Сборник олимпиадных заданий по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Лемудкина Наталья Владимировна

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornikolimpiad.rar135.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

     

         

   

 

 

 

СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

Задания первого этапа

I тур

Задание № 1

Распределите следующие существительные по двум группам таким образом, чтобы они образовали правильные в смысловом отношении словосочетания с одним из двух прилагательных — военный или воинский:

бюджет, время, договор, доктрина, должность, дружба, звание, искусство, кампания, кладбище, конфликт, мастерство, надгробие, обязанность, опасность, оркестр, подразделение, почести, преступление, приветствие, приказ, производство, сборы, служба, сотрудничество, тайна, тактика, традиции, угроза, учения, эшелон

Образец:

военный (-ая, -ое, -ые)

билет

училище

победа

действия воинский (-ая, — ое, — ие)

устав

часть

воспитание

документы

Задание № 2

Какое качество (какие качества) оцениваются положительно?

а) прямодушный; б) прямолинейный; в) велеречивый; г) краснобай; д) языкастый; е) правдолюбивый

 

Задание № 3

Нижеследующий древнерусский текст переведите на современный русский язык. Подчеркните слова или конструкции, которые составляют для вас трудность при переводе.

«Змиа егда пойдет пити води, яд свой в гнезде своем оставляет. Да не последи пьющиа уморит. И ты, человече, егда идеши во церковь святую, всяку злобу остави домаси» (Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981).

 

Задание № 4

Что означает слово идиот в названии романа Ф. М. Достоевского и герой в названии романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова? Ответ дайте двумя-тремя фразами.

 

Задание № 5

1. Вставить пропущенные буквы.

2. Расставить знаки препинания.

3. Определить автора и название произведения, откуда взят фрагмент.

Надо .сказать что квартира эта номер пят...д...сят давно уже пользовалась если н... плохой то во всяком случа... стра...ой р...путац...ей. Еще два года наза... вл...дел...цей ее была вдова юв...лира де Фужере. Анна Францевна де Фужере пят...десят...летн...я почте...ая и очень деловая дама три комнаты из пяти ...давала жильцам одному фамилия которого была к...жет...ся Беломут и другому с утрач...ой фамилией. И вот два года тому назад нач...лись в квартире не объяснимые прои...шествия из этой квартиры люди нач...ли бе...ледно и...чезать. Однажды в выходной день явился в квартиру м...л...ц...онер вызвал в передн...ю второго жильца фамилия которого утрат...лась и сказал что того просят на м...нутку зайти в отделение м...лиц...и в чем то ра...писат...ся. Жилец пр...казал Анфисе преда...ой и давней домашн...й работнице Анны Францевны сказать в случае если ему будут звонить что он в...рнет...ся чере... десять м...нут и уш...л вмест... с кор...ектным м...лиц...онером в белых п...рчатках. Но н... в...рнулся он н... только чере... десять м...нут а вообще н...когда н... в...рнулся. Уд...вит...льн...е вс...го то что очевидно с ним вмест... и...ез и м...лиц...онер. Набожная а откровеннее сазать суеверная Анфиса так напр...мик и заявила оч...нь ра...трое...ой Анне Францевне что это к...олдовство и что она пр...красно знает кто утащил и жильца и м...лиц...онера только к ноч... н... хоч...т говорить. Ну а к...лдовству как известно стоит только начат...ся а там уж... его н...чем н... ост...новиш... Второй жилец и...ез помнит...ся в пон...дельник а в среду как скво..ь землю провалился Беломут но правда при других обс...ятельствах. Утром за ним заехала как обычно машина что бы отве...ти его на службу и отвезла но наза... н...кого н... пр...везла и сама больше н... в...рнулась. Горе и ужас мадам Беломут н... поддают...ся описанию. Но увы и то и другое было не продолжительно. В ту же ноч... в...рнувшись с Анфисой с дачи на которую Анна Францевна почему то спешно поехала она н... застала уже гражданк... Беломут в квартир... Но этого мало двери обеих комнат которые зан...мали супруги Беломут ока...зались зап...чата...ыми. Два дня прошло кое как. На третий же день страдавшая все это время бе...со...идей Анна Францевна опять таки спешно уехала на дачу. Нужно ли говорить что и она н... в...рнулась! Оставш...ся одна Анфиса наплакавшись в волю легла спать во втором часу ночи. Что с ней было дальше не известно но ра...сказывали жильц... других квартир что бу... то бы в № 50 всю ноч... слышались какие то стуки и бу... то бы до утра в окнах г...рел эл...ктрич...ский свет. Утром выясн...лось что и Анфисы нет!

