Задания, формирующие критическое мышление учащихся на уроках физики в 7 классе
учебно-методический материал по физике (7 класс)
Система заданий для учащихся, применяемых на уроках физики как основы формирования критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.docx | 42.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания, формирующие креативное мышление учащихся на уроках физики в 7 классе
|
Актуальность:
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Задачи:
1. Усилить внимание к формированию креативного мышления.
2. Повысит уровень познавательной самостоятельности учащихся.
3. Повысить интерес учащихся к изучению предмета.
4. Разработать систему заданий для учащихся, применяемых на уроках физики как основы формирования креативного мышления.
Планируемые результаты:
Ученик должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- способностью строить социальные отношения;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Задания для формирование
Технологии критического мышления
7 класс
Введение
1. Дан перечень слов: рулетка, катер, астероид, мензурка, вода, карандаш, спутник.
1.Шесть слов из этого перечня можно назвать одним и тем же физическим термином. Каким термином можно назвать эти слова? К какому слову этот термин не подходит? Почему?
2.Выберите два слова, которые можно назвать одним термином. Назовите этот физический термин.
2.Выделите из перечисленных ниже понятий: единицы измерения, физические величины, физические приборы, явления. Ответ представьте в виде таблицы.
Единицы измерения | Физические величины | Физические приборы, устройства | Процессы, явления |
|
|
|
|
Метр, длина, линейка, килограмм, весы, взаимодействие, время, год, скорость, спидометр, тяготение, взвешивание и т.д.
3.Заполните таблицу:
Прибор | Измеряемая величина | Единицы измерения | Цена деления | Погрешность измерения | Предел измерения |
Линейка |
|
|
|
|
|
Мензурка |
|
|
|
|
|
4.Используя карандаш и линейку, измерьте толщину нити методом ряда.
5.По общим признакам разделите вещества на три группы: вода, углекислый газ, железо, сахар, керосин, древесина, кислород, азот (ответ оформить в виде таблицы).
6.Выпишите из перечисленных ниже явлений только физические: таяние снега, нагревание воды, гниение соломы, выпадение дождя, почернение серебряной монеты.
Первоначальные сведения о строении вещества
1.В каком состоянии при комнатной температуре находятся следующие вещества: сахар, молоко, вода, кислород, углекислый газ, медь, лед, азот, свинец, спирт? Самостоятельно составьте таблицу и заполните ее.
Состояния | ||
Жидкое | Твердое | Газообразное |
|
|
|
2.При изучении свойств жидкости на стекло поместили несколько капель воды и оставили на столе. Через некоторое время капельки исчезли. Зная, что вещество не может исчезнуть бесследно, сделайте предположения о том, какие свойства вещества сохранились, а какие нет на основе знаний о молекулярном строении.
Возможные ответы: Изменилось агрегатное состояние (из жидкого - в газообразное), изменилось расстояние между молекулами (увеличилось), изменилось движение молекул (стали двигаться быстрее), занимает больший объем. Не изменились сами молекулы воды, т.к. у одного и того же вещества в любых агрегатных состояниях молекулы не отличаются.
3.При изучении явления диффузии, учитель плеснул на доску одеколон, и попросил поднять руки, когда ученики почувствуют запах. Как можно объяснить распространение запаха с точки зрения молекулярного строения вещества? От чего зависит время, через которое учащиеся класса почувствуют запах? Почему запах почувствовали не только те учащиеся, которые сидят напротив доски, а также и по сторонам?
Ответ: Объяснить распространение запаха можно тем, что молекулы одеколона проникают между молекулами воздуха и беспорядочно движутся, поэтому запах чувствуют все учащиеся. Те учащиеся, которые сидят ближе к доске почувствовали запах быстрее. Это означает, что молекулы одеколона во время движения проходят разные расстояния.
4. Фронтальный эксперимент «Определение скорости диффузии в газах».
Цель: определить скорость протекания диффузии в газах.
Оборудование: пахучее вещество (например, одеколон), линейка (рулетка).
Ход работы:
- Налейте в блюдце, находящееся на краю стола, немного пахучего вещества.
- Засеките время t (в секундах), за которое запах дойдёт до вас.
- Измерьте расстояние L (в метрах) от стола до места, в котором обнаруживался запах.
- Вычислите скорость диффузии в газах (в м /с): v = L / t. Каков физический смысл полученного значения?
Взаимодействие тел
1.По предложенной схеме описать ситуацию. При резкой остановке автобуса пассажиры…
если → условия → то → результат
2.Все вы хорошо знаете сказку В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Прочитайте небольшой отрывок, и подумайте, почему так произошло.
«Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю, но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо над тем местом, над которым закричала, и где была твердая земля, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни…» (В.М. Гаршин). Почему лягушка упала в пруд, а не раньше, на дорогу?
3.По данным таблицы составьте задачи и решите их.
№ | Вещество | Плотность | Объём | Масса |
1 | Медь | ? | ? | 89 кг |
2 | ? | ? | 100 л | 80 кг |
3 | Молоко | ? | 100 см³ | ? |
4.Выделите из перечисленных понятий, слов, словосочетаний те, которые связанны с явлением инерции и тяготения.
Ответ представьте в виде таблицы:
Инерция | Тяготение |
|
|
Равномерное движение, Исаак Ньютон, масса тела, яблоко, Галилео Галилей, тормозной путь, приливы и отливы, Пизанская башня, 9, 8 Н/кг, притяжение Земли, споткнулся.
5.Барон Мюнхгаузен рассказывал однажды такую историю: он разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до противоположного берега, тогда в воздухе он повернул обратно и вернулся на тот берег, с которого прыгал. Почему это невозможно?
Давление твердых тел, жидкостей и газов
1.На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя границы. Можно ли по следу определить, что прошел только один человек, или, что он нес еще на себе другого или какой-то тяжелый груз?
2.Выбери из предложенных примеров изменения давленияи, запиши в два столбика: в первый то, что служит для увеличения давления, во второй - для уменьшения давления. Когти, зубы животных, широкие колёса, гусеницы транспорта, жало осы, клювы птиц, лыжи, топор, нож, колючки растений, шасси самолёта, гвозди, кнопки, иголки, шипы, фундамент здания , шпалы под рельсы.
3.Если тяжелую покупку нести за веревку, то ощущается сильная боль (режет пальцы). Объясните, почему. Предложите способы для устранения этой проблемы.
3.В 1862 году английский естествоиспытатель Джеймс Глейшер с другом отправились путешествовать на воздушном шаре в одних пиджаках. Поднявшись на высоту 11 км, путешественники потеряли сознание и сильно обморозились. Они не знали, что с подъемом на каждые 1500 м температура падает на 80С. Почему так происходит?
Ответ: На больших высотах воздух разряжен, и молекулы редко сталкиваются, поэтому скорость их движения уменьшается. И температура воздуха понижается.
4.Одной из экологических катастроф является утечка топлива, нефти из танкеров. Почему нефть распространяется по поверхности воды, а не погружается на дно? Чем опасна эта ситуация для экологической обстановки?
5.Опишите опыт, изображенный на рисунке. Подумайте, с какой целью проведен опыт.
6.Опишите опыт, изображенный на рисунке. Придумайте текст задачи и решите ее.
7.Дирижабль наполняют лёгким газом. Не лучше ли было бы из него выкачать воздух?
Ответ: Выкачать воздух нельзя, т.к. сила атмосферного давления легко раздавит оболочку дирижабля.
Работа и мощность. Энергия.
1.Вычислите работу, совершенную при поднятии гантели с поверхности пола на высоту вытянутой руки. Определите мощность, которую при этом вы развивали. Сравните вашу мощность со средней мощностью человека при нормальных условиях работы (70-80 Вт).
2.Выделите из перечисленных понятий, слов, словосочетаний те, которые связанны с работой и мощностью.
Ответ представьте в виде таблицы:
Работа | Мощность |
|
|
Путь, «лошадиная сила», быстрота выполнения, сила, время, положительная, отрицательная, Джоуль, ватт, двигатель, мегаватт.
5.Выделите из перечисленных понятий, слов, словосочетаний связанные с энергией и простыми механизмами.
Ответ представьте в виде таблицы:
Энергия | Простые механизмы |
|
|
Лук с натянутой тетивой, маятник, плотина ГЭС, мяч, закон сохранения, Архимед, точка опоры, Джоуль, плечо силы, блок, потенциальная, рычаг, кинетическая, момент силы, ворот, превращение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».
Проект урока с использованием методики развития критического мышления. Получая новую информацию, современные ученики должны научиться рассма...
Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.
Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Всё острее ощущается необходимость обновления имеющихся знаний и освоенных технологий пре...
Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности
Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...
Сообщение на заседании методической комиссии математического и естественнонаучного цикла по теме: «Методические приёмы и технологии развития критического мышления учащихся на уроках»
Сообщение на засезании ПЦК...
Формирование критического мышления учащихся на уроках истории при работе с текстом.
В данной статье освещаются различные методы работы с текстом (кластер, синквейн, ПОПС и др.), технологии применения и их значение при работе с учебником, документами, дополнительной литературой ...
Доклад на МО учителей гуманитарного цикла: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке"
Тема доклада: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке".Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического ...
Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»
Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....