ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
рабочая программа по биологии
«Основные вопросы биологии»
«Занимательная биология»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 385.51 КБ |
![]() | 71.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»
Заочная школа одаренных детей Нижневартовского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
«Основные вопросы биологии»
Направленность: естественнонаучная
Возраст: 15-17 лет
Срок реализации: 21 день (12 часов)
Автор-разработчик: Искандарова Ж.У., учитель биологии
МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2
Излучинск, 2022
1.Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы - естественнонаучная. Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
4.Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Квалификация педагога. Квалификация педагога соответствует профилю программы – высшая.
Актуальность программы. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Программа эта направлена, прежде всего, на развитие учебно–познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций обучающегося.
Отличительные особенности программы. Программа «Основные вопросы биологии» предназначена для учащихся 9-11 классов и посвящено в основном вопросам биологии для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, которые в школьных учебниках отсутствуют или представлены очень кратко. Наряду с фундаментальными вопросами детально рассматриваются области практического применения: решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, задачи на митоз и мейоз, задачи по цитологии, задачи на определение группы крови, работа с графиками. Большое количество красочных иллюстраций и многоуровневый методический аппарат будут способствовать эффективному усвоению учебного материала. В процессе курса планируется широко использовать различные схемы, таблицы, модели, учебные фильмы и другие наглядные средства.
Содержание программы «Основные вопросы биологии» включает изучение шести основных модулей: «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Многообразие организмов», «Человек», «Эволюция органического мира», «Экосистемы».
Адресат программы: обучающиеся 15-17 лет, проявляющих интерес к учебно-познавательной деятельности. Состав группы 27 обучающихся.
Объем и срок освоения программы: 21 день, 12 часов.
Режим занятий: проводятся на группу 2 раза в неделю по 2 занятия, продолжительность 1 час занятия – 40 минут.
Формы обучения – дистанционная, с использованием платформы ZOOM.
Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения групповая.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, успешного самоопределения в соответствии со способностями, повышение мотивации к изучению биологии и химии, а также сформировать устойчивые знания у учащихся по биологии в подготовке ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
- углубить и расширить знания учащихся по молекулярной биологии;
- сформировать практические умения и навыки решения задач по молекулярной биологии;
- научить учащихся использовать теоретические знания в практической деятельности;
- развивать теоретическую и творческую активность и познавательный интерес, умение работать с таблицами, сравнивать и обобщать;
- продолжить формирование научного мировоззрения.
1.3. Учебно-тематический план
№ | тема | всего | теория | практика | форма аттестации/ контроля |
1. | Клетка как биологическая система 2 ч | ||||
Строение клеток | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, беседа, тест | |
Химический состав | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, беседа, тест | |
2. | Организм как биологическая система 3ч | ||||
1 | 1 | Опрос, беседа | |||
Онтогенез | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, беседа, тест | |
Генетика. Основные генетические понятия | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, беседа, тест | |
3. | Многообразие организмов 2ч | ||||
Царство бактерии. Царство грибы | 1 | 1 | Опрос, беседа | ||
Царство растения. Царство животные | 1 | 1 |
| Опрос, беседа | |
4. | Человек 2ч | ||||
Системы организма | 1 | 1 | Опрос, беседа | ||
Системы организма | 1 | 1 |
| Опрос, беседа Проверочное задание | |
5. | Эволюция органического мира 2ч | ||||
Микроэволюция и макроэволюция | 1 | 1 | Опрос, беседа | ||
Происхождение человека | 1 | 1 | Опрос, беседа | ||
6 | Экосистемы 1ч | ||||
Среды обитания организмов. Факторы среды | 1 | 1 | Опрос, беседа | ||
ИТОГО | 12 | 10 | 2 |
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни, сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.
Метапредметные результаты:
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи, умение работать с разными источниками биологической информации: находит биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметные результаты:
На предметном уровне в результате освоения курса «Основные вопросы биологии» обучающиеся получат возможность научиться:
- выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
- обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
- определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
- решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
- сравнивать разные способы размножения организмов;
- характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
- выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
- обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
- характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
- устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
- аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
2.Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Учебный план
Количество учебных недель – 3
2.2. Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, слайдовая презентация, научно-популярные фильмы, использование онлайн-мессенджеров.
Диагностический инструментарий: проверочные задания (ребусы, кроссворды, карточки), тестовые задания.
2.3. Оценочные материалы
Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся»; методика «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся» (автор М. А. Ступницкая).
2.4. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – дистанционно.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: беседа, презентация, общение через мессенджеры.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; исследовательского обучения, здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.
2.5 Методы обучения
По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный, практический. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания: мотивации, стимулирование, поощрение.
Формы проведения итогов по каждому разделу проверочные задания, тесты.
Список используемой литературы
- Акшалова Л.М. «Абитуриенту: тестовые задания по биологии для поступающих в ВУЗы» Кокшетау, 2006г.
- Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д. «Человек» М.: Просвещение, 1994г
- Батуев А.С. «Готовимся к экзамену по биологии» М.: Айрис-пресс, 2003г
- Богданова Т.Л. «Биология: задания и упражнения для поступающих в ВУЗы», М.: «Высшая школа», 1984г.
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 1991.
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
- Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М., 1995.
- Развитие творческом активности школьников/Под ред. Л. Л/. Матюшкипа. — М., 1991.
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования /М., 1926.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986
- Сборники для поступающих в ВУЗы;
- Энциклопедии;
- Справочники;
- Тесты
- Учебники.
- Интернет –ресурсы.
- ЭОРы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-933236-1509260501.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая авторская программа "КОМПАС" и инструктивно-методический комплекс и ней
Данная общеобразовательная авторская программа предназначена для дополнительного образования учащихся старших классов, поступающих на инженерные специальности. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-64404-1355725146.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа естественно-научной направленности «Юный математик»
Дополнительная образовательная программа «Юный математик» предназначена для детей 14-15 лет, склонных к занятиям математикой, а также тех, кто желает повысить уровень сво...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/22/picture-1129239-1553237920.jpg)
Результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ
Отчеты по успеваемости....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-1015641-1519548201.jpg)
Результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих/предпрофессиональных программ
Анализ внутришкольной проверки по итогам 2021/2022, 2022/2023, 2023/2024 гг....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа «Начальное техническое моделирование «Конструкторы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа«Начальное техническое моделирование «Конструкторы»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1312787-1612717628.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа «Живые линии»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа «Живые линии» (нетрадиционные техники рисования) художественной направленности (срок реализации 20 часов)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-887326-1485946482.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «Решение стереометрических задач в ЕГЭ»
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с содержанием Кодификатора требований к уровню ...