КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)
статья по биологии (5 класс) по теме

В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6  КЛАССАХ)

Подрябинкина Т. В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №17», г. Березовский

В 2013/2014 учебном году наш лицей, утвержденный в статусе областной инновационной площадки, приступил к введению новых образовательных стандартов в 5 классах. Мы отрабатываем модель внеурочной деятельности, способствующую реализации образовательных целей ФГОС. Одно из направлений внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное. Поскольку лицей реализует естественнонаучный профиль, для родителей наших учеников оказался  актуальным запрос на пропедевтическое изучение биологии и химии. Эти соображения сделали для нас актуальной разработку программы «Клуб Юный эколог».

Разработанная нами программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5-6 классов. Форма занятий – клубная, предполагающая комбинированные занятия – в аудитории, практические занятия по уходу за обитателями аквариума, лабораторные работы с микроскопом.

Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интереса к биологии, окружающему миру, развитие любознательности, ответственности за окружающую природу, домашних питомцев.

Целевые установки курса можно определить следующим образом:

  • познакомить обучающихся с многообразием комнатных растений, значением воды в природе;
  • развивать у учащихся интерес к объектам живой природы;
  • формировать бережное отношение к живой природе.

    Программа может использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации. На внеурочную деятельность отводится 18 часов, занятия рекомендуется проводить в каникулярное время.

Данный курс включает три раздела:

  • «Мой аквариум»,
  • «Растения на службе человеку»,
  • «Чистая вода».

    При освоении данного курса обучающиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • формирование бережного отношения к живым организмам;
  • умение правильно ухаживать за комнатными растениями и обитателями аквариума.

     Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

  • правила поведения в природе;
  • роль воды для живых организмов;
  • основные принципы здорового образа жизни;
  • правила ухода за живыми объектами.

Обучающиеся должны уметь:

  • проводить наблюдения за живыми объектами;
  • ухаживать за растениями;
  • выращивать растения из вегетативных органов;
  • правильно кормить аквариумных рыб.

В содержание программы включены следующие темы:

  1.  Мой аквариум (6 часов). Предполагается рассмотреть основные правила ухода за аквариумом, видовое разнообразие рыб школьного аквариума, виды корма и правила кормления рыб,  правила очистки воды для аквариума с использованием разнообразных фильтров. Предполагается провести практические работы на темы: «Уход за аквариумом», «Кормление рыб», «Замена воды в аквариуме».
  2. Растения на службе человеку (6 часов). Рассматриваются следующие темы: мир комнатных растений, происхождение комнатных растений, правила ухода за растениями: подкормка, рыхление, полив. Учащиеся знакомятся с правилами размещения растений,  узнают о растениях, улучшающих воздух.  Проводим практические работы: «Подкормка комнатных растений», «Определение комнатных растений», «Размножение растений черенками и отводками».
  3. Чистая вода (6 часов).  Здесь изучаются следующие темы: роль воды в природе, три состояния воды в природе, значение чистой воды, подземные источники, суточная потребность в воде, загрязнение природных вод, методы отчистки воды. Рекомендуется проведение практических работ: «Определение солевого состава воды», «Определение содержания ионов металлов в воде».    

Тематический план приведен в Таблице 1.

Таблица 1

Тематический план курса

Тематическое планирование.

№ урока

Содержание темы

Количество часов

Тема 1. Мой аквариум.

6 часов

1

Знакомство с обитателями аквариума

2

Практическая работа №1«Уход за аквариумом»

3

Загрязнение воды в аквариуме

4

Практическая работа №2«Кормление рыб»

5

Болезни рыб и их предупреждение

6

Практическая работа №3«Замена воды в аквариуме»

Тема 2. Растения на службе человеку.

6 часов

7

Многообразие растений школьного сада

8

Как победить вредителей растений

9

Практическая работа №4«Подкормка - важное условие для роста растений»

10

Использование растений для очищения воздуха

11

Практическая работа №5«Определение комнатных растений»

12

Практическая работа №6«Как правильно разместить растения»

Тема 3. Чистая вода.

6 часов

13

Вода – источник жизни

14

Практическая работа №7«Определение солевого состава воды из разных источников»

15

Целительная сила воды

16

Три состояния воды в природе

17

Практическая работа №8«Определение содержания ионов металлов в воде»

18

Суточная потребность в воде

Проведение занятий по программе развивает у детей интерес к биологии, способствует формированию экологической культуры,  прививает умение жить в гармонии с окружающей природой, бережно относиться к ней.

Приводим примерный список литературы, на который может опереться учитель в работе по этой программе:

  1. Герасимов С.О., Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство.- М.: Нива России, 1992.- 192с.  
  2. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1973 – 192с.                                                
  3. Жданов В.С. Аквариумные растения: Справочник/Под ред. д-ра биол. Наук Коровина С.Е.- М.: Лесн. Пром-сть, 1981.- 312с.
  4. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере.- М.: 1989- 150 с.
  5. Махлин М.Д., Солоницин Л.П. Аквариум в школе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984.- 144 с.    
  6. Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире.- М.: 1975- 167с.          
  7. Черняев А.М. Поэзия и проза воды.- Екатеринбург: 1996- 130с.                      Энциклопедия комнатного цветоводства. Составитель: Головкин Б.Н.- М.: Колос, 1993.- 343с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".

Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"

Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов  -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и на...

Программа внеурочной деятельности по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов

Внеурочная деятельность по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов...

Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"

Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ «ЮНЫЙ МЕДИК» для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана с опорой на Программу курса биологии «Человек. 8 класс» В.В. Пасечника  (Рабочие программы по биологии 5-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. З...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология» 5-6класса

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -иссле...