Использование новых информационных технологий в курсе биологии .
статья по биологии

Скворцова Елена Сергеевна

Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsor.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

 Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

 Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.

На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:

1.Презентации на уроках изучения нового материала;

2.Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;

3.Проведение практических работ.

4.При подготовке учащихся к ОГЭ;

5.Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.

6.Выполнение наглядного материала при оформлении класса.

Чтобы дать успешный урок с использованием ИКТ, необходимо:

Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет биологии.

При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе должен быть персональный компьютер.

И самое главное – желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации.

ИКТ позволяют:

*представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;

*выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

*активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;

*мобилизовать внимание учащегося;

*печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

*выходить в Интернет и использовать его в учебных целях;

*видеть реальное применение или использование в жизни изучаемых процессов и явлений

Формы использования информационных технологий:

1.Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD-дисков)

2.Использование мультимедийных презентаций (готовых и созданных мною или учащимися)

3. Использование ресурсов сети Интернет

4. Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски)

5. Использование на уроках отрывков из видеофильмов, телевизионных передач.

Основа моей работы – уроки с использованием ИТ. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

*урок-презентация;

*урок-исследование;

*электронная лабораторная работа;

*проекты;

*организация индивидуального обучения;

*урок-защита рефератов и др.

Презентации на уроках

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников.

Урок – электронная лабораторная работа

Биология – экспериментальная наука. Важность миссии учителя в том, что в моих руках эксперимент связан с жизнью. Учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки, убеждаются, что мир материален и его познание возможно. Но не всякий эксперимент возможен в стенах школы, здесь и приходит на выручку компьютер.

Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD-дисков, ЦОРов, ЭОРов) Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка.

Использование интерактивной доски

Программное обеспечение SMART Board, предназначенное для интерактивной доски для учащихся делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

Использование ИТ непосредственно учителем

Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации дидактического материала, экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Невозможно без компьютера и в оформлении учебного кабинета. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как составную часть информационного пространства школы. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя. Возможность живого общения через коммуникационные услуги сети Интернет дает неоспоримые преимущества. Электронные конференции, представленные как в текстовой форме (форумы, чаты), позволяют обмениваться информацией и проводить открытые уроки, семинары, олимпиады.

В результате работы можно сделать общие выводы о значимости применения ИТ на уроках:

1.Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.

2.Использование ИТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.

3.ИТ на уроках дают возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.

4.ИТ развивают самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.

5.Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.

6.Применение ИТ на уроках позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.

7.Систематичное и активное использование ИТ на уроках приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационных технологий на уроках татарского языка

Я считаю, что презентация - это самый оптимальный вариант изложения учебного материала на каждом этапе урока. В процессе обучения я регулярно применяюмультимедийный проектор. Использование доски позво...

Использование новых информационных технологий на спец. предметах

доклад на тему "Использование новых информационных технологий на спец. предметах"...

О повышении качества образования с использованием новых информационных технологий

О повышении качества образования с использованием новых информационных технологий...

« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности  школьника, готового к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразован...