Конспект открытого урока по теме "Заболевания глаз"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Гурьянова Ульяна Александровна

Разработка содержит конспект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе. 

Учитель биологии: Гурьянова У.А.

План - конспект урока по теме: «Заболевания и повреждения глаз». 
Цели урока
Образовательная: 
Создать условия для усвоения понятий: близорукость, дальнозоркость; раскрыть сущность причин развития нарушений зрения, сформировать знания 
о профилактике нарушений зрения и гигиенических правилах по уходу за глазами. 
Развивающая: 
Продолжить формирование умений составлять и заполнять таблицу, работать с текстом учебника и дополнительной литературой, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи.

 Воспитательная: 
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, пропагандировать здоровый образ жизни. 
Оборудование: таблицы:  «Гигиена зрения», «Как сохранить зрение школьника» , «Факты о зрении», «Продукты для здоровья глаз», компьютер, проектор, презентация, модель строение глаза, раздаточный материал. 

Базовые понятия и терминызрительный анализаторхрусталик, сетчатка, рецептор, зрачок, стекловидное тело, зрительный нерв, белочная оболочка, роговица, радужная оболочка, сосудистая оболочкаблизорукость, дальнозоркость., катаракта, коньюктивит,гигиена, травма, повреждение.

Тип урока: комбинированный. 

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, элементы проблемного изложения, репродуктивный. 

Структура и содержание урока 
1.Организационный момент (настрой учащихся на восприятие материала, создание положительного эмоционального настроения) 
Добрый день! Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке. 

2.Актуализация знаний 
Знаменитый академик Г.Ландау сказал: «Без повторения нет глубины». И сегодня мы повторим некоторые ключевые моменты прошлого урока.
 Напомню, на прошлом уроке вы изучили строение глаза.

  1. Учащийся рассказывает об анатомии глаза используя модель глаза.
  2. Учащийся отвечает на вопросы «Биологического тира».
  3. Учащиеся работают с карточками по вопросам:
    -Назовите части зрительного анализатора.(рецепторы сетчатки, зрительный нерв, зрительная зона КБП) 
    -Назовите оболочки глазного яблока. (склера, сосудистая, сетчатка) 
    -Перечислите компоненты оптической системы глаза (роговица, радужка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело) 
    -Чем представлена световоспринимающая система глаза? (фоторецепторы сетчатки: палочки и колбочки). Чем они отличаются друг от друга? 

Фронтально: А сейчас ответим на проблемную задачу:


Существует выражение «Глаз смотрит, а мозг видит». Как его следует понимать? В помощь вам следующа\я иллюстрация. Учитель демонстрирует иллюстрацию. (в сетчатке глаза происходит только возбуждение рецепторов, а изображение возникает только тогда, когда нервные импульсы достигнут зрительной зоны КБП)

-Может ли зрительный анализатор воспринимать звук? (нет, т.к. слуховой и зрительный центр располагаются в разных долях полушарий переднего мозга)

Отлично, ребята!

3.Мотивация и целеполагание. 

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о зрении
Всё видеть, всё понять, 
Всё знать, всё пережить, 
Все формы, все цвета 
Вобрать в себя глазами, 
Пройти по всей земле горящими ступнями, 
Всё воспринять и снова воплотить. ( М.Волошин) 

Ребята, а сейчас я вас попрошу плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне? 
Как объяснить слепому, 
Слепому, как ночь, 
С рожденья 
Буйство весенних красот 
Радуги наважденье 
Ю. Друмина

А теперь откройте глаза… Не правда ли, как прекрасен мир, который мы можем видеть!
Но всегда ли мы это ценим и понимаем?Ведь у некоторых людей отсутствует возможность видеть окружающий мир.

 Темп современной жизни таков, что каждый день мы получаем огромное количество информации. Как же, среда, в которой мы находимся, влияет на наши глаза? А именно, такие экологические факторы, как температура, влажность, недостаточное освещение, наличие пыли и микроорганизмов в помещении, длительное пребывание за компьютером, чрезмерные использование мобильного телефона, просмотр телевизора, длительная зрительная нагрузка в школе, неполноценное питание, никотин и алкоголь, травмы и ушибы и другие. Какие наиболее частые нарушения зрения встречаются у людей? Как сохранить свое зрение?


Обо всем этом мы поговорим сегодня на уроке

Итак, тема урока: «Заболевания и повреждения глаз».



Формулируются задачи урока

  1. Узнать какие опасности грозят глазам. 
  2. Какие заболевания глаз бывают. 
  3. Как предотвратить повреждения и заболевания глаз 


4. Первичное усвоение нового материала, осознание и осмысление


Учитель : Рассмотрим наиболее распространенные заболевания глаз.( По ходу рассказа учителя и просмотра видеороликов учащиеся заполняют интеллект карту).

