Программа внеурочной деятельности 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Программа по внеурочной деятельности для 6 класса "Проектная деятельность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по внеурочной деятельности (6 класс) | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено на заседании ГМО Протокол № _____от «__»_________20г Руководитель ГМО __________/ | Согласовано на МС школы Заместитель директора по УВР ____________/ «_____» ______________ 20 г | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № ____________/ Приказ № ___________ «____» _____________ 20г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
"Проектная деятельность" (6 класс)
срок реализации 1 год
Учитель: Филатова Г.Ю.
Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" ( 6 класс)
Пояснительная записка.
Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению предназначена для обучающихся 6 кл., интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: ·
-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-Целеполагать (ставить и удерживать цели); ·
-Планировать (составлять план своей деятельности); ·
-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); ·
-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; ·
-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Вот почему и появилась данная рабочая программа, актуальность которой очевидна:
1. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
2. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно — исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне — профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно - способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям: ·
реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания; ·
воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества; ·
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; ·
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи программы:
формирование представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
развитие познавательные потребности и способности, креативность.
Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий :беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии;
Структура курса 6 класс (35 часов)
1.Научные исследования и наша жизнь.-1ч .
2.Что такое проекты. – 1ч Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся старших классов.
3.Какими могут быть проекты? – 2ч. Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
4.Что такое проблема. – 1ч. Познакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Упражнения в выявлении проблемы.
5.Как выбрать тему проекта?-1ч. Составление плана работы.
6.Утверждение темы проекта. Проект « Выгонка растений». – 2 ч Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Дикорастущие и культурные растения. Особенности выращивания при выгонке растений. Выбор и утверждение темы школьного проекта
7.Формулирование цели, задач исследования– 1ч.
Изучение готовых проектов. Упражнения по формулировке целей и задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
8. Знакомство с понятием «гипотеза» 1ч. Развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Выдвижение гипотезы по выбранной теме.
9. Источники информации.- 3ч. Знакомство с понятием « источник информации». Учимся работать с дополнительной информацией (библиотека, беседа с взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы). Экскурсия в библиотеку. Работа в библиотеке с каталогами
10.Ресурсы Интернета – 2ч. Поиск информации в сети Интернет. Выбор материала для работы по теме проекта.
11. Библиография. – 1ч. Составление аннотации к прочитанным источникам
12.Знакомство с методами и предметами исследования. -2 ч. Эксперимент познания в действии. Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе.
13. Удивительный вопрос. -2ч Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Провести анкетирование родственников.
14. Анализ информации. Сбор и изучение информации по проекту.- 2ч. Работа с различными источниками информации
15.Основная часть проекта.-2ч. Правила оформления работы.
16. Заключение. 1ч. Развитие умения делать выводы по проделанной работе.
17.Оформление приложения к работе.- 2ч. Консультации и обработка собранных материалов.
18. Подготовка к публичной защите проекта.- 1ч. Работа по составлению сообщения для защиты.
19. Оформление презентации.- 3ч. Работа с презентацией по проекту.
20.Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 2ч. Мини конференция по итогам исследований. Систематизировать и обобщить знания детей по курсу Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. Подготовка к публичной защите работы.
21.Анализ исследовательской деятельности. – 2ч. Подведение итогов работы с проектом «Выгонка тюльпанов». Выбор новой темы проекта. Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. – Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Универсальными компетенциями учащихся на данном этапе общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Умение выдвигать гипотезы
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- Создавать рисунки в графическом редакторе;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Предполагаемая результативность курса
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
· осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Учебно-методическое обеспечение Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Тематическое планирование
Наименование разделов, тем | Кол. часов | Дата/ Приме-чания |
1.Научные исследования и наша жизнь.- | 1 | сен |
2.Что такое проекты | 1 | сен |
3.Какими могут быть проекты? | 2 | сент |
4.Что такое проблема. | 1 | окт |
5.Как выбрать тему проекта?- | 1 | окт. |
6.Утверждение темы проекта. Проект « Выгонка растений». | 2 | окт. |
7.Формулирование цели, задач исследования | 1 | нояб |
8. Знакомство с понятием «гипотеза» | 1 | нояб |
9. Источники информации.- Экскурсия. | 3 | нояб. дек. |
10.Работа с ресурсами Интернета | 2 | дек. |
11. Что такое библиография? | 1 | дек. |
12.Знакомство с методами и предметами исследования. Экскурсия | 2 | янв. |
13. Удивительный вопрос | 2 | янв февр. |
14. Анализ информации. Сбор и изучение информации по проекту.- | 2 | февр. |
15.Основная часть проекта. Оформление. | 2 | февр.март |
16. Заключение. | 1 | март |
17. Оформление приложения к работе.- | 2 | март апр |
18. Подготовка к публичной защите проекта | 1 | апр |
19. Оформление презентации.- | 3 | апр |
20.Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. | 2 | май |
21.Анализ исследовательской деятельности | 2 | май |
итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...