Программа внеурочной деятельности по биологии "В мире растений" для учащихся 5-6 классов
методическая разработка (6 класс)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «В мире растений» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 6 класса.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса "В мире растений" | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по биологии для 6-х классов.
«В мире растений»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Актуальность: Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Программа «В мире растений» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 6 класса.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Место внеурочной деятельности «В мире растений» в учебном плане
Согласно учебному плану на проведение занятий «В мире растений» в 6-м классе выделяется 1час в неделю - всего 35 ч. Возраст детей 12 лет. Продолжительность одного занятия - 40 минут.
Цели программы:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Формы и методы организации деятельности детей:
- - индивидуальная;
- групповая;
- парная;
- исследовательские задания;
- игровые задания;
- систематические наблюдения;
- ролевые, дидактические, игры;
- творческие задания, опыты;
- практические работы;
- создание экологических проектов;
- моделирование;
- экологические акции;
- составление памяток.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности «В мире растений»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
- развитие интереса к познанию мира природы;
- осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- расширение сферы социально-нравственных представлений;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты:
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Содержание курса «В мире растений»
Тема 1. Мой округ. «Осень в нашем городе». Растительный и животный мир ХМАО – Югре. Основные экологические группы животных. Основные экологические группы растений. «Исчезающие растения и животные округа». (7 часов)
Тема 2. Вода – источник жизни. Круговорот воды в природе .Источники загрязнения воды. Просмотр фильма «Вода – жизнь». Вода в жизни животных. Вода в жизни растений. «Вода в моем доме». Вода и здоровье человека. «Вода – источник жизни на Земле». (10 часов)
Тема 3. В мире растений. Значение комнатных растений в жизни человека. Живые барометры. Растения приборы и индикаторы. Растения гиганты и карлики. «Растения кроты». Удобрения. Правила пользования. Корень жизни. Растения лекари. Растения – спутники солнца. Фитонциды – друзья человека. Растения-животные (удивительные факты). Жизненные формы растений. (10 часов)
Тема 4. Воздух и здоровье. Воздух и здоровье человека. Влияние растений. Источники загрязнения воздуха. « Автотранспорт и воздух в городе» (4 часа)
Тема 5. Весенние работы. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними. Экологический десант по уборке школьной территории. Экскурсия на пришкольный участок «Знакомство с видовым разнообразием». (4 часа)
Учебно-тематический план
№ | Содержание программы | Количество часов | Перечень универсальных действий учащихся | Формы контроля | |
Аудиторные | Неаудиторных | ||||
Мой округ | 5 | 2 | |||
1 | «Осень в нашем городе» | 1 | Развитие интереса к познанию мира природы, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Беседа об осенних явлениях. | |
2 | Растительный и животный мир ХМАО - Югре | 1 | Лекция | ||
3 | Основные экологические группы животных | 1 | |||
4 | Основные экологические группы животных | 1 | |||
5 | Основные экологические группы растений | 1 | |||
6-7 | «Исчезающие растения и животные округа» (парный проект) | 2 | Оформление буклетов. | ||
Вода – источник жизни | 7 | 3 | |||
8 | Круговорот воды в природе | 1 | Готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного здоровьесберегающего поведения; умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выявлять причинно-следственные связи | Беседа | |
9 | Источники загрязнения воды | 1 | |||
10 | Просмотр фильма «Вода – жизнь» | 2 | Педагогическое наблюдение, собеседование | ||
11 | |||||
12 | Вода в жизни животных | 1 | |||
13 | Вода в жизни растений | 1 | |||
14-15 | «Вода в моем доме» (индивидуальный проект) | 2 | |||
16 | Вода и здоровье человека | 1 | Наблюдение, собеседование. | ||
17 | Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» | 1 | |||
В мире растений | 9 | 1 | |||
18 | Значение комнатных растений в жизни человека. | 1 | Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. установка на здоровый образ жизни; установление причинно-следственных связей; | Собеседование | |
19 | Живые барометры. Растения приборы и индикаторы. | 1 | |||
20 | Растения гиганты и карлики. | 1 | |||
21 | «Растения кроты» | 1 | Беседа | ||
22 | Удобрения. Правила пользования. | 1 | |||
23 | Корень жизни. Растения лекари. | 1 | |||
24 | Растения – спутники солнца. | 1 | Беседа | ||
25 | Фитонциды – друзья человека. | 1 | |||
26 | Растения-животные (удивительные факты) | 1 | |||
27 | Жизненные формы растений. | 1 | |||
Воздух и здоровье | 2 | 2 | |||
28 | Воздух и здоровье человека. Влияние растений. | 1 | Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде | ||
29 | Источники загрязнения воздуха. | 1 | |||
30-31 | « Автотранспорт и воздух в городе» (индивидуальный проект) | 2 | Оценка представленных работ | ||
Весенние работы | 4 | ||||
32 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. | 1 | |||
33 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 1 | |||
34 | Экологический десант по уборке школьной территории. | 1 | |||
35 | Экскурсия на пришкольный участок «Знакомство с видовым разнообразием» | 1 | |||
Итог: | 23 | 12 | 35 |
Технические средства обучения
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Документ – камера
- Цифровые ресурсы
- .
Современные образовательные технологии:
- Информационно-коммуникативная технология;
- Технология развития критического мышления;
- Проектная деятельность;
- Здоровьесберегающая технология;
- Кейс – технология;
- Технология проблемного обучения.
Список литературы:
- Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2/авт-сост. Е.А.Якушина и др. – Волгоград: Учитель. 2009.
- Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост. М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
- Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления). / Авт.-сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2006.
- Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т.Н.Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 6-х классов "Страноведение"
программа...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для учащихся 5-6 классов
Программа внеурочной деятельности "Фольклорные посиделки" для учащихся 5-6 классов совмещает в себе изучение русского фольклора и декоративно-прикладного творчества....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Здоровейка» для учащихся 5-х классов на 2018-19 учебный год 15.09.2018
Программа рассчитана на учащихся 5хкласов и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию и формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования. Прог...
Программа внеурочной деятельности по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов
Внеурочная деятельность по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся 1-4 классов с ОВЗ
Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов с ОВЗ (ЗПР)....
Разработка программ внеурочной деятельности по предмету "Музыка" для учащихся 5-8 классов.
Актуальной задачей педагогов-музыкантов, реализующих программы в сфере искусств, является овладение процессами проектирования рабочих программ по внеурочной деятельности детей....
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-9 классов "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку. Направление: научно-познавательное. Возрастная группа: 5-9 классы....