Урок - игра "Пик знаний"
методическая разработка (алгебра, 11 класс) по теме
Урок проводится по теме "Интеграл. Вычисление площади криволинейной трапеции" В данную методическую разработку входят план-конспект урока, презентация, оценочный лист и карта эффективности урока. К сожалению, не удалось загрузиь в этот материал флипчарты к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obl_seminar__integral._ploshchad_krivolineynoy_trapecii..doc | 172 КБ |
istoriya_integrala.ppt | 800 КБ |
karta_otsl_effekt_dlya_uch-sya.doc | 31.5 КБ |
ocenochnyy_list_prilozhenie_k_uroku.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграл. Площадь криволинейной трапеции. (Флипчарт №1)
Тип урока: урок обобщения.
Форма проведения урока: урок – игра «Пик знаний».
Цели урока: (Флипчарт № 3)
- Обучающие: повторить теоретический материал, отработать навыки нахождения первообразных, вычисления интегралов и площадей криволинейный трапеций; расширить знания по теме.
- Развивающие: развивать навыки самостоятельного мышления, интеллектуальные навыки (анализ, синтез, сравнение, сопоставление), внимание, память;
- Воспитательные: воспитание математической культуры учащихся, повышение интереса к изучаемому материалу.
Ход урока:
1. Орг момент ( 3мин)
2. Теоретический тест (5мин).
3. Устная работа (3мин)
4. Работа в тетрадях (3мин)
5. Дополнительный теоретический материал (3мин).
6. Работа у доски (7мин)
7. Устная работа (3мин).
8. История интегрального исчисления (3мин)
9. Работа в парах (10мин).
10. Итог. Рефлексия.(5мин)
- Сегодня мы с вами совершим необычное восхождение на вершину «Пика знаний». «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький». Это слова философа Конфуция. (Флипчарт № 2)
Каким путем пойдет каждый из вас, решать вам, но нужно помнить, что вы несете ответственность за свои знания. Первенство вы будете оспаривать на протяжении всего урока.. победителем станет тот, кто наберет большее количество баллов, тем самым первым достигнет вершины «Пика знаний». Цель нашего восхождения: повторить теоретический материал, отработать навык нахождения первообразных, вычисления интегралов и площадей криволинейных трапеций, расширить знания по теме, развивать навыки самостоятельного мышления, воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки.
На каждом столе лежит оценочный лист, где вы будете выставлять баллы.
Задания | Ф И учащихся / Количество баллов | |
Тест | ||
Устная работа | ||
Работа в тетрадях | ||
Работа у доски | ||
Работа в парах | ||
Итого |
- Принято, что человек, готовясь к соревнованию, свой день начинает с зарядки. Проведем разминку и мы.
1. Теоретический тест (Флипчарт № 4)
Известный актер и кинорежиссер Василий Шукшин говорил: «Кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее». Итак в тетрадях отмечаем только ответы. Тест на время. 30 секунд на обдумывание.
- Если для любого х из множества Х выполняется равенство , то функцию F(x) называют … для функции f(x) на данном множестве.
А) производной; В) первообразной; С) обратной; D) непрерывной.
- Совокупность всех первообразных функций F(x) + С для данной функции f(x) называется … функции f(x)
А) область определения; В) производной; С) область значения; D) неопределенным интегралом.
- С помощью формулы Ньютона – Лейбница находят…
А) определенный интеграл; В) производную;, С) обратную функцию; D)неопределенный интеграл.
4. Найдите множество первообразных для функции f(x) = 2
А) 0; В) 2х + С; С) 2х; D) 2.
5. Если F(x) есть первообразная для функции f(x), а k и b – постоянные, причем
k 0, то … есть первообразная для f(kx + b).
А) k F(x); В) F(kх + b); С) k F(kх); D) F(x).
6. Криволинейной трапецией называется фигура, ограниченная графиком … функции у = f(x), прямыми …, и осью… .
А) функции; х = а, х = b; Ох. В) непрерывной, неотрицательной; у = а, у = b; Ох. С) непрерывной, неотрицательной; х = а, х = b; Ох. D) неотрицательной; х = а, х = b; Оу.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте тест. Правильный ответ – это 1 балл. В оценочный лист отметьте количество баллов, полученные за тест.