Интеллект-карта «Заболевания и повреждение глаз»

Stroenie-glaza_66861.jpg

Дома раскрась рисунок и сделай подписи


Катаракта. 

Катаракта – это частичное или полное помутнение хрусталика глаза, расположенного внутри глазного яблока между радужкой и стекловидным телом. Хрусталик от природы прозрачный и играет роль естественной линзы, преломляющей световые лучи и пропускающей их к сетчатке. Потерявший прозрачность хрусталик при катаракте перестаёт пропускать свет и зрение ухудшается вплоть до полной потери.

Просмотр видеоролика


Конъюнктивит  — это воспалительное заболевание конъюнктивы, тонкой прозрачной ткани, выстилающей внутреннюю поверхность века и видимую часть склеры, имеющее инфекционную или иную этиологию.

Просмотр видеоролика

Дальнозоркость. Вы, наверное наблюдали, как пожилые люди, забывшие очки, пытаются прочитать мелкий шрифт, отдалив его от себя. Почему они это делают? (страдают дальнозоркостью) У дальнозорких людей не фокусируется изображение близких предметов ( лучи соединяются позади сетчатки) . 

               Просмотр видеоролика

Исправление дефекта дальнозоркости

Близорукость. У близоруких людей хрусталик не фокусирует изображения далеких предметов (лучи соединяются не на сетчатке, а перед ней) . 

Исправление дефекта . При близорукости (даже небольшой) нельзя обойтись без очков. Носить очки надо столько времени, сколько рекомендует врач, иначе близорукость может усилиться. Преломляющая способность правого и левого глаз может быть разной, поэтому нужно пользоваться именно теми очками, которые прописал врач. Использовать чужие очки не следует. Причины возникновения близорукости. Проблемный вопрос: каковы причины возникновения близорукости? 

                     Просмотр видеоролика

Итак, мы рассмотрели основные заболевания глаз. Проблемный вопросРебята, как вы думаете, можно ли предупредить развитие  таких заболеваний у школьников?

Учитель: Рассмотрите предложенные вам плакаты и  сформулируйте правила сохранения здоровья глаз, давайте наполним нашу корзину идеями.

Учащиеся вкладывают  в «Корзину идей» свои рекомендации.

  • Учитель: Отлично, итак в нашей корзине есть: здоровое полноценное питание, ограничение кол-во времени проведенное за просмотром телепередач и работы за ПК, правильная посадка за столом…Ребята, а чего еще не хватает в нашей корзине? Бывают ли ситуации связанные с внезапным ухудшением или потерей зрения?
  • Да, это травмы и повреждения глаз. ушибы, ранения, воздействия различных химических веществ, ожоги очень опасны для глаз.
  • Давайте рассмотрим лишь несколько типичных случаев травмы глаз и запомним меры ПМП. На прошлом уроке Вы получили задание, найти информацию как оказывать ПМП пострадавшему, при определенных травмах глаза.
  • Учитель предлагает ученикам вытянуть билет с ситуацией и описать свои действия.
  • Учащиеся тренируются оказывать ПМП, приводят примеры, в какой ситуации можно получить данную травму, запоминают порядок оказания ПМП.

Итак, влияния разнообразных факторов среды на органы зрения не избежать, но можно уменьшить их негативное воздействие, соблюдая правила гигиены.

Правила гигиены зрения

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено.
  • Источник света должен располагаться слева.
  • Расстояние от глаз до рассматриваемого предмета должно быть около 30-35 см.
  • Нельзя читать лёжа и в движущемся транспорте.
  • Необходимо беречь глаза от механических воздействий, попадания в них пыли, других частиц, яркого света, огня, пара, химических веществ.
  • Нельзя работать при электросварке, на токарных и слесарных станках без защитных очков.

Пожалуйста, в ваших рабочих картах, составьте памятку по сохранению здоровья глаз.

5. Физкультминутка. Упражнения для глаз (слайд).

В последние годы реальность такова, что большинство людей в силу своей профессиональной или учебной деятельности, постоянно нагружают свои глаза, что приводит к их переутомлению. Глазам, как и другим органам нужен отдых, нужна гимнастика.

  1. Закрепление полученных знаний.

Игра да-нетка.

