Кейс «Дигибридное скрещивание»
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (10 класс)
Кейс построенн на основе материала 10-11 класса и может быть использован для самостоятельного изучения данной темы или для контроля знаний по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
digibridnoe_skreshchivanie.docx | 43.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс «Дигибридное скрещивание»
Общая характеристика кейса.
Предмет: Биология (общая биология)
Класс: 10-11
Цель кейса: Кейс построен на основе материала, предложенного для изучения на углублённом уровне предмета биология в 10-11 классе при изучении темы «Дигибридное скрещивание».
Действия учащихся: данный кейс может быть использован для самостоятельного получения знаний по теме Дигибридное скрещивание или для контроля знаний по данной теме, что предполагает применение ранее полученных знаний учащимися, а также при подготовке к ЕГЭ
Кейс ориентирован на преодоление дефицитов, таких как:
- находить точную информацию в тексте;
- выявлять информацию в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.
- уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, от карты к словесному описанию, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.
- решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта
- при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию
- использовать исследовательский метод (планирование и проведение эксперимента, анализ полученных результатов) в нестандартных ситуациях.
Использованные источники:
- Биология 10 кл. Углубленный уровень/ Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.- М.: Просвещение 2020
- ЕГЭ 2009. Биология. Репетитор/ Г.И. Лернер. -М: Эксмо-320с
- https://www.edumedia-sciences.com/ru/media/452
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
Дигибридным называют скрещивание, при котором анализируется наследование двух пар альтернативных признаков.
Скрещивая растение с желтыми и гладкими семенами (доминантные признаки) с растением с зелеными и морщинистыми семенами (рецессивные признаки), Мендель получил единообразное гибридное поколение F1 с желтыми и гладкими семенами.
Анализируя полученное потомство, Мендель обратил внимание на то, что, наряду с сочетаниями признаков исходных сортов (желтые гладкие и зеленые морщинистые семена), при дигибридном скрещивании появляются и моим сочетания признаков (желтые морщинистые и зеленя гладкие семена), причем расщепление по каждому отдельно взятому признаку соответствовало расщеплению при моногибридном скрещивании. Зависит ли расщепление одной пары признаков (гладкие и морщинистые семена) от расщепления другой пары (желтая окраска семян и зелёная) или эти пары тесно связаны между собой?
Анализ количественных соотношений групп гибридов F2 имеющих определенное сочетание признаков, привел к такому заключению: расщепление по фенотипу при скрещивании дигетерозигот происходит в соотношении 9:3:3:1:
- 9/16 растений F2 обладали обоими доминантными признаками (гладкие желтые семена);
- 3/16 были желтыми (доминантный) и морщинистыми (рецессивный);
- 3/16 были зелеными (рецессивный) и гладкими (доминантный);
- 1/16 растений F2 обладали обоими рецессивными признаками (морщинистые семена зеленого цвета).
Мендель пришел выводу, что расщепление по одной паре признаков не связано с расщеплением по другой паре.
Проведенное исследование позволило сформулировать закон независимого комбинирования генов (третий закон Менделя): при скрещивании гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им знаки наследуются независимо друг от друга в соотношении 3:1 и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
Задание1. Сколько пар альтернативных признаков анализируется при дигибридное скрещивании?
Задание 2. Мендель провел дигибридное скрещивание.
1) Подпишите фенотипы родительских сортов
2) Подпишите фенотипы гибридного поколения.
3) Какой закон иллюстрирует данное скрещивание?
Задание 3. Какие гаметы образует особь, имеющая генотип ААВВ, АаВЬ, АаВВ?
Задание 4. Заполните в таблице «Закономерности наследования признаков» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Таблица: Закономерности наследования признаков
Вид скрещивания | Генотипы родителей | Расщепление по фенотипу в соотношении |
моногибридное | 1 | 50:50 |
2 | ААВВ, аавв | 100% единообразие |
дигибридное | АаВв и АаВв | 3 |
Задание 5. Выберите признаки, характерные, для следующего генотипа АаВв:
1. моногомозигота
2. дигетерозигота
3. дает расщепление в потомстве по 2 признакам
4. не дает расщепление в потомстве
5. образует 4 типа гамет
6. образует 2 типа гамет
Задание 6.
