От игры к знаниям.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_po_rya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Снеткова Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Покрова

Петушинского района

Владимирской области

От игры к знаниям.

5-6 классы

Цели:

-проверить знания учащихся о частях речи , значении, строении правописании слов;

-развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;

-моделировать игру в целях воспитания интереса к предмету;

-воспитывать любовь к слову и речевой культуре.

-Дорогие друзья ! Сегодня мы проводим большой праздник знатоков и любителей русского языка. Это конкурсы, игры, викторины. Это успехи и победы в обмене информацией и знаниями о русском языке.

    Итак. В добрый путь от игры – к знаниям!

В команде 6-8 участников, каждая команда придумывает себе название и девиз.  За правильный ответ жюри дает 1-3 очка ( в зависимости от сложности вопроса ).

1. Конкурс знатоков фонетики.

Сценка .

Догадайся, почему стали возможны:

Несуразные вещи.

-Здравствуй!  

-Привет!

-Что это ты несешь?

-Несу разные вещи.

-Несуразные?! Почему они несуразные?

-Сам ты несуразный ,как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял?

Вот, несу мел…

-Что не сумел?

 -Отстань.

-Да ведь ты говоришь: «Не  сумел». Что не сумел-то7

-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…

-Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

-Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутник . я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится ,значит.

-Вот оно что…

-А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

-Тамарка?

-Ага.

-И- ничего, симпатичная?

-Красивая, зеленая такая…

-То есть как?

-Зеленого цвета.

-Постой… это что же: у нее… волосы, что ли, зеленые?

-У кого – волосы?

-Да у Тамарки-то?

-Что-о?!

-Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…

-Та! Марка! Марка, понимаешь7 та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… там арка нарисована.

-Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована , да? Так бы и говорил.

-Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

-Пока. Смотри ,не растеряй свои несуразные вещи.

-А ну тебя…

-Да! Стой!

-Ну, что еще?

-Привет передавай.

-Кому? Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

Вопросы для команд:

  1. Какие слова получатся , если прочесть слова от конца к началу, учитывая звуки , а не буквы: лог, гол, люк, лед, пара?
  2. Какими звуками различаются слова даль и дал, лук и люк, флаги и фляги?
  3. В каком слове 40 гласных?
  4. В каком слове по сто согласных?
  5. Определите, какое третье слово лишнее:

Конечно, нарочно, игрушечный.

Что, чтобы, нечто.

Чувство, баловство, да здравствует.

Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.

  1. Сколько букв О в данном предложении? А сколько звуков [о]? Объясните, куда они подевались?
  2. Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок  и сто сорок будет двести сорок». Допусти ли он в вычислении ошибку?
  3. Решите задачу-шутку :

Шел по дороге старик, а на встречу ему боец. «Здравствуй отец»,- говорит боец. А старик ему в ответ:»Здорово служилый! Только зовут меня не отец , а так, что с любого конца это слово читай – все значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь,  слева направо читай, хочешь наоборот – все одинаково. И живу я в таком домике, что значение его не изменится, хоть как читай. Около домика растет растение, с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – все одинаково. Вот и разгадай»

1 участник из каждой команды получает задание : нарисовать фантастических животных – мамалыну и жаваругу. Обосновать свой рисунок.

2. Конкурс грамотеев.

  1. Найдите в стихотворении слова, которые неправильно употреблены без НЕ , и сформулируйте правило:

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые чвели незабудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, укллюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякогостраха

Шел умытый, причесаный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

 И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

(С.М.Бондаренко)

  1. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заостренными концами?
  2. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?
  3. Почему по-разному пишутся  близкие по произношению слова?

Деревенский старожил сад колхозный сторожил.

  1. Исправьте ошибки допущенные Лентяйкиным в диктанте:

Сестра  любит браца за любую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу.

  1. Вопросы-шутки:
  1. Чем кончаются день и ночь?
  2. Что стоит посередине земли?
  3. Чем кончается лето и начинается осень?

  1. назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И
  2. почему слово СВИДЕТЕЛЬ является исторической ошибкой?
  3. можно ли назвать слово КАЛАЧ , судя по его написанию, «непомнящим родства»?

Проверка творческих проектов.

     Музыкальная пауза

3. Конкурс лексистов.

  1. Какие языковые средства использованы в пословицах?

Старый друг лучше новых двух.