На поставленный вопрос ответь да или нет символами

Да ^ нет

Выстроим график и проверим

1.Дальнозоркость – это когда изображение фокусируется перед сетчаткой;

2. У школьников чаще встречается  катаракта;

3.  Снижение способности видеть в сумерках возникает при недостатке витамина С;

4.. При чтении или письме свет должен падать слева;

5.Ученику 8 класса работать на компьютере можно: не более 1,5 часа; 

6.
Нанести на кожу век и за веко антибактериальную мазь нужно при химическом ожоге глаз;
7. При ярком солнечном свете: необходимо надеть солнцезащитные очки.

Ключ:

---^^-^

6. Рефлексия.

Наша работа подошла к завершению, и я предлагаю ответить на вопросы:

-Достигли ли мы поставленных задач?

-Насколько для вас важна та информация, которую вы получили сегодня на уроке?

- Что пригодится в жизни


6. Подведение итогов.

Я благодарю вас за работу. Сегодня на уроке оценки получили…..

Домашнее задание: Заполнить таблицу «Таблица « Заболевания глаз и их профилактика».», работая с учебником параграф 53 стр.202., закончить интеллект-карту.


Приложение1.

  1. Карточки для проверки домашнего задания.

 Назовите части зрительного анализатора.

Назовите оболочки глазного яблока.


Перечислите компоненты оптической системы глаза.

Чем представлена световоспринимающая система глаза? Чем рецепторы глаза отличаются друг от друга?

 

  1. Билеты для ПМП при травмах глаза

Чувство соринки в глазу 

Химический раствор попал в глаз 

Попадание в глаз порошка негашеной извести 

Ожог глаз ультрафиолетовыми лучами (в солярии, при длительной работе рядом с кварцевой лампой, сварочными работами)

Суперклей попал в глаз 

Инородное тело торчит из глаза 

Ожог век и глаз пламенем 


Приложение 2

ПМП при травмах глаза

  • НЕЛЬЗЯ тереть и давить на травмированный глаз
  • НЕЛЬЗЯ трогать и пытаться удалять инородное тело, торчащее из глаза
  • НЕЛЬЗЯ промывать глаз, если есть вероятность проникающего ранения. Исключение: при одновременном попадании в глаз химических растворов
  • НЕЛЬЗЯ пытаться нейтрализовать действие одного вещества другим (например, при ожоге раствором кислоты промывать раствором щелочи)
  • НЕЛЬЗЯ в качестве повязки использовать вату (при проникающих ранениях ее маленькие ворсинки могут попасть внутрь глаза). Исключение: раны век с активным кровотечением

Чувство соринки в глазу 

При активном моргании и слезотечении попавшие в глаз маленькие соринки, как правило, выходят самостоятельно. Если этого не произошло, то:

  • Внимательно осмотрите глаз при хорошем освещении, оттяните нижнее веко – часто соринки расположены именно там
  • Если вы обнаружили соринку, то попробуйте вымыть ее водой (ни в коем случае не пытайтесь удалить платком, ватой или – тем более! – пинцетом, не трогайте глаз!)
  • Независимо от результата, закапайте в глаз антибактериальные капли (например, Альбуцид 20%, Левомицетин 0,25% или Витабакт 0,05%)
  • Царапающие ощущения в глазу останутся и после удаления соринки; они пройдут самостоятельно в течение нескольких дней. Если удалить соринку не удалось, обратитесь в специализированный травмпункт

Химический раствор попал в глаз 

  • Сразу же промойте глаз и веки большим количеством проточной воды
  • Лучше всего усадить пострадавшего около раковины, запрокинуть голову назад или на сторону травмированного глаза. Обязательно открыть веки и промывать проточной воды не менее 20-30 минут
  • Если раствор попал в оба глаза, то промойте оба глаза одновременно. Если же раствор попал на все лицо другие части тела, то, помимо промывания глаз, пострадавшему необходимо принять душ
  • После промывания немедленно обратитесь в специализированный травмпункт

ВАЖНО! При попадании в глаз порошка негашеной извести КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ промывать глаза до полного удаления кристаллов с поверхности век и глазного яблока (при взаимодействии с водой известь начинает вырабатывать тепло и ожог может только усилиться). В этом случае постарайтесь полностью удалить кристаллы сухой чистой салфеткой, а затем тщательно промойте поврежденные ткани проточной водой и обратитесь в специализированный травмпункт

Ожог век и глаз пламенем 

  • Удалите с кожи век загрязнения, протрите кожу век спиртом (следите за тем, чтобы спирт не попал в глаз!)
  • Положите сухой холод на глаза (например, лед в пакете, завернутый в чистую салфетку)
  • Нанесите на кожу век и за веко антибактериальную мазь (например, тетрациклиновую 1%)
  • Обратитесь в специализированный травмпункт

