Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений "
рабочая программа по биологии (6 класс)

Тюленева Елена Александровна

Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений » соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_tochka.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений » соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

Программа «Мир растений»

» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.

Место курса «Мир растений »

в базисном учебном плане

Согласно учебному плану школы на изучение курса внеурочной деятельности «Мир растений» в  6 классе отводится 1 час  в неделю, то есть 34 часа за учебный год.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Мир растений »

Личностные результаты:

  • воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
  • знание и соблюдение правил поведения в природе;
  • понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
  • умение реализовывать теоретические познания напрактике;
  • понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
  • воспитание в учащихся любви к природе;
  • признание права каждого на собственное мнение;
  • готовность учащихся к самостоятельным поступкам и  действиям на благо природы;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение учащихся к своим поступкам,
  • осознание ответственности за последствия;
  • умение слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты изучения биологиизаключаются в формировании универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем уметь совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,выявлять причины и следствия простых явлений;
  • умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих знаний и умений.

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение особенностей процессов жизнедеятельности растений;

• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды, необходимости защиты растительного мира;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли растений в жизни человека, значения растительного разнообразия;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и выявление приспособлений растений к среде обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5.В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Ученик научится:

  • основам исследовательской деятельности;
  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
  • взаимодействовать в группах;
  • демонстрировать результаты своей работы;
  • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
  • соблюдать правила поведения в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • моделировать  экологическую  ситуацию;
  • находить необходимую информацию на различных носителях.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир растений » с указанием форм организации и видов деятельности

1.Введение (3ч).Растения – наши соседи по планете. Цели задачи и содержание  курса. Методы изучения и проведения исследований в мире растений. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования. Наблюдение, опыт, эксперимент.

2. Морфология растений (7 ч).Морфологические особенности изучаемого растения. Семена растений, какие они.  Разнообразие корней. Какими бывают побеги. Почки- кто  они? Эти замечательные листья. листорасположение, структура  листа, жилкование, строение цветка и плодов. Легенды о цветах. Экскурсия. Лабораторная работа №1 « Условия прорастания семян», Лабораторная работа №2 «Поглощение воды корнями растений»

3. Анатомия растений (3 ч). Внутреннее строение растений. Клетка. Органоиды растительной клетки. Клеточное строение листа. Правила работы с лабораторным оборудованием. Работа с живыми объектами. Лабораторная работа №3 « Строение клетки», Лабораторная работа №4«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений»

4. Физиология растений (6 ч). Особенности жизнедеятельности растений. Питание растений. Дыхание. Фотосинтез. Тропизмы. Способы размножения растений.  Сезонные изменения в жизни растений. Экскурсия. Фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) Лабораторная работа №5 « Влияние освещенности на рост растений», Лабораторная работа №6 «Фототропизм у растений».

5. Систематика растений (5 ч).Чем занимается наука систематика? Крестоцветные и розоцветные – кто вы? Бобовые и Пасленовые – кто вы? Сложноцветные – кто вы? Злаковые и Лилейные – кто вы? Загадки о растениях. Угадай растение.

6. Экология растений (3 ч). Экологические особенности произрастания растений. Экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Географический ареал распространения. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Виды растений Липецкой области, занесенных в Красную книгу.

7. Роль растения в природе и жизни человека (6 ч).Роль растений в природе. Биоценозы, биогеоценозы с участием растений Роль растения в жизни человека. Культурные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Экскурсия. Растение в литературных  и музыкальных произведениях. Практическая работа №1 «Теплолюбивые и холодостойкие растения», Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями».

8. Оформление проекта и подготовка материалов к защите (4 ч).Подготовка презентации по материалам проекта. Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.). Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления).

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение

3

2

Морфология растений

7

3

Анатомия растений

3

4

Физиология растений

6

5

Систематика  растений

5

6

Экология растений

3

7

Роль растений в природе и жизни человека

3

8

Оформление проекта и подготовка материалов к защите

4

Всего:

34

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

1

Растения – наши соседи по планете. Экскурсия.

2

Методы изучения и проведения исследований мира растений.

3

Составление отчета по экскурсии.  

4

Морфологические особенности изучаемого растения.

5

Семена растений. Лабораторная работа №1 « Условия прорастания семян»

6

Корень. Лабораторная работа №2 «Поглощение воды корнями растений»

7

Какими бывают побеги. Почки.

8

Эти замечательные листья

9

Зачем растениям цветы?

10

Плоды сухие и сочные

11

Внутреннее строение растений

12

Органоиды растительной клетки. Лабораторная работа №3 « Строение клетки»

13

Органоиды растительной клетки Лабораторная работа №4«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений»

14

Особенности жизнедеятельности растений.

15

Как растения дышат

16

Растения зеленые и не только. Фотосинтез. Лабораторная работа №5 « Влияние освещенности на рост растений»

17

18

Лабораторная работа №6 «Фототропизм у растений».

Как размножаются растения

19

Сезонные изменения в жизни растений.

20

Чем занимается наука систематика?

21

Крестоцветные и розоцветные – кто вы?

22

Бобовые и Пасленовые – кто вы?

23

Сложноцветные – кто вы?

24

Злаковые и Лилейные – кто вы?

25

Экологические особенности произрастания растений родного края.

26

Охрана растений Курской  области и мест их обитания.

27

 Практическая работа №1 «Теплолюбивые и холодостойкие растения.»

28

  Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями».

29

Лекарственные растения Курской области.

30

Растения в литературных  и музыкальных произведениях.

31

Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.)

32

Подготовка презентации по материалам проекта.

33

Защита проектов

34

Защита проектов


Методические материалы

Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]:        — URL:https://rl.ru/ (датаобращения: 10.05.2021).

  • Круглый стол. Цифровые лаборатории в современной школе (Электронный ресурс) URL: https://www.voutube.com/watch?v=qBi-tolw2N4
  • Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]:
  •  Электронная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]: —URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 10.05.2021).
  • Научная электронная библиотека «Elibrary.ru» [Электронный ресурс]:- URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 10.05.2021).
  • Образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]:

Дополнительные материалы:

  1. Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. - Учитель, 2009.
  2. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. - Учитель, 2020.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Федоров», 2010
  4. Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебно-методическое пособие. - Паритет, 2022.
  5. Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. - Планета, 2021.
  6. Якушкина Е.Д. Биология. 5-9 класс. Проектная деятельность учащихся. - Учитель, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)

В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог"....

Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".

Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...

Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"

Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными"

Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными" расчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 6-х классов....

Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"

Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы

Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...

Программа внеурочной деятельности по биологии "В мире растений" для учащихся 5-6 классов

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся,  организуемая во внеурочное время для удовлетворен...