетерозигота (Даёт 2 типа гамет: AB,Ab) | 7.AaBB- по 1 признаку- гетерозигота, по 2 признаку - гомозигота. (Даёт 2 типа гамет: AB, aB) | |
| |||
8 | Генетика –наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов | 8. Ген – элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК хромосом | |
9 | Изменчивость – свойство всех организмов приобретать в процессе индивидуального развития признаки. | 9.Гибридологический метод – это метод скрещивания (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и в последующем анализе наследования признаков у потомства. | |
10 | Моногибридное скрещивание – скрещивание по 1 признаку | 10. Дигибридное скрещивание - скрещивание по 2 признакам | |
11 | Чистые линии- это сорта (породы) организмов с одним аллельным геном (только гомозиготы!) | 11. Аллельные гены – это противоположные гены, ответственные за развитие одного признака. | |
12 | Рецессивный ген (признак)- (слабый), подавляемый ген доминантным, не всегда проявляющийся у гибридов. | 12. Доминантный ген (признак) – (сильный), всегда проявляющийся у гибридов | |
13 | Гетерозигота – это организм имеющий 2 разных аллельных гена | 13. Гомозигота - это организм имеющий 2 одинаковых аллельных гена | |
14 | Фенотип – совокупность всех признаков 1 организма. | 14. Генотип - совокупность всех генов 1 организма. | |
15 | Неполное доминирование - это неполное подавление доминантным геном рецессивного в 1 поколении, 9 промежуточный признак), во 2 поколении идёт расщепление по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1 | 15. Полное доминирование – это полное подавление доминантным геном рецессивного в 1 поколении, во 2 поколении идёт расщепление по фенотипу и генотипу 3:1 | |
16 | Аутосомы – одинаковые хромосомы у мужского и женского организмов. | 16.Половые хромосомы –это 1 пара хромосом, которая отличает мужской организм от женского. (определяют пол) | |
17 | Полигибридное скрещивание –скрещивание по нескольким пар признаков | 17. Анализирующее скрещивание –скрещивание для установления генотипа особей, которые не различаются по фенотипу. | |
18 | Правило расщепления – при скрещивании двух потомков (гибридов) 1 поколения между собой во 2 поколении есть расщепление, и появляются особи с рецессивным признаком (1/4) | 18. Правило единообразия – при скрещивании 2-х гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды 1 поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным. | |
19 | Закон чистоты гамет –при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов. | 19. Закон независимого наследования признаков - при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга, при условии, что гены рассматриваемых признаков лежат в разных хромосомах. | |
20 | Гетерогаметный пол – организм, имеющий две разные половые хромосомы, производит 2 вида гамет | 20. Гомогаметный пол - организм, имеющий две одинаковые половые хромосомы, производит 1 вид гамет |
Шкала перевода баллов в оценки:
20- 18 = «5» 17- 14 = «4» 13 - 10 = «3» < 9 = «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы на конкурс "Учитель года"
Методическая тема: «Психологические сказки в педагогической работе с детьми»....
Внеклассная работа.. В помощь учителю . Образовательная программа секции "Спортивные игры. Баскетбол".
Секционные занятия обычно являются пререгативой системы дополнительного образования (срортивные школы. Дома детского творчества и т.д.) Моя работа адресована тем педагогам , которые не работают ...
Распространение опыта работы с помощью брошюр, созданных в программе Publisher
Если Вы аттестуетесь и Вам необходимо распространить свой опыт. Вы можете сделать это в виде брошюры и затем презентовать её на заседаниях МО, курсовой переподготовки, на открытых уроках и т.д. Брошюр...
Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)
Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...
Республиканский семинар учителей биологии на тему:"Изучение опыта работы методического объединения учителей биологии Правобережного района по повышению качества образования"
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории....
Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...
Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.
В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не связана нарушением интеллекта, она не является результат...