 

Задание № 6

Что означало слово томный во времена протопопа Аввакума?

Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, — кольско гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут.

 

Задание № 7

Можно ли кого-нибудь из названных лиц обозначить страдательным причастием с тем же корнем?

а) страхователь, б) страховщик.

 

Задание № 8

Исправьте неверное употребление деепричастных оборотов в предложениях, обоснуйте свой выбор.

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа ( из рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»)

Читая Гоголя, мне запомнился отрывок про птицу-тройку.

Насытившись жизнью, на него нападает хандра.

Стоя на набережной Невы, ему не раз приходилось «пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму».

Так выглядит теория Раскольникова, в долгих муках рождавшаяся в его сознании, находя аргументы в окружающей жизни.

 

Задание № 9

В чем сходство и в чем различие в значениях следующих слов? Приведите примеры, в которых взаимозаменяемость данных слов была бы невозможной

гуманистический

гуманный

гуманитарный

 

Задание № 10

Какие общечеловеческие качества выражены в следующих фразах из популярных песен? Имеют ли они какое-либо особое значение в русской культуре? Аргументируйте Ваш ответ кратким высказыванием (3–4 фразы).

а. А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.

б. Коль любить, так до могилы, коль украсть, так миллион.

в. Диван моё призвание, уютный мой причал.

г. Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье, говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.

 

Задание № 11

Откуда берется ошибка в словосочетаниях: сомневаться о чем-либо, противоречить с чем-либо, воодушевлять к чему-либо, суровые обстоятельства происходят на границе, среди многих депутатов довлеет точка зрения, оплатить за проезд.

 

Задание № 12

Прочитайте записку, написанную китайским студентом своему преподавателю. В этой записке есть разного рода ошибки — как языковые, так и связанные с культурными различиями. Найдите ошибки и запишите исправленный текст.

15 декабря 1999 г.

Уважаемый начальник!

Здравствуйте!

Ударили морозы, до сих пор не был на уроке. Не думайте, что я не хотел учить. Я хочу просить у вас прощения за все свои грехи. В своё оправдание могу только сказать, что у меня плохо со здоровьем. Мне не хотелось бы об этом, но поясница подвернулась.

Дома днём работа, вечером — отдых. Дядя врач, он ухаживал за меня часто. У меня не большое горе.

Дела идут как будто неплохо, сейчас самочувствие сносное. Я хочу,

что я ещё на урок. Боюсь, что я был невнимателен к Вам. Извините! Надеюсь, что описал всё.

Ещё раз позвольте извиниться перед Вами!

С приветом.

Ваш студент: Лю Линь.

 

Задание № 13

Закончите предложения:

1) Человек счастлив, если...

2) Главное, что мешает человеку быть счастливым, это...

 

Задание № 14

Какие деловые бумаги начинаются с местоимения 1-го лица: а) заявление; б) доверенность; в) приказ; г) трудовой договор

 

Задание № 15

Авторы нижеследующих высказываний использовали для характеристики различных экономических и политических явлений один и тот же риторический прием. Что объединяет эти высказывания?

«Закончилась лихорадка с выплатой зарплаты. Деньги сейчас выдаются регулярно». (Л. Антонов)

«При желании противостоять бациллам экстремизма можно, но чумная эпидемия национализма продолжается». (А. Колесников)

«Если мы не нейтрализуем как очаги, так и вирусоносителей коммунистического столбняка — не сносить нам голов как в переносном, так и в прямом смысле». (В. Ганюшкин)

«Это крайняя степень политического слабоумия, крайняя степень безответственности». (В. Белов)

 

Задание № 16

Ниже приведены слова из детской речи, которых нет в русском литературном языке. Можно ли показать, что это русские слова, построенные с учетом правил русского словообразования? Подберите — в тех случаях, когда это возможно, — аналоги для этих образований из литературного языка.

Моя чашка такая блистенькая.

Я не хочу эту сумку: она вся такая дыркатая.

Жмутные туфли.

Зоопарченный сторож.

Исчезлая собака.

Лучшевсехная мама.

Настульная игра.

Лес заблудительный, одной нельзяходительный.

Лялечку побрызгали духами — «Я вся такая пахлая, я вся такая духлая».

Сумасошлатая.

Образец: блистать + еньк -> блистенькая (ср. чистенькая, веселенькая).

 

II тур

Задание № 1

Известно, что иностранцы, даже хорошо владеющие русским языком, очень редко используют в своей речи на русском языке модальные частицы (уж, мол, дескать, -ка, -то, якобы и др.).

А. Как Вы думаете, с чем это связано?

Б. Приведите примеры употребления частиц хоть и авось в разных значениях (2–3 примера).

 

Задание № 2

В чем сходство и различие в значениях следующих слов:

грусть (грустить, грустный, грустно) печаль (печалиться, печальный, печально) тоска (тосковать, тоскливый, тоскливо) скука (скучать, скучный, скучно)?

Приведите примеры, в которых взаимозаменяемость данных слов (выберите любую из частей речи) была бы невозможной.

 

Задание № 3

Прочитайте отрывок из сочинения, написанного американской студенткой, изучавшей русский язык. В этом сочинении (1991 год) есть разного рода языковые ошибки, а также «ошибки», связанные с культурными различиями. Подчеркните одной чертой ошибки первого типа, двумя чертами — второго.

«Пока я сидела в моём тесном месте и дым от сигарет туманил кабины, я определённо поняла, что уехала от комфорта и удобств жизни в Америке: в Америке в самолётах нельзя курить. Мы прилетели, когда должно было быть время завтрака. Водитель долго возил нас по кафе и наконец нашёл одно открытое. Оно называлось „Молочное“. Это кафе стало единственным местом завтрака первых одного или двух месяцев. Во второй день нашего пребывания в России мы найти ларёк, где купили шесть яблок. Мы не понимали метрическую систему и даже не понимали, что люди обычно покупают килограммы, а не просто несколько штук. Мы нашли магазин хлеба и купили белый хлеб. Это всё. Так, на ужин мы съели яблоки и белый хлеб, и всё. Другая трудность — транспорт. В Твери есть трамваи, троллейбусы, автобусы, но их можно очень долго ждать, потому что нет расписания. У автобусов есть расписание, но оно очень ненадёжное. Никогда в своей жизни я не была как селёдка в бочке, как иногда в транспорте здесь. Я даже не думала, что это возможно, что люди так ездят. Я очень удивлялась видеть, что люди входят в трамваи, даже когда они полные. Сначала это было для меня приключением, и я даже смеялась, когда пьяница, который едва мог ходить, вошёл в трамвай и всем мешал, но потом я стала чаще замечать несчастных людей и кричащих детей. Тогда я поняла, что это не приключение, что люди терпят это всю жизнь. Система такcи очень интересная. На такси можно доехать очень быстро, но вызывать его дольше, чем ехать на общественном транспорте. Легче всего добираться на частных машинах. Водители в России знают, как заработать дополнительные деньги. В Америке, если человек останавливает машину, а не такси, то это значит, что он не хочет платить. Здесь проезд не бесплатно. Кажется, что в России намного больше старых людей, чем в Америке. Конечно, это не так. Просто они больше ходят по улицам. Я никогда не забуду вид старушек, которые ходят по скользким улицам и стоят в очередях. По моему мнению, старые люди должны отдыхать, путешествовать, ходить в театр, а не работать. Чем дольше я жила в России, тем больше я начинала понимать различия с Америкой. Американские туристы видят только Кремль в Москве, Эрмитаж в Ленинграде, интуристовские матрёшки и так далее. Я уже могу сказать, что мне нравится, а что — нет. В Америке очень хорошее обслуживание, потому что у людей есть побуждение хорошо работать. Здесь этого нет. В магазинах продавцы не улыбаются и медленно работают, кричат на покупателей. Я думаю, что все жили бы здесь намного лучше, если бы не были такими злыми, но это наверное потому, что жизнь не очень приятная. Отношения со знакомыми и друзьями совсем другие, потому что это страна связей. Хорошие люди здесь не на улице, а дома. Но самое трудное для меня в России — это отношение к женщинам. Я не могла понять, почему женщины здесь мало разговаривают, мало шутят, больше стоят в очередях, чем мужчины. Мужчины могут ругаться матом, а женщины -нет. Я согласна, что это не очень приятно, когда женщины ругаются, но когда мужчины — тоже».