Ключ:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа | В | D | А | В | В | С |
- Теперь в путь. Подъем к Пику знаний будет нелегким, могут быть и завалы, и обвалы, и заносы, и во всех ситуациях выживает тот, кто крепко держится за руку друга. Группа ребят под руководством Инары подготовили тестовые задания из сборников тестов по данной теме. У доски выполнить задание (Егор, Айгерим, Валя). Инара проверяет работу ребят.
Карточка № 1.
1. Найдите первообразную функции f(x) = cosx+cos(-x)
A)2sinx + C; B)-2sinx + C; C)C; D)-2cosx + C; E)x + C
2. Вычислите интеграл 10,5∫ (4x-3)4 dx
A)3/20; B)0,1; C)1/5; D)1/20; E)0.
Ответы: 1) 2sinх +С; 2) 0,1
Карточка № 2.
1. Найдите первообразную функции f (x) = 3e3x
A)1/9 e3x + C; B) e3x + С; С) 9e3x + С; D)27 e3x + С; E) 1/3 e3x + С
2. Вычислите интеграл 1-2∫ (4x3 + 6x) dx
- -34; В) 24; С) -22; D) 26; Е) -24.
Ответы: 1) e3x +С; 2) -24
Карточка № 3.
Найти площадь фигуры, ограниченной линиями y = x – x2 , y = x2 – x
A)1/2; B)1; C)1/4; D)1/3; E)2
Ответ: .
Устная работа. (Флипчарт № 5)
Найти соответствие между заданными функциями и их первообразными. Верный ответ 1 балл.
f(x) | F(x) ( разбросаны по полю флипчарта) |
Sin 4x | cos 4x + C; 4 cos 4x + C; |
-0,1(5-2х)+С; +С; | |
e | e+С; e+С; 3e+С; |
4х | +С; 0,8+С; |
-12х + 3 | -6+3х+С; -12 + С; |
ln+C; ln x +C; |
Работа в тетрадях. (Флипчарт № 6)
Чтобы продвинуться вперед, надо показать знания, решив следующую задачу. Один ученик несколько раз решал одну и ту же задачу: «Для функции f(x) = 2х – 4 найдите первообразную F(x), график которой проходит через точку В(1;1). Начертите график функции F(x)». Каждый раз он получал разные решения, но только одно из них верное. Найдите его с помощью рассуждений. За верные рассуждения 5 баллов.
F(x)=- 4x + C, С=4, значит F(x)=- 4x + 4. парабола, ветви направлены вверх. График под цифрой (2).
Дополнительный материал (Флипчарт № 7)
Благополучно справились с заданием, тем самым приблизились к вершине.
«Мышление начинается с удивления» - заметил 2500 лет назад Аристотель. Наш соотечественник Сухомлинский считал, что «чувство удивления – могучий источник желания знать; от удивления к знаниям – один шаг». А математика замечательный предмет для удивления. Я предлагаю вам дополнительный материал по теме, в надежде, что он поможет вам при сдачи ЕНТ и поступлении в ВУЗ. Добавьте в свою копилку значение следующих интегралов: ( это время Артем покажет пример группы С).
; ; ;
; К основным правилам вычисления определенного интеграла надо добавить следующие правила: ; ; где с.
Работа у доски: (Ахмат)
При каком а выполняется равенство
Решение.
.
По условию задачи , откуда a = - 2 , a = .
Ответ: -2; .
Устная работа. (Флипчарт № 8)
Представьте себе, что мы попали в обвал. Наша задача –выжить в данной ситуации. А чтобы выжить надо решить задачу: « Представить площадь заштрихованной фигуры как сумму или разность площадей криволинейных трапеций, ограниченных графиками известных вам линий».
( Самат, Вера, Кристина)
y=f(x)
y=g(x)
c
a
y=f(x)
y=g(x)
a
b
y=f(x)
y=g(x)
a
b
История интегрального исчисления.
А теперь привал. «Счастливая случайность выпадает лишь на долю подготовленных умов» слова Луи Пастера. Вашему вниманию немного из истории предлагает Марина. ( электронная презентация)
Работа в парах.
