КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)
статья по биологии (5 класс) по теме
В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)
Подрябинкина Т. В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №17», г. Березовский
В 2013/2014 учебном году наш лицей, утвержденный в статусе областной инновационной площадки, приступил к введению новых образовательных стандартов в 5 классах. Мы отрабатываем модель внеурочной деятельности, способствующую реализации образовательных целей ФГОС. Одно из направлений внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное. Поскольку лицей реализует естественнонаучный профиль, для родителей наших учеников оказался актуальным запрос на пропедевтическое изучение биологии и химии. Эти соображения сделали для нас актуальной разработку программы «Клуб Юный эколог».
Разработанная нами программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5-6 классов. Форма занятий – клубная, предполагающая комбинированные занятия – в аудитории, практические занятия по уходу за обитателями аквариума, лабораторные работы с микроскопом.
Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интереса к биологии, окружающему миру, развитие любознательности, ответственности за окружающую природу, домашних питомцев.
Целевые установки курса можно определить следующим образом:
- познакомить обучающихся с многообразием комнатных растений, значением воды в природе;
- развивать у учащихся интерес к объектам живой природы;
- формировать бережное отношение к живой природе.
Программа может использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации. На внеурочную деятельность отводится 18 часов, занятия рекомендуется проводить в каникулярное время.
Данный курс включает три раздела:
- «Мой аквариум»,
- «Растения на службе человеку»,
- «Чистая вода».
При освоении данного курса обучающиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
- знание основных правил поведения в природе;
- формирование бережного отношения к живым организмам;
- умение правильно ухаживать за комнатными растениями и обитателями аквариума.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
- правила поведения в природе;
- роль воды для живых организмов;
- основные принципы здорового образа жизни;
- правила ухода за живыми объектами.
Обучающиеся должны уметь:
- проводить наблюдения за живыми объектами;
- ухаживать за растениями;
- выращивать растения из вегетативных органов;
- правильно кормить аквариумных рыб.
В содержание программы включены следующие темы:
- Мой аквариум (6 часов). Предполагается рассмотреть основные правила ухода за аквариумом, видовое разнообразие рыб школьного аквариума, виды корма и правила кормления рыб, правила очистки воды для аквариума с использованием разнообразных фильтров. Предполагается провести практические работы на темы: «Уход за аквариумом», «Кормление рыб», «Замена воды в аквариуме».
- Растения на службе человеку (6 часов). Рассматриваются следующие темы: мир комнатных растений, происхождение комнатных растений, правила ухода за растениями: подкормка, рыхление, полив. Учащиеся знакомятся с правилами размещения растений, узнают о растениях, улучшающих воздух. Проводим практические работы: «Подкормка комнатных растений», «Определение комнатных растений», «Размножение растений черенками и отводками».
- Чистая вода (6 часов). Здесь изучаются следующие темы: роль воды в природе, три состояния воды в природе, значение чистой воды, подземные источники, суточная потребность в воде, загрязнение природных вод, методы отчистки воды. Рекомендуется проведение практических работ: «Определение солевого состава воды», «Определение содержания ионов металлов в воде».
Тематический план приведен в Таблице 1.
Таблица 1
Тематический план курса
Тематическое планирование.
№ урока | Содержание темы | Количество часов |
Тема 1. Мой аквариум. | 6 часов | |
1 | Знакомство с обитателями аквариума | |
2 | Практическая работа №1«Уход за аквариумом» | |
3 | Загрязнение воды в аквариуме | |
4 | Практическая работа №2«Кормление рыб» | |
5 | Болезни рыб и их предупреждение | |
6 | Практическая работа №3«Замена воды в аквариуме» | |
Тема 2. Растения на службе человеку. | 6 часов | |
7 | Многообразие растений школьного сада | |
8 | Как победить вредителей растений | |
9 | Практическая работа №4«Подкормка - важное условие для роста растений» | |
10 | Использование растений для очищения воздуха | |
11 | Практическая работа №5«Определение комнатных растений» | |
12 | Практическая работа №6«Как правильно разместить растения» | |
Тема 3. Чистая вода. | 6 часов | |
13 | Вода – источник жизни | |
14 | Практическая работа №7«Определение солевого состава воды из разных источников» | |
15 | Целительная сила воды | |
16 | Три состояния воды в природе | |
17 | Практическая работа №8«Определение содержания ионов металлов в воде» | |
18 | Суточная потребность в воде |
Проведение занятий по программе развивает у детей интерес к биологии, способствует формированию экологической культуры, прививает умение жить в гармонии с окружающей природой, бережно относиться к ней.
Приводим примерный список литературы, на который может опереться учитель в работе по этой программе:
- Герасимов С.О., Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство.- М.: Нива России, 1992.- 192с.
- Денисова Г.А. Удивительный мир растений. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1973 – 192с.
- Жданов В.С. Аквариумные растения: Справочник/Под ред. д-ра биол. Наук Коровина С.Е.- М.: Лесн. Пром-сть, 1981.- 312с.
- Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере.- М.: 1989- 150 с.
- Махлин М.Д., Солоницин Л.П. Аквариум в школе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984.- 144 с.
- Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире.- М.: 1975- 167с.
- Черняев А.М. Поэзия и проза воды.- Екатеринбург: 1996- 130с. Энциклопедия комнатного цветоводства. Составитель: Головкин Б.Н.- М.: Колос, 1993.- 343с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".
Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и на...
Программа внеурочной деятельности по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов
Внеурочная деятельность по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов...
Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"
Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ «ЮНЫЙ МЕДИК» для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана с опорой на Программу курса биологии «Человек. 8 класс» В.В. Пасечника (Рабочие программы по биологии 5-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. З...
Клуб любителей английского языка. Внеурочная деятельность.
Клуб любителей английского языка....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология» 5-6класса
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -иссле...