ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
статья по биологии

Минеева Елена Геннадьевна

Статья педагога для выступления на научно - практической конференции. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mineeva_e.g._mou_ssh2_g.nikolaevsk.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

№5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

 Минеева Е.Г.

МОУ «СШ№2»г. Николаевска Волгоградской области

Тел.: (84494) 6-15-06; E-mail:elenavlasova.2016@mail.ru

    В современное время образование утратило свою воспитательную составляющую. Главное сейчас - усвоение знаний, умений и навыков, что значительно сужает воспитательные возможности школы. Поэтому основной акцент в воспитании может быть сделан на учебное занятие, воспитательный потенциал которого востребован далеко не полностью.

   Воспитывающий характер обучения в школе обусловлен целями и содержанием предмета «Биология». Биологическая наука имеет огромную воспитывающую силу. При этом я в своей педагогической деятельности использую все формы организации учебного процесса - уроки, экскурсии, внеурочную, внеклассную, домашнюю работу и массовые общественно полезные мероприятия. Экологическое воспитание позволяет воспитывать у школьников заботливое, бережное отношения к природе и всему живому на Земле, готовность к рациональному природопользованию, участие в сохранении природных богатств. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества. Реализовать это в своей практике учитель-биолог может через внеклассную деятельность (исследовательскую экологическую, натуралистическую), а также анализируя природоохранные вопросы во время уроков (особенно в заключительных темах курсов биологии) и на экскурсиях в природу. Например,  предлагаю обучающимся участвовать в районной акции «Чистые берега», работает школьный  кружок «Эйкос», ребята привлекаются к участию в выставках, конкурсах, готовят доклады, сообщения,  рефераты с освещением экологических проблем. Широко использую проектную деятельность. Это позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

   В своей деятельности я использую различные формы деятельности: занятия, уроки, труд в природе, научные экологические исследования, внеурочные экологические мероприятия. Во время проведения занятий, уроков деятельность может быть разной, а именно: учебной, игровой, театральной, творческой, разнообразные методы и приемы.

   Так на уроках природоведения в 5 классе применяю прием «Природная цепочка»: составьте историю представлений о Земле от мифов к современности: Неподвижная и плоская -- три кита -- .

Прием «Проблемный вопрос»;прием «Дополни предложение»;

прием «Паучок»; «Мозговой штурм». На уроках и во внеурочной деятельности для обучающихся интересны приемы: «Словарная работа», «Свои примеры», «Микрофон», «Блицопрос», «Почемуч-ка», «Принимаю – не принимаю», «Творческая лаборатория»,

«Синквейн».

   На уроках биологии в 6 классе применяю интерактивные методы: «Джигсоу» («Общая картина из отдельных фрагментов»), естественные диктанты с взаимопроверкой, экологическую игру - медитацию «Дерево», игру «самый Умный», разгадывание кроссвордов, прием «Если ...».

   Для обучающихся 5-6 классов наряду с традиционными уроками важно проводить уроки среди природы, экскурсии и практические занятия, комплексно использовать игровые, внеклассные и внеурочные формы учебной деятельности.

   При изучении биологии в 6 – 11 классах в своей профессиональной деятельности я также выбираю активные методы обучения: дискуссии, ролевые и имитационные игры, исследовательскую работу, которую связываю с решением конкретных практических задач. Главное внимание на уроках биологии я предоставляю основным понятиям современной экологии; экологическим проблемам родного района и области, раскрытию главных связей между человеком и окружающей средой; воспитанию у учащихся любви к родной природе; охране окружающей среды. В курсе общей биологии вопросы экологии (11 класс) содержатся в программном материале. Для углубления знаний учащихся по обозначенным вопросам предлагаю темы рефератов и сообщений, проекты, которые учащиеся готовят самостоятельно, используя дополнительные источники информации: газеты, журналы, научно – публицистическую литературу, интернет.

