Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений "
рабочая программа по биологии (6 класс)
Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений » соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_tochka.docx | 45.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по биологии «Мир растений » соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа «Мир растений»
» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.
Место курса «Мир растений »
в базисном учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение курса внеурочной деятельности «Мир растений» в 6 классе отводится 1 час в неделю, то есть 34 часа за учебный год.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Мир растений »
Личностные результаты:
- воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- знание и соблюдение правил поведения в природе;
- понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- умение реализовывать теоретические познания напрактике;
- понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
- воспитание в учащихся любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам,
- осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты изучения биологиизаключаются в формировании универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем уметь совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,выявлять причины и следствия простых явлений;
- умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих знаний и умений.
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение особенностей процессов жизнедеятельности растений;
• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды, необходимости защиты растительного мира;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли растений в жизни человека, значения растительного разнообразия;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и выявление приспособлений растений к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3.В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5.В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Ученик научится:
- основам исследовательской деятельности;
- прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
- приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
- аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
- взаимодействовать в группах;
- демонстрировать результаты своей работы;
- обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
- соблюдать правила поведения в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- моделировать экологическую ситуацию;
- находить необходимую информацию на различных носителях.
- Содержание курса внеурочной деятельности «Мир растений » с указанием форм организации и видов деятельности
1.Введение (3ч).Растения – наши соседи по планете. Цели задачи и содержание курса. Методы изучения и проведения исследований в мире растений. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования. Наблюдение, опыт, эксперимент.
2. Морфология растений (7 ч).Морфологические особенности изучаемого растения. Семена растений, какие они. Разнообразие корней. Какими бывают побеги. Почки- кто они? Эти замечательные листья. листорасположение, структура листа, жилкование, строение цветка и плодов. Легенды о цветах. Экскурсия. Лабораторная работа №1 « Условия прорастания семян», Лабораторная работа №2 «Поглощение воды корнями растений»
3. Анатомия растений (3 ч). Внутреннее строение растений. Клетка. Органоиды растительной клетки. Клеточное строение листа. Правила работы с лабораторным оборудованием. Работа с живыми объектами. Лабораторная работа №3 « Строение клетки», Лабораторная работа №4«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений»
4. Физиология растений (6 ч). Особенности жизнедеятельности растений. Питание растений. Дыхание. Фотосинтез. Тропизмы. Способы размножения растений. Сезонные изменения в жизни растений. Экскурсия. Фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) Лабораторная работа №5 « Влияние освещенности на рост растений», Лабораторная работа №6 «Фототропизм у растений».
5. Систематика растений (5 ч).Чем занимается наука систематика? Крестоцветные и розоцветные – кто вы? Бобовые и Пасленовые – кто вы? Сложноцветные – кто вы? Злаковые и Лилейные – кто вы? Загадки о растениях. Угадай растение.
6. Экология растений (3 ч). Экологические особенности произрастания растений. Экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Географический ареал распространения. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Виды растений Липецкой области, занесенных в Красную книгу.
7. Роль растения в природе и жизни человека (6 ч).Роль растений в природе. Биоценозы, биогеоценозы с участием растений Роль растения в жизни человека. Культурные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Экскурсия. Растение в литературных и музыкальных произведениях. Практическая работа №1 «Теплолюбивые и холодостойкие растения», Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями».
8. Оформление проекта и подготовка материалов к защите (4 ч).Подготовка презентации по материалам проекта. Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.). Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления).
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Морфология растений | 7 |
3 | Анатомия растений | 3 |
4 | Физиология растений | 6 |
5 | Систематика растений | 5 |
6 | Экология растений | 3 |
7 | Роль растений в природе и жизни человека | 3 |
8 | Оформление проекта и подготовка материалов к защите | 4 |
Всего: | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | ||
1 | Растения – наши соседи по планете. Экскурсия. | ||
2 | Методы изучения и проведения исследований мира растений. | ||
3 | Составление отчета по экскурсии. | ||
4 | Морфологические особенности изучаемого растения. | ||
5 | Семена растений. Лабораторная работа №1 « Условия прорастания семян» | ||
6 | Корень. Лабораторная работа №2 «Поглощение воды корнями растений» | ||
7 | Какими бывают побеги. Почки. | ||
8 | Эти замечательные листья | ||
9 | Зачем растениям цветы? | ||
10 | Плоды сухие и сочные | ||
11 | Внутреннее строение растений | ||
12 | Органоиды растительной клетки. Лабораторная работа №3 « Строение клетки» | ||
13 | Органоиды растительной клетки Лабораторная работа №4«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений» | ||
14 | Особенности жизнедеятельности растений. | ||
15 | Как растения дышат | ||
16 | Растения зеленые и не только. Фотосинтез. Лабораторная работа №5 « Влияние освещенности на рост растений» | ||
17 18 | Лабораторная работа №6 «Фототропизм у растений». Как размножаются растения | ||
19 | Сезонные изменения в жизни растений. | ||
20 | Чем занимается наука систематика? | ||
21 | Крестоцветные и розоцветные – кто вы? | ||
22 | Бобовые и Пасленовые – кто вы? | ||
23 | Сложноцветные – кто вы? | ||
24 | Злаковые и Лилейные – кто вы? | ||
25 | Экологические особенности произрастания растений родного края. | ||
26 | Охрана растений Курской области и мест их обитания. | ||
27 | Практическая работа №1 «Теплолюбивые и холодостойкие растения.» | ||
28 | Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями». | ||
29 | Лекарственные растения Курской области. | ||
30 | Растения в литературных и музыкальных произведениях. | ||
31 | Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.) | ||
32 | Подготовка презентации по материалам проекта. | ||
33 | Защита проектов | ||
34 | Защита проектов |
Методические материалы
Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]: — URL:https://rl.ru/ (датаобращения: 10.05.2021).
- Круглый стол. Цифровые лаборатории в современной школе (Электронный ресурс) URL: https://www.voutube.com/watch?v=qBi-tolw2N4
- Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]:
- URL:https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).
- Электронная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]: —URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 10.05.2021).
- Научная электронная библиотека «Elibrary.ru» [Электронный ресурс]:- URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 10.05.2021).
- Образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]:
- URL:https://bio6-vpr.sdamgia.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).
- Е.О. Чобанова Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мудрый совенок» http://ct-edu.ru/gnews/highnews/vneurochnava-devatelnost-po- biologii-mudriie-sovenok.html .
Дополнительные материалы:
- Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. - Учитель, 2009.
- Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. - Учитель, 2020.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Федоров», 2010
- Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебно-методическое пособие. - Паритет, 2022.
- Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. - Планета, 2021.
- Якушкина Е.Д. Биология. 5-9 класс. Проектная деятельность учащихся. - Учитель, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)
В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог"....
Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".
Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...
Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"
Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными"
Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными" расчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 6-х классов....
Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"
Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы
Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...
Программа внеурочной деятельности по биологии "В мире растений" для учащихся 5-6 классов
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, организуемая во внеурочное время для удовлетворен...