Самое трудное восхождение. «Если вы правильно выбрали себе путь, то счастье само вас отыщет» говорил Константин Дмитриевич Ушинский. Для каждой пары дается задание «Вычислить площадь заштрихованной фигуры». Ваша задача состоит в том, чтобы каждый работающий в паре был занят своей работой, а именно вычислением площади одной из криволинейных трапеций, из которых, состоит заштрихованная фигура, и общими усилиями смогли бы вычислить площадь всей фигуры. Работу проверяю сама.
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ №1
Задание: вычислите площадь заштрихованной фигуры
(Например, первый ученик вычисляет площадь фигуры, ограниченной линиями у=4-х2, у=0 и х=0; второй ученик вычисляет площадь фигуры, ограниченной линиями у= 4 – х, у = 0 и х = 0.)
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 2
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 3
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 4
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
Дополнительное задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
Ответы: № 1, 5 площадь = №2, 6 площадь = ; № 3, 7 площадь = ; № 4,8 площадь = . Доп задание:
Итак, мы на вершине знаний. Посчитайте количество набранных баллов за урок. По карте отслеживания эффективности урока отметьте « Твое отношение к уроку» и посадите свой смайлик, (Флипчарт № 17) соответствующий настроению от пройденного урока, на вершину Знаний. Спасибо всем за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Историческая справка. Понятие интеграла и интегральное исчисление возникли из потребности вычислять площади (квадратуру) любых фигур и объёмы (кубатуру) произвольных тел. Предыстория интегрального исчисления восходит к древности.
Ученый, создавший интеграл. Евдокс Книдский (ок. 408-355 гг. до н.э.) – древнегреческий учёный. Дал полное доказательство теоремы об объёме пирамиды; теоремы о том, что площади двух кругов относятся как квадраты их радиусов. При доказательстве он применил так называемый метод «исчерпывания», который нашёл своё использование (с некоторыми изменениями) в трудах его последователей. Через две тысячи лет метод «исчерпывания» был преобразован в метод интегрирования, с помощью которого удалось объединить самые разные задачи – вычисление площади, объёма, массы, работы, давления, электрического заряда, светового потока и многие, многие другие.
Создание интеграла. Проиллюстрируем «метод исчерпывания» на простом примере. Предположим, что нам надо вычислить объём лимона, имеющего неправильную форму, и поэтому применить какую-либо известную формулу объёма нельзя. С помощью взвешивания найти объём также трудно, так как плотность лимона в разных частях его разная. Поступим следующим образом. Разрежем лимон на тонкие дольки. Каждую дольку приближённо можно считать цилиндриком, радиус основания, которого можно измерить. Объём такого цилиндра вычислить легко по готовой формуле. Сложив объёмы маленьких цилиндров, мы получим приближенное значение объёма всего лимона. Приближение будет тем точнее, чем на более тонкие части мы сможем разрезать лимон.
Создание интеграла. Вслед за Евдоксом метод «исчерпывания» и его варианты для вычисления объёмов и площадей применял древний учёный Архимед. Успешно развивая идеи своих предшественников, он определил длину окружности, площадь круга, объём и поверхность шара. Он показал, что определение объёмов шара, эллипсоида, гиперболоида и параболоида вращения сводится к определению объёма цилиндра. Выражаясь современным языком, Архимед определил интегралы
Что такое интеграл? Термин «интеграл» (от лат. integer — целый, то есть целая, вся — площадь) был предложен в 1696 г. Иоганном Бернулли.
Обозначение Ньютон использовал малые вертикальные панели над переменной, указывая интегрирование это или переменная. Вертикальную черту x ' было легко спутать с у, что Ньютон использовал для обозначения дифференцирования, это было трудно различать при печати и чтении, так что эти обозначения не были широко распространены.
Современное обозначение неопределенного интеграла было введено Лейбницем в 1675 году. Он адаптировал интегральный символ , образованный из буквы S — сокращения слова лат. summa (сумма). Современное обозначение определенного интеграла, с ограничениями над и под знаком интеграла, были впервые использованы Жаном Батистом Жозефом Фурье в 1819-20.
