олимпиадные задания по биологии 9 класс
олимпиадные задания (биология, 9 класс) по теме
задания для учащихся предназначены для подготовки к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada9.docx | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии для 9 класса.
Часть I .
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 25 (по одному баллу за каждое тестовое задание).
Из перечисленных признаков, общим для клеток растений и животных является:
а) наличие хлоропластов;
б) 46 хромосом в клетке;
в) химический состав;
г) наличие пластид.
Богатое энергией вещество (АТФ) образуется в :
а) рибосомах;
б) ядре;
в) межклеточном веществе;
г) митохондриях.
По химическому составу большинство ферментов являются:
а) белками;
б) углеводами;
в) жирами;
г) нуклеиновыми кислотами.
Функции носителей наследственной информации выполняют :
а) белки;
б) углеводы;
в) жиры;
г) нуклеиновые кислоты.
Аминокислоты – это вещества, образующие:
а) белки;
б) жиры;
в) углеводы;
г) нуклеиновые кислоты.
Из указанных процессов, не относится к процессам биосинтеза образование:
а) белков;
б) углеводов;
в) воды и углекислого газа при дыхании;
г) нуклеиновых кислот.
Из перечисленных продуктов обмена, продуктами выделения являются:
а) белки;
б) углеводы;
в) жиры;
г) углекислый газ и вода.
Из перечисленных систем органов, деятельность всего организма регулируют:
а) опорно-двигательная и пищеварительная;
б) кровеносная и дыхательная;
в) нервная и эндокринная;
г) выделительная и покровная.
Наука, изучающая условия нормальной жизнедеятельности человеческого организма:
а) анатомия;
б) физиология;
в) гигиена;
г) медицина.
Кровь в аорту поступает из:
а) правого желудочка сердца;
б) левого предсердия;
в) левого желудочка сердца;
г) правого предсердия.
Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:
а) профаза;
б) метафаза;
в) анафаза;
г) телофаза.
Наука, изучающая клетку:
а) гистология;
б) морфология;
в) цитология;
г) эмбриология.
13. В отличие от малощетинковых, у многощетинковых червей имеются:
а) замкнутая кровеносная система, отсутствует полость тела, развитие без метаморфоза;
б) длинные многочисленные щетинки, параподии, развитие с метаморфозом;
в) развит кожно-мускульный мешок, пищеварительная система отсутствует;
г) замкнутая кровеносная система, длинные щитинки, развитие без метаморфоза.
14. Личиночная стадия ракообразных называется:
а) трохофора;
б) науплиус;
в) нимфа;
г) велигер.
15. Непостоянная температура тела земноводных – это результат:
а) малой подвижности;
б) слабого развития легких;
в) обитания в холодной воде;
г) снабжения почти всех органов смешанной кровью.
16. Кровеносная система рыб:
а) замкнутая, два круга кровообращения, двухкамерное сердце, в сердце только венозная кровь;
б) незамкнутая, двухкамерное сердце, в сердце венозная кровь;
в) замкнутая, один круг кровообращения, сердце двухкамерное, в сердце артериальная кровь;
г) замкнутая, один круг кровообращения, сердце двухкамерное, в сердце только венозная кровь;
17. К проходным рыбам, нерест которых происходит в реках и озерах, относятся:
а) каспийская минога;
б) европейский угорь;
в) нерка;
г) таймень.
18. К мягкотелым черепахам относятся:
а) болотная черепаха;
б) китайский трионикс;
в) суповая черепаха;
г) кожистая черепаха.
19. Впервые головной мозг, состоящий из 5 отделов, возникает у:
а) головоногих моллюсков;
б) круглоротых;
в) земноводных;
г) млекопитающих.
20. Дробление зиготы у птиц:
а) неравномерное;
б) дискоидальное;
в) полное;
г) частичное.
21. Рабочие особи муравьев – это:
а) бесплодные самцы;
б) бесплодные самки;
в) нормальные самцы, способные к размножению;
г) нормальные самки, способные к размножению.
22. Выделительная система насекомых представлена:
а) протонефридиями;
б) метанефридиями;
в) мальпигиевыми сосудами;
г) пронефрическими почками.
23. Корневищами размножаются:
а) пырей ползучий;
б) кукуруза;
в) картофель;
г) лук.
24. Спирогира – это:
а) грибы;
б) одноклеточный организм;
в) водоросль;
г) лишайник.
25. Цветок состоит из:
а) цветоножки, цветоложа, околоцветника, андроцея, гинецея;
б) цветоножки, цветоложа;
в) цветоложа, андроцея, гинецея;
г) околоцветника, андроцея, гинецея.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны :
Приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха;
Приспособиться к возросшей силе тяжести;
Выработать механизм защиты от высыхания;
Изменить характер передвижения;
Усложнить органы чувств.
а)I, III, IV,V,II
б) I, II, IV, V, II
в) I, II, III, V, IV
г) I, II, III, IV, V.
Для земноводных характерны следующие признаки:
Имеется только легочное дыхание,
Наличие мочевого пузыря;
Продуктом выделения является мочевая кислота;
Для взрослых особей характерна линька;
Отсутствие грудной клетки.
а) II, V
б) I, III, V
в) II, IV, V
г) III, V, I, II
К лилейным относят такие растения как:
Лилия;
Майник;
Вороний глаз;
Тюльпан;
Кукуруза.
