Задания, формирующие критическое мышление учащихся на уроках физики в 7 классе
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Чумакова Светлана Николаевна

Система заданий для учащихся, применяемых на уроках физики как основы формирования критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

Задания, формирующие

креативное мышление

учащихся на уроках физики

в 7 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность:

      Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 

Задачи:

1. Усилить внимание к формированию креативного мышления.

2. Повысит уровень познавательной самостоятельности учащихся.

3. Повысить интерес учащихся к изучению предмета.

4. Разработать систему заданий для учащихся, применяемых на уроках физики как основы формирования креативного мышления.

 

Планируемые результаты:

      Ученик должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

- способностью строить социальные отношения;

- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

 

 

Задания для формирование

Технологии критического мышления

7 класс

 

Введение

1. Дан перечень слов: рулетка, катер, астероид, мензурка, вода, карандаш, спутник.

1.Шесть слов из этого перечня можно назвать одним и тем же физическим термином. Каким термином можно назвать эти слова? К какому слову этот термин не подходит? Почему?

2.Выберите два слова, которые можно назвать одним термином. Назовите этот физический термин.

2.Выделите из перечисленных ниже понятий: единицы измерения, физические величины, физические приборы, явления. Ответ представьте в виде таблицы.

Единицы измерения

Физические величины

Физические приборы, устройства

Процессы, явления

 

 

 

 

Метр, длина, линейка, килограмм, весы, взаимодействие, время, год, скорость, спидометр, тяготение, взвешивание и т.д.

3.Заполните таблицу:

Прибор

Измеряемая величина

Единицы измерения

Цена деления

Погрешность измерения

Предел измерения

Линейка

 

 

 

 

 

Мензурка

 

 

 

 

 

4.Используя карандаш и линейку, измерьте толщину нити методом ряда.

5.По общим признакам разделите вещества на три группы: вода, углекислый газ, железо, сахар, керосин, древесина, кислород, азот (ответ оформить в виде таблицы).

6.Выпишите из перечисленных ниже явлений только физические: таяние снега, нагревание воды, гниение соломы, выпадение дождя, почернение серебряной монеты.

 

 

Первоначальные сведения о строении вещества

1.В каком состоянии при комнатной температуре находятся следующие вещества: сахар, молоко, вода, кислород, углекислый газ, медь, лед, азот, свинец, спирт? Самостоятельно составьте таблицу и заполните ее.

Состояния

Жидкое

Твердое

Газообразное

 

 

 

2.При изучении свойств жидкости на стекло поместили несколько капель воды и оставили на столе. Через некоторое время капельки исчезли. Зная, что вещество не может исчезнуть бесследно, сделайте предположения о том, какие свойства вещества сохранились, а какие нет на основе знаний о молекулярном строении.

Возможные ответы: Изменилось агрегатное состояние (из жидкого - в газообразное), изменилось расстояние между молекулами (увеличилось), изменилось движение молекул (стали двигаться быстрее), занимает больший объем. Не изменились сами молекулы воды, т.к. у одного и того же вещества в любых агрегатных состояниях молекулы не отличаются.

3.При изучении явления диффузии, учитель плеснул на доску одеколон, и попросил поднять руки, когда ученики почувствуют запах.  Как можно объяснить распространение запаха с точки зрения молекулярного строения вещества? От чего зависит время, через которое учащиеся класса почувствуют запах? Почему запах почувствовали не только те учащиеся, которые сидят напротив доски, а также и по сторонам?

Ответ: Объяснить распространение запаха можно тем, что молекулы одеколона проникают между молекулами воздуха и беспорядочно движутся, поэтому запах чувствуют все учащиеся. Те учащиеся, которые сидят ближе к доске почувствовали запах быстрее. Это означает, что молекулы одеколона во время движения проходят разные расстояния.

4. Фронтальный эксперимент «Определение скорости диффузии в газах».

Цель: определить скорость протекания диффузии в газах.

Оборудование: пахучее вещество (например, одеколон), линейка (рулетка).

Ход работы:

  1. Налейте в блюдце, находящееся на краю стола, немного пахучего вещества.
  2. Засеките время t (в секундах), за которое запах дойдёт до вас.
  3. Измерьте расстояние  L (в метрах) от стола до места, в котором обнаруживался запах.
  4. Вычислите скорость диффузии в газах (в м /с):    v = L / t. Каков физический смысл полученного значения?

Взаимодействие тел

1.По предложенной схеме описать ситуацию. При резкой остановке автобуса пассажиры…

если →  условия  →  то →  результат

2.Все вы хорошо знаете сказку В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Прочитайте  небольшой отрывок, и  подумайте, почему так произошло.

«Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю, но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо над тем местом, над которым закричала,  и где была твердая земля, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни…» (В.М. Гаршин).  Почему лягушка упала в пруд, а не раньше, на дорогу?

3.По данным таблицы составьте задачи и решите их.

Вещество

Плотность

Объём

Масса

1

Медь

?

?

89 кг

2

?

?

100 л

80 кг

3

Молоко

?

100 см³

?

4.Выделите из перечисленных понятий, слов, словосочетаний те, которые связанны с явлением инерции  и тяготения.

Ответ представьте в виде таблицы:

Инерция

Тяготение

 

 

Равномерное движение, Исаак Ньютон, масса тела, яблоко, Галилео Галилей, тормозной путь, приливы и отливы, Пизанская  башня, 9, 8 Н/кг, притяжение Земли, споткнулся.

5.Барон Мюнхгаузен рассказывал однажды такую историю: он разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до противоположного берега, тогда в воздухе он повернул обратно и вернулся на тот берег, с которого прыгал. Почему это невозможно?

 

Давление твердых тел, жидкостей и газов

1.На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя границы. Можно ли по следу определить, что прошел только один человек, или, что он нес еще на себе другого или какой-то тяжелый груз?

2.Выбери из предложенных примеров изменения давленияи, запиши в  два столбика: в первый то, что служит для увеличения давления, во второй -   для уменьшения давления. Когти, зубы животных, широкие колёса,  гусеницы транспорта, жало осы, клювы птиц, лыжи, топор, нож, колючки растений, шасси самолёта, гвозди, кнопки, иголки, шипы, фундамент здания , шпалы под рельсы.

3.Если тяжелую покупку нести за веревку, то ощущается сильная боль (режет пальцы). Объясните, почему. Предложите способы для устранения этой проблемы.

3.В 1862 году английский естествоиспытатель Джеймс Глейшер с другом отправились путешествовать на воздушном шаре в одних пиджаках. Поднявшись на высоту 11 км, путешественники потеряли сознание и сильно обморозились. Они не знали, что с подъемом на каждые 1500 м температура падает на 80С. Почему так происходит?

Ответ: На больших высотах воздух разряжен, и молекулы редко сталкиваются, поэтому скорость их движения уменьшается. И температура воздуха понижается.

4.Одной из экологических катастроф является утечка топлива, нефти из танкеров. Почему нефть распространяется по поверхности воды, а не погружается на дно? Чем опасна эта ситуация для экологической обстановки?

5.Опишите опыт, изображенный на рисунке. Подумайте, с какой целью проведен опыт.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5450d6a375d67/img_user_file_5450d6a375d67_2.jpg

 

6.Опишите опыт, изображенный на рисунке. Придумайте текст задачи и решите ее.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0191/0015ac70-35f403d2/img2.jpg

7.Дирижабль наполняют лёгким газом. Не лучше ли было бы из него выкачать воздух?

Ответ: Выкачать воздух нельзя, т.к. сила атмосферного давления легко раздавит оболочку дирижабля.

 

Работа и мощность. Энергия.

1.Вычислите работу, совершенную при поднятии гантели с поверхности пола на высоту вытянутой руки. Определите мощность, которую при этом вы развивали. Сравните вашу мощность со средней мощностью человека при нормальных условиях работы (70-80 Вт).

2.Выделите из перечисленных понятий, слов, словосочетаний те, которые связанны с работой и мощностью.

Ответ представьте в виде таблицы:

Работа

Мощность

 

 

Путь, «лошадиная сила», быстрота выполнения, сила, время, положительная, отрицательная, Джоуль, ватт, двигатель, мегаватт.

5.Выделите из перечисленных понятий, слов, словосочетаний связанные с энергией и простыми механизмами.

Ответ представьте в виде таблицы:

Энергия

Простые механизмы

 

 

Лук с натянутой тетивой, маятник, плотина ГЭС, мяч, закон сохранения, Архимед, точка опоры, Джоуль, плечо силы, блок, потенциальная, рычаг, кинетическая, момент силы, ворот, превращение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Всё острее ощущается необходимость обновления имеющихся знаний и освоенных технологий пре...

Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности

Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...

Формирование критического мышления учащихся на уроках истории при работе с текстом.

В данной статье освещаются различные методы работы с текстом (кластер, синквейн, ПОПС и др.), технологии  применения и их значение при работе с учебником, документами, дополнительной литературой ...

Доклад на МО учителей гуманитарного цикла: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке"

Тема доклада: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке".Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического ...

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....