Что такое интеграл? Ещё более чётко понятие определённого интеграла выступает в трудах Б. Паскаля. Он впервые познакомился с неделимыми у Кавальери, о котором отзывался с большой похвалой. Однако, несмотря на то, что Паскаль пользовался термином “неделимые”, он их понимает не так, как Кавальери. “Сумма ординат” для Паскаля – это уже не все линии, а сумма неограниченного числа прямоугольников, сторонами каждого из которых служили ордината и маленькие равные отрезки абсцисс.
Предварительный просмотр:
3.3. Карта отслеживания эффективности урока (для учащихся).
Дата__________________Урок__________________Учитель_______________ Класс_________________ | Твое отношение к уроку (подчеркнуть)отличный, интересный, захватывающийхороший, содержательный, заставляющий работать обычный, работа без интереса бесполезный, совсем не интересный |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Предварительный просмотр:
Оценочный лист
Задания | Ф И учащихся / Количество баллов | |
Тест | ||
Устная работа | ||
Работа в тетрадях | ||
Работа у доски | ||
Работа у доски | ||
Работа в парах | ||
Итого ( количество баллов) |
Оценочный лист
Задания | Ф И учащихся / Количество баллов | |
Тест | ||
Устная работа | ||
Работа в тетрадях | ||
Работа у доски | ||
Работа у доски | ||
Работа в парах | ||
Итого ( количество баллов) |
Оценочный лист
Задания | Ф И учащихся / Количество баллов | |
Тест | ||
Устная работа | ||
Работа в тетрадях | ||
Работа у доски | ||
Работа у доски | ||
Работа в парах | ||
Итого ( количество баллов) |
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ №1
Задание: вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 2
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 3
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 4
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 5
Задание: вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 6
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 7
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 4
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
Карточка для работы у доски
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
Карта отслеживания эффективности урока
Дата__________________Урок__________________Учитель_______________ Класс_________________ | Твое отношение к уроку (подчеркнуть)отличный, интересный, захватывающийхороший, содержательный, заставляющий работать обычный, работа без интереса бесполезный, совсем не интересный |
Карта отслеживания эффективности урока
Дата__________________Урок__________________Учитель_______________ Класс_________________ | Твое отношение к уроку (подчеркнуть)отличный, интересный, захватывающийхороший, содержательный, заставляющий работать обычный, работа без интереса бесполезный, совсем не интересный |
Карта отслеживания эффективности урока
Дата__________________Урок__________________Учитель_______________ Класс_________________ | Твое отношение к уроку (подчеркнуть)отличный, интересный, захватывающийхороший, содержательный, заставляющий работать обычный, работа без интереса бесполезный, совсем не интересный |
Карта отслеживания эффективности урока
Дата__________________Урок__________________Учитель_______________ Класс_________________ | Твое отношение к уроку (подчеркнуть)отличный, интересный, захватывающийхороший, содержательный, заставляющий работать обычный, работа без интереса бесполезный, совсем не интересный |
Карта отслеживания эффективности урока
Дата__________________Урок__________________Учитель_______________ Класс_________________ | Твое отношение к уроку (подчеркнуть)отличный, интересный, захватывающийхороший, содержательный, заставляющий работать обычный, работа без интереса бесполезный, совсем не интересный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Презентация к уроку "Урок – смотр знаний в 5 класс по математике. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»."
Презентация к уроку:Урок – смотр знаний в 5 класс по математике.Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»....
Начинающему фермеру - практические знания. Урок применения знаний, навыков и умений по теме «Минеральные удобрения»
Изучить способы определения минеральных удобрений; закрепить навыки решения расчётных и экспериментальных задач....
Методическая разработка урока-открытия знаний с элементами проблемного обучения "My Love is warmer than..." 6 класс (ознакомление и первичное закрепление знаний)
Методическая разработка урока-открытия знаний с элементами проблемного обучения включает технологическую карту урока, презентацию к уроку, скрипты песни "My Love is warmer than the warmest sunshi...
Урок для учащихся 9 класса по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты» Тип урока: систематизация знаний
Урок для учащихся 9 класса по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты»Тип урока: систематизация знанийЦель урока: совершенствование речевых навыков учащихс...