Урок-игра "Систематизация знаний о Периодической системе и жизнедеятельности Д.И.Менделеева"
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме
Данный материал можно использоватьдля проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Систематизация знаний о Периодической системе химических элементов и жизнедеятельности Д.И.Менделеева»
Цели урока:
-образовательная: обобщить, углубить и закрепить знания учащихся о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, вызвать интерес к биографии и научному наследию великого ученого.
-воспитательная: воспитать чувство патриотизма на примере личности Д.И.Менделеева, воспитывать у учащихся чувство ответственности, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
-развивающая: развивать память, внимание, мышление, творческие способности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Дидактическое и материально- техническое обеспечение урока:
- портрет Д.И.Менделеева; - карточки с заданиями; - Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; - сосуд, смоченный концентрированной соляной кислотой; - крышка, смоченная крепким нашатырным спиртом.
Межпредметные связи: история, биология, география, литература.
План урока
- Организационная часть.
-взаимное приветствие учителя и учащихся;
-проверка готовности класса к работе.
2. Вступительное слово учителя
3. Выполнение заданий: -представление команд; -конкурс «Разминка»; -конкурс «Аукцион»; -блицтурнир «Жизнедеятельность Д.И.Менделеева»; -конкурс «Черный ящик»; -конкурс капитанов.
4. Работа жюри. Подведение итогов, оформление протокола игры.
5. Оценка результатов деятельности учащихся.
Предварительный этап.
Учащиеся заранее знакомятся с темой игры, готовятся к ней - это повышает интерес к предмету, развивает умение работать с дополнительной литературой. Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана, придумывает название и девиз.
Ход урока.
Каждая команда садится за отдельным столом. На столах у команд находится лист контроля команды.
Лист контроля команды |
Капитан команды |
№ п/п | ФИО учащегося | Оценка |
1. |
Капитаны команд должны оценить работу каждого ученика. В конце урока листы контроля сдаются учителю.
Вступительное слово учителя:
С. Щипачев «Читая Менделеева»
Другого ничего в природе нет, Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все от песчинок малых до планет- Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой Строй менделеевской системы строгий. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший- водород, Есть просто кислород, а вместе это- Июньский дождь от всех живых щедрот, Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма И темно-бурые растворы брома, И кажется Вселенная сама Одной лабораторией огромной.
Сегодня у нас необычный урок, урок-игра. Нам предстоит еще раз совершить путешествие по Периодической системе химических элементов.
Представление команд. Каждая команда представляет название, девиз и капитана.
Конкурс «Разминка»
Участвуют обе команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За каждый правильный ответ команда получает химические деньги.
Вопросы для команд.
- Количество групп в Периодической системе химических элементов. (8)
- Валентность атома водорода. (I)
- Самый легкий металл. (Литий)
- Горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания атомной массы. (Период)
- Формула снега. (Н2О)
- Химические элементы, названные в честь Франции. (Франций, галлий)
- Знак заряда ядра атома. (Положительный)
- Неметалл- жидкость. (Бром)
- Количество периодов в Периодической системе химических элементов. (7)
- Валентность атома кислорода. (II)
- Вид атомов с одинаковым зарядом ядра. (Химический элемент)
- Элементы VIIA группы. (Галогены)
- Самые активные металлы. (Щелочные)
- Металл-жидкость. (Ртуть)
- Знак заряда электрона. (Отрицательный)
- Кто открыл Периодический закон? (Д.И.Менделеев)
- Наука о веществах и их превращениях. (Химия)
- Какой химический элемент назван в честь России? (Рутений)
- Какого газа больше в воздухе? (Азот)
- Автор закона сохранения массы. (Ломоносов М.В.)
- Вертикальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания атомной массы. (Группа)
- Им дышит все живое. (Кислород)
- Самый легкий неметалл. (Водород)
- Главный элемент органической химии. (Углерод)
- Неметалл-самый сильный окислитель. (Фтор)
Конкурс «Аукцион»
Необходимо угадать вещество, подсказку получает та команда, которая предложит большее количество химических денег.
- Вещество, которое образуется при горении.
Подсказки:
- Существует на Земле в трех агрегатных состояниях одновременно.
- Оксид водорода.
Ответ: вода.
- Считается, что метеориты в основном состоят из этого вещвства.
Подсказки:
- При нехватке этого элемента в организме человека развивается заболевание, называемое анемией.
- В честь него назван век.
Ответ: железо.
- Полагают, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой именно этого вещества.
Подсказки:
- Одно из самых распространенных соединений натрия.
- Поваренная соль.
Ответ: хлорид натрия.
- Этот элемент является компонентов важнейших строительных материалов природы.
Подсказки:
- Карбонат этого элемента- главное составляющее мела, мрамора, известняка.
- Из фосфата этого элемента построены скелеты высших животных и зубы.
Ответ: кальций.
Подводятся итоги за два конкурса. Результаты заносятся в протокол игры.
Весь мир большой: Жара и стужа, Планет кружение, свет зари - Все то, что видим мы снаружи, Законом связано внутри. Найдется ль правило такое, Что целый мир объединит? Таблицу Менделеев строит, Природы ищет алфавит.
Конкурс «Жизнедеятельность Д.И.Менделеева»
1-й этап Учитель задает по 10 вопросов командам. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла, за дополнение ответа- 1 балл.
Вопросы для команд.
