О повышении качества образования с использованием новых информационных технологий
статья на тему
О повышении качества образования с использованием новых информационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Немного о повышении качества образования с использованием новых информационных технологий
(рассуждения о качестве образования, предмете информатика, учителе информатики и новых технологиях, как двигателе этого процесса).
Что такое качество образования? Этот вопрос задают себе сейчас многие педагоги, стараются раскрыть его смысл глубже. У каждого учителя найдутся свои определения.
На мой взгляд, качество образования предполагает использование учителями различных приемов, методов, методик и т. д. (разнообразных и новых), которые приводят к повышению результатов учащихся в изучаемых предметах. При повышении результативности должно повышаться самосознание учащихся направленное на стремление и умение учится, их интерес в познании и раскрытие творческих способностей.
«Научить учиться» - этот актуальный лозунг прозвучал на областной конференции «Новые информационные технологии в образовании» ещё 6 марта 2006 года. Я думаю, это одно из основных принципов повышения качества образования в современном информационном обществе. Сейчас в лавинообразном потоке информации, обрушивающейся на человека, важно научить правильно, выбрать информацию и использовать её. Роль самостоятельной работы учащегося возрастает. Думаю, будущее за качественным изменением процесса образования в этом направлении. Роль учителя огромна, он является проводником ученика в овладении им новых знаний.
Что такое информатика и кто такой учитель информатики в наше время? Это простое, но очень объёмное понятие. Вряд ли даже все учителя преподающие другие предметы могут знать полный смысл предмета информатика и ИКТ. Об этот очень хорошо сказал автор учебника «Информатика» А.Г.Кушниренко, раскрыв на первой же странице объемный смысл предмета. Он пишет, что мир основан на «3 китах» (сущностях мира): материи, энергии, информации. Вряд ли другой учитель, кроме учителя информатики касается всех других предметов так тесно и так часто. На информационных технологиях создаются проекты-презентации по всем предметам, занимаемся компьютерным дизайном, в табличном процессоре изучаем математику и т. д. Например, изучая раздел «Моделирования и формализация» решаем задачи по физике, экономике, географии и т. п. (стоит только взглянуть в стандарты образования, программы и учебники). И в этом учитель информатики должен ориентироваться. В наших школах учитель информатики – это внештатный помощник во всех делах связанных с информационными технологиями, без которых не может обойтись сейчас ни один учитель, особенно это явно выражено на переферии. Школьный курс качественно и количественно также лавинообразно увеличивается (сейчас условно делится на информатику и ИКТ).
Информатика – это огромное направление, изучающее мир информации, её границы беспредельны, а развитие столь стремительное, что на человека преподающего этот предмет ложится всё большая нагрузка. Я считаю, что этот школьный предмет – предмет №1 в школе, предмет будущего, предмет первого уровня!
Формы и методы работы, применяемые на уроках информатики и ИКТ, направленные на повышение качества образования. Можно выделить основные формы и методы работы, применяемые у нас в школе. Разделим условно на этапы по усвоению материала.
Этап усвоения материала
- Лекции с демонстрацией собственных проектов, готового ПО и т. д., с применением различных современных технических средств обучения
- Изложение нового материала с элементами работы учеников (также с использованием всего технологического арсенала, который есть у учителя)
- Практические работы (с совместным пошаговым разбором нового материала на практике)
Этап отработки умений и навыков
- Практические работы на выбор задач (дифференцированно)
- Проектная работа (индивидуальная или групповая)
- По изучаемым темам курса
- Дополнительно или углубленно по изучаемым темам курса
- По другим темам (творческая работа)
- Совместные проекты (все проекты учащихся, как часть одного большого общего проекта или проект, как часть общего проекта по двум предметам)
- Элементы исследовательской работы или лабораторные работы (с использованием учебной и дополнительной литературы)
Этап контроля знаний
- Контрольные работы
- Тесты
- Комбинированный контроль
Качественное изменение образования с помощью ИКТ по всем предметам или что нам помогает. Нельзя не выделить, что нам помогает в развитии нашего образования:
- Программное обеспечение, которое сейчас существует по любому предмету
- Использование собственных разработок, сделанных с помощью информационных технологий
- Возможности Интернета позволяют в огромном потоке информации выбирать нужную, более важную, новую информацию (невозможно учиться сейчас по одним учебникам)
- Дистанционный способ работы (посредством компьютерных сетей)
Проектная деятельность – удачная современная форма организации деятельности ученика, повышающая качество образования! Сейчас получается, что почти каждый учащийся информационно-технологического профиля и многие другие ребята находят свой интерес в участии одного или другого проекта. Моё мнение, что учащийся, который только начал заниматься проектной деятельностью должен выбрать тему самостоятельно, пусть не актуальную с вашей точки зрения, зато на этом проекте он проявит свои творческие способности и научится работать с той или иной программой. Дальше к 10-11 классу вы заметите уже осознанный выбор темы. У ребёнка не пропал интерес и все довольны!
Систематизация проектной деятельности. Всего через 4 года работы с применением проектной деятельности, я столкнулся всё с более нарастающим потоком работ учащихся, которые не хватает времени даже внимательно изучать. Например, много работ, которые очень интересны, однако требуют завершенности, вызывают желание учителя продолжить работу с этим проектом. Итак, за какое-то время накапливается определенное количество материала, которое нужно систематизировать, с целью дальнейшего совершенствования, использования и распределить вид проектной деятельности по классам более целесообразно. Например, только за последний год информационно-технологическим профилем были созданы более 100 проектных работ. Систематизация проектной деятельности – это очередная проблема, возникающая на определенной этапе проектной деятельности.
