Конспект урока по биологии с ОВЗ "Голосеменные. Хвойные растения" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Цель урока: познакомить обучающихся с представителями голосемянных растений.
Задачи урока:
Личностные: сформировать у детей представление о строении, размножении, значении в природе и жизни людей голосемянных растений.
Регулятивные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.
Коммуникативные: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golosemennye_rasteniya.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс.
Биология.
Тема урока: «Голосеменные. Хвойные растения».
Цель урока: познакомить обучающихся с представителями голосемянных растений.
Задачи урока:
Личностные: сформировать у детей представление о строении, размножении, значении в природе и жизни людей голосемянных растений.
Регулятивные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.
Коммуникативные: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: иллюстративный материал, растения из гербария.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2.Повторение ранее изученного материала по теме «Папоротники».
Беседа по вопросам, работа по карточкам:
- В чем различие и сходство папоротников и мхов?
- Какое органы есть у папоротников?
- Как размножаются папоротники?
- Как образовался каменный уголь? Как это происходило?
- Каково значение каменного угля в народном хозяйстве?
Карточки:
Как образовался каменный уголь____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение каменного угля в народном хозяйстве______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Изучение нового материала.
Какую природную зону мы изучаем сейчас на уроках географии?
Какие растения произрастают в тайге?
Каковы особенности этих растений?
- Рассказ учителя о голосеменных растениях по плану:
Голосеменные - наиболее древняя группа семенных растений. Появились они на Земле свыше 350 млн. лет назад, задолго до возникновения покрытосеменных. Ученые считают, что голосеменные произошли от древних разноспоровых семенных папоротников, которые не дожили до наших дней. Отпечатки семенных папоротников находят в глубоких слоях земной коры.
Все голосеменные растения - деревья или кустарники. Нередко они достигают огромных размеров, как некоторые хвойные (секвойя, Мамонтовое дерево высотой свыше 110 м). В отличие от покрытосеменных голосеменные не имеют цветка и плода. Семена у них образуются в шишках и располагаются на поверхности чешуек, за что растения и получили свое название - голосеменные.
Самый многочисленный и наиболее распространенный класс современных голосеменных - хвойные. Их насчитывают всего около 560 видов, несмотря на то, что по древности хвойные превосходят все ныне живущие голосеменные. Самые древние из хвойных - растения семейства сосновых (сосна, ель, пихта и др.). Они существуют более 300 млн. лет и сохранили основные черты строения своих предков.
Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных можно рассмотреть на примере сосны обыкновенной. Это дерево высотой до 40 - 50 м, живет до 400 лет, растет повсюду: на бедных песчаных почвах, сфагновых болотах, известняковых склонах.
Сосна - засухоустойчивое растение. Это обусловлено тем, что ее листья - хвоинки - узкие, длинные, покрытые тонкой плотной кожицей с небольшим числом устьиц. Поэтому сосны экономно испаряют воду, легко переносят засуху. Хвоя содержит витамин С, выделяет вещества, называемые фитонцидами, которые убивают болезнетворные микробы.
Сосна - светолюбивое растение. Она одна из первых заселяет свободные от леса участки, но плохо переносит затенение.
В лесу у сосны хорошо развиваются глубинные корни, а на песчаной почве и поверхностные корни. У сосен, растущих на болотах, развиваются только поверхностные корни. На корнях часто поселяются гифы грибов, образуется микориза, за счет чего улучшается снабжение дерева водой и минеральными солями.
Древесина сосны состоит в основном из трахеид, имеющих на поперечном срезе многоугольную или, реже, округлую форму. На радиальных стенках их в один или два ряда располагаются окаймленные поры. В древесине четко выражены годичные кольца, поэтому установить возраст сосны не составляет труда.
Голосеменные растения в природе образуют сообщества. Наиболее распространенное сообщество хвойных - тайга, которая огромными массивами простирается в северном полушарии. Виды хвойных доминируют в тайге, образуют первый ярус. Это организмы-производители, их семена, хвоя, кора служат пищей для организмов-потребителей, крона деревьев - местом для гнездования, укрытия от непогоды и врагов. Хвойные - начальное звено в круговороте веществ в тайге.
Как в природе, так и в жизни человека, хвойные занимают второе место после цветковых растений. Хвойные леса накапливают огромную массу органических веществ, это ценнейший источник древесины и многих других растительных продуктов. Из хвойных получают поделочную и строительную древесину, топливо, изготавливают бумагу. Многие виды хвойных содержат бальзамы, смолы, из которых после перегонки получают ценные химические вещества.
4. Физкультминутка
5.Закрепление.
1. Работа с учебником:
Прочитав текст учебника на стр. 90-93, ответьте на вопросы:
- Почему голосемянные растения получили такое название?
- Что называют хвоинками?
- Какое значение в природе имеют хвойные деревья?
2.Работа в рабочих тетрадях:
Выполните задания 84,85,86 на стр. 36-37.
3.Обобщение.
6.Итог урока.
С чем познакомились?
-Чему учились на уроке?
-Что узнали нового?
- Что понравилось?
7.Задание на дом: стр. 90-93.
Как образовался каменный уголь____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение каменного угля в народном хозяйстве______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как образовался каменный уголь____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение каменного угля в народном хозяйстве______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как образовался каменный уголь____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение каменного угля в народном хозяйстве______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как образовался каменный уголь____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение каменного угля в народном хозяйстве______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез" (6 класс)
Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле....
Конспект урока по биологии по теме « Лишайники» 7 класс
Конспект урока соответствует современным требованиям к уроку и соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".
Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...
Конспект урока по биологии "Условия прорастания семян", 7 класс. Специальное (коррекционное) обучение и воспитание.
Конспект + презентация к уроку, наглядность....
Конспект урока по биологии "Транспортные системы организма" 8 класс
Сформировать понятие о транспортных системах – кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем....
Конспект урока по биологии "Работа мышц" в 8 классе
Тема: Работа мышц Цель: Оказать помощь учащимся в формировании умения выявлять взаимосвязь между особенностями строения скелетных мышц и выполняемыми ими функциями. Способствовать развитию умения...
Конспект урока по биологии для учеников 5-6 класса на тему: «Экологическая ромашка»
Цель мероприятия: Расширение и углубление экологических знаний учащихся, пропаганды экологических знаний.Обучающие задачи: учащиеся&bull...