Статья "От игры к знаниям"
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Вишнякова Светлана Владимировна

В статье содержится информация об использовании дидактических игр на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_osnove_fgoc_novogo_pokoleniya_lezhit_sistemno.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

От игры к знаниям: дидактические игры на уроках биологии.

Вишнякова Светлана Владимировна,

учитель ГБОУ лицея № 95

Калининского района Санкт-Петербурга

В основе ФГOC нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса c учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это можно достичь, используя игровые технологии.

На современном этапе перед образованием остро стоит проблема повышения качества образования. И для решения этой проблемы посредством игровых технологий, нам необходимо создать условия для развития личности каждого учащегося через совершенствование системы преподавания, а именно активизировать познавательную деятельность, внимание учащихся. Как мы знаем, игра - важный стимул в обучении. C помощью игры у детей быстрее идет возбуждение познавательного интереса, у учащихся есть возможность раскрыть свои потенциальные возможности, талант, лидерскую черту и т.д. В ходе игры у детей активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, умозаключения. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. Использование игровой технологии повысит интерес учащихся к учебе, урок будет намного интереснее, чем простая лекция на уроке, и ученикам будет намного проще запомнить пройденную тему

Игровая технология обучения — это форма организации учебного процесса, основанная на преобразовании ситуаций, в том числе социального жизненного опыта, в заданные условия.

Истоки «игры» как технологии обучения уходят корнями очень далеко. Игры появились в глубокой древности и использовались для развлечения и воспитания подрастающего поколения. Кроме того, они имели религиозный и политический подтекст. В Древней Греции, например, считалось, что игры обладают божественной силой и были созданы богами, поскольку являлись единственно возможным способом проведения досуга.

Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач педагога – выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

 соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

 доступность для учащихся данного возраста;

 умеренность в использовании игр на уроках.

Существуют разные виды уроков с применением игровых технологий:

 ролевые игры на уроке;

 игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

 игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

 использование дидактической игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

 различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одной параллели.

В каких же моментах обучающая игра не только полезна, но и необходима? Во-первых, для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений между детьми; во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения используются обучающие игры (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.), которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач.

Для повышения качества преподавания на уроках биологии, необходимо создать условия для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания, а именно активизировать познавательную деятельность, внимание учащихся, посредством игровых технологий. Использование игровых технологий позволяет удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование социальных компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.

Деятельностный компонент играет немаловажную роль в школьном биологическом и экологическом образовании. Именно через умения выполнять определенные действия в природе, прогнозировать последствия своих поступков в окружающей среде, в процессе практической деятельности и формируются биологические и экологические знания.

Большие возможности для проведения игр и игровых моментов предоставляет использование интерактивной доски.

Игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь тесную связь с изучаемым материалом по теме.

Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает: не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника умения учиться.

Таким образом, использование игровой технологии является одной их эффективных форм обучения, способствующей повышению учебной и познавательной мотивации учащихся, что позволит улучшению эффективности обучения.

Примеры дидактических игр, используемых на уроках биологии.

«Видимо-невидимо» - игровая форма проведения словарной или терминологической работы. Можно по 4-6 человек, в парах. На доске вывешивается плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким шрифтом, вдоль и поперек написано 15-20 слов. Время для запоминания 40-60 сек. Плакат закрывается, записываются запомнившиеся слова. Команды обмениваются листками, взаимопроверка.

«Составь слово» - можно индивидуально и группой. Из предложенного слова данной темы составить как можно больше слов (деловая разминка). Тренируется внимание, воображение, память.

«Собрать фразу» - группа получает абзац учебника или страницу, и вписывает на бумажную полоску фразу, например, самую сложную, трудную, каверзную. И разрезает на 5-8 частей. Учебники закрываются и группы обмениваются заданиями. После выполнения листки проверяются. Эту игру можно при изучении нового материала, повторении, при закреплении пройденного.

«Так и не так» - на карточках пишутся правила, определения верные и с ошибками или неточностями. Откладывают в одну сторону «так» в другую «не так». Проверяют по учебнику

«Слово из предложения» - загадывается слово из предложения в изучаемом параграфе. Класс ищет в тексте.

«Отгадай»

 Один ученик задумал животное, а остальные учащиеся задают вопросы, чтобы угадать задуманное животное. По ответам «Да» или «Нет», они должны отгадать.

 На доске список из пяти растений или животных, один ученик уходит из класса, а потом заходит и задает классу вопросы. По ответам «Да» или «Нет», он должен угадать.

«Найди родственников»

Вызванный ученик получает карточку с изображением растения (животного, представителя царства и т. д.) и подбирает представителей родственных по царству, типу, классу, семейству, группе и рассказывает о них.

«Знаешь ли ты систематику животных»

Насколько учеников выходят к доске и получают карточки с названиями таксономических единиц, написанным крупным шрифтом: «Вид», «Род», «Семейство», «Отряд», «Класс», «Тип». Ученики с места предлагают названия различных животных. Играющие, те, которые стоят у доски, должны определить, представители какой таксономической единицы названы и поднять соответствующую карточку.

 «Напиши послание»

Например: каждому ряду выдается лист, на котором записано название фазы митоза.  За 2 минуты, передавая лист, нужно написать процессы, происходящие в этой фазе. Победит тот, на чьем ряду правильно и полно ответят ребята.

