Использование биологических компьютерных заданий с учетом типа мышления учащихся
статья по биологии

Статья актуализирует тему учета индивидуальных особенностей при построении урока биологии с использованием технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование биологических компьютерных заданий с учетом типа мышления учащихся

Проведите небольшой эксперимент: предложите ученику самостоятельно выбрать на урок основной источник информации из двух вариантов: 1 – это планшет, с возможностью использования текстовых документов, либо установленным специальным учебным приложением  и 2 - обычный учебник. Если ребенок выбирает учебник, то поздравляю, выбор ученика удобен для проведения дальнейшего урока и эта статья пока Вам не пригодится. Если же в руках оказался планшет, то возможно стоит рассмотреть сложности новых предпочтений учащихся и перспективы использования его выбора в угоду дальнейшим занятиям.

При изучении биологии, в урочной системе, достаточно много объектов и процессов требуют моментального знакомства и конечного результата, не давая возможности затрачивать на это дополнительные ресурсы. Более того, часть объектов невозможно представить для изучения в связи с их опасностью, размерами, скоростью протекания процессов либо с высокой ценностью.

Именно здесь на помощь приходят различные компьютерные технологии, которые последнее десятилетие активно используют большинство образовательных учреждений. Тяжело уже найти того педагога, который не умеет работать в сети интернет, создавать мультимедийные презентации и заполнять электронный журнал. Но еще совсем только начинают выносить компьютерные технологии за пределы школы в учебных целях, а это, тем не менее, способно значительно повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, дать возможность раскрыть его способности и предоставляет самостоятельное изучения интересующих тем. Поэтому очень важно уже сегодня начать рассматривать варианты домашних заданий, как мини-проекты с использованием компьютерных технологий.

Для продуктивной работы по внедрению творческих компьютерных заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Говард Гарднер создал теорию множественного интеллекта, которая говорит о том, что каждый ученик учится по-разному, соответственно мотивация у каждого повышается посредством разных методов, в связи с этим он выделил несколько типов мышления:

  • Вербально-лингвистический (понимание слов);
  • Логико-математический (понимание цифр и логики);
  • Визуально-пространственный (понимание изображений);
  • Телесно-кинестетический (понимание тела);
  • Музыкально-ритмический (понимание музыки);
  • Межличностный (понимание людей);
  • Внутриличностный (понимание себя);
  • Натуралистический (понимание природы)

В связи с этим можно использовать компьютерные технологии с учетом индивидуальных особенностей личности учащегося, создавая дифференцированные ресурсы.

Примеры использование компьютерных технологий при изучении биологии, с учетом индивидуальных особенностей:

  1. Вербально-лингвистический.

Учащиеся могут записывать свои мысли и делиться идеями через онлайн-блог, создавать тексты в Word выделяя важные моменты при помощи стилей, шрифтов и так далее.

Примеры тем: используя новости познакомиться с «Экологическими катастрофами, связанные с загрязнением воздуха и почвы за период 2010-2016 года», создать блог-обсуждение по селекционным вопросом, раскрывая разделы с написанием статьи о выведении новых необходимых для данной ситуации в стране видов

  1. Логико-математический.

Учащиеся могут создавать формулы в Word, производить подсчеты и делиться полученными данными через блог.

Примеры тем: «Закон Харди- Вайнберга», «Создания генетической закономерности в своей семье по морфологическим признакам», создание программы выведения аминокислотной последовательности по предложенным нуклеотидам, «Подсчеты скорости распространения различных газов в закрытом помещении».

  1. Визуально-пространственный.

Учащиеся могут создавать различные схемы и графики в Excel, создавать фильмы, фоторепортажи и презентации в PowerPoint.

Примеры тем: учебный фильм «Первая медицинская помощь при термических ожогах и обморожения», фотоколлаж ежедневных изменений «Прорастание семян фасоли», график кривой толерантности грызунов своей местности по ряду экологических факторов.

  1. Телесно-кинестетический.

Учащиеся могут изучить действие закона, на примере собственного тела записывая наблюдаемое в цифровом формате, создавать слайд-шоу или видео чтобы проиллюстрировать опыт с личными ощущениями.

Примеры тем: «Тест на ведущее полушарие головного мозга», «Первая помощь при вывихе», «Выявление вкусовых зон языка».

  1. Музыкально-ритмический.

Учащиеся могут написать свою песню, используя звуковые редакторы для записи собственной песни или саундтрека, находить существующие треки через поисковые системы, делиться песнями через социальные сети.

Примеры тем: стих «Эволюция кровеносной системы земноводных», размещение рэп-батла «Известные биологи», песня «Митоз и мейоз клеток».

  1. Межличностный и  Внутриличностный.

Учащиеся могут опрашивать экспертов и записывать их ответы в цифровом формате, проводить интервью дистанционно (через почту или Skype), визуализировать полученный материал, изучать проблему на собственном примере.

Примеры тем: «Рекомендации работников медицинской сферы по соблюдению личной гигиены школьников», «Опрос по соблюдения режима дня школьниками»

  1. Натуралистический.

Учащиеся могут наблюдать действие какого-либо явления в природе и сохранять наблюдения в цифровом виде (фото, видео, аудио), создавать презентации для визуализации материала.

Примеры тем: «Экологическое влияние выхлопных газов машин на пришкольный участок», «Time lapse в росте фасоли», «Сужение и расширение зрачка при разной освещенности».

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже понять изучаемые явления и процессы, которые в реальной жизни ученикам иногда показать достаточно сложно.

Автор: Андрейко Н.А.

Статья проработана с опорой на труд  Г. Гарднера: «Структура разума: теория множественного интеллекта.» - М.: Издательство: Вильямс  2007. – 512 с. - ISBN: 978-5-8459-1153-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Методика обучения с использованием ресурсов компьютерного многоцелевого открытого банка заданий

Презентация содержит краткий обзор интернет-ресурсов для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике...

статья "Опыт развития творческого мышления учащихся в объединении Компьютерная грамотность"

Автор делится своим опытом творческого подхода к общению с компьютером и использованию электронных ресурсов, а также к созданию в детском коллективе атмосферы постижения и созидания....

Использование информационно-компьютерных технологий для активизации мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

В стаье собран материал по использованию ИКТ технологий, как возможность влиять на мотивацию школьников при изучении иностранного языка....

Использование нестандартных задач для развития продуктивного мышления учащихся на уроках математики в 6 классе

Использование нестандартных задач для развития продуктивного мышления учащихся на уроках математики в 6 классе...

Задания, формирующие критическое мышление учащихся на уроках физики в 7 классе

Система заданий для учащихся, применяемых на уроках физики как основы формирования критического мышления...