Мастер класс "Технология формирования экологической культуры на уроках биологии"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Крючкова Елена Анатольевна

Методическая разработка мастер класса, экологического праздика, социально значимых зкологических акций

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕ МЫ ПАССАЖИРЫ ОДНОГО КОРАБЛЯ ПО ИМЕНИ ЗЕМЛЯ,- ЗНАЧИТ, ПЕРЕСЕСТЬ ИЗ НЕГО ПРОСТО НЕКУДА. (АНТУАН ДЕ СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ)

Технология формирования экологической культуры на уроках биологии

На состоявшейся еще в 1992 г международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее Планеты выразили в двух словах-Биосфера в опасности!

Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию изменить ситуацию к лучшему.

Об актуальности темы технологии говорить не приходиться. По -моему все и так очевидно.

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

Цель Формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

Это комплекс мероприятий, который включает в себя:

- введение экологии в школьные предметы

 -проведение интегрированных уроков по разным предметам

- экологизация школьного предмета »Биология», «Химия»

- проведение внеклассных мероприятий,

- социально-значимых и исследовательских проектов

Предполагаемые результаты  работы по программе:

Образовательные:

эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы;

возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

активизации познавательной деятельности учащихся;

вовлечение учащихся в практическую деятельность;

формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

Педагогические:

использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи:

воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;

формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;

содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.

Методы и приемы:

  1. Экологизация школьного курса «Химия»,Экологизация курса»Химия»
  2.  Презентации учащихся по экологической тематике
  3. Участие в Научно – практической конференции «Учение с увлечением»
  4. Организация и проведение  тематической недели посвященной Дню Земли
  5. Организация и проведение экологических праздников  («День Земли», «День птиц»)
  6. Проведение интегрированных уроков («День туберкулеза», «Нравственное и Физическое здоровье человека»)
  7. Участие в экологических играх, конкурсах организованных СЮН
  8. Организация внешкольной деятельности детей: помощь приюту, уборка территории, озеленение, сооружение и развешивание скворечников, проектная деятельность, плакаты и рисунки по проблемам экологии
  9. Лабораторный практикум на уроках и дома
  10. Сотрудничество с косметологом– визажистом, психологами, школьным  фельдшером.
  11. Стихи, пословицы, поговорки о природе, об отношениях человека с природой
  12. Методики диагностики субъектификации природных объектов ( методика »Доминанта», метод ранжирования, вербальная ассоциативная методика »ЭЗОП»)
  13. Экскурсии
  14.  Решение экологических задач и проблем
  15. Практические работы
  16. Проектная деятельность

Показателями результативности программы могут служить:

Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;

участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах;

практическая включенность детей в экологическую деятельность;

результаты мониторинга и анкетирования детей;

К сожалению, никто пока не знает, что конкретно надо делать для исправления экологической ситуации в стране, мире. Однако известно, что поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого.

Равнодушию  не должно быть места.

Экологизация школьного предмета «Химия»

  1.  Антропогенные источники загрязнения
  2.  Кислотные дожди: причины и последствия
  3.  Озоновый щит планеты
  4.  Озоновые дыры: причины и последствия
  5.  Причины потепления климата на планете
  6.  Последствия применения пестицидов и борьба с ними
  7.  Применение наиболее перспективного в экологическом отношении биологического метода борьбы
  8.  Охрана атмосферы от химического загрязнения
  9.  Охрана водных ресурсов
  10. Охрана земельных ресурсов
  11. Химия и повседневная жизнь человека («Химические средства гигиены и косметики», «Химия и пища», «Средства борьбы с бытовыми насекомыми», «Синтетические моющие средства: вред или благо?»)
  12. Источники химического загрязнения окружающей среды
  13. Безотходные технологии
  14. Парниковый эффект: причины и последствия

Лабораторный практикум по экологии,
8 класс

  1.  Оценка состояния физического здоровья
  2.  Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой
  3.  Оценка состояния противоинфекционного иммунитета
  4.  Влияние холода на частоту дыхательных движений
  5.  Развитие утомления
  6.  Тренировка памяти
  7.  Воздействие шума на остроту слуха
  8.  Оценка температурного режима учебных помещений
  9.  Определение своего темперамента
  10. Утомление при статической и динамической работе
  11. Выявление нарушения осанки
  12. Определение отсутствия витамина С в продуктах, где он должен быть

Праздник «С Днем рождения, Земля!»

К мероприятию подготовлены:

  1. Выставка «Спасем мир и природу».
  2. Выставка Рисунки детей на тему: «Давайте беречь природу».
  3. Выставка букетов и композиций.
  4. Презентации по экологическим проблемам.