«Горячий стул»

Работа с терминами. Ученик сидит на стуле спиной к доске. Учитель пишет на доске слово по теме. Учащиеся характеризуют термины по очереди, не называя ключевого слова. Ученик должен определить его.

Для старших классов больше подходят деловые игры. Они моделируют реальную производственную, научную или иную «взрослую» деятельность.

«Компетентность»

Участники:

конкуренты – две команды учащихся;

наниматели – группа учеников, определяющих победителя; победителя как бы нанимают на работу;

арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.

До игры: Учитель знакомит класс со схемой игры. Формируются команды, определяется состав "фирмы-нанимателя".

Во время игры:

Учитель задает тему.

Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по данной теме. Но нужно отметить, что тип заданий регламентируется заранее. Например, команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому заданию и по 2 задачи.

Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, то задающая команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-бальной системе каждый ответ.

Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «Разбор полета», обращая внимание на ошибки, делает выводы.

    «Сделай десять шагов и на каждый шаг назови растение из семейства бобовых» (или какой-либо другой группы растений, животных).

    «Ответь и задай вопрос товарищу»

    По избранной теме учитель задает ученику вопрос, тот отвечает, сам задает вопрос другому, и так далее по цепочке. По характеру вопросов и ответов можно оценить знания учащихся.

    «Логическая цепочка «Что из чего состоит?»

    Учащимся раздаются в двух экземплярах карточки, на которых крупно написано: «Организм», «Системы органов», «Органы», «Ткани», «Клетки», «Органоиды клетки», «Молекулы веществ», «Атомы элементов».

Две группы по команде учителя должны выстроиться в логическую цепочку. Выигрывает та группа, которая закончит первой. Можно предложить двум учащимся расставить карточки в логическую цепочку или на доске заполнить пропущенные звенья логической цепочки. Словом, варианты могут быть различными. Можно использовать данную игру при составлении цепей питания.

    «Рассказ-небылица»

    Ребята должны уличить Мюнхгаузена, т.е. найти фактические ошибки в его рассказе. Где найти такие рассказы? Можно провести конкурс «вралей» и лучше использовать.

    Ребятам предлагается найти шесть ошибок, исправить их и дать объяснение.

Использование этого метода актуально, так как он позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим, интерес к предмету. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большую информационную загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.

Игра «Шифрограммы». Необходимо определить доминантный или рецессивный ген, указанный в первой колонке, а затем по цепочке собрать выражение. Эту игру можно применять для зашифровки темы урока.

Гены

Рецессивные

Доминантные

a

мо

ма

D

ши

но

f

гиб

на

b

рид

пе

A

нет

ное

e

скре

та

k

щи

нар

H

ко

ва

l

ние

лог

Игра «Крестики - нолики». 

Создаются две команды – “Крестики” и “Нолики”. Количество человек в команде – 10. На доску вешают игровое поле “Крестики-нолики”, на котором 9 игровых клеток:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Команда (например, “крестики”) выбирает игровое поле. Ведущий задает вопрос. Если команда, отвечавшая на вопрос, дает правильный ответ, на игровом поле появляется знак их команды. Если нет – команды соперников. Игра заканчивается, если одна из команд закрывает линию на игровом поле как при игре “Крестики-нолики”. Если линии не получается, команда - победитель определяется по очкам.

Игра «Биологический пасьянс».

 Каждой группе выдаётся конверт с терминами по теме, которые необходимо разложить согласно предложенной схеме. Можно использовать интерактивную доску или презентацию с интерактивными заданиями.

Игра «Биологический лабиринт»

От старта до финиша можно дойти, правильно ответив на вопросы «да» или «нет», перемещаясь по стрелкам игрового поля в презентации, или на интерактивной доске.

«Третий лишний». Данные задания довольно просты по содержанию, но являются начальным этапом, формирующим умение работать с тестами. Игра может проводиться при изучении любой темы, особенно при изучении таких тем, где нецелесообразно использовать тесты, кроссворды. Что особенно подкупает в данных заданиях, так это минимум подготовки к их использованию.

Аукцион, черный ящик, биологический марафон, биологическое лото и т.д.

  При помощи дидактической игры можно реализовать дифференцированный и индивидуальный подход и в то же время, не ограничивая ребенка в интеллектуальных рамках, создать возможность роста и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Горка знаний" 7 класс

Игровая технология, применяемая на уроке обощения знаний по теме "Повторение изученного в 5-6 классах".Учащиеся разделены на команды, каждая получает  задание. Выигрывает команда правильно выполн...

Игра "Копилка знаний"

Игра  по теме "Флора и фауна " Астраханской области, может использоваться на уроках краеведения в 6-8 классах....

Урок - игра "Пик знаний"

Урок проводится по теме "Интеграл. Вычисление площади криволинейной трапеции" В данную методическую разработку входят  план-конспект урока, презентация, оценочный лист и карта эффективности урока...

Игра "Орешек знаний тверд"

В презентации разработана игра-соревнование "Орешек знаний тверд" по разделам "Механика","Тепловые явления", "Электричество". Предлагается провести с учениками 8класса. ...

От игры к знаниям.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах...

Урок-игра "Систематизация знаний о Периодической системе и жизнедеятельности Д.И.Менделеева"

Данный материал можно использоватьдля проведения уроков и внеклассных мероприятий....

интеллектуальная игра "Аукцион знаний"

1.Общие положения:   Игра проводится в соответствии с реализацией «Программы поддержки и развития детско – юношеского движения  на период 2010-2015 гг.», направлена на активизацию...