- Когда и где родился Д.И.Менделеев? (В 1834 г., в Тобольске)
- В честь кого был он назван? (В честь деда Дмитрия Васильевича Корнильева)
- Назовите любимых писателей Д.И.Менделеева (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь)
- В каком году был открыт Периодический закон? (1869 г. 1 марта)
- Какое изобретение Д.И.Менделеева содействовало усилению мощи огнестрельного оружия? (Бездымный порох)
- Сколько химических элементов было известно ко времени открытия Периодического закона? (63)
- В 53 года Д.И.Менделеев в этом городе совершил полет на воздушном шаре для изучения явлений, наблюдаемых при солнечном затмении. (Клин)
- Кому посвятил А.Блок «Стихи о Прекрасной даме»? (Дочери Д.И.Менделеева- Любови Дмитриевне)
- В какой город в возрасте 70 лет Д.И.Менделеев отправился в 1902 г., чтобы своими глазами увидеть в лабораториях Беккереля и супругов Кюри таинственное явление- радиоактивность? (Париж)
- Где фамилия Менделеев встречается дважды? (В Периодической системе химических элементов: она носит имя Менделеева и ее элемент с порядковым номером 101 – менделевий)
- Каким по счету ребенком был Д.И.Менделеев? (Семнадцатым)
- В каком городе в 1855 г. Д.И.Менделеев начал свою трудовую деятельность в качестве учителя естественных наук в гимназии? (Симферополь)
- Что положил Д.И.Менделеев в основу классификации химических элементов? ( Массу атома)
- Назовите любимое место жительства Д.И.Менделеева. (Боблово)
- Какие химические элементы были предсказаны Д.И.Менделеевым после создания Периодической системы химических элементов? (Экаалюминий- галлий, экабор- скандий, экасилиций- германий)
- Какое отношение к Д.И.Менделееву имел русский поэт А Блок? (А.Блок был женат на дочери Дмитрия Ивановича)
- Чем любил заниматься Д.И.Менделеев в часы отдыха? (Клеить чемоданы)
- Назовите автора сказки «Конек-Горбунок». Какое отношение имеет автор к Д.И.Менделееву? (П.Ершов- учитель гимназии, в которой учился Д.И.Менделеев)
- О каком своем труде Д.И.Менделеев писал: «…любимое дитя мое. В них мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные научные мысли»? (Учебник «Основы химии»)
- Какие географические названия связаны с именем Д.И.Менделеева? (Вулкан на Курильских островах, г. Менделеевск в Республике Татарстан, г. Менделеево в Тюменской обл., подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане)
2-й этап
Участвуют обе команды, первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. Баллы идут в личный зачет каждому участнику.
- Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец можно получить название четырехугольника? (Бром-ромб)
- Из названия какого химического элемента, заменив лишь последнюю букву на другую можно получить тело, обладающее способностью притягивать железные предметы? (Магний-магнит)
- Из названия какого химического элемента, заменив лишь первую букву на другую можно получить слово, обозначающее местность, где в почве много воды? (Золото-болото)
- Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец можно получить полезное ископаемое? (Фтор-торф)
- Из названия какого химического элемента, заменив лишь последнюю букву на другую можно получить название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией? (Уран-Урал)
- Из названия какого химического элемента, заменив лишь первую букву на другую можно получить единицу летоисчисления? (Йод-год)
- Из названия какого химического элемента, заменив лишь третью букву на другую можно получить слово, обозначающее человека, обладающего высшими творческими способностями? (Гелий-гений)
Жюри оценивает конкурс
Конкурс «Черный ящик»
Участники команд, прослушав рассказ должны написать уравнение наблюдаемой реакции и назвать образующееся вещество. За правильный ответ команда получает 5 баллов.
На менделеевских средах много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки подчас серьезной обстановки Д.И.Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды он объявил, что соберет в стеклянную банку папиросный дым. И как только Илья Репин закурил папиросу и выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению присутствующих, банка действительно наполнилась дымом. Как это могло произойти, и какое вещество находилось в банке?
(NH3+ HCl →NH4Cl Хлорид аммония)
Конкурс капитанов
Капитаны получают цветные карточки с заданием:
Зеленая: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите названия химических элементов: ГРОНА (аргон), МАРУСЬ (сурьма), КРОНТИП (криптон), ЛЕДОРУГ (криптон)
Красная: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите названия химических элементов: ЛЕСЕН (селен), ДОМЕНИ (неодим), ЦЕТЮЛИЙ (лютеций), ДЕЛИНБОМ (молибден).
Подведение итогов, оформление протокола игры. Оценка результатов деятельности учащихся.
Результаты игры
Конкурс | Название команды |
1 | Представление команды |
2 | Разминка |
3 | Аукцион |
4 | Жизнедеятельность Д.И.Менделеева |
5 | Черный ящик |
6 | Конкурс капитанов |
Итог игры |
Эпилог.
У Д.И.Менделеева было много замечательных афоризмов и высказываний. Одно из них: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».
Закончить же урок хочу словами: «Сам удивляюсь - чего только я не делывал в своей научной жизни. И сделано, думаю неплохо»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"
Внеклассное мероприятие раскрывает историю создания периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Информация изложена в стихотворной форме, которая способствует быстрому запоминанию м...
Приложение к внеклассному мероприятию "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"
Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Д.И. Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет....
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Обобщение материала по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" 11 класс...
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
ЦЕЛИ.Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко ф...
«Общая характеристика химических элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
Материал для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
В презентации отражены история открытия ПЗ, структура ПС, закономерности изменения радиуса атома, электроотрицательности, окислительно-восстановительных свойств атомов элементов по периодам и группам....
Турнир знатоков химии по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева".
Девиз турнира: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (А.Дистервег).Цели турнира:Развивать познавательную активность учащихся, пр...