Ожог глаз ультрафиолетовыми лучами (в солярии, при длительной работе рядом с кварцевой лампой, сварочными работами) 

  • Затемните помещение, поскольку у пострадавшего, как правило, развивается сильная светобоязнь
  • Заложите за веко антибактериальную мазь (например, тетрациклиновую 1%)
  • Положите сухой холод на глаза (например, лед в пакете, завернутый в чистую салфетку)
  • Дайте обезболивающий препарат (например, Пенталгин, Солпадеин, Нурофен)
  • Если боли в течение нескольких часов не проходят – обратитесь в специализированный травмпункт

Суперклей попал в глаз 

  • Попробуйте удалить клей с кожи век. Для облегчения этого можно нанести антибактериальную мазь (например, тетрациклиновую 1%)
  • Попробуйте открыть глаз (иногда для этого приходится даже срезать ресницы)
  • Закапайте антибактериальные капли (например, Альбуцид 20%, Левомицетин 0,25% или Витабакт 0,05%)
  • Немедленно обратитесь в специализированный травмпункт

Инородное тело торчит из глаза 

  • Если инородное тело большое, для профилактики его смещения можно над глазом создать и зафиксировать защитный каркас (например, с помощью одноразового бумажного стаканчика)
  • Закройте салфеткой парный глаз, поскольку одновременные движения глазных яблок предрасполагают к смещению внутриглазной части инородного тела и дополнительным повреждениям
  • Закапайте антибактериальные капли (например, Альбуцид 20%, Левомицетин 0,25% или Витабакт 0,05%)
  • Немедленно обратитесь в специализированный травмпункт.

Приложение 3.

Материалы для учителя

  Дальнозоркость.

        Это оптический недостаток глаза, заключающийся в том, что лучи, идущие от рассматриваемых предметов, пересекаются не на сетчатке, а за ней. Изображение получается не четким. Дети рождаются, как правило, дальнозоркими. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчатыми, не могут читать текст книг.

        Лечение: очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого предмета точно на сетчатке.

        Причиной данного заболевания является нарушение правил гигиены зрения: не соблюдение норм расстояния при чтении между книгой и глазами, чтение в транспорте и лежа, чтение в плохо освещенном помещении.

Близорукость.

        Нарушение зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только при близком расстоянии. Возникает данное заболевание при нарушении обмена веществ и гигиены зрения: недостаточная освещенность рабочего места, чтение на близком расстоянии, в транспорте и лежа, просмотре телевизора на расстоянии менее чем 2,5 метра и продолжительности просмотра более чем 60 минут.

        Первые признаки: плохо стало видно написанное на доске, прищуривание глаз при рассматривании предметов.

        Лечение: очки с двояковогнутыми линзами.

Катаракта.

        Это помутнение хрусталика глаза. Причиной заболевания является сахарный диабет, воспаление сосудистой оболочки глаза, травмы глаза, длительная работа при высокой температуре.

        Признаки заболевания: мелькание перед глазами темных полосок при взгляде на лампу; больные видят не один, а несколько источников света.

        Лечение: удаление хрусталика оперативным путем.

        Профилактикой является соблюдение правил гигиены глаз.

Конъюктивит.

        Это воспаление конъюктивы – слизистой оболочки век и глазного яблока.

        Причиной заболевания могут стать микробы, загрязненный воздух, пыль, напряженная длительная работа в плохо проветриваемом помещении.

        Признаки заболевания: боль и резь в глазах, слезотечение, глаза чешутся, слипание век от гноя по утрам.

        Профилактика: гигиена рук и зрения. При конъюктивите, люди должны пользоваться отдельным полотенцем, носовым платком, промывать глаза кипяченой остуженной водой одноразовым ватным тампоном от наружного угла глаза к внутреннему (к носу).

Гигиена зрения.

  1. Не держать книгу при чтении на расстоянии ближе, чем 30 см. от глаз.
  2. Хорошее освещение рабочего места.
  3. Не читать в транспорте, лежа, при плохом освещении.
  4. При просмотре телевизора расстояние от экрана до глаз должно быть не менее 2,5 метров.
  5. Дети могут просматривать телевизионные передачи не более 60 мин.
  6. Соблюдать чистоту рук и личных вещей.
  7. Соблюдать правила по технике безопасности.

        

        Таблица « Заболевания глаз и их профилактика».        .

Заболевание или травма глаза

Причины заболевания или травмы

Признаки заболевания или травмы

Профилактика и первая медицинская помощь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

План – конспект открытого занятия Тема: «Море глазами детей»

План – конспект открытого занятия   «Море глазами детей» формирует коммуникативные навыки детей, умение представлять себя в разных социальных ролях....

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...