Перед вами лежит горошина желтого цвета, гладкой формы.
1. Какие генотипы может иметь эта горошина?
2. Предложите опыт, который докажет, что это горошина чистого сорта
3. Какие результаты следует ожидать?
Задание 7. Решите задачу на дигибридное скрещивание.
В брак вступают голубоглазая женщина-правша (доминантный признак), отец которой был левшой, и кареглазый (доминантный признак) мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Лист ответов.
Задание 1.
Деятельность: Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах. Б. Балл:1
Ответ: двух пар или 2
Критерии оценивания:
Ответ верный -1балл
Ответ неверный -0 баллов
Задание 2.
Деятельность: уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы к словесному описанию. П. Балл:2
Ответ:
1- желтый гладкий; зеленый морщинистый
2.- желтый гладкий
3- единообразия первого поколения
Критерии оценивания:
Правильно указаны 3 элемента – 2 балла
Два элемента – 1 балл
Один элемент - 0баллов
Задание 3.
Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта (ранее полученных знаний написания гамет при моногибридном скрещивании) П. Балл: 3
Ответ:
1. АВ
2. АВ, Ав, аВ, ав
3. АВ, Ав
Критерии оценивания:
Правильно указаны 3 элемента – 3 балла
Два элемента – 2 балл
Один элемент - 1баллов
Ответ неверный -0 баллов
Задание 4.
Деятельность: Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому ( от словесного описания к таблице). Заполнять таблицу используя текст и знания, полученные ранее В. Балл: 2.
Ответ:
1- АА; Аа
2.- дигибридное
3- 9:3:3:1
Критерии оценивания:
Правильно указаны 3 элемента – 2 балла
Два элемента – 1 балл
Один элемент - 0баллов
Задание 5.
Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов. П. Балл: 2.
Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.
Ответ: 2,3,5
Критерии оценивания:
Правильно указаны 3 элемента – 2 балла
Два элемента – 1 балл
Один элемент – 0 баллов
Задание 6.
Деятельность: Использовать исследовательский метод (планирование и проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях. П. Балл:3
Ответ:
1. ААвв или Аавв
2. Скрестить с зеленой морщинистой горошиной
3. Если сорт чистый, то потомство даст только желтые гладкие плоды 100%
Критерии оценивания:
Правильно указаны 3 элемента – 3 балла
Два элемента – 2 балл
Один элемент - 1баллов
Ответ неверный -0 баллов
Задание 7.
Деятельность: Решение задач на дигибридное скрещивание. В Балл:3
Ответ:
1). Р ♀ ааВв х ♂ АаВв
Гол. Пр. Кар. Пр.
G аВ ав АВ Ав аВ ав
♀ ♂ | АВ | Ав | аВ | ав |
аВ | АаВВ Кар. Пр. | АаВв Кар. Пр. | ааВВ Гол. Пр. | ааВв Гол. Пр. |
ав | АаВв Кар. Пр. | Аавв Кар. Лев. | ааВв Гол. Пр. | аавв Гол. Лев.. |
Ответ: вероятность рождения кареглазого прав
2) вероятность рождения кареглазого левши 1/8.
3) Характер наследования – полное доминирование и независимое наследование признаков по третьему закону Менделя.
Критерии оценивания
Содержание верного ответа | Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок (правильно определены генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке.) | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Всего: 16 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
Урок-презентация по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя." с закреплением нового материала....
Дигибридное скрещивание
Презентация к уроку биологии в 9 классе...
Тест по генетике "Сцепленное наследование" и 5 задач на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наследование
В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наслед...
Задачи на моно- и дигибридное скрещивание
Задачи на моно- и дигибридное скрещивание. Материал можно использовать на уроках общей биологии в 9 классе....
Самостоятельная работа по генетике "Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание" 9-10 класс
Данная самостоятельная работа может использоваться для обобщения и контроля знаний по темам «Основные понятия генетики», «Решение задач на моногибридное скрещивание» и «Решение задач на дигибридное ск...
Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»
Образовательные задачи: сформировать знания о дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерно...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...