А оценку проектных работ лучше всего проводить по следующим критериям:
- дизайн (оформление)
- логическая последовательность изложения
- актуальность темы
- полнота (завершенность) темы.
Немного о наших результатах работы и наших достижениях, как зеркале повышения качества образования. Как ни сказать о результатах, как основном показателе качества образования. Несколько лет назад я поставил цель – достичь каких-то результатов с простыми ребятами из нашего малого городка и близлежащих сел. Сейчас я понял, что систематичность применяемых способов (вышесказанных) начинает давать результаты (см.приложение).
Наши ближайшие задачи. Без проблем и трудностей наша жизнь не будет полноценной, особенно у нас в глубинке. Так в данное время жизнь диктует решить следующие задачи:
- Создать локальную сеть школы: подключить все компьютеры к единой сети, осуществить подключение к Интернету на всех компьютерах (О важности единого информационного пространства учреждения говорилось на областной конференции в г. Чите по «Новым информационным технологиям в образовании» в марте 2006 года, наряду с подключением к Интернету)
- Планируется совершенствовать программу обучения количественно и качественно, направляя действия на преемственность средней и высшей школы
- Продолжать работу по систематизации проектной работы в информационно-технологическом профиле и перенести эту работу в среднее звено
- Больше внедрять ПО, свои разработки и привлекать к этому больше учителей
- Продолжить эксперимент по элементам дистанционного обучения через электронную почту, интерактивное общение и т.д.
- Освоение интерактивной доски для использования учителями в обучении и проектной работе при решении логических, алгоритмических, разного рода информационно-технологических задачах в индивидуальной и групповой работе.
Из результатов работы по информатике в МОУ СОШ №9 г. Нерчинска и Нерчинского района
Учитель информатики (руководитель РМО) Курилов И.А.
Приложение (2003-2007):
Предметные олимпиады: С 2003 года (4 года) – ребята побеждают в районных олимпиадах, а в областных в 2006 году – 2 место (диплом), в 2007 – 5 место (грамота). Отрадно знать, что в этом году из нашего 11-го информационно-технологического класса примерно 8-10 человек могли выступить на таком же уровне.
Научно-практические конференции – это форма работы показывает, что интерес учащихся к проектной работе и к предмету возрастает. Учащиеся с большим желанием готовятся к выступлению, творчески и самокритично подходят к своей работе. Результат 4 года (столько существует секция информатики и ИКТ) достойно выступали и всегда побеждали. В прошлом году работы одного ученика были отправлены на областную конференцию «Шаг в науку», в этом году уже работы 2-х человек отправились на область.
Конкурс – «Лучший графический Дизайнер». С большим удовольствием ребята принимают участие в этом конкурсе (рисуют в Paint, Corel Draw и Photoshop). Уже десятки работ выставляются на выставку. За 4 года 5 победителей в этом конкурсе.
Конкурс программирования. В прошлом году в школе прошел конкурс программирования в 9-10 классах – он выявлял ребят, интересующихся программированием. В этом году он пройдёт 2-ой раз и по предварительным данным должен собрать больше учеников.
Другая внеклассная работа. Ребята информационно-технологического профиля и кружка с интересом участвуют и помогают в проведении других школьных, районных и даже областных мероприятий. Это участие в прошлом году в конкурсе «Компьютерный гений», помощь и непосредственный вклад в победу в конкурсе на лучшую школу (Президентский гранд), помощь в создании сайта школы, оказание помощи по компьютерному обеспечению областной конференции «Музей и Дети» проходившей в г. Нерчинске в марте 2006 года, районного смотра «60- лет победы», районного конкурса «Учитель года» и других районных и школьных мероприятий.
Сейчас мы будем проводить ещё одну конференцию (школьную) и в ней будут участвовать ученики 5-10 классов. В 7 классах проводим конкурс проектов-презентаций.
И наконец, наши выпускники. Почти все выпускники МОУ СОШ №9 г. Нерчинска, увлекающие информатикой в школе или оканчивающие информационно-технологический профиль, обучаются сейчас в престижных ВУЗах не только области, но и страны. Это в основном специальности, связанные с информатикой и ИКТ.
Так, например, в Москве в МТУ им. Баумана обучается выпускник нашей школы 2004 года выпуска, также наши ребята обучаются в Саратове, в Орле (в Федеральной Академии Государственной Службы Охраны) – 2 человека 2005 и 2006 годов выпуска. В Новосибирске, в Иркутске – несколько человек, в Улан-Удэ выпускники 2005-2006 года выпусков, в Санкт-Петербурге в Полярной Академии учится выпускник прошлого года, в Хабаровске в Академии государственной службы учится выпускница прошлого года. В Чите: в ЧГУ – несколько человек, в ЧИИГЭА – несколько человек, в ЗГПУ, в ЧГМА, в ЗИПСУПК и т. д. Это почти все выпускники нашего информационно-технологического профиля только за последние 3 года!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"
Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

«Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»
«Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»...

«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики»
Математика важна для повседневной практической деятельности человека. В современных условиях математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются, изучаются и прогнозируются мно...

Научная статья на тему: "Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях"
ктуальность исследования заключается в том, что за это время внедрение ИКТ (информационных компьютерных технологий) стало доступно на уроках физической культуры, как бы несравнимо это ни звучало. Сост...

«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению информатики»
laquo;Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению информатики»...

Педагогический совет "Повышение качества образования через использование современных педагогических технологий"
Педсовет "Повышение качества образования через использование современных педагогических технологий". В разработке представлена классификация педтехнологий. Цель - раскрытие роли соврем...

Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физкультуры.
Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физкультуры....