Звучит музыка:

                            Здравствуйте, друзья!

Здравствуй, природа!

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные,  птицы.

                              Это наша Земля!

22 апреля мы отмечаем необычный международный праздник – День Земли. Праздник, который помогает нам задуматься о состоянии нашей планеты, о возможностях человека и его отношениях с природой.

Из истории праздника

   В 1969г возле столь хорошо знакомого нам теперь города Санта-Барбара (телесериал «Санта-Барбара») произошел аварийный разлив нефти. Огромное количество этой жидкости расползлось по поверхности прибрежных вод океана, загрязнило пляжи. От аварии тогда пострадали многие морские животные, особенно птицы. Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям об их отношениях с окружающей средой. Так появилась идея проведения Дня Земли. 22 апреля 1970г тысячи американцев вышли на улицы городов. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, сажали деревья, убирали на улицах мусор, очищали берега рек, слушали песни, воспевающие красоту окружающего мира.

   Первый День Земли отмечали только в США. Но со временем этот праздник объединил жителей многих стран. С каждым годом их становится все больше. Начали отмечать День Земли и в России. Кроме того, по постановлению правительства, с 15 апреля по 15 июня у нас ежегодно проводятся  специальные дни защиты окружающей среды.

           Наш праздник продолжается.

  Ведущий: Ребята, сможем ли мы с вами жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Если сможем, то, наверное, перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые предлагали строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем крупнее становятся наши города, чем выше дома, чем больше асфальта, тем чаще людям хочется подышать запахом лесов, лугов, послушать пение птиц, уехать от удушливого смога городов. Потому, что там, за городом, наш настоящий дом – природа! Дом, без которого нам не прожить.

                              Чтец:  Есть просто храм,

            Есть храм науки,

                             А есть еще природы храм –

                          С лесами, тянущими руки

                               На встречу солнцу и ветрам.

                                 Он свет в любое время суток,

                                     Открыт для нас в жару и стынь.

                                       Входи сюда, будь сердцем чуток,

                            Не оскверняй его святынь.

Чтец:      На земле исчезают цветы,

                         С каждым годом заметнее это.

                     Меньше радости и красоты

                      Оставляет нам каждое лето.

                      Откровенье цветов луговых

                     Нам понятно было едва ли,

                    Беззаботно топтали мы их

                             И безумно, безжалостно рвали.

                               В нас молчало безумное «стой».

                                Нам казалось все мало, все мало.

                         А потом в толчее городской

                       Мы охапки тащили устало.

                        И не видели, как из-под ног

                      Молчаливо, дыша еле-еле,

                       Обреченно глядел василек,

                             Безнадежно гвоздики глядели.

Танец цветов с веточками

Ведущий: Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она хрупка и ранима. Часто, гуляя в лесу, загорая на пляже, мы оставляем после себя не потушенный костёр, бросаем мусор, шумим и совсем не задумываемся над тем, что мы пришли в гости к природе, а в гостях нужно вести себя культурно.

Давайте послушаем стихотворение С.Михалкова «Прогулка» и проанализируем его.

 Стихотворение С. Михалкова «Прогулка»

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

                                Возле речки не найти

Там сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели,

Жгли костер, бумагу жгли –

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй, ребята! –

Крикнул Дима

- Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер,

В футбол играли,

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых ими склянки

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка,

                               Возле речки не найти!

Ребята, что Вы можете сказать о поведении этих ребят в природе? Как бы Вы повели себя в данной ситуации?

 - Ответы детей.

Да, иногда мы видим вот такое небрежное отношение к Земле – нашему дому, нашей жизни. Но, сегодня, не хочется омрачать этот светлый, праздничный день – День рождения Земли. Ребята, давайте поздравим нашу дорогую Землю с ее замечательным Днем!

 Дети читают поздравление Земле:

Дорогая, милая Земля!

Поздравляем тебя с твоим великолепным праздником!

Мы желаем здоровья тебе, твоим рекам, озёрам, лесам, твоим питомцам: зверям, и птицам, рыбкам и насекомым.

Ещё, конечно, мы желаем тебе быть самой красивой планетой. Мы думаем, что в свой день рождения ты будешь веселой и не будешь на нас обижаться.

Мы обязательно постараемся убрать с тебя весь мусор и приложим все силы для того, чтобы ты была ещё краше.

                Чтец:           Давайте беречь

    От невзгоды любой

           Большой и доверчивый

                                      Шар голубой.

Давайте, ребята,

 Назло непогодам

  Обнимем планету

   Своим хороводом.