 

Задание № 4

а) Разъясните значения словосочетаний:

белая зависть

белое зерно

белый танец белая нефть

белое безмолвие

белая магия белая Олимпиада

белое золото

белые воротнички белая пахота

белый континент

Образец: белая нефть — газ, газовый конденсат белая зависть — ...

 

Задание № 5

Слово стаж ( из французского stage) появилось в русском языке на рубеже XIX и XX веков. Так, в брошюре С. Карастелевой «Как учится молодежь в Париже» мы читаем: «Каждый студент во время своего пребывания в университете должен сделать три обязательных стажа: 1) хирургии, 2) медицины и 3) акушерства и еще один специальный. Стаж, или обязательное ежедневное посещение больницы, продолжается от 1 декабря до 15 июня. Он должен быть сделан в одном и том же service, под руководством одного и того же chef. В конце стажа chef de service посылает свое мнение о каждом стажьере на факультет, где этот отзыв вносят в dossier студента. Неудовлетворительный отзыв вызывает необходимость повторить стаж» (М., 1905).

1) Чем отличается приведенное значение слова стаж от современного?

2) Какие слова используются сегодня для передачи того смысла слова стаж, который представлен в тексте начала XX века?

 

Задание № 6

Переведите текст XVII века:

Спаситель скажетъ: аще кто хощетъ по мне ити да отвержетъ ся себе. Что то, отвержетъ ся себе? Отложить плотские похоти и мирскую любовь, и только попечися о богоугодномъ житии, си речь: что бы мы по примеру Спасителя нашево всегда жили, в смииренномудрии въ любви, и в чистоте.

 

Задание № 7

Перед вами «ассоциативное поле» УМНЫЙ. Оно составляется в ассоциативном эксперименте из ответов носителей русского языка на предъявленное им в качестве стимула слово УМНЫЙ. Согласно условиям эксперимента реакция отвечающего должна быть спонтанной, т. е. носитель языка отвечает первым словом, которое приходит ему на ум в связи с предъявленным стимулом. Ответы расположены в порядке убывания их частоты:

УМНЫЙ:  человек, дурак, я, ботаник, голова, мужчина, ребенок, дядя, как утка, муж, парень, пес, преподаватель, собеседник, студент, хороший, башковитый, бедный, благородство, бред, в гору не пойдет, в очках, вид, Димон, друг, думать, дяденька, закон, Знайка, интересный, козел, кто-то, любимчик, малый, мальчик, молодец, ну очень, осел, от рождения, очень, очкарик, очки, пацан, пень, первый, профессор, романтик, сообразительный, столбовой, умение, учитель, хорошо, читатель, это я, юрист.

Задание состоит в следующем:

а) Извлеките из ассоциативного поля те слова, которые, по вашему мнению, характеризуют умного человека. Сгруппируйте их удобным для вас способом и дайте объяснение отмеченным вами свойствам.

б) К выбранным таким образом свойствам и характеристикам добавьте другие качества, которые с вашей точки зрения присущи умному человеку.

 

Задание № 8

Существует ли связь между значениями следующих слов, и если да, то в чем она заключается:

дуб — задубеть, двор — водворить, будить — возбудить, стрелять -застрельщик, течь — предтеча, дремать — дремучий, потоп — допотопный, булава — булавка, колбаса — наколбасить, патрон — распатронить, горох -огорошить, Егор — объегорить, лимон — лимонничать, мороз — сморозить.

