ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
рабочая программа по биологии
«Основные вопросы биологии»
«Занимательная биология»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskandarova_zh.u._zanimatelnaya_biologiya.pdf | 385.51 КБ |
programma_od_biologiyaiskandarova_zh.u_mart.docx | 71.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»
Заочная школа одаренных детей Нижневартовского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
«Основные вопросы биологии»
Направленность: естественнонаучная
Возраст: 15-17 лет
Срок реализации: 21 день (12 часов)
Автор-разработчик: Искандарова Ж.У., учитель биологии
МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2
Излучинск, 2022
1.Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы - естественнонаучная. Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
4.Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Квалификация педагога. Квалификация педагога соответствует профилю программы – высшая.
Актуальность программы. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Программа эта направлена, прежде всего, на развитие учебно–познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций обучающегося.
Отличительные особенности программы. Программа «Основные вопросы биологии» предназначена для учащихся 9-11 классов и посвящено в основном вопросам биологии для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, которые в школьных учебниках отсутствуют или представлены очень кратко. Наряду с фундаментальными вопросами детально рассматриваются области практического применения: решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, задачи на митоз и мейоз, задачи по цитологии, задачи на определение группы крови, работа с графиками. Большое количество красочных иллюстраций и многоуровневый методический аппарат будут способствовать эффективному усвоению учебного материала. В процессе курса планируется широко использовать различные схемы, таблицы, модели, учебные фильмы и другие наглядные средства.
Содержание программы «Основные вопросы биологии» включает изучение шести основных модулей: «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Многообразие организмов», «Человек», «Эволюция органического мира», «Экосистемы».
Адресат программы: обучающиеся 15-17 лет, проявляющих интерес к учебно-познавательной деятельности. Состав группы 27 обучающихся.
Объем и срок освоения программы: 21 день, 12 часов.
Режим занятий: проводятся на группу 2 раза в неделю по 2 занятия, продолжительность 1 час занятия – 40 минут.
Формы обучения – дистанционная, с использованием платформы ZOOM.
Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения групповая.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, успешного самоопределения в соответствии со способностями, повышение мотивации к изучению биологии и химии, а также сформировать устойчивые знания у учащихся по биологии в подготовке ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
- углубить и расширить знания учащихся по молекулярной биологии;
- сформировать практические умения и навыки решения задач по молекулярной биологии;
- научить учащихся использовать теоретические знания в практической деятельности;
- развивать теоретическую и творческую активность и познавательный интерес, умение работать с таблицами, сравнивать и обобщать;
- продолжить формирование научного мировоззрения.
1.3. Учебно-тематический план
№ | тема | всего | теория | практика | форма аттестации/ контроля |
1. | Клетка как биологическая система 2 ч | ||||
Строение клеток | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, беседа, тест | |
Химический состав | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, беседа, тест | |
2. | Организм как биологическая система 3ч | ||||
1 | 1 | Опрос, беседа | |||
Онтогенез | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, беседа, тест | |
Генетика. Основные генетические понятия | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, беседа, тест | |
3. | Многообразие организмов 2ч | ||||
Царство бактерии. Царство грибы | 1 | 1 | Опрос, беседа | ||
Царство растения. Царство животные | 1 | 1 |
| Опрос, беседа | |
4. | Человек 2ч | ||||
Системы организма | 1 | 1 | Опрос, беседа | ||
Системы организма | 1 | 1 |
| Опрос, беседа Проверочное задание | |
5. | Эволюция органического мира 2ч | ||||
Микроэволюция и макроэволюция | 1 | 1 | Опрос, беседа | ||
Происхождение человека | 1 | 1 | Опрос, беседа | ||
6 | Экосистемы 1ч | ||||
Среды обитания организмов. Факторы среды | 1 | 1 | Опрос, беседа | ||
ИТОГО | 12 | 10 | 2 |
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни, сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.
Метапредметные результаты:
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи, умение работать с разными источниками биологической информации: находит биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметные результаты:
На предметном уровне в результате освоения курса «Основные вопросы биологии» обучающиеся получат возможность научиться:
- выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
- обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
- определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
- решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
- сравнивать разные способы размножения организмов;
- характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
- выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
- обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
- характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
- устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
- аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
2.Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Учебный план
Количество учебных недель – 3
2.2. Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, слайдовая презентация, научно-популярные фильмы, использование онлайн-мессенджеров.
Диагностический инструментарий: проверочные задания (ребусы, кроссворды, карточки), тестовые задания.
2.3. Оценочные материалы
Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся»; методика «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся» (автор М. А. Ступницкая).
2.4. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – дистанционно.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: беседа, презентация, общение через мессенджеры.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; исследовательского обучения, здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.
2.5 Методы обучения
По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный, практический. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания: мотивации, стимулирование, поощрение.
Формы проведения итогов по каждому разделу проверочные задания, тесты.
Список используемой литературы
- Акшалова Л.М. «Абитуриенту: тестовые задания по биологии для поступающих в ВУЗы» Кокшетау, 2006г.
- Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д. «Человек» М.: Просвещение, 1994г
- Батуев А.С. «Готовимся к экзамену по биологии» М.: Айрис-пресс, 2003г
- Богданова Т.Л. «Биология: задания и упражнения для поступающих в ВУЗы», М.: «Высшая школа», 1984г.
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 1991.
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
- Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М., 1995.
- Развитие творческом активности школьников/Под ред. Л. Л/. Матюшкипа. — М., 1991.
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования /М., 1926.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986
- Сборники для поступающих в ВУЗы;
- Энциклопедии;
- Справочники;
- Тесты
- Учебники.
- Интернет –ресурсы.
- ЭОРы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая авторская программа "КОМПАС" и инструктивно-методический комплекс и ней
Данная общеобразовательная авторская программа предназначена для дополнительного образования учащихся старших классов, поступающих на инженерные специальности. ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа естественно-научной направленности «Юный математик»
Дополнительная образовательная программа «Юный математик» предназначена для детей 14-15 лет, склонных к занятиям математикой, а также тех, кто желает повысить уровень сво...
Результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ
Отчеты по успеваемости....
Результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих/предпрофессиональных программ
Анализ внутришкольной проверки по итогам 2021/2022, 2022/2023, 2023/2024 гг....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа «Начальное техническое моделирование «Конструкторы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа«Начальное техническое моделирование «Конструкторы»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа «Живые линии»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа «Живые линии» (нетрадиционные техники рисования) художественной направленности (срок реализации 20 часов)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «Решение стереометрических задач в ЕГЭ»
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с содержанием Кодификатора требований к уровню ...