Маленькое дело лучше большого безделья.

  1. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым?
  2. Угадайте профессию человека, о котором рассказано в стихотворении Б.Попова.

Зачерпну я солнце жесткой кистью,

Киноварь и охру всполощу

И  на глянец шелестящих листьев

Сочными мазками положу,

Чтобы  клены золотом червонным

Осыпались  под ноги влюбленным

  1. Объясните разницу в значении слов:

Абонент – абонемент

Факт – фактор

Болотный – болотистый

Эффектный – эффективный

  1. Отгадай шарады:

1)Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там возьмите

То, что не раз едали вы.

2)Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь  выражение лица.

  1. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?
  2. В пустые клетки впишите слова, которые обозначают название цветка, животного, растения, хищной рыбы. (каждой команде)

         А

          А

        А

          А

        А

         А

         А

  1. Вспомните пословицы , по которым созданы следующие газетные заголовки:

Каков факт, таков и акт.

Готовь лыжи летом.

Мал городок ,да дорог.

Цыплят считают и зимой.

Посадка в чужие сани уже объявлена

Когда в соседях согласья нет.

Шайбы по весне считают.

Проводили по одежке.

   

Игра со зрителями.

1)Какое русское слово состоит из трех слогов , а указывает на 33 буквы?

2)Черные, кривые,

От рожденья все немые,

А  как только встанут в ряд ,

Сразу все заговорят.

3)Каких камней не найдешь на море?

4)Какой болезнью на земле никто не болеет?

5)Из какого полотна нельзя сшить рубашку?

6)Какой лошадь бывает, когда ее покупают?

4. Конкурс словообразователей.

  1. найдите среди приведенных слов то, которое состоит только из основы:

та\и\ть

тай\ком

тай\н\а

талант

талант\лив\ость

талант\лив\ый

  1. Найдите корень в словах БЕСЕДКА, БЕСТОЛОЧЬ. БЕЗДЕЛКА, БЕЗДНА, БЕСЕНОК, БЕСКОЗЫРКА, БЕСТИЯ.
  2. Выделите суффиксы в словах ЛЖИВЫЙ, ДОЖДЛИВЫЙ, ДОВЕРЧИВЫЙ . Выделите корень ОТТЕПЕЛЬ, ВЛИВАТЬ, РОДНИК.
  3. Нарушают ли нормы современного русского языка детские слова : тушенники, журчей, рукти, рыжки, красняк.
  4. Найдите в тексте слово, образованное путем перехода одной части речи в другую.

Шурка.

Я смотрю – в избе мой брат,

У  него шинель до пят.

Он с запиской отпускной

К нам пришел на выходной.

  1. С помощью какого суффикса НОЖИ и НОГИ  превращаются в одно слово?
  2. Догадайся, какое слово задумано:

В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень, как в слове игрушка. Суффикс одинаковый со словом слышать.

  1. Как большой дом превратить в маленький?

     Как топор превратить в рукоятку?

Подведение итогов.

 Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он ,  как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

(А.Яшин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Горка знаний" 7 класс

Игровая технология, применяемая на уроке обощения знаний по теме "Повторение изученного в 5-6 классах".Учащиеся разделены на команды, каждая получает  задание. Выигрывает команда правильно выполн...

Игра "Копилка знаний"

Игра  по теме "Флора и фауна " Астраханской области, может использоваться на уроках краеведения в 6-8 классах....

Урок - игра "Пик знаний"

Урок проводится по теме "Интеграл. Вычисление площади криволинейной трапеции" В данную методическую разработку входят  план-конспект урока, презентация, оценочный лист и карта эффективности урока...

Игра "Орешек знаний тверд"

В презентации разработана игра-соревнование "Орешек знаний тверд" по разделам "Механика","Тепловые явления", "Электричество". Предлагается провести с учениками 8класса. ...

Урок-игра "Систематизация знаний о Периодической системе и жизнедеятельности Д.И.Менделеева"

Данный материал можно использоватьдля проведения уроков и внеклассных мероприятий....

интеллектуальная игра "Аукцион знаний"

1.Общие положения:   Игра проводится в соответствии с реализацией «Программы поддержки и развития детско – юношеского движения  на период 2010-2015 гг.», направлена на активизацию...

От игры к знаниям: дидактические игры на уроке английского языка.

Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ис...