Урок «Обобщение знаний теме: «Основные закономерности явлений изменчивости»
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Борисова Лариса Геннадьевна

Конспект урока «Обобщение знаний  теме: «Основные закономерности явлений изменчивости» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Обобщение знаний по теме: «Основные закономерности явлений изменчивости»

Цели:

  • создать условия для систематизации и углубления знаний по теме “Закономерности изменчивости”;
  • способствовать развитию критического мышления у учащихся, способности к самооценке; прививать здоровый образ жизни

 Задачи

Образовательная: рассмотреть виды наследственной изменчивости, их материальную основу; раскрыть сущность факторов, вызывающих мутации; определить значение наследственной изменчивости для эволюции и селекции.

Развивающая: продолжить формирование научных представлений об основных свойствах живых организмов наследственности и изменчивости, умения объяснять эти свойства на основе полученных знаний.

Воспитательная: продолжить экологическое и этическое воспитание.

Тип урока: обобщение знаний  

Методы обучения: словесные (беседа с опорой на полученные ранее знания, рассказ), наглядный (презентация), практический (построение опорного конспекта, работа с раздаточным материалом).

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные термины, понятия: комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость, мутация, мутагены, мутанты, делеция, инверсия, дупликация, транслокация, полиплоидия (по ходу урока обращаем внимание на правильность написания терминов).

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, PowerPoint-презентация, учебник, инструктивные карточки.

Образовательная:

Сформировать представления о формах, уровнях и механизмах мутационной изменчивости, причинах возникновения мутаций, рассмотреть современное состояние среды обитания человека с точки зрения мутагенной загрязненности.

Развивающая:

Способствовать формированию УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, метапредметных; продолжить формирование умений работать с разными видами информации и способами ее предъявления.

Воспитательная:

Развитие познавательного интереса при привлечении информации (и способов ее усвоения и применения) из разных областей наук.

Планируемые результаты:

Предметные: давать определения понятий «мутации», «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «мутагены». Характеризовать закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводить примеры мутаций , классифицировать их. Объяснять причины возникновения мутаций и их эволюционное значение

Метапредметные:

познавательные: формулировать понятия; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; смысловое чтение; составлять и применять схемы для решения учебных задач;

регулятивные: самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи в учебной деятельности, контролировать свою деятельности для достижения результата;

коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства;

личностные: познавательный интерес к биологии, умение анализировать и оценивать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, осознание важности получения знаний.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

(На перемене и в самом начале урока звучит музыка И.С. Баха)

- Почему на нашем уроке звучит музыка И.С.Баха?

И.С. Бах – великий музыкант. Его род в течение почти 200 лет (XVI-XVIII века) дарил миру композиторов. Дар, позволяющий писать музыку, проявился у его деда, трех его дядей, у самого И.С. Баха и четырех его сыновей…

(Ученики предполагают, что на уроке будут обобщены знания по теме “Закономерности изменчивости”, определяют цели урока).

2. Актуализация знаний

- Что такое изменчивость?

- Каковы её виды? Объясните их значение. Заполните схему в тетради, используя текст рабочего листа

Задание 1.

Заполните схему «Виды изменчивости»

Задание 2. Рассмотрите таблицу «Форма изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Форма изменчивости

Пример изменчивости

Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года

Мутационная

Полиплоидные сорта томата

Задание 3. Определите виды изменчивости, изображенные на рисунках. Ответ поясните

     D:\Рабочий стол\fb1cixweanungoiv2bfzswbvy4w.jpeg

_____________________                          2. ____________________

Задание 4.                                                

Странный объект на речке растет,

Нижние листья вода изовьет,

Средний – на воду уложит как плот,

Верхний же – к небу стрелою скользнет.

Задание: Почему так удивительно данное растение? Какой вид изменчивости здесь проявляется? Что можно сообщить о наследовании ее? Каково ее биологическое значение? Какую форму листьев будет иметь стрелолист полностью, погруженный в воду, например, в аквариуме

Задание 5. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания модификационной изменчивости. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) носит обратимый характер

2) не передается по наследству

3) носит массовый характер

4) связана с изменением хромосом

5) носит индивидуальный характер

Задание 6. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка. Произвести проверку в парах, оценить по критериям.