 

Задание № 9

Прокомментируйте высказывание А. С. Пушкина «Переводчики -почтовые лошади просвещения». Как понимали это выражение современники поэта и что оно означает сейчас?

 

Задание № 10

Вы все знаете выражение ни стыда, ни совести. А в чем различие в значении слов стыд и совесть?

 

Задание № 11

Определите значения пословиц и поговорок, объясните, какую роль в формировании их смысла играют выделенные слова:

а. Аз да буки — начало науки.

б. Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

в. Мертвому — плач, а живому — калач.

г. Увертлив: в ступе пестом не попадешь.

д. Бородка Минина, а совесть глиняна.

 

 

Архив рассылки

 

  Интересные темы форумов

 

 Сок фреш или сок-фреш?

 

  Интерактивный диктант

 

 М. А. Булгаков. Белая гвардия

 Л. Н. Толстой. Отрочество

 М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города

 А. И. Солженицын. В круге первом

 [ посмотреть все ]  

 

  В этот день 26 марта  

 

 В 1516 г.: родился Конрад Геснер, швейцарский естествоиспытатель, автор первого библиографического труда "Всеобщая библиотека", "История животных".

 

 В 1874 г.: родился Роберт Ли Фрост (ум. 1963), американский поэт, еще при жизни ставший классиком американской поэзии. Фрост является автором сборников "Между горами", "Нью-Гэмпшир", "Западная река" и др. Поэзию Фроста отличает "горацианская ясность", афористичность выражения, подчеркнутая традиционность.

 

 В 1908 г.: родился Сергей Венедиктович Сартаков, русский писатель, автор трилогии "Барбинские повести", исторической эпопеи "Хребты Саянские", романов "Философский камень", "Ледяной клад", "А ты гори, звезда", "Свинцовый монумент".

 

 В 1908 г.: родилась Мария Сергеевна Петровых (ум. 1979), русская поэтесса, автор сборников "Дальнее дерево" (1968), "Предназначение" (1983), "Черта горизонта" (1986), в которых звучит исповедальная интонация, поэтизация нравственной чистоты, душевной стойкости и бескомпромиссной позиции автора. Петровых принадлежат также переводы, в том числе армянской поэзии.

 

 В 1911 г.: родился Теннесси Уильямс (настоящее имя Томас Ланир, ум. 1983), американский драматург, поэт и писатель. Его психологические пьесы «Трамвай "Желание"» (1947), «Орфей спускается в ад» (1955) и др. проникнуты экзистенциалистскими и фрейдистскими идеями.

 

 В 1949 г.: родился Патрик Зюскинд, немецкий писатель, автор романа «Парфюмер».

 

 В 1872 г.: в России выпускается первая почтовая карточка.

 

 В 1922 г.: в Берлине выходит первый номер газеты "Накануне" под редакцией Ю.В. Ключникова и Г.А. Кирдецова. В 1925 году ее выпуск будет прекращен.

 

 В 1924 г.: в Лондоне проходит премьера единственной написанной Бернардом Шоу трагедии "Святая Жанна".

 

 

  Реклама

 

 

 

 

 

 

 

О портале | Реклама | Наши баннеры | Партнеры | Книга отзывов | Контакты | Карта портала

 

 

 

Грамота.Ру: Конференции | Новости | Журнал | Конкурсы | Олимпиады | Форум | Поиск | О портале |

Словари: О словарях русского языка | Онлайновые словари портала | Словари для всех |

Справка: Официальные документы | Правила: старые и новые | Справочное бюро | Письмовник | Непростые слова |

Навигатор: Каталог ссылок | Форум | Чат | Юмор | Народная мудрость | Цитаты | Фотоконкурсы |

Класс: Русский как родной | Русский как неродной | Русский язык в мире | Читальный зал | Форум | Карта раздела |

Игра

Реклама на портале | Статистика

 

--------------------------------------------------------------------------------

Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-4627

Copyright © 2000-2005. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "ГРАМОТУ.РУ" обязательна.

БСМП «ЭЛЕКС-Альфа» portal@gramota.ru  

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...

Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...