Программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_za_stranitsami_uchebnika_biologii_8_kl.docx | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника биологии»
8 класс
на 2021/2022 учебный год
Направление «Общеинтеллектуальное»
Учитель:
Требунских С.В.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» для учащихся 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Борское.
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Актуальность. На сегодняшний день очевидны проблемы здоровья граждан России. Именно общество в лице образовательных учреждений формирует систему приоритетов и ценностей, определенный стиль жизни, так называемые социально одобряемые нормы поведения. Поэтому образовательному учреждению необходимо найти новые формы пропаганды и внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую систему социально-культурных ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных приоритетов.
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» в 8 классе способствует формированию основ здорового образа жизни и сочетает в себе практическую, проектную и исследовательскую деятельность. Предусмотрено ознакомление с приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание важности выполняемого дела.
Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и углубить знания по биологии (анатомии человека).
В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.
Программа имеет прикладное значение – профориентации. Он поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника. Поэтому, учащиеся также могут посещать курс с целью получения элементарных знаний об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, о способах сохранения и укрепления здоровья, особенностях влияния вредных привычек и окружающей среды на здоровье человека, навыков оказания первой помощи.
Цель: формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитие культуры здорового образа жизни и расширение кругозора в области медицины.
Практические задачи данной программы:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение мотивации для укрепление своего здоровья;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
Учебно-воспитательные задачи следующие:
- сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы;
- формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия человека»
- обучение практическим навыкам оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях.
Срок реализации программы: программа реализуется в течение 1 года через внеурочную деятельность «За страницами учебника биологии», проводится в 8 классе в объеме 34 часа в год.
Планируемее результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение программы обучающимися позволит получить следующие результаты:
Личностные:
- сформированность мотивации учеников к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
- осуществлять сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения;
- осуществлять осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Метапредметные:
- постановка и формулирование проблемы;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;
- вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
- осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет, других поисковых системах.
- обучать основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
В ходе освоения программы внеурочной деятельности " За страницами учебника биологии" учащиеся приобретут знания об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального питания, о “полезных” и “вредных” продуктах, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья, средствах профилактики ОРЗ, ОРВИ и др.болезней. Учащиеся научатся определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье, заботится о своем здоровье, оказывать первую медицинскую помощь.
Содержание курса
Название раздела | Содержание раздела | Вид деятельности | Форма организации | ||
Введение
| Понятие здоровья. Продолжительность жизни людей. Календарный и биологический возраст. Биологические науки, изучающие организм человека: валеология, геронтология, биометеорология, анатомия, физиология, гигиена и психология человека. | Познавательная деятельность | Беседа, рассказ учителя, работа с дополнительными источниками информации, просмотр видеофильма | ||
Окружающая среда и здоровье. | Влияние смены погоды, в т.ч и температуры, на состояние здоровья человека. Повышение и снижение атмосферного давления. Магнитные бури. Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений. Вода и здоровье. Основные источники загрязнения воды. Минеральная вода, показания к применению. | Познавательная деятельность, исследовательская деятельность | Беседа, рассказ, практическая работа, лабораторная работа | ||
Экстремальные факторы.
| Влияние перегрузок и невесомости на организм человека. Электрические и магнитные поля и их влияние на человека. Радиация. Рентгеновское излучение. | Познавательная деятельность | Беседа, просмотр видеофильма, сообщения учащихся | ||
.Режим дня.
| Режим дня. Биологические ритмы. Роль сна на здоровье человека. Сколько должен спать человек. Нарушение сна. | Познавательная деятельность | Тематический диспут, практикум | ||
.Вредные привычки | Влияние алкоголя и никотина на организм человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение. Электронные сигареты - вредно или нет. Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на организм человека в подростковом возрасте. | Познавательная деятельность, игровая деятельность | Групповая проблемная работа, просмотр видеофильма | ||
Влияние физкультуры и спорта на организм человека. | Значение физической активности в современном обществе. Укрепление и развитие опорно-двигатель-ного аппарата и нервной системы. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови. | Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение | Беседа. сообщения учащихся, практическая работа | ||
Питание и здоровье. | Понятие о правильном питании и режиме приема пищи. Химический состав пищи. Калорийность. Сбалансированное питание – залог здоровья. Роль витаминов в обмене веществ. | Познавательная деятельность | Беседа, тематический диспут, практическая работа | ||
Диагностические процедуры больных
| Лечебные и диагностические процедуры. Клинические анализы и их расшифровка | Познавательная деятельность, исследовательская деятельность | Рассказ, демонстрация, практическая работа, экскурсия в клиническую лабораторию | ||
Бактерии, вирусы и человек.
