Рабочая программа курса "За страницами учебника математики" для обучающихся 6-х классов.
рабочая программа по математике (6 класс) на тему

Чуева Светлана Николаевна

Программа курса по математике для 6 класса.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса "За страницами учебника математики" для учащихся 6-х классов

Пояснительная записка.

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Для активизации познавательной деятельности учащихся и  поддержания интереса к математике вводится данный курс

   Курс "За страницами учебника математики"способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.

В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них  есть способности и таланты,  надо в это верить, и развивать их.

Девизом всех занятий могут служить слова:

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Э. Кант.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение

 математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

        Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений

самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

        Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

        Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный

 вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

        Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Программа курса рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут.

Принципы программы:

Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность.

В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность.

Цели обучения.

    Развитие логического и алгоритмического мышления.

    Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.

    Выработка навыков устной монологической речи.

    Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.

Организация учебных занятий.

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо  систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.

Задачи на  занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к  частично-поисковым, ориентированным на  овладение  обобщенными приемами познавательной

деятельности. Система занятий  должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения.

  • укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
  • знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
  • иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
  • индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
  • дидактические игры.

Требования к математической подготовке.

В результате изучения курса «За страницами учебника математики» учащиеся должны иметь  представления о различных системах счисления и  о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы и мозаики, различного вида занимательные задачи, разгадывать

магические квадраты и кроссворды,  иметь навыки быстрого счета.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Личностными результатами изучения курса

 является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  
  • создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
  • осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Содержание программы.

  1. Числа и вычисления (8 ч.).

Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические

квадраты.

  1. Геометрические фигуры (5 ч.)

Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.

  1. Ребусы. Кроссворды (5 ч.)

Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.

  1. Логические задачи (8 ч.)

Числовые мозаики. Задачи со спичками.Задачи на принцип Дирихле.

  1. Решение задач (11 ч.)

Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.

Литература.

  1. И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 2014г.
  2. Рывкин. Справочник по математике М «Высшая школа» 2015 г.
  3. Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2014 г.
  4. Ф. Мостеллер «50 занимательных вероятностных задач с решениями» М.«наука» 2014 г.
  5. Б.В. Гнеденко «Элементарное введение в теорию вероятности» М.«Наука» 2015 г.
  6. « Я  иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М. Изд. «Первое сентября»,2000 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 54»

Рассмотрено на заседании

ШМО классных руководителей

руководитель ШМО

_________/____________

Протокол №____

от «__»________2017г.

Согласовано:

зам.директора по ВР

_________/__________

 «__»________2017г.

Утверждено:

Директор МОБУ  

________/С.А.Волкова

Приказ № ____

от «__»________2017г.

Рабочая программа

объединения  дополнительного

образования

«За страницами учебника математики»

Тип программы – образовательно – развивающая

Направление – общеинтеллектуальное

Составитель – учитель математики Чуева С.Н.

Возраст – 6 класс

Срок реализации – 1 год

Тула

2017 – 2018 уч год.

Тематическое планирование.

№ занятия

Дата проведения урока

Содержание занятия

Кол – во часов (на тему, раздел)

Примечания

I. Числа  и  вычисления.                                                                 8 часов

1

Греческая и римская нумерация.

                                   1 час

2

Индийская и арабская система счисления

                                   1 час

3

Древнерусская система счисления.

                                   1 час

4

Правила и приемы быстрого счета.

                                   1 час

5

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

                                   1 час

6

Знакомство с числовыми ребусами.

                                   1 час

7

Решение и составление числовых ребусов

1 час

8

Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел».

1 час

II.Геометрические фигуры.                                                      5 часов

9

Треугольник, задачи с  треугольниками.

1 час

10

Четырехугольники. Геометрические головоломки.

1 час

11

Знакомство с пространственными фигурами.

1 час

12

Решение задач на площадь и объемы пространственных  

1 час

13

Заключительное занятие «Занимательная геометрия».

1 час

III.Ребусы. Кроссворды.                                                                  5 часов

14

Знакомство с принципами их составления.

1 час

15

Решение и составление ребусов.

1 час

16

Знакомство с кроссвордами.

1 час

17

Составление и решение кроссвордов.

1 час

18

Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

1 час

IV.Логические задачи.                                                                  8 часов

19

Знакомство с  числовыми мозаиками.

1 час

20

Составление и решение числовых мозаик.

1 час

21

Решение и составление задач со спичками.

1 час

22

Головоломки со спичками.

1 час

23

Знакомство с принципом Дирихле.

1 час

24

Решение задач на принцип Дирихле.

1 час

25

Решение задач на принцип Дирихле.

1 час

26

Заключительное занятие  «Математический  КВН».

1 час

V.Решение задач.         11 часов

27

Решение занимательных задач.

1 час

28

Решение шутливых задач.

1 час

29

Задачи от противного.

1 час

30

Задачи  на движение.

1 час

31

Задачи  на движение по реке.

1 час

32

Задачи  на движение по реке.

1 час

33

Задачи на бассейны.

1 час

34

Задачи на бассейны.

1 час

35

Старинные задачи.

1 час

36

Старинные задачи.

1 час

37

Вечер «Занимательная математика».

1 час

Всего

37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по физике.Учебник Генденштейн Л.Э. 7 класс.

рабочая программа по физике.Учебник Генденштейн Л.Э. 7 класс....

Рабочая программа "За страницами учебника математики" 9 класс

Данную рабочую программу можно использовать для кружковой работы, факльтативных занятий и элективного курса...

7 класс Рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"

рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"...

Рабочая программа За страницами учебника литературы

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.)....

Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...