а) I, II, V
б) III, I, II, V
в) I, II, III, IV
г) II, IV, V, I
Семена не образуются у:
Водорослей;
Моховидных;
Папоротниковидных;
Плауновидных;
Голосеменных.
а) II, IV, II
б) I, II, III, IV
в) I, II, IV
г) II, I, II, V
5. Корни могут выполнять функции:
I. Образование почек;
II.Образование листьев;
III. Вегетативного размножения;
IV. Поглощения воды и минеральных веществ;
V. Синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
а) II,III, IV
б) I,II, IV,V
в) I, III, IV, V
г) I, II, III, IV
6. Половое размножение характерно для:
I. Спирогиры;
II. Хламидомонады;
III. Хлореллы;
IV. Улотрикса;
V.Вольвокса.
а) II, III, I, V
б) I, II, IV, V
в) II, V, I
г) II, III, V, I
7. В первые дни космического полета у пилота происходят следующие изменения (патофизиология):
I. Головная боль;
II. Отечность ног;
III. Выход кальция из костей (деминерализация);
IV.Увеличение тонуса мышц- сгибателей.
а) I, II, III
б) I, IV
в) I, III
г) II, III, IV
8. В случае опасности ящерица ушастая круглоголовка :
I. Спасается бегством;
II. Принимает угрожающую позу;
III. Окрашивается под цвет субстрата и затаивается;
IV. Отбрасывает хвост;
V.«Тонет» в песке.
а) I, IV, II, V
б) II, III, IV, I
в) I, II, V
г) I, V, II
9. Пение соловья:
I. Привлекает самку своего вида;
II. Помогает разграничить индивидуальные участки самцов;
III. Отвлекает хищников от гнезда с насиживающей самкой;
IV. Способствует межвидовой экологической изоляции;
а)I, III, IV
б) II, IV, I
в) I, II, IV
г) II, III, IV
10. Плод- костянку имеют:
I. Персик;
II. Виноград;
III. Грецкий орех;
IV. Мандарин;
V. Барбарис.
a) I, II, IV,V
б) I, III, V
в) II, III, V
г) II, IV, V
Часть 3.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Стручок образуется у растений семейства бобовых.
У всех рыб имеется плавательный пузырь.
Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.
У животной клетки, в отличие от растительной, имеется клеточный центр.
Крокодилы и черепахи не линяют.
Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и некоторыми гормонами.
Листья хвощей мелкие, чешуевидные, не имеющие зеленой окраски, фотосинтез происходит в стеблях.
Органы выделения рыб – почки.
У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.
Медиаторы отвечают за передвижение нервного импульса по нейрону.
Для простейших характерна только водная среда жизни.
Все простейшие, при питании, образуют пищеварительные вакуоли.
Простейшие размножаются путем продольного и поперечного деления надвое.
Для грибов характерно вегетативное, бесполое и половое размножение.
Все простейшие - одноклеточные животные.
Часть 4.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5 (по 2,5 балла за каждое тестовое задание).
Из предложенной информации выберите сведения о подсолнечнике.
Однодольное растение.
Двудольное растение.
Жизненная форма- дерево.
Жизненная форма- трава.
Имеет несколько деревянистых, ветвящихся у основания стволиков.
Из семени в течении одного сезона образуются вегетативные и репродуктивные органы, в конце вегетационного периода отмирает все растение.
Многолетнее растение.
Двулетнее растение.
Имеет трубчатые и ложноязычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.
Имеет соцветие головку.
Имеет крупные одиночные цветки.
Теплолюбивое растение.
Холодостойкое растение.
Культурное растение.
Дикорастущее растение.
Имеет трубчатые и воронковидные цветки, собранные в соцветие корзинка.
Ответ: |
Установите соответствие между органическим соединением (А-Д) и выполняемой им функцией (1-5).
Компонент клеточной стенки грибов А. Крахмал
Компонент клеточной стенки растений Б. Гликоген
Компонент клеточной стенки бактерий В. Целлюлоза
Запасной полисахарид растений Г. Муреин
Запасной полисахарид грибов Д. Хитин
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение |
МАТРИЦА ОТВЕТОВ
Школьной олимпиады по биологии 9 класс
Часть №1 25 баллов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Ответ | в | г | а | г | а | в | г | в | в | в | в | в | б | б | г | г | в | б | б | б | б | в | а | в | а |
Часть №2 20 баллов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | г | а | в | б | в | б | в | в | в | б |
Часть №3 15 баллов
4,6,7,9,13,14.
Часть №4 7,5 баллов
1.
Ответ | 02,04,06,09,12,14 |
2.
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединения | Д | В | Г | А | Б |
Максимальное количество баллов – 67,5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие олимпиадные задания по биологии и экологии для 9 класса
Задания для творческой олимпиады по биологии. 9 класс...
Творческие олимпиадные задания по биологии и экологии для 9 класса
Задания для творческой олимпиады по биологии. 9 класс...
Олимпиадные задания по биологии. 9 класс.
Олимпиадные задания по биологии. 9 класс....
Олимпиадные задания по биологии 5 класс
Задания теоритического тура муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 5 класс...
Олимпиадные задания по биологии для учащихся 6-7 классов коррекционной школы VIII вида
Олимпиадные задания по биологии (II тур) для учащихся 6-7 классов....
Олимпиадные задания по биологии 9 класс
Олимпиадные задания по биологии 9 класс...
Олимпиадные задания по биологии 10 класс (школьный этап ВСОШ 2015)
Олимпиадные задания по биологии 10 класс...