| Общие сведения об инфекциях. Источники заражения и пути их передачи. Сроки инкубационного периода некоторых И.Б. Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними. Бактерии, возбудители болезней: скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии, чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника, лечение и профилактика. Антибиотики, их влияние на организм человека. Вирусы, возбудители болезней: краснухи, ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника, лечение и профилактика. | Познавательная деятельность | Рассказ учителя, конференция учащихся, практическая работа | ||
Уход за больными
| Уход за больными пожилого возраста и лежачими больными. Уход за инфекционными больными. Уход за новорожденными детьми. | Познавательная деятельность | Рассказ, демонстрация, посещение ГКБ № 11 | ||
Прививки и вакцины.
| Активная и пассивная иммунизация. Профилакти-ческие прививки. Виды вакцинации. Как изготавливают вакцины. | Познавательная деятельность | Эвристическая беседа, просмотр видеофильма | ||
Заболевания опорно-двигательной системы. | Возрастные изменения в опорно-двигательном аппарате. Клиника и признаки заболевания артроза, радикулита, остеохондроза, сколиоза, плоскостопия. Травмы: растяжения, вывихи, переломы и оказание первой помощи. | Познавательная деятельность | Проблемная ситуация, практикум по оказанию первой медицинской помощи, практическая работа | ||
Основные болезни сердечно - сосудистой системы. | Возрастные изменения в сердечно - сосудистой системе, Изменение кровообращения. Клиника и признаки заболевания ишемической болезни сердца, гипертонии, гипотонии, артериосклероза. Профилактика и лечение инфаркта миокарда, инсульта, анемии. Кровотечения, оказание первой помощи. | Познавательная деятельность | Групповая работа, практикум по оказанию первой медицинской помощи, практическая работа | ||
Дыхательная система | Возрастные изменения дыхательной системы. Причины возникновения и признаки заболеваний. Клиника и признаки заболевания ринита, ОРЗ, гайморита, горной болезни. Клиника и признаки заболевания бронхиальной астмой, пневмонией, раком легких, туберкулезом. | Познавательная деятельность | Беседа, практическая работа | ||
Заболевания пищеварительной системы.
| Клиника и профилактика болезней желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвы желудка, дисбактериоза, панкреатита, холецистита. Симптомы и лечение аппендицита, цирроза печени. Неправильное пищевое поведение – анерексия. | Познавательная деятельность | Круглый стол, просмотр видеофильма | ||
Заболевания выделительной системы. | Симптомы и причины развития цистита и почечнокаменной болезни. | Познавательная деятельность | Рассказ, просмотр видеофильма | ||
Болезни анализаторов | Возрастные изменения органов зрения. Особенности развития болезни: катаракта, глаукома, отслоение сетчатки. Причины, профилактика и симптомы близорукости, дальнозор-кости, конъюнктивита. Возрастные изменения органов слуха. Причины, профилактика и симптомы синусита, отита. серной пробки, тугоухости. | Познавательная деятельность | Практическая работа, сообщения учащихся | ||
Уход и профилактика болезней кожи. | Причины, профилактика и симптомы дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых заболеваний. Как избавиться от веснушек, бородавок и угрей. Какие проблемы кожи можно решить с помощью масок? Обморожения и ожоги их классификация. Уход за кожей. Способствует ли солярий развитию рака кожи. Какой должна быть подростковая косметика. Уход за ногтями и волосами. | Познавательная деятельность, исследовательская деятельность | Практическая работа, просмотр презентаций учащихся, | ||
Итоговое занятие профориентационной направленности. | Этика и деонтология в медицине. | Игровая деятельность | Ролевая игра | ||
Итоговое занятие профориентационной направленности. | 1 |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника биологии» 8 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов всего | В том числе | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
Введение ( 1 час) | 1 | 1 | |||
1 | Понятие здоровья. Продолжительность жизни людей. Календарный и биологический возраст. | 1 | 1 | Беседа, просмотр видеофильма | |
Окружающая среда и здоровье ( 4 часа) | 4 | 2 | 2 | ||
2 | Почему смена погоды влияет на состояние здоровья человека. Повышение и снижение атмосферного давления. | 1 | 1 | беседа | |
3 | Как влияют перепады температуры на состояние здоровья человека. Магнитные бури. | 1 | 1 | Практикум | |
4 | Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений. | 1 | 1 | Лабораторная работа | |
5 | Вода и здоровье. Основные источники загрязнения воды. Минеральная вода, показания к применению. | 1 | 1 | беседа | |
Экстремальные факторы ( 3 часа) | 3 | 2 | 1 | ||
6 | Влияние перегрузок и невесомости на организм человека. | 1 | беседа | ||
7 | Электрические и магнитные поля и их влияние на человека. | 1 | практикум | ||
8 | Радиация. Рентгеновское излучение. | 1 | Просмотр видеофильма | ||
Режим дня ( 2 часа) | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Режим дня. Биологические ритмы. | 1 | 1 | практикум | |
10 | Роль сна и здоровье человека. Сколько должен спать человек. Нарушение сна. | 1 | 1 | Просмотр видеофильма | |
Вредные привычки ( 2 часа) | 2 | 2 | |||
11 | Влияние алкоголя и никотина на организм человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение. | 1 | 1 | Тематический диспут | |
12 | Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на организм человека в подростковом возрасте. | 1 | 1 | Просмотр видеофильма | |
Влияние физкультуры и спорта на организм человека ( 2 часа) | 2 | 1 | 1 | ||
13 | Значение физической активности в современном обществе. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы. | 1 | 1 | беседа | |
14 | Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови. | 1 | 1 | Практикум | |
Питание и здоровье ( 3 часа) | 3 | 3 | |||
15 | Понятие о правильном питании и режиме приема пищи. | 1 | 1 | Практикум | |
16 | Химический состав пищи. Калорийность. | 1 | 1 | Практикум | |
17 | Сбалансированное питание – залог здоровья. Роль витаминов в обмене веществ. | 1 | 1 | Практикум | |
Диагностические процедуры больных (2часа) | 2 | 2 | |||
18 | Лечебные и диагностические процедуры | 1 | 1 | Экскурсия | |
19 | Клинические анализы и их расшифровка. | 1 | 1 | Практикум | |
Бактерии, вирусы и человек ( 3 часа) | 3 | 3 | |||
20 | Общие сведения об инфекциях. Источники заражения и пути их передачи. Сроки инкубационного периода некоторых И.Б. Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними.