Развеем над нею

                                      И тучи, и дым,

                                      В обиду её

    Никому не дадим!

К празднику Земли Вы нарисовали замечательные рисунки. Давайте и в жизни стараться делать так, чтобы наша Земля была такой же красивой.

Награждение детей за рисунки.

Ведущий:    Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают землю. Они учат человека понимать

  прекрасное.

                         

                           Лес не только для нашей забавы,

                           Он - богатство родной страны!

                           Все деревья в нём, ягоды, травы,

                           Нам на пользу, друзья, взращены.

                           Каждый куст берегите, ребята!

                           Где росток ты увидишь простой,

                           Может вырасти дуб в три обхвата,

                           Березняк иль малинник густой.

                           А уж сколько орехов и ягод!

                           Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!

                           Сердцу любо, коль знаешь, что за год

                           В сосняке разрослась молодёжь.

                                                  (Вс. Рождественский).

В лесу  тоже есть свои правила и когда Вы бываете там, то должны их соблюдать.

                                              Лесные правила

               Чтец:       Если в лес пришел гулять,

                               Свежим воздухом дышать,

                         Бегай, прыгай и играй.

                            Только, чур, не забывай,

                               Что в лесу нельзя шуметь,

                               Даже очень громко петь!

                           Испугаются зверушки,

                               Убегут с лесной опушки.

                         Ветки дуба не ломай.

                          И почаще вспоминай:

                               Мусор с травки убирать!

                               Зря цветы не надо рвать!

                               Из рогатки – не стрелять!

                            Ты пришел не убивать!

                              Бабочки пускай летают,

                             Ну, кому они мешают?

                                      Здесь не нужно всех ловить.

                                        Топать, хлопать, палкой бить.

                                        Ты в лесу – всего лишь гость.

                                   Здесь хозяин – дуб и лось.

                        Их покой побереги,

                               Ведь они нам не враги!

  Ведущий:  В лесу живут «братья наши меньшие»: птицы и звери.    Среди них множество наших верных друзей. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают

 нашу жизнь. Весной многие птицы возвращаются в родные края. Красотой леса восхищаются авторы произведений русских народных сказок. Лес полон превращений и чудес. Об этом следующая музыкальная история, которая произошла с царём Кощеем.

Викторина о птицах

1. Самые крупные летающие птицы?      (лебедь, орёл,

                                                                               дрофа).

2. Самая маленькая птица в мире?              (колибри).

3.Кто лучше всех в лесу поёт?                     (соловей).

4. Какая птица выводит птенцов зимой?     (клёст).

5. Какая сова охотится днём?                       (полярная).

6. Какая птица живёт дольше всех?             (ворон).

7. Птенцы какой птицы шипят из гнезда, как змеи?

                                                                         (вертишейка).

8. Какая птица сажает носом деревья?       (сойка).

9. Какая птица выше всех летает?                (орёл).

10. Кто быстрее всех летает?                        (стриж).

11. Назовите самую большую птицу на земле      (страус).

12. Какая птица любит нырять в прорубь?       (оляпка).

13. Назовите красногрудых птиц, которые питаются горькой

         рябиной                                                (снегири).

14. Пение этой птицы слышно уже в марте. Чем выше она

      взлетает, тем звонче её голос. О какой птице идёт речь?

                                                               (о жаворонке).

15. Какая птица поёт хвостом?           (бекас).

Ведущий: Молодцы, ребята! Наш праздник подходит к концу и закончить его хочется стихами:

               Чтец:   Нам жить в одной семье,

                           Нам петь в одном кругу

                           Идти в одном строю,

                           Лететь в одном полёте

                           Давайте сохраним

                           Ромашку на лугу,

                           Кувшинку на реке

                           И клюкву на болоте

                           О, как природа-мать

                           Терпима и добра!

                           Но чтоб её лихая участь

                                                         не постигла,

                            Давайте сохраним

                            На стрежнях – осетра,

                            Касатку в небесах,

                            В таёжных дебрях тигра!

   В конце мероприятия все вместе исполняют песню

                            «Большой хоровод».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры на уроках биологии

Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая техноцивилизацию, вошла в противоречие с  законами природы – потребляя, общество прев...

Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естествоведческих предметов.

Одно из положений Федерального закона “Об образовании” гласит, что школа должна формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одн...

Методическая система по формированию экологической культуры на уроках цветоводства и биологии

   Основная цель моей методической системы – это повышение уровня экологической культуры учащихся с ОВЗ на уроках биологии, цветоводства и внеурочной деятельности через формиров...