   Помогают же реализоваться и чувствовать себя человеком, нужным человеком для социума различные конкурсы, участие в НОУ. Ученики принимают активное участие в мероприятиях «Чистый двор», «Сохраним елочку», «Сохраним Первоцвет», «Био-Зоо-Эко», «Юный мичуринец».

   При  обучении биологии важно донести учащимся, что труд является главным в отношениях человека и природы. Так,  в курсе 6 класса я знакомлю обучающихся с культурными растениями, приемами их выращивания, ухода за ними, проращивания семян; в курсе зоологии школьники получают представление о работе по выращиванию домашних животных. В курсе общей биологии раскрываю значение трудов ученых-биологов, приемы работы селекционеров и биотехнологов. Воспитание культуры труда предусматривается при выполнении различных учебных работ, начиная с самых простых. Большое внимание обращаю на культуру выполнения индивидуальных работ, заданий: проведение наблюдений и опытов, сравнение результатов опыта с контрольными результатами, на точную и аккуратную запись и тщательное оформление результатов опыта, гербаризация, изготовление препаратов, оформление коллекции, подготовку доклада или реферата. Овладение культурой выполнения учебных заданий дает возможность учащимся справиться с более сложными работами. Это особенно проявляется на конкурсах исследовательских работ, подготовленных школьниками к олимпиадам по биологии или экологии, при выполнении проектных работ. В процессе изучения живых объектов школьники могут научиться восприятию красоты «некрасивых» животных или растений, например обыкновенной жабы, гадюки, кобры, паразитических организмов, хищников, жуков (мертвоедов, навозников и др.) при изучении соответствующих тем в 6 классе. Красоту звуков (пение птиц, шум леса), изящество движений, взаимоотношения с детенышами, брачные игры  - это я демонстрирую, используя на уроках видеофрагменты, презентации или аудиозаписи.

   У школьников в процессе обучения биологии воспитывается нравственное отношение к труду, природе, ко всему живому, окружающим людям на уроках, во время экскурсий, в кабинете биологии, на школьном участке. В процессе этического воспитания широко используются методы убеждения и приучения к нравственным поступкам. Большое значение имеют моральное поощрение, одобрение положительных и осуждение отрицательных поступков, этические беседы, личный пример и наглядный показ образцов нравственного поведения.

   При изучении тем 8-го класса курса «Человек» отдельно занимаемся вопросами охраны здоровья людей. С целью воспитания ответственного отношения к своему здоровью задаю домашнюю работу -  доклады, сообщения о вредном влиянии на организм человека курения, наркотиков, алкоголя, проводятся беседы на уроках и классные часы о вреде курения, во время предметной недели по биологии проводятся выставки рисунков, конкурс стенгазет и презентаций для старшеклассников. Как видно из перечисленных форм, методов и приемов, многие виды деятельности только начинаются на уроке, а затем требуют дальнейшего продолжения.

Литература

1. Боднарук, М. М. Биология [Текст]: дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 кл./М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – с. 17.

2.Кульневич, Е. Л. Современный урок [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, специалистов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК/Е. Л. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2006. – с168

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы

Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы...

Использование методов и приемов развития творческих способностей обучающихся на уроках проектирования.

Творческая деятельность предполагает высокую культуру труда и внутреннюю дисциплину. Быть творческим человеком - значит постоянно совершенствовать свои знания, быть любознательным....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Основной  целью моей работы с  обучающимися по экологическому воспитанию  является   формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологи...

Метод. рекомен. Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание на уроках биологииЛ.А. Лопсан, учитель биологии, МБОУ СОШ с. Эрзин Эрзинского района РТНа современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является эколог...

Использование методов, приемов и наглядно-технических средств на уроках биологии и химии

Организация корекционной работы со слабовидящими детьми. Средняя и старшая школа. Использование различного технического и наглядного оборудования....

Учет возрастных особенностей учащихся при использовании методов и приемов стимулирования мотивации учебной деятельности на уроках

Материал для проведения педагогического совета по вопросам стимулирования мотивации обучения...