| 1 | 1 | Круглый стол | |
21 | Бактерии, возбудители болезней: скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии, чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника, лечение и профилактика. | 1 | 1 | Реферат | |
22 | Вирусы, возбудители болезней: краснухи, ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника, лечение и профилактика. | 1 | 1 | реферат | |
Уход за больными ( 1 час) | 1 | 1 | |||
23 | Уход за больными пожилого возраста и лежачими больными. | 1 | 1 | Экскурсия | |
Прививки и вакцины ( 1 час | 1 | 1 | |||
24 | Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки. | 1 | 1 | Просмотр видеофильма | |
Заболевания опорно-двигательной системы.( 2 часа) | 2 | 2 | |||
25 | Возрастные изменения в опорно-двигательном аппарате. Клиника и признаки заболевания артроза, радикулита, остеохондроза, сколиоза, плоскостопия.
| 1 | 1 | Практикум | |
26 | Травмы: растяжения, вывихи, переломы и оказание первой помощи. | 1 | 1 | Практикум | |
Основные болезни сердечно - сосудистой системы ( 2 часа) | 2 | 1 | 1 | ||
27 | Клиника и признаки заболевания ишемической болезни сердца, гипертонии, гипотонии, артериосклероза. | 1 | 1 | Беседа | |
28 | Профилактика и лечение инфаркта миокарда, инсульта, анемии. | 1 | 1 | практикум | |
Дыхательная система ( 1 час) | 1 | 1 | |||
29 | Клиника и признаки заболевания ринита, ОРЗ, гайморита, бронхиальной астмой, пневмонией, раком легких, туберкулезом. | 1 | 1 | Беседа | |
Заболевания пищеварительной системы ( 1 час) | 1 | 1 | |||
30 | Клиника и профилактика болезней желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвы желудка, дизбактериоза, панкреатита, холецистита. | 1 | 1 | Тематический диспут | |
Заболевания выделительной системы ( 1час) | 1 | 1 | |||
31 | Симптомы и причины развития цистита и почечнокаменной болезни. | 1 | 1 | Просмотр видеофильма | |
Болезни анализаторов ( 1 час) | 1 | 1 | |||
32 | Болезни органов зрения и слуха | 1 | 1 | Практикум | |
Уход и профилактика болезней кожи ( 1 час) | 1 | 1 | |||
33 | Причины, профилактика и симптомы дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых заболеваний. | 1 | 1 | Просмотр видеофильма | |
Итоговое занятие профориентационной направленности ( 1 час) | 1 | 1 | |||
34 | Ролевая игра "Хочу быть врачом..." | 1 | Ролевая игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива «За страницами учебника математики» для учащихся 5 класса
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 к...
Программа спецкурса "За страницами учебника математики" для 5-6 классов автор Шишигина Ю.В.
Программа спецкурса "За страницами математики " для 5-6 классов...
Программа кружка "Математика за страницами учебника". 11 класс
Программа кружка "Математика за страницами учебника". 11 класс...
Рабочая программа курса "За страницами учебника математики" для обучающихся 6-х классов.
Программа курса по математике для 6 класса. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной пр...
Рабочая программа спецкурса "За страницами учебника географии". 6 класс.
Программа разработана с учетом всех требований ФГОС и направлена на активизацию познавательного интереса учащихся к географии.В программе расписаны планируемые предметные, метапредме...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника» 9 класс
Данный элективный курс предназначен для расширения базового курса алгебры и дает учащимся возможность познакомиться с основными приемами и методами выполнения заданий, связанных с модулями, параметрам...
Рабочая программа факультатива ,, За страницами учебника математики\'\' . 5 класс.
Программа составлена в соответствии с требованиями.на тот период времени....