Рабочая программа курса "За страницами учебника математики" для обучающихся 6-х классов.
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Программа курса по математике для 6 класса. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса по математике для 6 класса, 1 час в неделю | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса "За страницами учебника математики" для учащихся 6-х классов
Пояснительная записка.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс
Курс "За страницами учебника математики"способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.
В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.
Девизом всех занятий могут служить слова:
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Э. Кант.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений
самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный
вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Программа курса рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность.
В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
Цели обучения.
Развитие логического и алгоритмического мышления.
Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.
Выработка навыков устной монологической речи.
Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.
Организация учебных занятий.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной
деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения.
- укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
- знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
- иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
- индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
- дидактические игры.
Требования к математической подготовке.
В результате изучения курса «За страницами учебника математики» учащиеся должны иметь представления о различных системах счисления и о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы и мозаики, различного вида занимательные задачи, разгадывать
магические квадраты и кроссворды, иметь навыки быстрого счета.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Личностными результатами изучения курса
является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Содержание программы.
- Числа и вычисления (8 ч.).
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические
квадраты.
- Геометрические фигуры (5 ч.)
Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
- Ребусы. Кроссворды (5 ч.)
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
- Логические задачи (8 ч.)
Числовые мозаики. Задачи со спичками.Задачи на принцип Дирихле.
- Решение задач (11 ч.)
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.
Литература.
- И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 2014г.
- Рывкин. Справочник по математике М «Высшая школа» 2015 г.
- Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2014 г.
- Ф. Мостеллер «50 занимательных вероятностных задач с решениями» М.«наука» 2014 г.
- Б.В. Гнеденко «Элементарное введение в теорию вероятности» М.«Наука» 2015 г.
- « Я иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М. Изд. «Первое сентября»,2000 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 54»
Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей руководитель ШМО _________/____________ Протокол №____ от «__»________2017г. | Согласовано: зам.директора по ВР _________/__________ «__»________2017г. | Утверждено: Директор МОБУ ________/С.А.Волкова Приказ № ____ от «__»________2017г. |
Рабочая программа
объединения дополнительного
образования
«За страницами учебника математики»
Тип программы – образовательно – развивающая
Направление – общеинтеллектуальное
Составитель – учитель математики Чуева С.Н.
Возраст – 6 класс
Срок реализации – 1 год
Тула
2017 – 2018 уч год.
Тематическое планирование.
№ занятия | Дата проведения урока | Содержание занятия | Кол – во часов (на тему, раздел) | Примечания |
I. Числа и вычисления. 8 часов | ||||
1 | Греческая и римская нумерация. | 1 час | ||
2 | Индийская и арабская система счисления | 1 час | ||
3 | Древнерусская система счисления. | 1 час | ||
4 | Правила и приемы быстрого счета. | 1 час | ||
5 | Конкурс «Кто быстрее сосчитает». | 1 час | ||
6 | Знакомство с числовыми ребусами. | 1 час | ||
7 | Решение и составление числовых ребусов | 1 час | ||
8 | Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел». | 1 час | ||
II.Геометрические фигуры. 5 часов | ||||
9 | Треугольник, задачи с треугольниками. | 1 час | ||
10 | Четырехугольники. Геометрические головоломки. | 1 час | ||
11 | Знакомство с пространственными фигурами. | 1 час | ||
12 | Решение задач на площадь и объемы пространственных | 1 час | ||
13 | Заключительное занятие «Занимательная геометрия». | 1 час | ||
III.Ребусы. Кроссворды. 5 часов | ||||
14 | Знакомство с принципами их составления. | 1 час | ||
15 | Решение и составление ребусов. | 1 час | ||
16 | Знакомство с кроссвордами. | 1 час | ||
17 | Составление и решение кроссвордов. | 1 час | ||
18 | Конкурс на лучший ребус и кроссворд. | 1 час | ||
IV.Логические задачи. 8 часов | ||||
19 | Знакомство с числовыми мозаиками. | 1 час | ||
20 | Составление и решение числовых мозаик. | 1 час | ||
21 | Решение и составление задач со спичками. | 1 час | ||
22 | Головоломки со спичками. | 1 час | ||
23 | Знакомство с принципом Дирихле. | 1 час | ||
24 | Решение задач на принцип Дирихле. | 1 час | ||
25 | Решение задач на принцип Дирихле. | 1 час | ||
26 | Заключительное занятие «Математический КВН». | 1 час | ||
V.Решение задач. 11 часов | ||||
27 | Решение занимательных задач. | 1 час | ||
28 | Решение шутливых задач. | 1 час | ||
29 | Задачи от противного. | 1 час | ||
30 | Задачи на движение. | 1 час | ||
31 | Задачи на движение по реке. | 1 час | ||
32 | Задачи на движение по реке. | 1 час | ||
33 | Задачи на бассейны. | 1 час | ||
34 | Задачи на бассейны. | 1 час | ||
35 | Старинные задачи. | 1 час | ||
36 | Старинные задачи. | 1 час | ||
37 | Вечер «Занимательная математика». | 1 час | ||
Всего | 37 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по физике.Учебник Генденштейн Л.Э. 7 класс.
рабочая программа по физике.Учебник Генденштейн Л.Э. 7 класс....
Рабочая программа "За страницами учебника математики" 9 класс
Данную рабочую программу можно использовать для кружковой работы, факльтативных занятий и элективного курса...
7 класс Рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"
рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"...
Рабочая программа За страницами учебника литературы
Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.)....
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающихся 7 - 9 классов (образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по физике 7-9 кклассы ФГОС ( ЗПР)...
Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...
Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...