Мастер-класс
методическая разработка по биологии
Предварительный просмотр:
- ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ
Слайд 1. - Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.
Слайд 2. Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Регина, мое качество решительность. А теперь Вы.
Слайд 3. Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилось, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то — вниз. Спасибо!
А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)
II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:
Слайд 4. Учитель – это не профессия, а особая миссия, особый склад души и ума. Каким же все – таки должен быть современный учитель? Должен идти в ногу со временем, используя в своей работе инновационные технологии… Тема моего мастер – класса «Реализация методики рефлективного обучения на уроках биологии».
Слайд 5. Эпиграфом своего мастер – класса я взяла такие слова: «Я учусь и рефлексирую, значит я – мыслю».
Слайд 6. Актуальность мастер класса.
Структура урока по стандартам ФГОС обязательно включает в себя этап урока – рефлексию.
Одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Слайд 7. Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
- Дать представление о классификации рефлексии;
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класса и участников мастер – класса.
Слайд 8. Задание. А теперь коллеги, каждой группе необходимо назвать свои ассоциации с термином «рефлексия». Как вы его понимаете? Давайте озвучим свои ассоциации.
Спасибо за ваши ответы!
- РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР — КЛАССА:
Рефлексия содержания мастер класса.
Я бы хотела внести некоторые дополнения. Итак, что такое рефлексия.
Слайд 9. Слово рефлексия в переводе с латинского — обращение назад.
Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. На своих уроках я осуществляю рефлексию по - разному: вырабатываю элементы рефлексии школьников на отдельных этапах урока, в конце урока или темы, но обязательным и неизменным является постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии каждым учеником.
Слайд 10. Исходя из того, что по целям рефлексия бывает:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Рефлексия деятельности.
- Рефлексия содержания учебного материала.
Слайд 11. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Можно применять:
Слайд 12. 1.Рисуем настроение. Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».
1-й вариант: Попросите ребёнка нарисовать своё настроение. В виде смайлика.
2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка, солнышка и др. Слайд 11.
Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам. После этого обсуждают получившийся рисунок. Можно вести дневник настроения по месяцам.
Слайд 13. Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:
- красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
- синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
- зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
- жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
- фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
- серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
- чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
- коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
Слайд 14. 2. Образная рефлексия. Сравнить своё настроение с образом какого-либо растения, цветка (животного).
Например, кактуса. Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка:
- злобность выражается в изображении большого количества иголок, при этом они длинные и торчащие;
- о демонстративности ребенка можно говорить, когда цветок простой формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками;
- свидетельство оптимизма — крупный кактус с улыбкой до ушей;
- тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками;
- незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка;
- ребёнок нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке;
- об одиночестве ребенка говорит изображение кактуса в пустыне.
Любые существа, которые ребенок добавил к кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том, что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме и тяжело работать в одиночку.
Слайд 15. - Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).
- Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.
Слайд 16. 3.Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
- тучку с молнией.
Слайд 17. 4.Ёлочка настроения. Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.
Слайд 18. 5.Состояние моей души. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:1).Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах, 5).Комфортно. Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
Слайд 19. 6.Цветик – многоцветик. Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Эмоциональная рефлексия участников мастер-класса. (задание по группам)
Задание 1-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «амёба»?
Задание 2-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «инфузории»?
Задания группам. Представьте, что вам, амёбам и инфузориям, предстоит встретиться. У вас всего два вопроса, чтобы узнать побольше друг о друге. Что вы спросите? Итак, я провела эмоциональную рефлексию участников обеих групп.
Слайд 20. Рефлексия деятельности.
(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
Слайд 21. 1.Выбери верное утверждение:
- Я сам не смог справиться с затруднением;
- У меня не было затруднений;
- Я только слушал предложения других;
- Я выдвигал идеи...
Слайд 22. 2. Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
Слайд 23. 3. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
Слайд 24. 4. Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).
Слайд 25. 5. Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения… - т.е. различные виды рефлексии.
Слайд 26. 6. Карточка с заданием «Рефлекторный тест»
- Мне было интересно…
- Мы сегодня разобрались…
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- Завтра я хочу на уроке…
Слайд 27. 7. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с
целью содержательной рефлексии:
- Как бы вы назвали урок?
- Что было самым важным на уроке?
- Зачем мы сегодня на уроке…?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какова цель урока?
- Чему посвятим следующий урок?
- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
8. Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию,
по просьбе учителя…):
- Что мы хотели выяснить на уроке?
- Что нам удалось узнать?
- Мы ответили на поставленный вопрос?
- Что будем делать завтра?
- Что было самым важным на уроке?
- Кто хочет кого-нибудь похвалить?
Слайд 28. 9.Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка в соответствии с этапами урока:
- Сначала мы рассуждали так…
- Потом мы столкнулись с проблемой…
- Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
- Мы увидели (поняли)…Значит…
- Теперь мы будем…
Слайд 29. 10. Техника развития критического мышления. После прослушанного материала или работы с текстом ученик делит листок на три части: знаю – узнал – хочу узнать. Итоги урока: выразить свои мысли в первом случае одним существительным, 2-мя прилагательными, 3-мя глаголами (это может быть набор слов или словосочетания), во втором случае – 1 предложением.
Слайд 30. Рефлексия содержания учебного материала
(Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Обычно в конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т. е. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
Слайд 31. Рефлексивный экран.
Слайд 32 Цветограмма.
Слайд 33. Фоторефлексия.
- Своей работой я:
- доволен…
- не совсем доволен…
- я недоволен, потому что…
- Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- они мне нравятся больше остальных…
- я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
- они легче остальных заданий
- Сегодня на уроке я…
- научился...
- было интересно…
- было трудно…
- мои ощущения…
- этот урок дал мне для жизни…
- больше всего понравились задания…
Слайд 34. Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 5 классе. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии.
Слайд 35. У «человечка» руки опущены – ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.
Слайд 36. V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:
За окном зима, а так хочется весны. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о весне.
Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Слайд 37. VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца).
Вот и получилась у нас яркое весеннее солнышко. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!
Слайд 38. - Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...

мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...