Вид изменчивости

Форма изменчивости

Пример изменчивости

А

модификационная

разные размеры листьев у одного растения
на световой и теневой стороне

наследственная

Б

рождение ребёнка с седой прядью

наследственная

комбинативная

В

Список терминов и понятий:

1) соматическая

2) ненаследственная

3) рождение потомков с новым фенотипом в результате рекомбинации генов вследствие кроссинговера

4) разная масса тела бычков одного приплода

5) мутационная

6) наследственная

Задание 7.

“Клод…вытянул ребёнка из мешка, обнаружил, что это действительно уродец. У бедного маленького чертенка на левом глазу оказалась бородавка, голова ушла в плечи, позвоночник был изогнут, грудная клетка выпячена, ноги искривлены”.

(отрывок из произведения В.Гюго «Собор Парижской богоматери»)

D:\Рабочий стол\images.jpg       

Задание: Какой вид изменчивости представлен на рисунках, описан в романе? Возможно ли исправление подобных “ошибок природы”? Почему?

Что такое мутации? Виды мутаций?

Задание 8. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП МУТАЦИИ

А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК

Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке

В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка

Г) поворот участка хромосомы на 180 градусов

Д) уменьшение числа хромосом в соматической клетке

Е) обмен участками негомологичных хромосом

1) хромосомная

2) генная

3) геномная

А

Б

В

Г

Д

Е

2

3

2

1

3

1

Задание 9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены.

3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.

4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.

5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.

6. Мутации всегда полезны организму.

3. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям.

5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными).

6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации

Задание 10.

Раздался голос старого горшка:

“Они кричат – кривы мои бока.

Они кричат, что я – смешной урод”.

Что ж, дрогнула Горшечника рука?

(Омар Хайям)

 

Каждое пятилетие в мире издаётся каталог наследственных заболеваний человека и каждый раз этот список увеличивается.

Задание: Соотнесите смысл слов Омара Хайяма и данные о наследственных заболеваниях людей. В чем причины происходящего? (возросшее количество мутагенов: излучения, химические мутагены: яды, бытовая химия, лек. препараты, мутагенной активностью обладают алкоголь, никотин, наркотические вещества)

 

Задание 11. Тяжелое наследственное заболевание «синдром кошачьего крика», названное так по характеру звуков, издаваемых больными младенцами, обусловлено гетерозиготностью по концевой нехватке в 5-ой хромосоме. Определите тип данной мутации (хромосомная мутация)

https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/h/HNMRZWjzdkJiP23FUnGQquLCfO7aYwDbr6etIV/slide-26.jpg

Самоанализ

I. Задание на самоанализ закончите предложения:

Я считаю важным…

Этот урок мне поможет в жизни тем, что…

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня ………………

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Виды деятельности:

Задание 1.

Деятельность: Перевод информации из текстовой  в опорный конспект.

Задание 2.

Деятельность: Применение информации, полученной при изучении текста

Задание 3.

Деятельность: Сопоставление информации, полученной из текста с рисунками.

Задание 4.

Деятельность: Давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме. Выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.

Задание 5.

 Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.

Задание 6.

 Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.

Задание 7.

Деятельность: Давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.

Задание 8.

Деятельность: Установление соответствия, на основе информации полученной из текста

Задание 9.

Деятельность: Поиск биологических ошибок в тексте

Задание 10.

Деятельность: Давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме. Выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.

Задание 11.

Деятельность: Давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме, устанавливать причинно-следственные связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные закономерности явлений наследственности

Четыре типа заданий ( с выбором правильных вариантов ответов, утверждений) на тему  "Закономерности явлений наследственности". ...

Урок по теме "Основные закономерности и правила эволюции"

Урок по теме "Основные закономерности и правила эволюции" является завершающим при изучении раздела "Эволюционное учение", предполагает работу с дополнительным материалом с целью закрепления знан...

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЯВЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Презентационный материал для вводного урока раздела "Закономерности наследственности и изменчивости живых организмов"....

Контрольная работа « Основные закономерности явлений наследственности»

Методические указания  для преподавателяЦель работы: проверка умений учащихся работать с информацией, ориентироваться в учебном материале, распределять рабочее время, работать в команде, сос...

Проверочная работа по теме "Основные закономерности явления наследственности"

Подборка заданий по теме "Основные закономерности явления наследственности" составлена с использованием открытого банка заданий ФИПИ и может быть использована для контроля знаний по дан...